Перепись населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:23, реферат

Краткое описание

1. Перепись населения как основной источник информации населения.
2. История переписей населения в странах мира и России
3. Категории населения, учитываемые при переписях.

Вложенные файлы: 1 файл

демография.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

1. Перепись населения  как основной источник  информации населения.

 Из  всех источников информации о  населении наибольшей известностью  пользуются переписи, т.к. им предшествует  и сопутствует большая разъяснительная  работа среди населения. 

 Перепись  населения, по определению Статистической комиссии ООН, - “единый процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации, или распространения иным образом, демографических, экологических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной части страны”. 

 Цель  переписи населения - заключается  в удовлетворении основных потребностей  страны в статистических данных  о численности, составе и размещении  населения, необходимых для организации  экономической жизни страны, определения представительства в законодательных учреждениях и научного изучения демографических процессов. Эти данные служат основой государственного регулирования экономического и социального развития страны. 

 Перепись  населения один из основных  и очень важных элементов системы получения демографической информации. Она дает портрет населения на определенный момент времени (критический момент переписи), в этом ее достоинство. Данные переписи являются опорной базой для демографической информации, полученной из других источников. 

 К  важным преимуществам переписи  относится то, что она может  обеспечить данные на уровне  самых малых админастративно  - территориальных единиц и эта  информация будет сопоставима  между этими территориями, т.к.  она относится к единому моменту времени. По определению перепись - это операция, обладающая важными чертами всеобщего территориального охвата и одновременности, одной из главных целей которой является представления данных на уровнях небольших районов. С учетом необходимости обеспечить сопоставимость данных по основным характеристикам из переписи в перепись, содержание переписи должно быть гибким. В переписи, как и в регистрации актов гражданского состояния, отсутствуют ошибки выборки, т.к. они охватывают все население. 

 Полученные при переписи данные о численности населения и его демографических, экологических и социальных характеристиках широко используются при планировании и осуществлении административной, производственной, коммерческой и экономической деятельности. 

 В  число основных пользователей следует включить правительство, деловые круги и промышленность, исследователей социально-экономических процессов, политиков. 

 Перепись  обеспечивает данные о важных  демографических, социальных и  экономических характеристиках  населения. Эти данные, в сочетании с данными, полученными из других источников, составляют основу для разработки политики экономического и социального развития на национальном и региональном уровнях. Основное их достоинство - всеобъемлющий характер, сопоставимость. Материалы переписи населения дают возможность установить приоритеты для планов действий в каждом районе, оценить уже действующие программы на предмет их результативности, на примере изменения таких характеристик населения как образование, занятость, планирование семьи. 

 Перепись  дает возможность оценить количество  и качество трудовых ресурсов  по территории страны. Оценить  естественный и миграционный  прирост населения, изменение  демографической и социальной  ситуации за межпереписной период. Данные переписи важны при разработке программ социальной защиты различных групп населения (женщины, дети, престарелые, молодежь, инвалиды и др.) для разработки жилищной политики и программы. 

 Широко  используются материалы переписи  при определении избирательных  округов, создании новых жилых массивов, системы транспорта, учебных заведений, системы водоснабжения, развития сети детских дошкольных учреждений, при строительстве новых промышленных объектов развития сети услуг и торговли, при определении спроса на те или иные услуги или товары. 

2. История переписей  населения в странах  мира и России.

 Потребность  в учете населения существует  с незапамятных времен. Любое  государство нуждается в данных  о своих жителях. В начале  эта потребность вызывалась необходимостью  иметь сведения о численности населения, способного платить налоги, служить в армии. По мере развития человечества потребность в знаниях о населении возрастает. Чем более развита страна в социально-экономическом отношении, тем выше ее требования к полноте и разнообразию данных о населении. Различные формы учета существовали еще в глубокой древности. Достоверно известно, что уже более четырех тысяч лет назад проводились учеты населения (например, в Китае в эпоху династии Ся в 2238 г. до нашей эры). Учеты населения проводились в Древней Греции, Вавилоне, Месопотамии, Древнем Египте, Риме, Японии. Наиболее известны учеты граждан (цензы) проводившиеся в Древнем Риме при императоре Сервии Туллие (VI в. до н. э.). С 510 до 30 г. до н. э. цензы проводились уже регулярно - каждые 5 лет. При этом главы семей сообщали сведения не только о себе, на и о всех остальных членах семьи и об имуществе. 

 В  эпоху феодализма Европа была  раздроблена на мелкие княжества,  королевства и прочие удельные  владения, которые систематических  учетов населения не проводили. Только изредка, в связи с какими-либо чрезвычайными обстоятельствами, вызванными эпидемиями, войнами, неурожаями, голодными годами и т. д., когда надо было подсчитать оставшихся в живых. 

 По  мере укрепления национальных  государств и началом развития капиталистических рыночных отношений возникает потребность в получении более полных и подробных данных о населении. Одними из первых стран, положивших начало всеобщим и регулярным учетам населения были Соединенные Штаты Америки (1790 г.), Великобритания и Франция (с 1801 г.), и некоторые другие европейские государства. Однако это были еще не переписи в современном понимании. В них счет населения растягивался на длительное время, не регистрировался ни пол, ни возраст человека и т. д. 

 Первая  перепись, отвечающая научным принципам  учета населения, была проведена  в Бельгии в 1846 г. под руководством  известного статистика А. Кетле.  С тех пор быстро растет  доля населения земного шара  охваченного переписями населения.  Таким образом, переписи населения в подлинном смысле этого слова стали проводиться в Европе и США только со второй половины прошлого века. С тех пор они проводятся в большинстве экономических стран каждые десять, а иногда и каждые пять лет. В развивающихся странах переписи стали регулярно проводить только после освобождения народов этих стран от колониальной зависимости. 

 Первая  и единственная Всеобщая перепись  населения Российской империи,  в состав которой входила Беларусь, была проведена в феврале 1897 года. Первая перепись после революции 1917 года была проведена в августе 1920 года, однако гражданская война, проходившая в это время на территории Беларуси, помешала получить достоверную информацию по переписи 1920 г. для республики. Следующая перепись была проведена в декабре 1926 года. Материалы этой переписи были опубликованы и имеются в библиотеках. Перед Великой Отечественной войной в январе 1939 года была проведена очередная перепись населения, но обработать богатый материал, полученный данной переписью помешала война. Он был обработан и краткие итоги опубликованы только в 80-е годы. После Великой Отечественной войны были проведены еще четыре переписи населения - в январе 1959 г., в январе 1970 г., в январе 1979 г., в январе 1989 г. в октябре 2002г.  и в октябре 2010 года. 

3. Категории населения,  учитываемые при  переписях.

Различают три категории населения: постоянное, наличное и юридическое.

  Постоянное население  - это совокупность людей, постоянно проживающих на данной территории. В случае отсутствия человека на момент переписи в месте постоянного жительства он будет учтен как временно отсутствующий, а в листе своего временного пребывания на момент переписи будет записан как временно проживающий. Чтобы составить правильное представление о распределении населения по областям, районам, городам страны, каждый человек должен хотя бы условно относиться к постоянному населению какой-либо территории, с которой он связан теснее, чем с другой. Для определения продолжительности проживания ориентируются на шестимесячный срок.Так же, в постоянное население должны войти все имеющие в данном месте постоянную работу, учащиеся - место обучения и т.д.

  Наличное население - это совокупность людей, находящихся в критический момент переписи на данной территории независимого от того, сколько времени они здесь находятся, предполагают ли жить здесь дольше, или числятся здесь в списках. Принадлежность человека к наличному населению не связана ни с характером деятельности, ни с целью пребывания его на данной территории. Наличное в данном месте население, которое не входит в постоянное население того же места, называют временно проживающим. Постоянное население данной территории, которое не входит в наличное население, называется временно отсутствующим.

 Следовательно, постоянное население в целом равно наличному населению минус временно проживающее и плюс временно отсутствующее. Это соотношение позволяет переходить от одной категории населения к другой.

  Юридическое (приписное)  население - это те, которые значатся в списках жителей данной территории, прописаны на ней или связаны с данной территорией какими-либо другими существующими в стране правилами регистрации. Ввиду того, что фактическое место жительства или место пребывания человека не обязательно совпадает с местом, где он числится проживающим, юридическое население может сильно отличаться от фактического. Эта категория населения важна с точки зрения административных задач. 
 
 

 

Подготовка  материалов переписи населения к  автоматизированной обработке включает комплектование материалов по территориальным единицам обработки (населенным пунктам, районам, субъектам Российской Федерации), контроль правильности заполнения переписных листов и подготовку пачек для сканирования и дальнейшей обработки электронных образов переписных листов. Эта работа осуществляется в каждом субъекте Российской Федерации с привлечением временных переписных работников. 

Для автоматизации  отдельных этапов подготовки и проведения Всероссийской переписи населения 2010 года, полного цикла обработки  ее материалов и распространения  итогов Росстатом создается комплексная автоматизированная система для подготовки, проведения, обработки материалов и получения итогов Всероссийской переписи населения 2010 года (АС ВПН-2010) на базе новейших технологических решений с учетом отечественного и зарубежного опыта. Отдельные подсистемы АС ВПН-2010 были апробированы при проведении обработки материалов пробной переписи населения 2008 года. 

В АС ВПН 2010 предусматривается  интегрированная  система обеспечения информационной безопасности и защиты от несанкционированного доступа на региональном и федеральном уровнях, позволяющая гарантировать сохранность и целостность передаваемых первичных данных переписи и удовлетворяющая требованиям по уровню информационной безопасности автоматизированных систем класса 1Г.  Система должна отвечать требованиям пунктов 1 и 2 статьи 8 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения», а также положениям документа «Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации», утвержденного решением Коллегии Гостехкомиссии России № 7.2 /02.03.2001г.  

Автоматизированная  обработка материалов переписи населения  осуществляется в 2 этапа: 

I этап  автоматизированной обработки проводится  на региональном уровне в основных  региональных центрах обработки.  Процесс обработки первичных материалов Всероссийской переписи населения 2010 года состоит из этапов сканирования, распознавания и верификации переписных листов, контроля комплектности электронных пачек, проведения экранного кодирования, формального и логического контролей. Каждый региональный центр обрабатывает первичные данные закрепленной за ним территории согласно Приложению 7 и передает прошедшие проверку данные в ЦОДФУ на DVD-носителях. Копия электронной пачки сохраняется в региональном центре.  

II этап  автоматизированной обработки проводится  на федеральном уровне. На этом  этапе создается федеральный  информационный ресурс Всероссийской  переписи населения 2010 года –  сводная база данных по всем  субъектам Российской Федерации,  по которой формируются итоговые таблицы для официального опубликования. После этого неперсонифицированная база данных переписи населения по субъектам Российской Федерации передается в соответствующие ТОГС (основные и дополнительные региональные центры обработки) для информационного обеспечения региона. ТОГС будет иметь возможность формировать итоговые таблицы и нерегламентные запросы по любой административно-территориальной  единице или муниципальному образованию соответствующего субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Перепись населения