Социология молодежи как отрасль
социологической науки исследует
свой предмет во всей его целостности,
с точки зрения положения в
социальной структуре, форм проявления
и механизмов действия закономерностей
функционального развития.
Будучи относительно самостоятельной
социально-демографической группой,
молодежь обладает спецификой, требующей
разработки в рамках социологии специальных
концепций и теорий среднего уровня.
Подчеркивая относительность самостоятельности,
социологи преследуют две цели. Во-первых,
избежать определенного отрыва молодежи
от общества, частью которого оно является.
Во-вторых, акцентировать внимание исследователей
на том, что совокупность возрастных, социально-психологических
и физиологических особенностей, специфических
интересов и запросов молодой поросли
социально обусловлена и может быть конкретно
интерпретирована лишь в более широком
общественном контексте. Вот почему молодежная
проблематика в качестве предмета социологического
анализа, подразделяется на два вида, что
нашло отражение в социологической литературе.
К первому относится все специфическое:
определение сущности молодежи как
общественной группы, ее роли и места
в воспроизводстве общества; установление
критериев возрастных границ; выявление
потребностей и способов деятельности;
исследование процесса социализации молодых
людей, их социально-профессиональной
ориентации и адаптации в коллективе,
социальных аспектов функционирования
неформальных объединений и движений.
Другую важную область составляют такие
проблемы, которые представляются общесоциологическими
и в то же время либо преимущественно затрагивают
молодежь (образование, семья, брак), либо
находят своеобразное преломление в молодежной
среде (особенности воспитания, эффективность
его форм, средств и методов, развитие
социальной и политической активности
и т.д.).