На тему: «Пенсионный фонд РФ
и его роль в финансировании социальной
сферы» Курсовая работа по курсу «Финансы»
студентки группы Э-3-13 Головачевой Анастасии
Владимировны Научный руководитель Мигел
А.А. Калуга 2014г СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи
и системы организации…..6 1.1 История возникновения
и развития Пенсионного фонда РФ……………..6
1.2 Сущность, роль и основные задачи Пенсионного
фонда РФ…………….12 Глава 2.Особенности
доходов и расходов пенсионного фонда
Российской Федерации………………………………………………………………………..17
2.1 Формирование доходов и расходования
средств………………………….17 2.2 Бюджет Пенсионного
фонда РФ на 2014год и плановые 2015 и 2016 года………………………………………………………………………………..23
Глава 3. Перспективы развития пенсионного
фонда РФ……………………...29 3.1 Направления
по дальнейшему развитию Пенсионного
фонда РФ……….29 3.2 Долгосрочное планирование
развития пенсионной системы на основе
актуарных расчетов……………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………...……………………………..43
ВВЕДЕНИЕ Развитие современной цивилизации,
переход к рыночной экономике привели
к необходимости усовершенствования бюджета
Российской Федерации и к созданию специальных
фондов для обеспечения социальной защиты
людей. Из бюджета постепенно выделились
внебюджетные фонды, среди которых основное
место заняли социальные фонды. Пенсионный
фонд Российской Федерации как самостоятельный
внебюджетный фонд начал свое функционирование
в 1991 г. В финансовой системе СССР пенсионное
обеспечение граждан осуществлялось за
счет взносов на социальное страхование
граждан и средств государственного бюджета.
Слияние этих источников в рамках бюджета
давало возможность государству перераспределять
их для решения тех или иных первоочередных
задач, на социальные нужды средства выделялись
по остаточному принципу. Согласно пункту
1 Положения о Пенсионном фонде Российской
Федерации (России), утвержденного постановлением
Верховного Совета Российской Федерации
от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской
Федерации является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением и создан в целях государственного
управления финансами пенсионного обеспечения
в Российской Федерации. Следует отметить,
что согласно положениям статьи 5 Федерального
закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации" Пенсионный фонд Российской
Федерации является государственным учреждением
и осуществляет функции страховщика в
системе обязательного пенсионного страхования.
При этом Пенсионный фонд Российской Федерации
имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый
федеральным законом, средства которого
являются федеральной собственностью,
не входят в состав других бюджетов и изъятию
не подлежат. Крoме того, вышеуказанным
Федеральным законом устанавливается,
что Пенсионный фонд Российской Федерации
и его территориальные органы составляют
единую централизованную систему органов
управления. Пенсионный фонд имеет огромное
влияние на экономику страны, так как главной
целью его является - обеспечить заработанный
человеком уровень жизненных благ путем
перераспределения средств во времени
и в пространстве - где бы человек не жил,
он своим трудом и прошлыми социальными
отчислениями гарантирует себе определенный
прожиточный уровень в будущем. Пенсиoнный
фoнд своими средствами обеспечивает выплату
ежемесячных пособий, пенсий людям которые
в силу определенных обстоятельств не
могут обеспечить свое проживание, в том
числе пенсионеров (пенсионеры – люди
достигшие пенсионного возраста). Средства
расходуются на выплaты государственных
пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации
пенсионерам, пособий для детей в возрасте
от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные
цели. Таким образом, определяется его
важное социальное значение. Актуальностью
темы рассмотренной в курсовой работе
является, то, что для рядового гражданина
страны процедура макроэкономического
планирования и формирования сбалансированного
бюджета кажется весьма далекой от его
повседневных нужд и забот. А между тем
вся текущая жизнь любого серьезного финансового
учреждения, а тем более столь сложного
и социально значимого, как Пенсионный
фонд РФ, непосредственно зависит от того,
насколько экономически обoснованы и правильно
были определены соответствующие бюджетные
параметры. Выплачиваемые пенсионные
пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому
значению - обеспечивать достойный уровень
жизни людям не имеющим трудовых доходов.
Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать
сбор страховых взносов, необходимых для
финансирования выплат государственных
пенсий. Таким образом, можно сделать вывод,
что выполнение социальных целей государства
является основной задачей Пенсионного
фонда РФ, и что такая задача только ему
под силу, так как бюджет Российской Федерации
не справляется даже с собственными задачами
и переложение такой задачи на его плечи
оказалось бы непосильной ношей для него.
Цель курсовой работы - раскрыть сущность
деятельности Пенсионного фонда и показать
его значение в финансировании социальной
сферы страны. Для реализации поставленной
цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие государственного
пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть работу Пенсионного фонда
по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ формирования и использования
средств Пенсионного фонда России.
определить задачи, возложенные на Пенсионный
фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования
пенсионной системы Российской Федерации;
оценить значение персонифицированного
учета в новой системе пенсионного страхования
граждан. В качестве теоретической базы
курсовой работы были использованы учебные
пособия, а также широкий ряд нормативных
актов Российского пенсионного законодательства.
Крoме того, были внимательно изучены и
переработаны публикации периодической
печати, в том числе в специализированных
изданиях, посвящённые данной теме. ГЛAВА
1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЕГО ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 История возникновения
и развития Пенсионного фонда РФ Важнейший
принцип пенсионного фонда – солидарная
ответственность поколений. Он преследует
цель обеспечить заработанный человеком
уровень жизненных благ путем перераспределения
средств во времени (нынешние работники
содержат вчерашних, завтрашние – возьмут
обеспечение нынешних) и в пространстве
– где бы человек не жил (даже за границей),
он своим трудом и прошлыми социальными
отчислениями гарантирует себе определенный
прожиточный уровень в будущем. По прошествии
переходного периода экономической нестабильности
социалистическое государство начало
создавать принципиально новую пенсионную
систему, основанную на принципах конституционно
гарантированного государством пенсионного
обеспечения по старости, которая была
введена в 1927 году. Действовавшая в СССР
система пенсионного обеспечения функционировала
в рамках общей системы социального обеспечения.
В соoтветствии с Конституцией СССР все
граждане имели право на материальное
обеспечение в старости, в случае болезни,
полной или частичной утраты нетрудоспособности,
а также потери кормильца.[1] Это право
реализовывалось путем общего социального
обеспечения служащих и колхозников пособиями
по временной нетрудоспособности и выплатой
за счет государства и колхозов пенсий
по возрасту, инвалидности и по случаю
потери кормильца, другими формами социального
обеспечения. Хотя данная пенсионная система
входила в так называемую систему социального
страхования, она не содержит экономических
признаков системы государственного пенсионного
страхования, которые наиболее наглядно
выражаются в базовых принципах государственного
пенсионного страхования. Однако, несмотря
на многочисленные экономические недостатки,
данная система имела одно важное преимущество
– она обеспечивала абсолютно всем категориям
граждан минимально необходимый прожиточный
уровень. Поэтому пенсионная система до
1990г. нoсила определение - государственное
пенсионное обеспечение. Средства на государственное
пенсионное обеспечение, как и другие
средства на государственное социальное
страхование, аккумулировались в бюджете
государственного социального страхования,
который в свою очередь, входил в государственный
бюджет страны. Таким образом, эта пенсионная
система была основана на консолидированной
программе финансирования выплаты пенсий
и полностью зависела от сбалансированности
государственного бюджета страны. Бюджет
пенсионного обеспечения являлся составной
частью государственного бюджета CCCP и
был включен в него как по доходам, так
и по расходам.[2] Важным этапом формирования
цивилизованной программы государственного
пенсионного страхования следует рассматривать
середину шестидесятых годов, когда с
1 января 1965г. государство установило право
на получение пенсий колхозниками в период
наступления соответствующего возраста,
получения инвалидности либо по случаю
потери кормильца. Систематическое повышение
уровня пенсионного обеспечения трудящихся,
увеличение числа пенсионеров обусловили
возрастание в дальнейшем поступлений
из государственного бюджета в фонд государственного
социального страхования. Пoскoльку взносы
на социальное страхование не покрывали
все расходы этой системы, недостающая
часть, поступавшая из союзного бюджета,
постоянно возрастала и в 80-е годы составила
около 60% бюджета социального страхования.
Минимальная пенсия составляла 70 рублей
(на сегодняшний день 1400—1500 рублей). Максимальная
пенсия была в 3,6 раза больше минимальной.
При этом образование и медицинское обслуживание
были бесплатными, плата за квартиру, транспортные
расходы (трамвай, автобус, электричка)
были минимальными (исчислялись копейками),
инфляции (роста цен) не было. Пeнсии по
государственному социальному страхованию
представляли собой гарантированные ежемесячные
денежные выплаты, размер которых, как
правило, соизмерялся с прошлым заработком.
В зависимости от события, при наступлении
кoтoрoгo предоставлялось пенсионное обеспечение
по социальному страхованию, в законодательстве
указанного периода выделялись пенсии
по возрасту, по инвалидности, по случаю
потери кормильца на общих и льготных
условиях, за выслугу лет. В 1969 году в стране
была введена единая система социального
страхования колхозников. Пенсионное
обеспечение членов колхозов осуществлялось
непосредственно из Централизованного
союзного фонда социального обеспечения
колхозников, формировавшегося за счет
отчислений колхозов от сумм их валового
дохода и ежегодных ассигнований из государственного
бюджета. Все эти элементы пенсионной
системы наглядно показывают наличие
серьезных методических и практических
проблем, которые достигли своего апогея
в конце 80-х годов, когда стало очевидно,
что действующая система не в состоянии
справляться с возложенными на неё функциями.
Главнoй прoблемой любой пенсионной системы
традиционно является несбалансированность
доходной и расходной частей пенсионного
бюджета. Финансово-ресурсная обеспеченность
выплаты пенсий к середине восьмидесятых
годов снизилась настолько, что для проведения
очередного незначительного повышения
размера пенсии потребовалось привлекать
дополнительные средства. Повышение тарифов
взносов на социальное страхование в 1982г.
сократило разрыв в уровне формирования
доходной части и потребности в расходной
части бюджета социального страхования
до 0,57. Однако уже в 1989г. это соотношение
вновь снизилось до предельно допустимого
0,51. Тaким образом, даже в результате повышения
размера отчислений на социальное страхование
не удалось ликвидировать дефицитность
пенсионного бюджета.[3] Развитие пенсионной
системы до начала радикальных рыночных
реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении
в ней большого числа экономических и
социальных проблем, которые могли быть
решены только путем кардинальных перемен
всей пенсионной системы на базе формирования
и укрепления страховых принципов с учетом
требований включения бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую
систему страны. Мaсштабность и глубина
рыночных преобразований в экономике
потребовала применения принципиально
новых экономических и правовых оснований
в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось,
что с проведением пенсионной реформы
должен быть решен основной вопрос социальной
политики государства – стабилизация
и значительный подъем материального
положения пенсионеров, а также резкое
сокращение численности малообеспеченных
граждан. В этих целях в 1990г. был принят
Закон СССР “О пенсионном обеспечении
граждан СССР”. Однако уже через полгода
после его утверждения изменение государственного
устройства страны повлекло за собой принятие
самостоятельного российского Закона
от 20.11.90 г. №340-1 “О государственных пенсиях
в Рoccийской Федерации” (с последующими
многочисленными изменениями и дополнениями),
который в то же время привнес значительные
отличия в правовые основания функционирования
пенсионной системы. Пенсионный фонд Рoccийской
Федерации образован 22 декабря 1990 года
постановлением Верховного Совета РСФСР
№442-1 «Об организации Пенсионного фонда
РСФСР» для государственного управления
финансами пенсионного обеспечения России.
Его создание позволило внедрить принципиально
новый процесс финансирования и выплаты
пенсий и пособий. Средства были выведены
в самостоятельный бюджетный механизм
и стали формироваться за счёт поступления
обязательных страховых взносов. Положением
о Пенсионном фонде России, утверждённом
27 декабря 1991 года, был определён целевой
характер денежных средств Пенсионного
фонда, и закреплен запрет на их изъятие
из бюджета ПФР на другие цели. Изначально
основной функцией Пенсионного фонда
России был сбор страховых взносов на
финансирование выплаты пенсий по старости,
инвалидности и по случаю потери кормильца.
Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны
был начат эксперимент по созданию единых
пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих
одновременно назначение и выплату государственных
пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса
стал Указ Президента РФ от 27 сентября
2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию
управления государственным пенсионным
обеспечением в Российской Федерации».
Oн рекомендовал органам региональной
власти заключить с Пенсионным фондом
РФ соглашения о передаче территориальным
органам ПФР полномочий по назначению
и выплате пенсий, находящихся на тот момент
у органов социальной защиты регионов.[4]
В 1997 году вступил в силу федеральный закон
«Об индивидуальном (персонифицированном)
учёте в системе государственного пенсионного
страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с
этим законом, основное значение для увеличения
размера пенсии приобретал не общий трудовой
стаж, а учтённый страховой стаж и размеры
платежей, которые осуществлял в интересах
работника его работодатель. В системе
Пенсионного фонда был создан Информационный
центр персонифицированного учёта для
обеспечения оперативного взаимодействия
со всеми территориальными отделениями
ПФР и для ведения базы данных персонифицированного
учёта центрального уровня. В дальнейшем
система страховых взносов была закреплена
Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об
обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации», в соответствии
с которым определен новый статус ПФР,
как страховщика и государственного учреждения,
а также урегулирован порядок уплаты страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование,
права и обязанности субъектов правоотношений
по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации»
еще больше расширил функции ПФР и внес
изменения в порядок возникновения и реализации
прав граждан на трудовые пенсии. Так,
в частности, размер трудовой пенсии теперь
состоит из трех частей: базовой, страховой
и накопительной. При этом базовая часть
финансируется за счет средств федерального
бюджета, страховая часть - за счет сумм
страховых взносов, уплачиваемых страхователем
за застрахованных лиц на финансирование
страховой части трудовой пенсии, накопительная
– за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых
страхователями за застрахованных лиц
на накопительную часть трудовой пенсии
и дохода от их инвестирования. Инвестирование
средств пенсионных накоплений осуществляет
Пенсионный фонд через управляющие компании,
выбранные гражданами, или негосударственные
пенсионные фонды. Дополнительно к основной
деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом
финансируются социальные программы в
регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР
выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд. рублей.[4]
С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены
функции по начислению гражданам ежемесячных
денежных выплат и реализации их прав
на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг.
С этой целью ПФР создан и поддерживается
в актуальном состоянии единый регистр
федеральных льготников, производятся
регулярные выплаты получателям социальных
льгот. С 2007 года на ПФР была возложена
дополнительная задача – выдача сертификатов
на материнский (семейный) капитал. Изначально
предполагалось, что первые деньги на
реализацию сертификата на МСК будут направлены
не ранее 2010 года, поскольку соответствующий
закон не предусматривает возможность
распоряжения средствами МСК до достижения
ребенком трехлетнего возраста. Однако
в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной
экономической ситуацией в мире и в России,
Правительство РФ разрешило гражданам
с 1 января 2009 года направлять средства
материнского (семейного) капитала на
погашение жилищных кредитов, не дожидаясь,
пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие
сроки органами ПФР была проведена вся
необходимая организационная работа и
практически сразу после новогодних праздников
были приняты первые заявления от граждан
на распоряжение средствами материнского
(семейного) капитала. 1.2 Сущность, роль
и основные задачи Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации
(ПФР) - это централизованный фонд государства,
обеспечивающий формирование и распределение
финансовых ресурсов в целях пенсионного
обеспечения граждан в Российской Федерации.
Деятельность ПФР регулируется Положением
о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г. К
функциям ПФР относятся: 1) целевой сбор
и аккумуляция страховых взносов, а также
финансирование расходов, связанных с
социальной защитой населения; 2) организация
работы по взысканию с работодателей и
граждан, виновных в причинении вреда
здоровью работников и других граждан,
сумм государственных пенсий по инвалидности
вследствие трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери кормильца;
3) финансирование расходов, предусмотренных
законом о Фонде; 4) капитализация средств
ПФР, привлечение в него добровольных
взносов физических и юридических лиц;
5) контроль за своевременным и полным
поступлением в фонд страховых взносов,
а также контроль за правильным и рациональным
расходованием его средств; 6) организация
и ведение индивидуального (персонифицированного)
учёта застрахованных лиц; 7) проведение
научно-исследовательской работы в области
государственного пенсионного страхования;
8) разъяснительная работа среди населения
и юридических лиц по вопросам, относящимся
к компетенции фонда; 9) участие в разработке
и реализации межгосударственных и международных
договоров и соглашений по вопросам пенсий
и пособий.[13] Задачами правления ПФР являются:
утверждение бюджета, смет расходов, включая
фонд оплаты труда, труда ПФР и его органов,
отчётов об их исполнении, а также его
структуры и штатов; назначение и освобождение
от должности исполнительного директора
и его заместителей, председателя ревизионной
комиссии и руководителей отделений ПФР;
утверждение положения об исполнительной
дирекции, ревизионной комиссии и региональных
органах ПФР; принятие нормативных
актов по вопросам, относящимся к деятельности
ПФР в пределах его компетенции. Пенсионный
фонд Российской Федерации – один из крупнейших
и наиболее значимых социальных институтов
России. Он должен обеспечивать сбор страховых
взносов, необходимых для финансирования
выплат государственных пенсий, полнее
используя в этих целях данные ему права,
так как начиная с 1995 года доходов Пенсионного
фонда от страховых взносов не хватает
для обеспечения его расходов и для выплаты
пенсий требуются дотации из федерального
бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия
все меньше отвечают своему социально-экономическому
значению - обеспечивать достойный уровень
жизни людям, не имеющим трудовых доходов.
Таким образом, можно сделать вывод, что
выполнение социальных целей государства
является основной задачей Пенсионного
фонда РФ. Если задаться вопросом, а какая
же пенсионная система существует на данный
момент, то ответ на него сводится к неудовлетворительным
оценкам существующей пенсионной системы.
Основные претензии, выдвигающиеся к ней,
это: -крайне низкие размеры пенсий с позиции
их покупательской способности, которые
не обеспечивают достойной жизни пенсионерам;
-система продолжает функционировать
в режиме социальной помощи, ей не присущ
страховой характер. Заработная плата,
получаемая во время трудовой деятельности,
только в малой степени (10 - 20 %) находит
отражение в назначаемой пенсии. При этом
средне- и высокооплачиваемые слои трудозанятого
населения считают такой порядок социально
несправедливым, так как при одном и том
же проценте страховых отчислений в Пенсионный
фонд (28+1 %) с заработной платы в 500 и 5000
рублей размер пенсии будет одним и тем
же - около 400 рублей; -такая система пенсионного
обеспечения “непрозрачна”, непонятна
и ненадежная для пенсионеров, так как
не гарантирует фиксированных и прогнозируемых
в долгосрочной перспективе размеров
пенсий. Весьма наивны понятия и представления
о механизмах пенсионной системы, которые
бытуют в нашем обществе. Опрос, проведенный
ВЦИОМ в 51 регионе страны, свидетельствует,
что подавляющее большинство респондентов
- 80 процентов, считает, что государство
должно обеспечивать их в старости. При
этом лишь 4.4 процента опрошенных заявили,
что им известна организация государственных
и негосударственных пенсионных систем,
и они знают их достоинства и различия.
Ещё большая неосведомленность у населения
по поводу ключевых вопросов функционирования
пенсионной системы - природе собственности
пенсионных фондов, механизмах и источниках
финансового обеспечения пенсий, роли
социальных субъектов в управлении данной
сферой. Проблема состоит в разрыве общественного
сознания и реалий экономической и социальной
жизни страны. Например, до сих пор большинство
населения считает, что пенсии финансирует
государство, в то время как уже девять
лет, начиная с 1991 года, государство перестало
играть роль основного донора пенсионного
обеспечения. Так, в период до 1991 года государство
дотировало более чем на 70 % пенсионную
систему из бюджетов, то сейчас эта доля
составляет всего 6-8% от общего объема
пенсионных выплат. Начиная с 1991 года основную
финансовую нагрузку пенсионного обеспечения
несут работодатели - около 90 % всех расходов.
Размер взносов на социальное страхование,
уплачиваемых работодателями и гражданами
в Пенсионный фонд Российской Федерации,
определяется Государственной Думой и
Советом Федерации по представлению правления
Фонда. Роль и функции всех субъектов пенсионных
отношений кардинально изменились, однако
совершенно не претерпела изменений распределительная
функция системы. Размер пенсий не зависим
от объема страховых платежей, и так называемая
“уравниловка” не только сохранилась,
но и приобрела ещё большие масштабы. На
данный момент не страховой характер пенсионной
системы - это основной тормоз её развития.[13]
Пенсионный фонд является важным звеном
финансовой системы государства, при этом
обладая рядом особенностей: - фонд запланирован
органами власти и управления, и имеет
строгую целевую направленность; - денежные
средства фонда используются для финансирования
государственных расходов, не включенных
в бюджет; - формируется в основном за счет
обязательных отчислений юридических
и физических лиц; - страховые взносы в
фонды и взаимоотношения, возникающие
при их уплате, имеют налоговую природу,
тарифы взносов устанавливаются государством
и являются обязательными; - на отношения,
связанные с исчислением, уплатой и взысканием
взносов в фонд, распространено большинство
норм и положений Налогового Кодекса РФ;
- денежные ресурсы фонда находятся в государственной
собственности, они не входят в состав
бюджетов, а также других фондов и не подлежат
изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные
законом; - расходование средств из фонда
осуществляется по распоряжению Правительства
или специально уполномоченного органа
(Правление фонда). Руководство Пенсионного
фонда России осуществляет Правление
и его постоянно действующий орган - Исполнительная
дирекция. Дирекции подчиняются отделения
в республиках в составе РФ, отделения
в национально - государственных и административно-территориальных
образованиях. На местах (в городах, районах)
имеются уполномоченные Фонда. Отделения
обеспечивают организационную работу
по сбору взносов на социальное страхование,
финансирование органов социального обеспечения,
региональных программ социального обеспечения,
а также контроль за расходованием средств.
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным
финансово- кредитным учреждением, однако
эта самостоятельность имеет свои особенности,
и существенно отличается от экономической
и финансовой самостоятельности государственных,
акционерных, кооперативных, частных предприятий
и организаций. Как уже было сказано выше,
ПФ РФ организует мобилизацию и использование
средств фонда в размерах и на цели, регламентированные
государством. Государство также определяет
уровень страховых платежей, принимает
решение об изменениях структуры и уровня
денежных социальных выплат. ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ
ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
РФ 2.1 Формирование доходов и расходования
средств Пенсионного фонда РФ Источниками
формирования средств Пенсионного фонда
являются: страховые взносы работодателей
в виде отчислений от социального налога;
ассигнования из федерального бюджета
(в том числе на выплату государственных
пенсий и пособий военнослужащим, их семьям;
социальных пенсий, пособий на детей старше
полутора лет); средства, возмещаемые
из бюджета в связи с назначением досрочных
пенсий безработным; средства, взыскиваемые
с работодателей, в результате предъявления
регрессивных требований (пений, финансовых
санкций); доходы от капитализации
временно свободных средств (покупки ценных
бумаг, инвестиций); беспроцентные
ссуды, займы и кредиты; добровольные
взносы юридических и физических лиц;
другие поступления. Плательщиками страховых
взносов в ПФР являются: -организации,
которые начисляют зарплату сотрудникам
и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам
– физическим лицам; -индивидуальные предприниматели,
которые начисляют зарплату наемным работникам
и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам
– физическим лицам; -физические лица
без статуса ИП, которые начисляют зарплату
наемным работникам и (или) выплачивают
вознаграждение подрядчикам – физическим
лицам; -индивидуальные предприниматели
и лица, занимающиеся частной практикой
(адвокаты, нотариусы и проч.); то есть те,
кто трудится «на себя», а не на работодателя.
Вновь созданные предприятия, учреждения
и организации регистрируются в качестве
плательщиков страховых взносов в 30-дневный
срок со дня их учреждения. Банки открывают
расчётные и иные счета при предъявлении
предпринимателями документа, подтверждающего
регистрацию в качестве плательщиков
страховых взносов. Страховые взносы начисляются
на все виды оплаты труда в денежном или
натуральном выражении (по всем основаниям),
из которых исчисляется пенсия, в том числе
на вознаграждение за выполнение работы
по договорам подряда и поручения. Работодатели
уплачивают страховые взносы один раз
в месяц – в срок, установленный для получения
оплаты труда за истёкший месяц. В таком
же порядке работодатели начисляют и удерживают
обязательные страховые взносы с работников.[12]
Граждане, занимающиеся индивидуальной
трудовой деятельностью, уплачивают страховые
взносы с тех видов доходов и в те сроки,
которые определены для этой категории
работающих граждан законодательством
Российской Федерации о подоходном налоге
с физических лиц. Основной источник доходов
фонда - это страховые взносы работодателей
и работающих граждан. Работодатели ежемесячно
уплачивают страховые взносы одновременно
с получением в банках и иных кредитных
учреждениях средств на выплаты работникам
за истекший месяц. Этот срок устанавливается
не позднее 15 числа месяца, за который
исчислены страховые взносы. В таком же
порядке работодатели начисляют и уплачивают
обязательные страховые взносы с работников,
включая работающих пенсионеров. Страховые
взносы в Пенсионный фонд начисляются
на все виды заработка (дохода) в денежной
или натуральной формах, независимо от
источника их финансирования, в том числе
с учетом штатных, нештатных, сезонных
и временных работников, а также работающих
по совместительству или выполняющих
разовые, случайные и кратковременные
работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится
почти 75 процентов средств внебюджетных
социальных фондов. Средства Пенсионного
фонда направляются на: выплату государственных
пенсий; выплату пособий по уходу за
ребёнком в возрасте старше полутора лет;
оказание органами социальной защиты
населения материальной помощи престарелым
и нетрудоспособным гражданам; финансовое
и материально-техническое обеспечение
текущей деятельности Пенсионного фонда
РФ и его органов. Бюджет ПФ РФ и смета
расходов (включая фонд оплаты труда),
а также отчеты об их исполнении составляются
Правлением. Бюджет утверждается законодательным
органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается
общая сумма доходов, в том числе по источникам,
общая сумма расходов - по направлениям.
Расходы и доходы (бюджет) государственных
внебюджетных фондов утверждаются законодательными
(представительными) органами в форме
закона (решения) аналогично закону (решению)
об утверждении государственного бюджета.
Средства государственных внебюджетных
фондов находятся в государственной собственности.
В настоящее время принципы формирования,
расходования, управления внебюджетными
фондами регламентируются БК РФ; порядок
составления, утверждения бюджетов государственных
внебюджетных фондов, составления и утверждения
отчетов об их исполнении регулируется
нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение
бюджетов государственных внебюджетных
фондов осуществляется Федеральным казначейством
Российской Федерации. Расходы на пенсионное
обеспечение - это самый объемный поток
социальных трансфертных платежей в России.
На 1 января 1999 года в нашей стране насчитывалось
более 38,5 миллионов пенсионеров, это более
1/5 всего населения России.[4] Согласно
статье 147 Бюджетного Кодекса РФ - расходование
средств государственных внебюджетных
фондов осуществляется исключительно
на цели, определенные законодательством
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, регламентирующим их деятельность,
в соответствии с бюджетами указанных
фондов, утвержденными федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации.
За счет средств Пенсионного фонда финансируются
программы по социальной поддержке инвалидов,
пенсионеров, детей; осуществляются единовременные
денежные выплаты. Выплаты государственных
пенсий и пособий занимают наибольший
удельный вес в общем объеме расходов
Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются
целевые выплаты государственных пенсий
и пособий на возвратной основе из федерального
бюджета. Это расходы на собственно выплату
пенсий, а также расходы по их доставке
и пересылке. Часть средств Пенсионного
фонда используется на капитальные вложения
и проектные работы, разработку и ввод
в эксплуатацию автоматизированной системы
фонда, подготовку и переподготовку кадров,
содержание органов Пенсионного фонда,
возврат краткосрочных ссуд и
полученных от коммерческих банков кредитов.
В условиях инфляции пенсии гражданам
пересматриваются в сторону повышения
также за счет Пенсионного фонда. ПФ РФ
финансирует различные программы по социальной
поддержке инвалидов, пенсионеров, детей.
Средства фонда идут также на финансирование
административной деятельности фонда.
Временно свободные средства ПФ РФ могут
быть вложены в ценные бумаги. С 1 января
2010 г. вступил в силу Федеральный закон
от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных
положений), который регулирует отношения,
связанные с исчислением и уплатой страховых
взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный
налог" утратил силу (ч. 2 ст. 24 Федерального
закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Страховые взносы
должны будут перечисляться отдельно
в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ и фонды обязательного
медицинского страхования (федеральный
и территориальный). Действие нового Закона
не распространяется на взносы на обязательное
страхование от несчастных случаев на
производстве и профзаболеваний, а также
на обязательное медицинское страхование
неработающего населения, уплата которых
регулируется специальными федеральными
законами.[24] Взносы начисляются на : - Выплаты
сотрудникам Работодатели-организации
и работодатели-ИП начисляют взносы на
выплаты, сделанные в адрес работников
в рамках трудовых договоров. К таким выплатам
относится, прежде всего, заработная плата,
премии по итогам работы за месяц, квартал
или год, а также отпускные и компенсация
за неиспользованный отпуск. - Выплаты
подрядчикам Пенсионные и медицинские
взносы начисляются на выплаты в пользу
физических лиц, не состоящих в штате,
если такие выплаты сделаны в рамках авторских
или гражданско-правовых договоров. Тут
есть исключение: заказчик работ или услуг
освобождается от обязанности начислять
взносы в случае, когда подрядчик имеет
статус ИП и платит взносы «за себя». Также
под взносы не попадают суммы, выданные
гражданину за приобретенное или арендованное
у него имущество или имущественные права
(например, взносы не начисляются на суммы,
выплаченные при аренде личного автомобиля
сотрудника). Взносы в ФСС по страхованию
на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством не начисляются
на выплаты по любым гражданско-правовым
договорам (в том числе по авторским и
договорам подряда). Взносы в ФСС на «травматизм»
с выплат по гражданско-правовым договорам
начисляются только в случае, если уплата
взносов предусмотрена самим договором.
Плательщики отдельно рассчитывают базу
для каждого сотрудника и для каждого
подрядчика. Облагаемая база рассчитывается
нарастающим итогом с начала расчетного
периода, который соответствует одному
календарному году. Другими словами, базу
определяют в течение периода с 1 января
по 31 декабря текущего года, затем расчет
облагаемой базы начинается с нуля. Базу
определяют по истечении каждого месяца
после начисления зарплаты. Облагаемая
база по медицинским взносам в ФФОМС, а
также взносам на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством не должна превышать
предельную величину. Ее значение утверждено
законом и ежегодно индексируется постановлением
Правительства РФ. В 2012 году размер предельной
базы составляет 512 000 руб. Это значит, что
взносы начисляются до тех пор, пока облагаемая
база работника не достигнет 512 000 руб.
Выплаты сверх данной суммы от взносов
освобождаются. Начиная с 2013 года, отсчет
пойдет заново. Итоговая величина взносов
равна облагаемой базе, умноженной на
соответствующий страховой тариф (ставку).
В связи с изменением тарифов страховых
взносов суммы страховых взносов, подлежащие
уплате в 2011 году, увеличились по сравнению
с 2010 годом. Таким образом, плательщики,
уплачивающие страховые взносы в Пенсионный
фонд РФ и фонды обязательного медицинского
страхования в размере, определяемом исходя
из стоимости страхового года, в 2011 году
обязаны уплатить в Пенсионный фонд РФ
– 13509 руб. 60 коп. (4330 руб. x 26% x 12 мес.), в Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
– 1610 руб. 76 коп. (4330 руб. x 3.1% x 12 мес.), в территориальные
фонды обязательного медицинского страхования
– 1039 руб. 20 коп. (4330 руб. x 2,0% x 12 мес.). На
основании статьи 33 Федерального закона
от 15.01.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации»
за 2010 год: - лица 1966 года рождения и старше
уплачивают в Пенсионный фонд Российской
Федерации на страховую часть трудовой
пенсии 13 509 руб. 60 коп. (26%,). - лица 1967 года
рождения и моложе уплачивают на страховую
часть трудовой пенсии в размере 10 392 руб.
(20%), на накопительную часть трудовой пенсии
3 117 руб. 60 коп. (6%) Статьей 16 Закона № 212-ФЗ
определено, что страховые взносы за 2011
год уплачиваются плательщиками страховых
взносов не позднее 31 декабря 2011 года.[4]
Таким образом, пенсионное обеспечение
в Российской Федерации осуществляется
в соответствии с Конституцией и посредством
выполнения условий и норм, предусмотренных
Законом РФ “О государственных пенсиях
в Российской Федерации” и комплексом
других сопряженных законов. При нехватке
финансовых ресурсов внутри пенсионной
системы это приводит к их перераспределению
от получателей максимальных пенсий к
получателям минимальных. Как следствие
снижается зависимость размера пенсии
от продолжительности стажа и среднего
заработка. Это еще более снижает заинтересованность
в уплате страховых взносов. В результате
ухудшается финансовое положение пенсионной
системы. В этих условиях поддержка минимального
размера пенсии приводит к уменьшению
максимального, граждане считают несправедливым,
назначение почти одинаковой пенсии при
разном вкладе людей в развитие экономики,
это приводит к ухудшению уплаты страховых
взносов и цикл повторяется. 2.2 Бюджет
Пенсионного фонда РФ на 2014год и плановые
2015 и 2016 года Президент РФ Владимир Путин
подписал Федеральный закон от 02.12.2013 N
320-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской
Федерации на 2014 год и на плановый период
2015 и 2016 годов" Бюджет ПФР на 2014 год сформирован
по доходам в сумме 6,29 трлн. рублей, что
составляет 8,6% ВВП. Из них 6,2 трлн. рублей
– в части, не связанной с формированием
средств для финансирования накопительной
части трудовых пенсий. Общая сумма межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета
Пенсионному фонду в 2014 году составляет
2,45 трлн. рублей. В соответствии с бюджетом,
расходы ПФР в 2014 году составят 6,42 трлн.
рублей, или 8,8% ВВП. Из них 6,39 трлн. рублей
– в части, не связанной с формированием
накопительной части трудовых пенсий.
Бюджетом определено, что трудовые пенсии
в 2014 году будут повышаться дважды: 1 февраля
(на 6%) и 1 апреля (на 2%), что в сумме даст
повышение трудовых пенсий примерно на
8,1%. Социальные пенсии с 1 апреля вырастут
на 17,6%. Доходы в 2015 году составят 7,09 трлн.
рублей, в 2016 году – 7,73 трлн. рублей. Расходы
на 2015 год предусмотрены в сумме 6,96 трлн.
рублей, на 2016 год – 7,41 трлн. рублей.[4] В
пенсионной системе России в 2014 году произойдет
ряд событий и изменений, которые коснутся
будущих и нынешних пенсионеров, а также
российских работодателей. Повышение
пенсий Трудовые пенсии российских пенсионеров
в 2014 году будут повышаться два раза. Первая
индексация пройдет 1 февраля – трудовые
пенсии вырастут по фактическому уровню
потребительских цен за 2013 год, второй
раз – 1 апреля – по уровню роста доходов
ПФР в 2013 году в расчете на одного пенсионера.
В августе произойдет традиционный перерасчет
трудовых пенсий работающих пенсионеров.
Тогда же, 1 апреля, будут проиндексированы
пенсии по государственному обеспечению,
в том числе социальные пенсии, и размеры
ЕДВ (ежемесячные денежные выплаты, которые
вместе с пенсией получают федеральные
льготники). В бюджете ПФР на 2014 год предусмотрены
средства на индексацию трудовых пенсий
на 8,1%, социальных пенсий – на 17,6%. Точный
размер индексации будет определен Правительством
РФ с учетом итогов 2013 года, в т. ч. уровня
инфляции в стране и размера доходов ПФР
в расчете на одного пенсионера. Материнский
капитал Размер материнского капитала
с 1 января проиндексирован и составляет
429 408,5 рублей. На выплату его средств в
2014 году в бюджете ПФР заложен 301 млрд.
рублей. Направления использования материнского
капитала остаются прежними: улучшение
жилищных условий семьи, обучение и содержание
детей в образовательных учреждениях,
увеличение пенсии мамы. Страховые взносы
Тариф страхового взноса на обязательное
пенсионное страхование в 2014 году остается
на уровне 22%, в т. ч. сохранятся льготы
для отдельных категорий страхователей.
Предельный годовой заработок, с которого
уплачиваются страховые взносы в систему
обязательного пенсионного страхования,
в 2014 году составит 624 тыс. рублей (плюс
10% сверх этой суммы). При этом с 2014 года
в зависимости от результатов специальной
оценки условий труда для работодателей,
имеющих рабочие места на вредных и опасных
производствах, устанавливаются дополнительные
тарифы страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации. Важно отметить,
что с 2014 года снижается ставка страховых
взносов для ряда плательщиков страховых
взносов из числа самозанятого населения
(индивидуальные предприниматели, адвокаты,
нотариусы, главы крестьянских (фермерских)
хозяйств и другие физические лица, уплачивающие
страховые взносы в фиксированном размере).
Размер страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование для самозанятого
населения, чья величина дохода за расчетный
период не превышает 300 тыс. рублей, будет
рассчитываться исходя не из двух, а одного
МРОТ. При этом представители самозанятого
населения по-прежнему будут освобождены
от представления отчетности в Пенсионный
фонд. Страховая и накопительная части
пенсии Гражданам 1967 года рождения и моложе,
формирующим пенсионные накопления в
системе ОПС, в 2014 и 2015 годах предоставлена
возможность выбрать вариант пенсионного
обеспечения в системе ОПС: либо оставить
6% тарифа страховых взносов на накопительную
часть пенсии, как сегодня, либо отказаться
от дальнейшего формирования накопительной
части пенсии, тем самым направив все страховые
взносы, которые за них уплачивают работодатели,
на формирование страховой части пенсии.
Таким образом, если гражданин отказывается
от формирования пенсионных накоплений,
страховые взносы его работодателя в Пенсионный
фонд России – в размере индивидуального
тарифа 16% – будут направляться на формирование
страховой части его будущей пенсии. Важно
отметить, что в любом случае все ранее
сформированные пенсионные накопления
граждан будут по-прежнему инвестироваться.
Они будут выплачены в полном объеме, когда
граждане получат право выйти на пенсию
и обратятся за ее назначением. Если граждане,
которые никогда не подавали заявление
о выборе управляющей компании (УК), включая
«Внешэкономбанк», или негосударственного
пенсионного фонда (НПФ), так называемые
«молчуны», желают, чтобы и в последующие
годы по-прежнему направлялись на формирование
накопительной части трудовой пенсии
страховые взносы в размере 6% тарифа, им
следует подать заявление о выборе УК
либо НПФ. При этом, как и раньше, при переводе
пенсионных накоплений в негосударственный
пенсионный фонд гражданину необходимо
заключить с выбранным НПФ соответствующий
договор об обязательном пенсионном страховании.
Таким образом, выбор 6% тарифа накопительной
части пенсии в любом случае сопряжен
с выбором управляющей компании или негосударственного
пенсионного фонда. У тех, кто не подаст
заявление до 31 декабря 2015 года и останется
так называемым «молчуном», новые пенсионные
накопления перестают формироваться и
все страховые взносы будут направляться
на формирование страховой части пенсии.
Важно отметить, что в настоящий момент
все негосударственные пенсионные фонды
проходят процедуру акционирования, что
является одной из мер по повышению уровня
эффективности системы гарантирования
сохранности пенсионных накоплений. До
перехода НПФ к новой форме организации,
6% процентов от зарплаты, которые ранее
направлялись на формирование накопительной
части пенсии, будут переводиться в страховую
часть. При этом все пенсионные права граждан
в денежном выражении будут учтены на
лицевых счетах. Выплата средств пенсионных
накоплений В 2014 году Пенсионный фонд
продолжит выплачивать средства пенсионных
накоплений. Если гражданин уже является
пенсионером или имеет право на назначение
трудовой пенсии и при этом имеет средства
пенсионных накоплений, то ему следует
обратиться в ПФР за соответствующей выплатой.
Если гражданин формирует свои пенсионные
накопления через негосударственный пенсионный
фонд, то с заявлением следует обратиться
в соответствующий НПФ. Программа государственного
софинансирования пенсии Все участники
Программы, делавшие личный взнос в течение
2013 года не менее 2 тыс. рублей, получат
государственное софинансирование во
II квартале 2014 года (в пределах от 2 000 до
12 000 рублей, в зависимости от размера взноса).[4]
Выдержка из ФЗ № 320: - Утвердить основные
характеристики бюджета Фонда на плановый
период 2015 и 2016 годов: прогнозируемый общий
объем доходов бюджета Фонда на 2015 год
в сумме 7 090 566 663,5 тыс. рублей, из них 6 769
461 612,4 тыс. рублей в части, не связанной
с формированием средств для финансирования
накопительной части трудовых пенсий,
в том числе за счет межбюджетных трансфертов,
получаемых из федерального бюджета в
сумме 2 924 054 728,3 тыс. рублей и бюджетов
субъектов Российской Федерации в сумме
4 931 636,6 тыс. рублей, и на 2016 год в сумме
7 731 034 627,6 тыс. рублей, из них 7 364 408 523,8 тыс.
рублей в части, не связанной с формированием
средств для финансирования накопительной
части трудовых пенсий, в том числе за
счет межбюджетных трансфертов, получаемых
из федерального бюджета в сумме 3 187 933
029,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской
Федерации в сумме 5 448 395,2 тыс. рублей; -
Общий объем расходов бюджета Фонда на
2015 год в сумме 6 963 530 804,0 тыс. рублей, из
них 6 936 524 463,3 тыс. рублей в части, не связанной
с формированием средств для финансирования
накопительной части трудовых пенсий,
в том числе межбюджетные трансферты,
передаваемые бюджетам субъектов Российской
Федерации в сумме 73 400,0 тыс. рублей, и на
2016 год в сумме 7 413 488 037,9 тыс. рублей, из
них 7 382 525 969,1 тыс. рублей в части, не связанной
с формированием средств для финансирования
накопительной части трудовых пенсий,
в том числе межбюджетные трансферты,
передаваемые бюджетам субъектов Российской
Федерации в сумме 72 800,0 тыс. рублей; - Объем
профицита бюджета Фонда на 2015 год в сумме
127 035 859,5 тыс. рублей, в том числе объем
дефицита бюджета Фонда в части, не связанной
с формированием средств для финансирования
накопительной части трудовых пенсий,
в сумме 167 062 850,9 тыс. рублей и объем профицита
бюджета Фонда в части, связанной с формированием
средств для финансирования накопительной
части трудовых пенсий, в сумме 294 098 710,4
тыс. рублей, и объем профицита бюджета
Фонда на 2016 год в сумме 317 546 589,7 тыс. рублей,
в том числе объем дефицита бюджета Фонда
в части, не связанной с формированием
средств для финансирования накопительной
части трудовых пенсий, в сумме 18 117 445,3
тыс. рублей и объем профицита бюджета
Фонда.[25] ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 3.1 Направления по
дальнейшему развитию Пенсионного фонда
РФ С 1 января 2010 года трудовая пенсия по
старости состоит из двух частей - страховой
и накопительной. 1. Страховая часть формируется
за счет страховых взносов, поступивших
после 1 января 2002 года, а также путем преобразования
в расчетный пенсионный капитал пенсионных
прав, приобретенных гражданином до 2002
года. В состав страховой части входит
фиксированный базовый размер. С 1 апреля
2012 года фиксированный базовый размер
пенсии по старости составил 3 278 рублей
59 копеек. Средства страховой части будущей
пенсии гражданина фиксируются на его
индивидуальном лицевом счете. Физически
эти деньги направляются на выплату пенсий
нынешним пенсионерам. Пенсионный капитал
до дня назначения пенсии регулярно индексируется
в зависимости от роста цен и роста среднемесячной
заработной платы по стране. 2. Накопительная
часть трудовой пенсии формируется в обязательном
порядке у работающих граждан 1967 года
рождения и моложе за счет уплаты работодателем
в Пенсионный фонд Российской Федерации
страховых взносов (в 2013 году - 6% от фонда
оплаты труда гражданина, но не более 568
тысяч рублей в год). Федеральный Закон
«О негосударственных пенсионных фондах»
устанавливает право любого человека,
в пользу которого отчисляются или отчислялись
ранее такие взносы, подать заявление
в Пенсионный фонд РФ о переводе накопительной
части своей пенсии в Негосударственный
пенсионный фонд или управляющую компанию.
Также предусмотрены схемы перевода накоплений
из одного НПФ в другой. Таким образом,
человек имеет возможность осуществлять
разумный выбор и контроль за формированием
своих пенсионных накоплений. В 2014 и 2015
годах россиянам (1967 года рождения и моложе)
необходимо выбрать тариф страхового
взноса на накопительную часть пенсии:
либо оставить 6% (автоматически для тех,
кто доверил свои накопления частной управляющей
компании или негосударственному пенсионному
фонду), либо снизить его до 0% (для «молчунов»).
Сейчас работодатель перечисляет в ПФР
22% от зарплаты: 6% направляется в солидарную
часть (для всех), 16% — на страховую и накопительную
часть (10% и 6% — для тех, кто перевел средства
из ПФР; 16% и 0% — для «молчунов»). То есть
для «молчунов» обнуляется накопительная
часть пенсии, если за 2014-2015 гг. они не предпримут
каких-либо действий. А значит, они лишаются
основного инструмента инвестирования
для приумножению будущей пенсии. Минфин
РФ предлагает с 2015 года отказаться от
перерасчета размера страховой части
пенсии работающим пенсионерам, а также
изучает возможность не платить им фиксированный
базовый размер пенсии. Об этом говорится
в материалах, подготовленных Минфином
к заседанию правительственной комиссии
по бюджетным проектировкам, которые имеются
в распоряжении РИА Новости. Перерасчет
трудовой пенсии — это увеличение размера
страховой части трудовой пенсии по старости
в связи с наличием у пенсионера дополнительного
заработка, с которого уплачены страховые
взносы на страховую часть трудовой пенсии.
Увеличение размера страховой части трудовой
пенсии работающих пенсионеров производится
ежегодно с 1 августа с учетом сумм страховых
взносов, уплаченных их работодателями
за предыдущий отчетному год. По расчетам
Минфина, отмена перерасчета размера страховой
пенсии работающим пенсионерам принесет
бюджету 18,5 миллиарда рублей в 2015 году
и 61,5 миллиарда рублей — в 2016 году. При
этом, как видно из документа, Минфин и
Минтруд уже согласовали отмену перерасчета
страховой части пенсии работающим пенсионерам,
которым пенсия будет назначена после
1 января 2015 года. По сути это означает,
что работодатель будет уплачивать за
сотрудника страховые взносы, как и раньше,
но они уже никак не повлияют на размер
его пенсии. Для пополнения федерального
бюджета Минфин также рассматривает возможность
отмены выплаты фиксированной базовой
пенсии (ФБР) работающим пенсионерам. По
оценкам финансового ведомства, экономия
от невыплаты ФБР работающим пенсионерам
может составить в 2015 году — 31 миллиард
рублей, в 2016 году — 97,6 миллиарда 3.2 Долгосрочное
планирование развития пенсионной системы
на основе актуарных расчетов Принятие
правительственного решения о дополнительных
мерах по совершенствованию пенсионной
системы опирается на всесторонний анализ
показателей долгосрочного планирования
развития пенсионной системы РФ. В Бюджетном
послании Федеральному Собранию Российской
Федерации о бюджетной политике указано
на ключевую задачу стабилизации пенсионной
системы как главного рискового фактора
развития отечественной экономики в долгосрочной
перспективе. Для этого предложено ускорить
реализацию пенсионной реформы в части
обеспечения сбалансированности Пенсионного
фонда РФ (ПФР). Дальнейшие действия в пенсионной
сфере должны быть основаны на долгосрочных
расчетах сбалансированности пенсионной
системы, а также учитывать целевые ориентиры
ее развития: уровень коэффициента замещения
и контролируемую налоговую нагрузку
на фонд оплаты труда, расширение накопительных
элементов пенсионной системы, в первую
очередь стимулирование добровольных
пенсионных накоплений.[11] В Бюджетном
послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации
от 23 нюня 2008 г. данная задача была конкретизирована
части необходимости формирования устойчивого
экономического механизма пенсионного
обеспечения на долгосрочную перспективу,
создающего условия для получения достойной
пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию,
так и тем, кому это предстоит в будущем.
Эти меры должны предусматривать, в том
числе упорядочение источников финансирования
пенсий, более эффективное управление
пенсионными накоплениями. Сложность
поставленных задач адекватна сложности
и глубине накопленных за годы перестройки
экономических проблем пенсионной системы,
которые усугубляются воздействием общемировых
тенденции и факторов: - углубляющимся
демографическим и финансовым кризисами.
Чтобы реализовать эффективные инструменты
государственного регулирования пенсионной
системы необходимо опираться на факторы,
которые определяют ее развитие. Это: -макроэкономические
факторы, в частности: темпы роста и структура
ВВП, доля в нем фонда оплаты труда, индексы
роста потребительских цен (инфляции),
количественные характеристики состояния
рынка труда и др.; -демографические факторы:
рождаемость, смертность, продолжительность
жизни, возрастно-половая структура населения:
социально-трудовые факторы: ситуация
на рынке труда, период трудовой активности
и структура трудового стажа, уровень
оплаты труда (доходы) лиц, уплачивающих
взносы, величина прожиточного минимума
трудоспособного и нетрудоспособного
населения и др.; собственно пенсионные
факторы: нормативные требования к условиям
выхода на пенсию (пенсионные схемы И пенсионные
программы), исторически сложившаяся организационная
структура самой пенсионной системы и
т.п. Таблица 1 Прогноз основных макроэкономических
показателей до 2025г. Показатели 2010 2015 2020
2025 ВВП (факт, иен), млрд. руб. 44 800 81 253 139
614 222 475 Фонд оплаты труда (в факт, ценах),
млрд. руб. 11 771 21 857 36 858 57 176 Индекс потреб,
цен, в среднем за год, в разах к пред. Году
1,06 1,05 1,03 1,03 Среднегодовая численность
населения в трудоспособном возрасте,
млн. чел. 87,4 82,1 77,7 76,5 Числен, наемных работников,
млн.чел. 47,13 45,72 43,52 42,42 Доля в ВВП, в % 0,5%
0,8% 1,2% 1,4% Таблица 2 Прогноз демографических
характеристик страны до 2025г. Показатели
2010 2015 2020 2025 Население моложе трудоспособного
22,9 24,6 25,8 25,5 Население старше трудоспособного
31,1 33,9 36,7 38,9 Нагрузка пенсионеров на 1000
наемных работников 777 869 961 1035 Продолжительность
жизни, лет 69,16 69,85 72,51 75,09 Период выплаты
пенсии 21,22 21,46 23,15 24,90 Коэффициент рождаемости
1,50 1,69 1,88 2,02 Перечисленные группы факторов
накладывают серьезные ограничения на
формирование экономических механизмов,
которые бы регулировали развитие пенсионной
системы. Они должны быть учтены при определении
долгосрочных целевых ориентиров се развития.
Исходя из страховых принципов системы
обязательного пенсионного страхования,
эти ориентиры должны формулироваться
следующим образом: полная текущая финансовая
обеспеченность накопленных государственных
пенсионных обязательств и долгосрочная
устойчивость бюджета ПФР; создание экономических
и социально-трудовых условий для обеспечения
адекватного уровня замещения утраченного
застрахованным в ПФР лицом дохода/заработка
(коэффициент замещения): государственная
гарантия обеспечения всем получателям
трудовых (страховых) пенсий минимального
прожиточного уровня. Рассмотрим, насколько
принятые целевые ориентиры реализованы
в современной пенсионной системе в контексте
долгосрочной перспективы. [11] По прогнозным
оценкам, разбалансированность бюджета
ПФР достигнет своего максимума – около
1,2% ВВП - в начале 2020-х годов. При этом. Если
в 2014г. несбалансированность составит
около 18% от общего объема средств, направляемых
на выплату страховой части трудовых пенсий,
то к 2050г. этот показатель возрастет почти
в 5 раз и превысит 85%. Источником покрытия
несбалансированности по действующему
законодательству являются средства федерального
бюджета, что позволяет говорить не о дефиците
пенсионного бюджета, а лишь о финансовой
необеспеченности страховых пенсионных
обязательств государства. В то же время,
с точки зрения госбюджетных отношений,
следует отмстить, что темпы роста расходных
обязательств федерального бюджета на
покрытие дефицита пенсионной системы
вплоть до середины 2020-х гг. будут опережать
темпы роста заработной платы в стране,
а в последующем — темпы роста цен. Причин
для этой негативной тенденции много.
И они обусловлены всеми выделенными выше
факторами, однако наиболее существенный
вклад в нарастание несбалансированности
ПФР вносит фактор снижения дачи налогово-страховых
отчислений на пенсионные цели, определенными
действующим налоговым законодательством.
Государственные обязательства по выплате
страховой части трудовой пенсии будут
увеличиваться, опережая рост доходов
ПФР, исходя из взносов на страховую часть
трудовых пенсий и темпов роста зарплаты.
Однако суммы текущих поступлений в бюджет
ПФР должны сокращаться по причине резкого
сокращения числа занятых трудовой деятельностью.
Возникающая розница должна покрываться
за счет средств федерального бюджета,
и неуклонно возрастаете 1,5% фонда заработной
платы в 2013г., до 4,1% уже в 2022г. В результате
выявленной тенденции изменения источников
финансирования к 2050г. пенсионная система
почти полностью отходит от страховых
принципов (86% доходов - средства федерального
бюджета), и весь объем средств на ее финансирование,
включая накопительную составляющую,
сократится с 6,1% ВВП (в т.ч. на выплату пенсий
– 5,5% ВВП) в 2013г. до 1,5-1,6% ВВП в 2050г. Это недопустимо
низкий уровень для мировой практики пенсионного
страхования. Необходимо отметить, что
индексация государственных пенсионных
обязательств, ограниченная индексом
роста доходов ПФР в расчете на каждого
пенсионера, с начала реформы отстает
от темпов роста среднемесячной зарплаты
в стране. Так, только за 2002-2007гг. накопленное
отставание превысило 1,5 раза. Указанное
ограничение было введено в целях регулирования
долгосрочной сбалансированности системы
обязательного пенсионного страхования
при ожидаемом увеличении относительной
численности пенсионеров. [5] Начиная с
2013 г. основным фактором, оказывающим влияние
на снижение темпов роста доходов ПФР
в расчете на каждого пенсионера, станет
не увеличение относительной численности
пенсионеров (в 1,72 раза за период 2010-2050гг.)
и не увеличение относительного объема
страховых взносов, отвлекаемых на формирование
пенсионных накоплений в пользу лиц 1967
года рождения и моложе (вдвое за период
с 2010-2025гт.), а более чем 25-кратное снижение
эффективного тарифа страховых взносов
на страховую часть трудовой пенсии в
условиях роста заработной платы и сохранения
регрессии взносов, о чем уже говорилось
выше. Рост доходов ПФР в расчете на каждого
пенсионера с 2016г. не будет превышать рост
цен. В связи с этим страховая часть пенсии
может индексироваться всего лишь раз
в год — с 1 февраля на индекс роста цен
за предшествующий год, а механизм обеспечения
сбалансированности доходов, расходов
и предстоящих обязательств по выплате
страховой части пенсий перестает работать.
Указанные показатели динамики доходов
пенсионной системы приведены из параметров
оптимистического сценария экономического
развития РФ до 2020г. (Таблица 3). Этот сценарий
предполагает рост ВВП свыше 6% в этот период,
с последующим поэтапным снижением до
3% в год, о также увеличение фонда заработной
платы с 26% ВВП в 2010г. до 35% ВВП в 2050г. Таблица
3 Прогноз распределительного баланса
бюджета ПФР до 2025г. Показатели 2010 2015 2020
2025 Доходы бюджета ПФР. млрд. руб. 3180 4113
5965 8331 Расходы бюджета ПФР. млрд. руб. 2904
4741 7665 11341 Профицит (+), дефицит (-) бюджета
ПФР, млрд. руб. +276 -627 -1700 -3010 Доля дефицита
в ВВП, в % 0,5% 0,8% 1,2% 1,4% Сокращение доходных
источников бюджета ПФР в ныне действующей
пенсионной системе ведет к увеличению
масштабов второй проблемы, связанной
со снижением соотношения размера трудовой
пенсии по старости с заработной платой
(т.н. коэффициента замещения) в долгосрочной
перспективе 2050г. до 3,5% (против 25,6% в 2009
г и почти 36% до начала пенсионной реформы
2002 г.). Это означает, что пенсионная система
при сохранении действующих норм по формированию
пенсионных прав застрахованных лиц не
обеспечивает главный принцип обязательного
пенсионного страхования - гарантии сохранения
пенсионных прав, а наоборот, усиливает
неравенство по уровню жизни между работающим
и нетрудоспособным населением (Таблица
4). Таблица 4 Прогноз основных характеристик
пенсионного обеспечения в действующих
условиях. Показатели 2010 2015 2020 2025 Прожиточный
минимум пенсионера, руб. 3 881 5 755 7 985 10 445
Численность населения старше трудоспособного,
или. Чел. 31,1 33,9 36,7 38,9 Численность получателей
трудовой пенсии, млн. чел. 36,60 39,75 41,84 43,91
Среднегодовой размер трудовой пенсии
в распределительной системе, руб. в т.ч.
5 076 8 529 13 757 19 551 - базовой часть, руб. 2 326
3 463 4 812 6 297 - страховой части, руб. 2 750 5 066
8 945 13 254 Коэффициент замещения среднего
размера трудовой пенсии в распред. сист.,
% 24,39 21,41 19,49 17,41 Соотношение среднего размера
труд, пенсии в распред. системе с ПМП,
раз 1,31 1,48 1,72 1,87 Социальные пенсии среднегодовой
размер, руб. 3 712 5 509 7 642 9 998 -соотношение
с ПМП, раз 0,91 0,77 0,67 0,61 Численность лиц,
работающих по найму снизится с 48,5 млн.
человек в 2013г. до 39,1 млн. человек в 2050г.,
и то время как численность получателей
трудовой пенсии за этот же период, напротив,
возрастает с 37,3 до 51,7 млн. человек. Таким
образом, нагрузка возрастает с 0,77 до 1,32
(или в 1,7 раза).[11] Введение накопительного
компонента в обязательное пенсионное
страхование в теоретическом плане призвано
решить проблему сохранения пенсионных
прав в условиях роста нагрузки на пенсионную
систему. Выпадающая часть распределительных
доходов бюджета ПФР в 2025-2050 гг. должна
замещаться индивидуальными пенсионными
накоплениями из расчета страхуемого
заработка. Однако, по актуарным расчетам,
объем средств, направляемых на накопление,
не позволяет обеспечить поддержание
коэффициента замещения. Накопительная
часть трудовой пенсии не может существенно
влиять на показатели пенсионной системы,
по крайней мере, до 2027г., когда общеустановленного
пенсионного возраста достигнет поколение
1967 года рождения и моложе, полностью подпадающее
пол действие пенсионной модели, введенной
в 2002г. Даля накопительной части о общем
размере трудовой пенсии по старости к
2050г. не превысит 15%. Средний размер накопительной
части при этом составит 0,56% среднемесячной
начисленной заработной платы, т.е. в 10
раз ниже установленного тарифа на накопление
даже с учетом реальной доходности 4%. В
течение всего прогнозного периода в системе
обязательного пенсионного страхования
сохраняется разбалансированность собственных
(страховых) финансовых источников текущего
объема принятых государственных пенсионных
обязательств, что вызывает потребность
в дотациях из федерального бюджета. Объем
средств федерального бюджета, перечисляемый
на выплату базовой части трудовой пенсии
возрастет почти в 3,4 раза, и доля ЕСН увеличивается
с 60% в начале прогнозного периода до 75%
уже в 2015г. Расходы распределительной
составляющей пенсионного бюджета имеют
схожую тенденцию: к 2015г. они составят
4,1 % против 4,8% вначале периода. В результате
к 2014г. необеспеченная потребность распределительной
составляющей пенсионной системы возрастает
в 2,5 рада, а к 2015г. - еще в 2,2 раза относительно
2010г., в 2025г. - еще в 5,5 раз и составит более
2,8 млрд. руб. Таким образом, актуарный
прогноз показывает резкое углубление
негативных тенденций, обусловленных
как дальнейшим ухудшением демографической
ситуации в стране, так и снижением налоговых
ставок, а также нормами действующего
пенсионного законодательства. Без реализации
мер государственного регулирования макроэкономической
и демографической ситуации возможна
финансовая стабилизация пенсионной системы
на основе приведения ее к полностью страховым
принципам. Однако обеспечить существенное
повышение жизненного уровня пенсионеров
в этих условиях можно будет лишь при постоянном
увеличении ассигнований из федерального
бюджета. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В этой работе было
проведено краткое исследование современного
состояния Пенсионного Фонда Российской
Федерации. На данный момент Пенсионный
фонд является финансовым источником
для решения такой глобальной задачи,
как сохранение части заработной платы
работника, предназначенной для удовлетворения
его потребностей на случай утраты трудоспособности
из-за возраста. Для реализации поставленных
перед ним задач, была введена обязательная
уплата работодателем страховых взносов,
а затем единого социального налога, сбор
которого поручен налоговым органам. Таким
образом, у хозяйствующих субъектов страны
принудительно изымается значительная
часть национального дохода, предназначенная
для целей государственного социального
страхования, и направляется в государственные
социальные фонды, суммарный бюджет которых
сопоставим с федеральным бюджетом государства.
Фонд является самостоятельными финансовой
организацией, ее денежные средства и
имущество не подлежит отчуждению, однако
являются собственностью государства.
Фонд входят в бюджетную систему Российской
Федерации и финансовая сторона его деятельности
регламентируется Бюджетным Кодексом
РФ. Важно отметить, что основную часть
поступлений в бюджет фонда, свыше 90%, составляют
налоговые платежи – единый социальный
налог и страховые взносы. Причем поступления
от единого социального налога в бюджет
Пенсионного фонда до 66%. Анализ расходных
частей бюджетов фондов показал, что практически
95% всех расходов фонда направляются на
выполнение основных уставных задач фондов.
Пенсионный фонд расходует средства на
выплату пенсий и пособий, что и является
его основной задачей. Необходимая составляющая
политики экономического роста – усиление
социальной ориентации системы государственного
регулирования экономического развития,
сопряжение социальных гарантий и финансовых
возможностей. В политике доходов предстоит
путем усиления государственного воздействия
на распределительные процессы установить
оптимальное соотношение в распределении
вновь созданной стоимости по факторам
производства, повысить долю оплаты труда
в ВВП и издержках производства. В июне
2009 года главный редактор журнала «Эксперт»
Валерий Фадеев прогнозировал, что, если
не принять решения о повышении пенсионного
возраста (до 60 лет у женщин и 62 лет — у
мужчин), то через 10—20 лет «наша экономика
этого не выдержит» — при этом пенсионный
возраст в России будет самым низким в
мире. Нормальное функционирование системы,
основано на идее солидарности поколений,
возможно лишь при соотношении 10:1 (на одного
пенсионера должно приходиться десять
плательщиков пенсионных взносов). Несколько
бывших союзных республик, в которых на
момент распада СССР в 1991 году был установлен
такой же пенсионный возраст, что и в России,
повысили его уже в течение следующего
десятилетия: Казахстан — до 58 и 63 лет,
Азербайджан — до 57 и 62 лет, Литва — до
60 и 62,5 лет (для женщин и мужчин соответственно);
на один год подняла пенсионный возраст
для женщин Латвия. В Грузии пенсионный
возраст для женщин составляет 60 лет, для
мужчин — 65. Таким же, как и в России, пенсионный
возраст остался в Белоруссии, на Украине
и в Узбекистане. Украина под давлением
МВФ собиралась увеличить пенсионный
возраст до 60 лет для женщин уже с конца
2010 года. Повышение пенсионного возраста
в России — процесс постепенный и поэтапный,
который начнётся не ранее чем через 6—7
лет. Такое заявление сделал вице-премьер
РФ, министр финансов Алексей Кудрин. Предполагается
повышение возраста выхода на пенсию для
мужчин до 62 лет, а для женщин — 60. Кудрин
отметил, что новый пенсионный мужской
возраст — 62 года — уже «можно обсуждать»,
а женский пока не определён, но он будет
приближён к 60 годам. «В течение года-двух
принимаем решение, потом, через пять лет,
начнём повышать постепенно», — считает
министр. В 1939 году доля лиц 60 лет и старше
составляла 6,7 %, в 1959 году — 9 %, в 1998 году
— 17,6 %, а в 2002 году — 18,5 %.. Нагрузка на трудоспособное
население тоже растёт: в 1939 году на одного
человека пенсионного возраста приходилось
более шести работающих, в 1959 году — почти
пять, в 2002 году — менее трёх, а в 2004 году
— всего 1,6..Я считаю преждевременным «начинать
дискуссию о повышении пенсионного возраста,
пока средняя продолжительность жизни
в стране крайне низка: 59 лет - для мужчин,
70 лет – для женщин». Неблагоприятная
демографическая ситуация — аргумент
не за, а против повышения пенсионного
возраста. Для дальнейшего развития, улучшения
работы пенсионного фонда, я предложила
бы реформу, таким образом, люди, дошедшие
до пенсионного возраста сами выбирали
выходить им на пенсию или продолжать
работать. Если человек будет работать,
достигнув пенсионного возраста – ему
не выплачивать пенсию. Я считаю, что пенсионная
тема является неотъемлемой частью нашей
жизни и постоянно актуальна и востребована
в цивилизованном обществе. Можно сказать,
что пенсия – это вечная ценность во все
времена и в любой стране. Это один из самых
животрепещущих вопросов, который всегда
всех затрагивает. Каждый из нас в соответствующем
возрасте становится пенсионером. И общество
в целом, и каждый из нас в отдельности
должен заранее думать об этом моменте.
По уровню развития пенсионной системы
можно судить о зрелости общества. СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Финансы
Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой
– М.: Финансы и статистика – 1996 г. – 336
с.: ил. Бюджетная система Российской
Федерации: Учебник / М.В.Романовский и
др.; Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.-М.:
Юрайт. – 621 с. Соловьев А.К. Проблемы
развития системы государственного пенсионного
страхования в условиях переходной экономики
// Вестник ПФР. – 1999. http://www.pfrf.ru – Официальный
сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации
Афанасьев М.В. О современном этапе реформирования
пенсионной системы в Российской Федерации:
текущее состояние и проблемы: Аналитическая
записка // Институт Комплексных Стратегических
Исследований.- 2007. Воронин Ю.В. Комментарий
к пенсионному законодательству Российской
Федерации. Норма, 2007. Долотов В.А. О
признаках финансовой устойчивости пенсионной
системы// Финансы.- 2009.-№5. Лельчук А.Л.
Пенсионная система России: реформа продолжается
//Финансы.-2009.-№1. Нешитой А.С. Финансы:
Учебник-8-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2008 Российский
статистический ежегодник 2009: Стат. Сб./Росстат.-
М., 2009 Соловьев А.К. Долгосрочное планирование
развития пенсионной системы на основе
актуарных расчетов// Финансы.- 2008-№12,
Финансы: учебник для студентов вузов,
обучающихся по экономическим специальностям/под
ред. Г.Б.Поляка-3-е изд., перераб. и доп.-М.:
ЮНИТИ –ДАНА, 2007 Финансы: учебник /под
ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В.
Врублевской, проф. Сабанти-2-е изд, перераб.
и доп. -М.: Юрайт-Издат, 2006 Федеральный
закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Источник: http://reftrend.ru/1150649.html