Переходный возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 08:27, реферат

Краткое описание

В подростковом периоде в организме человека происходит бурный рывок физического и психического развития. Непропорционально длинные руки и ноги, угловатые и неловкие телодвижения, изменения форм тела, необычность полового напряжения и его разрядка – вот далеко не полный перечень того, что тревожит ребят переходного возраста.
Пора взросления – самый важный этап в жизни каждого человека. В это время в организме происходят большие перемены, которые принято называть половым созреванием.

Содержание

1.Введение
2. Переходный возраст: проблемы
3. Переходный возраст у мальчиков
4. Переходный возраст у девочек
5. Подростковый возраст (12-15 лет девочки, 13-16 лет мальчики)
6. Изменение организма в целом в период переходного возраста
7.Рекомендации
8.Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО “НГПУ”

Факультет технологии и  предпринимательства

 

 

 

Реферат

              по дисциплине «Возрастная физиология  и психофизиология»

 

 

 

 

 

                                                      Выполнила студентка группы: БП-13

                                                      Гинкель Наталья Александровна

                                                      № зачётной книжки 45-Бк-12

                                                    Специальность: Экономика и управление

                                                      Проверила преподаватель : Волобуева Н.А.

                                      

 

 

 

 

 

                                            Новосибирск 2013                      

Содержание:

1.Введение

2. Переходный возраст: проблемы

3. Переходный возраст у мальчиков

4. Переходный возраст у девочек

5. Подростковый возраст (12-15 лет девочки, 13-16 лет мальчики)

6. Изменение организма в целом в период переходного возраста

7.Рекомендации

8.Литература.

1.Введение:

В подростковом периоде  в организме человека происходит бурный рывок физического и психического развития. Непропорционально длинные  руки и ноги, угловатые и неловкие телодвижения, изменения форм тела, необычность полового напряжения и  его разрядка – вот далеко не полный перечень того, что тревожит ребят переходного возраста.

Пора взросления –  самый важный этап в жизни каждого  человека. В это время в организме  происходят большие перемены, которые  принято называть половым созреванием.

Поступки, совершенные в пору становления личности, могут повлиять на всю дальнейшую жизнь.

Подросток – это, конечно, уже не ребенок, но и не совсем взрослый человек. Его действия не всегда продиктованы здравым смыслом, а некоторые  поступки совершаются исключительно в знак протеста, из стремления доказать свою самостоятельность. Не прислушавшись к совету родителей, которые, безусловно, обладают большим жизненным опытом, подросток рискует сделать серьезную ошибку и попасть в очень неприятную ситуацию.

  
Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста.  
 
В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.  
Подростковый возраст (синонимы: пубертатный возраст, старший школьный возраст) - период жизни, продолжающийся в среднем от 10—12 до 15—16 лет у девочек и от 12—14 до 17—18 лет у мальчиков. Подростковый возраст - не столько фаза развития организма, сколько этап развития личности, переход от зависимого, опекаемого детства к самостоятельной и ответственной деятельности.

Особенностью подросткового  возраста является половое созревание – происходит интенсивный подъём секреции. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Специфическими моментами физического развития являются рост в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки, появление вторичных половых признаков (пубертатный скачок в росте).

В ходе бурного роста  и физиологической перестройки  организма у подростков может  возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого  возрастают изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Центральным психологическим  новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками

 

2.Переходный возраст: проблемы

Проблемы переходного возраста порой совершенно напрасно недооцениваются взрослыми. Сложность заключается не только в том, что подростки острее воспринимают трудности, но и в том, что в силу своих ограниченных возможностей они зачастую не в силах с ними справиться. Оказавшись в подобных обстоятельствах, подросток, скорее всего, смирит свою гордыню и обратится за помощью к родителям, поскольку, как бы то ни было, они являются самыми близкими для подростка людьми.

Дальше события могут  развиваться двумя путями. Прекрасно, когда мама с папой готовы разобраться  в проблеме ребенка и оказать  ему поддержку. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Родители, узнав о трудностях сына или дочери, выражают недовольство и возмущение, осыпают свое чадо упреками, а впоследствии не устают напоминать ему о совершенной некогда глупости. Неудивительно, что в дальнейшем подросток отказывается делиться с ними своими сокровенными тайнами, предпочитая доверять их посторонним людям. Проблемы от этого не решаются, а конфликт отцов и детей только усугубляется.

Из рассмотренного примера  видно, как важно сохранять доверие  и взаимопонимание в семье. Многие подростки, часто необоснованно, боятся рассказывать родителям о своих проблемах, полагая, что будут жестоко наказаны. Вероятно, подростку не раз приходилось слышать от подруг: «Они меня за это убьют!», «Мама выгонит меня из дома!» или что-нибудь в этом роде. Конечно, ничего такого не случится. Что бы ни натворил подросток, любящие родители никогда не пожелают ребенку зла, всегда постараются понять его и простить. Кроме того, не забывай, что в большинстве случаев они оказываются единственными людьми, действительно способными помочь подростку справиться с трудностями.

Достигнув переходного возраста, подросток обязательно столкнется с проблемами, которые останутся для подростка актуальными на протяжении всего периода взросления. Бурный рост, непривычная угловатость движений, изменение телесных форм, необычность ощущений, связанных с сексуальным напряжением и его разрядкой, – все это может стать для подростка серьезными проблемами, причем во многом неосознаваемыми и потому беспокоящими подростка еще больше.

Подростковый  возраст – это время внутренне противоречивого и нередко конфликтного состояния утраты привычного и обретения нового физического “Я”. Накануне рывка в физическом развитии мальчики и девочки часто становятся «грязнулями»: они перестают умываться, чистить зубы, стричь ногти, менять белье и следить за своей одеждой. Почему же так происходит? Попробуем разобраться.

Дело в том, что смутное  чувство тревоги иногда заставляет подростка подсознательно противиться  всему, что угрожает детству. Подросток все еще боится, вступления во взрослую жизнь и потому активно сопротивляется. У мальчиков этот «антигигиенический» период протекает конфликтнее, чем у девочек. Длительность описываемой поры варьируется в зависимости от темпов полового созревания, но обычно через 1–1,5 года поведение подростка приходит в норму, и он уделяет должное внимание чистоте своего тела и опрятности одежды. Но в то же время, подросток, возможно, начнет искать дефекты там, где на самом деле их нет.

3.Переходный возраст у мальчиков

Когда мальчику исполняется 11–12 лет, часто приходится слышать  от взрослых странную фразу, что у  него начался пубертатный период. Слово кажется незнакомым, звучит некрасиво и немного пугающе. Да и сами мальчики чувствуют, что  с ними происходит нечто, необъяснимое словами. Разумеется, это их тревожит, ведь все люди боятся перемен. Мальчик в переходном возрасте – уже не ребенок, но пока еще и не взрослый человек, и этим объясняются все необычные и волнующие явления.

Начало переходного  возраста

С 12 до 15 лет основное событие, происходящее в организме мальчика, – это интенсивное формирование вторичных половых признаков. В 15 лет его половые органы будут уже готовы к репродуктивной функции, то есть в это время он уже теоретически сможет стать отцом.

Однако заметь, что главное слово здесь – «теоретически». Несмотря на появившуюся новую способность к деторождению, 15-летнего мальчика вряд ли кто-нибудь решится назвать действительно зрелым. По-настоящему взрослым мальчик станет не ранее 22 лет.

Главное, что тревожит, по крайней мере, 90 % подростков, – это внешний вид. Все 12-13-летние мальчики – самые большие в мире максималисты, и первое, что попадает под огонь их критики, – это собственный облик. Такое чрезмерно повышенное внимание к себе усугубляет и без того свойственную переходному возрасту стыдливость. В результате возникают крайняя неуверенность в себе и депрессивное состояние.

Изменение роста  в период переходного возраста

Половое созревание мальчиков  начинается с интенсивного роста: тело увеличивается в длину, главным образом за счет ускоренного роста и развития длинных костей. Причем формирование костей может происходить неравномерно, как бы скачками.

Изменение формы  тела в период переходного возраста

У мальчиков-подростков есть свое неоспоримое преимущество перед девочками: они очень редко страдают от избыточного веса. Дело в том, что у мужчин вообще от природы жировая прослойка незначительна, поэтому полнота у мальчиков наблюдается в исключительных случаях, например при нарушении обмена веществ или в результате генетической предрасположенности к полноте.

Изменение голоса в переходном возрасте

Одна из многих проблем, возникающих у мальчиков в переходном возрасте, – это метаморфозы, происходящие с голосом. У всех детей независимо от пола голос высокий. Сначала голос мальчика становится хрипловатым, как при простуде, хотя на самом деле он абсолютно здоров. Затем начинается самое неприятное: тон голоса тоже меняется, то, поднимаясь до фальцета, то, падая до басовых нот. В результате в процессе общения многие мальчики-подростки сильно смущаются.

Появление волос  в переходном возрасте

В период от 13 до 15 лет  у мальчиков в области половых  органов появляется пушок, а затем  нежные одиночные волоски, которые  впоследствии становятся все жестче и темнее. Оволосение других частей тела зависит от генетической предрасположенности каждого человека.

В отличие от представительниц прекрасного пола, многие мужчины  считают усы весьма важной составляющей их внешности. В 13 лет (иногда чуть позже) у мальчиков на верхней губе начинает появляться нежный пушок, а затем – одиночные волоски. Если первое время их не сбривать, через определенное время они превратятся в клочковатую щетину, расположенную к тому же неравномерно, пучками.

 

4.Переходный возраст у девочек

Развитие девушек идет ускоренными темпами, и это создает для них некоторый дискомфорт. Мальчик в 9-10 лет – еще совсем ребенок, а девочка уже начинает постепенно превращаться в будущую женщину.

 

Начало переходного  возраста

Развитие девушки идет довольно быстро, так что к 15 годам внешне она выглядит уже вполне сформировавшейся. К этому времени завершается формирование внешних и внутренних половых органов, устанавливается менструальный цикл, а юная женщина уже может стать матерью. Тем не менее ,внешность – это далеко не все. Психическая зрелость наступает гораздо позже, возможно, годам к 18.

Изменение роста  в период переходного возраста

Рост начинает значительно  увеличиваться приблизительно с 10 лет. К моменту появления первой менструации, или монархе, он практически прекращается. Возможно, в течение 2–3 лет девочка, возможно еще подрастет на несколько сантиметров, но это уже не сыграет решающей роли. Таким образом, девочкам, тревожащимся из-за своего чересчур высокого роста, не следует обращать внимания на насмешки сверстников.

Изменение формы тела в переходном возрасте

Жировая ткань у девочек  отличается от подобной ткани у мальчиков, например, у первых бедра, более широкие  и округлые. Это происходит в результате усиленного отложения в этих местах жировой ткани и расширения костей таза. У женщин они более широкие, чем у мужчин, потому что впоследствии, во время беременности, у будущего ребенка должно быть достаточно места для развития.

Увеличение  груди в переходном возрасте

Формирование девушки  проходит в известной мере болезненно, и виной этому становится, прежде всего, увеличение грудных желез. Вообще они начинают формироваться с 10–11 лет. В 12 лет соски делаются припухлыми и темнеют. Окончательно она оформится к 18 годам.

В переходном возрасте активно работают железы внутренней секреции, в частности яичники и гипофиз. Они вызывают в организме настоящую гормональную бурю, из-за которой грудь не только увеличивается и опухает, но и болит перед менструацией.

Появление волос  в переходном возрасте

С 12 лет на теле девочки  начинают появляться волосы. Сначала нежный пушок покрывает лобок. Потом волосы становятся более грубыми. Что же касается их цвета, его предопределяют наследственные особенности. Во всяком случае, он нисколько не соответствует цвету волос на голове.

В этом же возрасте волосы начинают появляться и на ногах. У многих девочек они светлые и мягкие, а потому совершенно незаметны.

Появление менструации  в переходном возрасте

Менструация является сложнейшей функцией женского организма, и ее появление  свидетельствует о половой зрелости. Если женщина здорова, выделения крови появляются через равные промежутки времени, соответствующие 4 неделям, или 1 акушерскому месяцу.

Между менструациями  может проходить от 21 до 31 дня, однако наиболее часто месячные приходят 1 раз в 28 дней. Именно столько длится 1 лунный месяц, и именно поэтому лунные циклы оказывают влияние на организм женщины.

В среднем менструация  продолжается 3–4 дня. Наиболее сильное  выделение крови наблюдается  в первые 2 дня, а потом постепенно сходит на нет.


5.Подростковый возраст (12-15 лет девочки, 13-16 лет мальчики)

Границы подросткового  периода достаточно условны и  в жизни наблюдаются значительные индивидуальные вариации как темпов развития, так и сроков наступления  тех или иных характерных особенностей данного периода. (Так, фактически начало периода может быть на 1-2 года раньше.) Подростковый период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. Его проявлением являются интенсивный рост, повышение обмена веществ, возрастание активности эндокринной системы.

В этот период в поведении  подростков отмечается явное преобладание возбуждения, отчего реакции по силе и характеру часто не соответствуют  вызвавшим их раздражителям. Появляется широкая генерализация возбуждения, выражающаяся в дополнительных основной реакции сопутствующих движениях рук, ног и туловища (что особенно выражено у мальчиков).

Речь подростков замедляется, процесс образования условных связей на словесный сигнал затруднен, что  свидетельствует, вероятно, о ослаблении высшего функционального уровня корковой деятельности.

Резкие нарушения вегетативных функций, сердцебиения, сосудистые расстройства являются показателями усиления подкорковых  влияний и ослабление тонуса коры головного мозга. Это также проявляется  и в повышенной эмоциональности, часто отмечаемой у девочек.

В период полового созревания наблюдается ослабление всех видов  внутреннего торможения. Поэтому  большое внимание необходимо уделять  в этот возраст воспитанию сознательно  контролируемого торможения реакций.

К концу данного периода устанавливаются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. Период перестройки организма, связанный с большим напряжением, требует радушного и бережного отношения со стороны окружающих взрослых людей. Именно недооценка серьезности положения в период созревания является причиной большого количества тяжелых конфликтов между подростками и родителями, и между подростками и учителями.

В возрасте 15-17 лет организм может считаться созревшим, с  этого времени функция больших  полушарий дает картину уравновешенной и гармоничной деятельности.


 
Половое созревание  
 
Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.  
 
С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, "россказням" и т.д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.  
 
Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л.Толстому назвать период "пустыней отрочества".  
 
Позже, в начале новой фазы, у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается ядро интересов. Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец – реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком. 

 

 
Ведущая деятельность  
 
Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками . Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

  6.Изменение организма в целом в период переходного возраста

Нервная система

Состояние нервной системы  у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям. 
У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость...

Эндокринная система

Биологические особенности  подросткового возраста в значительной мере зависят от функции эндокринных желез. 
Основной особенностью эндокринной перестройки в подростковом периоде является активация системы гипоталамус–гипофиз. Это ведет к изменению гормонального статуса. 
Основными гормонами гипофиза, обеспечивающими рост и развитие организма в подростковом периоде, являются гормоны его передней доли. Гормон роста отвечает за развитие и рост тканей тела. Он стимулирует жироотложение, активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Выработка гормона роста достигает пика к двенадцати-четырнадцати годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков. 
С другим гормоном гипофиза – стимулятором выработки гормонов корой надпочечников – связаны важнейшие физиологические функции интенсивно растущего организма. Вырабатываемые под его воздействием вещества влияют на рост костной и мышечной ткани, на приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям. В подростковом возрасте это в определенной мере обеспечивает биологические основы усвоения знаний, трудовых и жизненных навыков, выработки и за-крепления других социально значимых условных рефлексов. 
Половое созревание, формирование и становление репродуктивной функции в подростковом возрасте в основном зависят от уровня тех гормонов гипофиза, которые влияют на функцию половых желез. Эти гормоны совместно с гормонами половых желез, воздействуя на структуры центральной нервной системы, могут влиять на половое поведение. 
Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Нет ни одного органа, работа которого не зависела бы от них. Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, “управляется” гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка... 
Потребность организма в гормонах щитовидной железы у подростков повышена, и это может вызвать “рабочее” увеличение щитовидной железы, которое чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. К так называемому возрастному увеличению щитовидной железы следует относиться с большим вниманием, потому что оно может маскировать различные болезни этого органа. Многолетний перерыв в йодной профилактике, нарастание экологического неблагополучия, усиление стрессов привели в последние годы к значительному росту болезней щитовидной железы.

Половое созревание

Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой. Созревание репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам. 
Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так, ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. 
У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в тринадцать–пятнадцать лет, у девочек – в одиннадцать–тринадцать. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их. 
Нарастание веса также имеет определенные закономерности: до одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно одинаков: с одиннадцати до четырнадцати лет вес девочек превышает вес мальчиков, но к ше-стнадцати годам вес юношей значительно превосходит вес их сверстниц. 
Уровень полового созревания отражает состояние нейро-эндокринных механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы. 
У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или ускорении полового и физического развития. Эти особенности следует учитывать при построении учебных программ.

Иммунная система

Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные, приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к 
внешним воздействиям, является иммунная система. Формирование и становление иммунной системы – это процесс, который зависит от наследственной предрасположенности и влияния факторов внешней среды. Согласно современным представлениям, существует пять критических периодов развития иммунной системы, пятый из них совпадает с подростковым возрастом. Он отмечается у девочек в двенадцать–тринадцать лет, у мальчиков — в четырнадцать–пятнадцать. 
Гормональная перестройка, а также факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих хронических заболеваний. Это необходимо учитывать при организации медицинского наблюдения, при определении объема и спектра оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях.

Сердечно-сосудистая система

Деятельность сердца и сосудов в подростковом периоде  также имеет свои особенности, в значительной мере связанные с изменением гормонального статуса и нервной системы. В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается объем его полостей. 
Меняются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Во всех возрастных группах у девушек отмечается более частый сердечный ритм, чем у юношей. Подростки часто испытывают неприятные ощущения в области 
сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), они страдают повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям. 
Один из важнейших показателей состояния сердечно-сосудистой системы – артериальное давление (АД). Уровень АД, как известно, находится в определенной зависимости от возраста, пола, показателей физического развития, наследственно-конституциональных особенностей организма, национальности, климато-географических факторов, социально-гигиенических условий и образа жизни. Начало полового созревания сопровождается повышением уровня АД. Такая физиологическая реакция направлена на поддержание кровоснабжения организма на оптимальном уровне при быстром увеличении длины и массы тела. У юношей с возрастом отмечается равномерное увеличение значений АД. У девушек наибольший уровень АД выявля- 
ется в тринадцать–четырнадцать лет. 
Повышение уровня АД в период полового созревания нельзя однозначно рассматривать как плохой прогноз на будущее. В то же время подростки с повышенным АД, в сочетании с наследственной отягощенностью, ожирением и другими признаками, имеют высокий риск заполучить в дальнейшем гипертониче-скую болезнь.

Костно-мышечная система

В период полового созревания в основном завершается формирование костной ткани. Для нормального  роста костей скелета необходимо поддерживать достаточный уровень  кальциевого обмена, то есть подросток должен получать более значительное, чем взрослый и ребенок, количество кальция – это важно для пропорционального увеличения массы и плотности кости. 
Кроме того, обмен кальция в подростковом возрасте зависит от функционального состояния органов пищеварения, мочевыделения и других систем, с которыми связаны поступление и выделение этого минерала из организма. 
Изменения гормональной регуляции, хронические заболевания органов пищеварения, почек, недостаточное употребление высококалорийных продуктов, а также продуктов, содержащих витамин D, кальций, фосфор, белки – могут привести в подростковом возрасте к нарушениям обмена кальция и ухудшению формирования костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке роста костей скелета, возникновению заболеваний костей, суставов и позвоночника (сколиозы), а в будущем – к раннему и быстрому снижению минеральной плотности кости. Исследование костной плотности у московских школьников (НЦЗД РАМН, 1977–1999 гг.) показало, что более чем у 40% подростков десяти–семнадцати лет она снижена, и это является серьезным симптомом глубоких нарушений обмена кальция. 
Костная ткань очень чувствительна к воздействию биологических и средовых факторов риска. Этим определяется высокий риск формирования специфической для подросткового возраста патологии костной ткани – остеохондропатий, а также деформаций позвоночника и грудной клетки, число которых ежегодно возрастает. 
Патология костной ткани, возникшая в юности, в дальнейшем может способствовать формированию специальной недостаточности, в том числе вести к ограничению в выборе профессии, трудоустройстве, годности к службе в Вооруженных Силах и т.д. Вот почему надо использовать все возможности для профилактики нарушений формирования костного скелета (в том числе элементы оздоровительной гимнастики во время уроков и контроль за адекватностью нагрузок на уроках физкультуры). 
Мышечная ткань в период полового созревания подвергается значительным преобразованиям, при этом отмечается интенсивное увеличение мышечной массы. У девушек показатели мышечной силы достигают уровня взрослых женщин в возрасте четырнадцати–пятнадцати лет. 
У юношей мышечная сила значительно увеличивается в возрасте четырнадцати лет, но уровень ее достигает уровня взрослого значительно позже, чем у девушек. В подростковом возрасте недостаточность кальция и витамина D может отражаться на силовых возможностях мышц. На фоне быстрого роста может отставать развитие координации движений, поэтому подростки выглядят угловатыми, неповоротливыми при движении и в играх.

Органы дыхания

Ряд особенностей характерен и для системы органов дыхания. Происходит интенсивное развитие грудной  клетки, дыхательных мышц, рост легких. Дыхание становится глубже, реже. Устанавливаются  половые различия в его типе (у  юношей – брюшной, у девушек –  грудной). 
Интенсивная перестройка органов дыхания должна обеспечить бурно растущий организм кислородом, недостаток которого при интенсивной физической нагрузке особо чувствителен. Как правило, девушки хуже адаптируются к недостатку кислорода, чем юноши. У подростков, когда они находятся в душных помещениях или испытывают большие физические нагрузки, могут случиться обмороки. Это необходимо учитывать как при проведении обычных уроков в классе, так и при занятиях физкультурой.

 

 

Органы пищеварения

В подростковом возрасте завершается развитие пищеварительной системы. К десяти–одиннадцати годам – желудок, к одиннадцати–тринадцати – слюнные железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека. Подросткам свойственны усиленное выделение желудочного сока и повышенная эвакуаторная активность желудка. Эти особенности создают предпосылки для формирования различных нарушений функции желудка. 
Секреторная функция поджелудочной железы у подростков также усиливается. К концу подросткового периода завершается созревание желчевыделительной системы, в то время как ее моторная функция нестабильна: она может повышаться или снижаться. 
Особенностью функции желез пищеварительной системы у подростков является высокая ее ранимость при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит к увеличению частоты гастроэнтерологических заболеваний, склонных к прогрессированию, особенно при несвоевременной диагностике и лечении. Это необходимо иметь в виду при организации учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах школы, в беседах с родителями по вопросам режима труда и отдыха детей.

Нервно-психическое  развитие

Конкретное, образное мышление, характерное для детей, в подростковом возрасте все больше уступает место  абстрактному, становится более самостоятельным, активным, творческим. Эти особенности важно учитывать, поскольку они влияют на качество получаемого общего и профессионального образования, на усвоение основных практических навыков, определенных стереотипов поведения, образа жизни. 
Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать–тринадцать лет, у девочек – на тринадцать–пятнадцать. В старшем подро-стковом возрасте настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции – более дифференцированными, хотя могут сохраняться их непредсказуемость и неадекватность. 
Подростки, по сравнению с детьми, более целеустремленны, настойчивы. Однако проявления этих качеств часто бывают односторонними. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях – сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности – все это обнажает и 
заостряет слабые стороны личности подростка, делает ее особенно уязвимой и чувствительной к неблаго-приятным влияниям среды. 
От семи до двенадцати лет усложняются механизмы субъективных эмоциональных переживаний, возрастает роль таких явлений, как страх и повышенная возбудимость. Эти особенности созревания психики должны быть знакомы не только психиатру и педиатру, но и педагогу, психологу. 
Развитие психических функций осуществляется в определенном порядке, последовательно усложняясь от уровня к уровню. Недоразвитие высших уровней находит свое отражение в растормаживании влечений, инстинктов, низших эмоций. Влияние этого механизма достаточно часто обнаруживается в клинической картине нарушений психического развития в детском и подростковом возрасте. 
Формирование всех психических функций еще не завершено, и различные нарушения в этот период без должного компенсирующего воздействия могут привести к серьезным проблемам у взрослого человека. 
Наиболее частой формой нарушений психического здоровья у подростков является умственная отсталость. Как правило, выраженные ее формы диагностируются в раннем возрасте, но у современных подростков достаточно часто встречаются стертые, клинически слабо выраженные варианты. Могут быть и нарушения синхронности психического развития, которые приводят к возникновению патологических типов личности (психопатии).

Физическое  развитие

Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических  процессов, происходящих в организме, и часто используется как показатель состояния здоровья детей. Индивидуальная оценка уровня физического развития должна основываться на антропометрических данных, в первую очередь показателях роста, веса и окружности грудной клетки. 
За двадцатилетний период наблюдений (1970–90-е годы) с 82,8 до 79,8% среди юношей и с 86,3 до 82,8% среди девушек уменьшилось число лиц с нормальным соотношением роста и веса. Сократилось количество подростков с избыточным весом (с 10,2 до 6,6% среди юношей и с 9,1 до 4,5% среди девушек). В то же время заметно выросло число юношей и девушек с низким весом (соответственно с 7,0 до 13,6% и с 4,6 до 12,7%). В 90-е годы стало больше подростков, имеющих низкий вес. Эти тенденции в равной степени наблюдаются и среди юношей, и среди девушек. 
Все это свидетельствует об астенизации (ослаблении) подростков. Наряду с уменьшением параметров роста и веса отмечается и снижение функциональных возможностей. Об этом говорят данные динамометрии (показатели мышечной силы) правой кисти. За период школьного обучения (с восьми до семнадцати лет) у мальчиков показатель динамометрии сейчас увеличивается всего в 2,8 раза, у девочек – в 1,9 раза (в 60-е годы – соответственно в 4,2 и 3,2 раза). Значит, у семнадцатилетних юношей абсолютные значения динамометрии снизились на 10 кг, у девушек – на 7 кг.

 

 

7.Рекомендации:

  1. Подростковый возраст называют промежуточным между детством и взрослостью. Психологическими новообразованиями этого периода есть личностное самоутверждение, потребность молодого человека в общении, увеличение его контактов, формирование нового мировоззрения, пересмотр и изменение ранее установившихся убеждений и представлений, а также усвоение ценности и нормы жизни подростковой среды. 
     
    2. Подростковый период наполнен противоречиями. Одна из наиболее важных его особенностей – личная нестабильность подростка. Великий педагог В.О.Сухомлинский подчеркивает, что общая особенность этих противоречий – несоответствие между стремлением к самоутверждению, своими желаниями и умением воплотить все это в жизнь. Иногда противоречия этого возраста углубляются, что приводит к срывам и конфликтам в семье. Но если родители умело проводят воспитательную работу, то такие ситуации сглаживаются, и конфликты не возникают. 
     
    3. Психолог Э. Эриксон отмечал в своих трудах, что психологическая напряженность, которая сопровождает период формирования целостности личности подростка, зависит от многих факторов, а не только от физиологического дозревания, характера человека. Важна при этом духовная атмосфера общества, в котором находится человек, влияют на воспитание и внутренние противоречия общественной идеологии. 
     
    4. Важнейшей сферой жизнедеятельности подростка есть общение, которое занимает много времени. Общение помогает в формировании мировоззрения, ценностной ориентации, сопутствует развитию эмоциональной сферы, взаимоотношению подростков в различных направлениях деятельности. Оно имеет прямое влияние на формирование личности в целом. 
     
    5. Наблюдения ученых доказали, что общение для подростка, это соединение в одно целое двух противоречивых потребностей: желания принадлежать к группе и стремления к обособленности – подросток имеет потребность оставаться периодически наедине с собой. В одно и то же время он считает себя уникальным, но стремится ничем внешне не отличаться от своих сверстников. 
     
    6. Чувство одиночества, которое связано с проблемой становления личности, побуждает подростка к общению с ровесниками. Здесь он находит то, в чем ему отказали взрослые. Теряют актуальность прежние отношения с родителями, учителями. Ведь взрослеющего человека не удовлетворяет такая система отношений, когда он полностью зависим от оценки взрослых. 
     
    7. Многие теоретики пришли к выводу, что только опыт общения с одногодками сможет создать ценностный пример для морального поведения подростка. Принимать решения, основанные на собственных моральных принципах, он способен при отсутствии рядом авторитетных людей – родителей и учителей, других взрослых. 
     
    В принципе, картина ясна. Теперь взрослые должны сделать выбор: «гнуть» сою собственную линию дальше, применяя при этом недейственные способы воспитания, или дать свободу подростку, превратить общение с ним в увлекательную игру, отказаться от авторитарности, общаться со своим ребенком на равных. Но самое главное – помнить о том, что подросток – это личность, его необходимо уважать, считаться с его мнением, поддерживать в трудные минуты жизни. 
     
    Если вас заинтересовала тема воспитания подростков, то много интересного об этих вопросах вы узнаете из книг Г.С.Абрамовой и В.С.Мухиной. Читается и воспринимается эта литература очень легко, она поможет вам найти выход из сложившейся ситуации.

 

 

 8.Литература:


  1. Выготский Л. С. Переходный возраст (стенограмма лекции). Рукопись, 1934.
  2. Выготский Л. С. Негативная фаза (стенограмма лекции). Рукопись, 1933.
  3. Выготский Л. С. Проблема возраста. Рукопись.
  4. Драгупова Т. В., Элъконин Д. Б. Некоторые психологические особенности личности подростка//Советская педагогика, 1965. № 6,
  5. Драгупова Г. В. Некоторые вопросы формирования личности в подростковом возрасте//Ш Всесоюзный съезд Общества психологов СССР. М., 1968. Т. 2.
  6. Загоровский П. Л. О так называемой негативной фазе в подростничестве.//Педология, 1928. Т. I,
  7. Загоровский П. Л. Основные направления в современной психологии юности//Психология, вып. 1, т. 2, 1929.

Информация о работе Переходный возраст