Периоды научной деятельности Макгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:52, реферат

Краткое описание

Карл Мангейм (27. 03.1893 - 09.01.1947) — немецкий социолог, политический мыслитель, один из основателей социологии знания родился в Будапеште в семье типичных представителей среднего класса.
В 1912 году Мангейм поступает в будапештский университет, где попадает в особую духовную среду, которую, спустя много лет, он охарактеризовал как атмосферу свободного интеллектуального парения. Пребывание в этой среде способствовало формированию представлений Мангейма о «свободно парящей интеллигенции»1, которые позже легли в основу его элитистской концепции, раскрывающей роль интеллектуалов в общественной и государственной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Периоды научной деятельности.docx

— 14.89 Кб (Скачать файл)

Периоды научной деятельности

Карл Мангейм (27. 03.1893 - 09.01.1947) — немецкий социолог, политический мыслитель, один из основателей социологии знания родился в Будапеште в семье типичных представителей среднего класса.

В 1912 году Мангейм поступает в будапештский университет, где попадает в особую духовную среду, которую, спустя много лет, он охарактеризовал как атмосферу свободного интеллектуального парения. Пребывание в этой среде способствовало формированию представлений Мангейма о «свободно парящей интеллигенции»1, которые позже легли в основу его элитистской концепции, раскрывающей роль интеллектуалов в общественной и государственной жизни.

Обучаясь в Будапештском университете, Мангейм оказался под влиянием марксизма и неокантианства - идейных течений, во многом предопределивших направленность его научных исследований. На начальном этапе своей научной деятельности Мангейм воспринял идеи К.Маркса и Ф.Энгельса в трактовке «венгерского марксизма» -своеобразного идейно-политического течения, зародившегося в Будапеште не задолго до Венгерской социалистической революции. Наиболее видным представителем и идейным вдохновителем этого течения был Д. Лукач2.

После окончания Будапештсккого университета, Мангейм продолжил обучение во Фрейбурге, Гейдельберге, Париже. В 1919 году после социалистической революции в Венгрии, Мангейм под покровительством Д.Лукача, получившего должность народного комиссара в правительстве Куна, назначается доцентом по курсу философии в Будапештском университете.

Дальнейшую научную деятельность Мангейма можно условно разделить на два периода: немецкий и английский. Немецкий период начинается после эмиграции мыслителя в Германию, поводом для которой стало падение Венгерской советской республики (1919), Во Фрейбурге Мангейм знакомится с молодым М. Хайдеггером, позже, после переезда в Гейдельберг, он присоединяется к кружку последователей и почитателей М.Вебера, который оказал значительное влияние на формирование основных методологических положений политической теории Мангейма. Этот период творчества мыслителя ознаменовался переворотом в политических взглядах и философских представлениях: Мангейм подвергает критике основные идеи К.Маркса, под влиянием которых он находился в студенческие годы, а также марксизм в трактовке своего бывшего покровителя Д. Лукача, Главный недостаток в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, Д.Лукача, Мангейм видит в схоластических тенденциях и предвзятом отношении к исследуемым объектам.

В немецкий период Мангейм занимается в основном разработкой методологии, проблемой интерпретации «духовных образований» и теорией познания. На данном этапе эта проблематика рассматривается в рамках философии культуры («Seele und Kultur», 1918) и гносеологии («Die Strukturanalyse derErkenntnistheorie», 1922).

В 1924-1926 гг. Мангейм разрабатывает собственную методологию исследования социальных и политических явлений, которая легла в основу новой научной дисциплины - социологии знания. Объектом этой дисциплины становится политическое сознание, а главными инструментами - метод ситуативного соотнесения (который объединил в себе философско-методологические разработки В.Дильтея, баденской школы неокантианства и понимающей социологии М Вебера), а также историко-филологический анализ.

В 1925 году в Гейдельберге Мангейм защищает диссертацию, посвященную анализу консервативного мышления, затем вступает в должность приват-доцента философии при Гейдельбергском университете. В 1929 г. Мангейм становится профессором социологии и национальной экономики во Франкфуртском университете.

Наиболее значимые работы этого периода времени: Историзм («Historismus»), 1924; «Проблема социологии знания» («Das Problem einer Sociologie des Wissens»), 1925; «Идеологическая и социологическая интерпретация духовных образований» («Ideologische und soziologische Interpretation der geistigen Gebilde»), 1926.

В 1929 году Мангейм публикует ключевые главы наиболее известной научной работы - «Идеология и утопия». Здесь он дорабатывает и углубляет социологию знания, которая предстает как «учение об экзистенциальной обусловленности мышления». В качестве объекта социологии знания Мангейм определяет мышление и связанные с ним процессы познания; предмет - социально-политические процессы, оказывающие влияние на формирование, трансформацию и эволюцию мышления. Работая над социологией знания, Мангейм пытается создать эффективный научный метод, который, по замыслу автора, должен избавить политическое знание от оценочных суждений и двойных стандартов, приблизить его к точным наукам. Поэтому главную цель книги «Идеология и утопия» Мангейм формулирует следующим образом: показать человеческое мышление таким, какое оно есть на самом деле, а «не таким, каким его изображают философы».

 


Информация о работе Периоды научной деятельности Макгейма