Пермский культурный проект: эффективность и итоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и новизна данного исследования вызвана немногочисленностью работ в этой сфере, а также практической необходимостью проанализировать результаты Пермской культурной революции.
Объектом исследования будет являться культурная политика государства.
Предметом исследования будет служить культурная политика властей и её продуктивность в отдельном регионе (Пермский край).
Цель исследования - определить эффективность Пермской культурной революции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1.Глава первая: Влияние государственной политики на культурную сферу советского и постсоветского периодов………………………………………………………………………..
1.1. Государство и культура как два взаимодополняющих понятия………
1.2. Культура как проводник официальной государственной идеологии…….
1.3 Культура как коммерческая реализация продукции массового потребления ……………………………………………………………………..
2. Пермский культурный проект: эффективность и итоги
2.1. Основание Перми как промышленной столицы Урала
2.2. Окультуривание Перми посредством советской идеологии начала XX века
2.3. Пермский культурный проект: цели и итоги
2.4. Контент-анализ эффективности проводимой культурной политики и итоги Пермской культурной революции
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!.docx

— 67.66 Кб (Скачать файл)

Вспомним самые яркие и массовые мероприятия, созданные и проводимые в рамках культурной революции Перми.

Фестиваль «Белые ночи в Перми»

В июне 2011 года в городе прошёл первый ежегодный фестиваль актуального искусства «Белые ночи в Перми» - своеобразный смотр достижений новых культурных деятелей под началом Гельмана. В рамках фестиваля проходят различные выставки, концерты, театральные постановки, народные гулянья, мастер-классы. А для самого проекта строится огромная площадка в самом центре Перми – недалеко от городской думы. Сам проект демонстрирует уличную культуру, свободную культуру, отличающуюся от массовой и классической. Это неординарные проекты от талантливых арт – деятелей, на которых три года подряд приходили посмотреть десятки тысяч зрителей.

Фестиваль «Текстура»

Впервые фестиваль "Текстура" прошел в сентябре 2010 года в Перми и стал, по признанию российских и зарубежных экспертов, заметным событием в сфере современного искусства. Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Международный фестиваль театра и кино о современности "Текстура" объединяет на одной площадке российские и зарубежные фильмы и спектакли о сегодняшнем дне. Автор идеи и художественный руководитель фестиваля – Эдуард Бояков, продюсер, режиссер, художественный руководитель театра "Практика" (Москва), арт-директор "Политеатра" (Москва), ректор Воронежской Государственной Академии Искусств.

«Живая Пермь». Фестиваль современного искусства

Фестиваль приурочен в программу «Белых ночей» и это первый в городе мультижанровый проект, который сводит воедино музыку, театр, кино, разные формы изобразительного искусства, поэзию, прозу и то, что определяется термином «неформат». Принципами проекта являются его «уличный» формат (ориентация на доступность и массовость), открытость (к участию в формировании программы приглашаются все желающие), креативность. Приятен факт, что в проекте может участвовать житель любого города России.

Театр настоящего времени «Сцена-Молот»

 Экспериментальный театр, ставящий пьесы лучших российских  и зарубежных молодых авторов. Его цель – показать на сцене  реального современного человека. В театре нет постоянной труппы, в спектаклях участвуют актеры  разных театров и творческих  групп из Перми и других  городов. Одновременно «Сцена-Молот»  – это новый культурный центр, площадка для поэтических вечеров, дискуссий и тренингов, кинопоказов  и dj-сетов.

И ещё множество проектов, которые были ориентированы на сосредоточение массового скопления людей для просвещения, объединения и информирования о культурной жизни города.

Но московские арт – менеджеры, видимо, не стали принимать в счёт ментальность проживающего населения на территории Пермского края, которая вплоть до середины  XX века оставалась сугубо провинциальным чиновничьим и мещанским городом. Поверхностное и принудительное окультуривание горожан во время советского правления оставило свой след в будущем духовном развитии. Рабочим, еле привыкшим к классической культуре сразу же стали проталкивать новую, современную концепцию, которую следовало бы объяснить для начала, и продвигать не так сильно а, скажем, постепенно.

Многочисленные антиполитические (выставка Дмитрия Цветкова «Государство») и антирелигиозные (Icons) выставки в музее PERMM, скандалы с неравномерным расходом бюджета на фестивали, недовольство пермяков – вот совокупность параметров для уничтожения пермского культурного проекта.

Спустя четыре года активного внедрения современного искусства в пермские массы, министр культуры Пермского края Игорь Гладнев решил досрочно расторгнуть трудовой договор с директором Пермского музея современного искусства М. А. Гельманом. Пермские культурные активисты будоражено обсуждали решение министра.

Пермский искусствовед и арт-критик А. Штейнер сказал, что «Гельману за эти четыре года удалось практически невозможное – полностью  поднять разрушенный Речной вокзал и сделать в ней музей, мощный выставочный центр. Но насколько он был пермским – это вопрос. Пермь всю жизнь была закрытым городом, и менталитет остался таким же закрытым. Надо было уделять больше внимания работе с местным контекстом и населением».

Основные претензии пермяков к М. Гельману – экспансия москвичей, которые «пилят» бюджетные деньги за «сомнительные» художественные объекты, оставляя без системного финансирования местную культуру, – артикулируются пермской творческой элитой (Шляхова С.С.  от вашей культурры слоны дохнут). Писатель Алексей Иванов придерживается следующего мнения:

«Мне жалко, что Пермский край в очередной раз теряет возможность избавить свою культуру от дистрофии. Чужими щами сыт не будешь. Мы можем прокормить хоть 20 Гельманов, но с Гельманами и без Чердыни, Усолья, звериного стиля и «Капризки» мы будем никем. Я не хочу быть никем и не хочу быть с теми, кто считает, что я и так никто» [Иванов А. «Не хочу быть никем…» // Новый компаньон. 21.07.2009].

На «разборе полётов» после окончания культурной революции прошло заседание по подведению итогов. Было выдвинуто три позиции:

Первая: проект – наше всё, нужно его продолжать, вторая – фу, какая гадость, этот ваш проект, третья – люди бьются за бюджет.

Но нынешний губернатор В. Ф. Басаргин отметил, что  «независимо от того, кто как относится к «пермскому культурному проекту», он является платформой, с которой мы будем стартовать в любом случае».

В статье исполнительного директора и эксперта Пермской гражданской палаты И. В. Аверкиева «Пермь слишком долго прощается с культурным проектом» тоже есть противоречивость, есть плюсы и минусы:

С одной стороны, проект есть своего рода случайность и это совокупность реакций московских культуртрегеров на давление со стороны пермяков, где команде Гельмана пришлось вложить куда больше, чем рассчитывалось. С другой стороны, за эти четыре года пермяки развивались и сами, развивались социально, граждански, но всё-таки не стоит путать окультуривание с осведомлённостью.

К итогам пермской культурной революции можно отнести факты, например, что арт-объекты, которые были установлены ещё в начале преобразования, не были снесены, зато музей современного искусства PERMM было решено закрыть на месте Речного вокзала и перенести в другое место. Вместо М. А. Гельмана директором музея является Е. П. Олейникова.

Нельзя не отметить, что возросло количество андеграундских заведений, ориентированных на «нестандартную» молодёжь: кафе «Культурный диван», «Sister’s bar», книжный независимый магазин «Пиотровский», который, кстати, тоже закрывали. И, вообще, появилось много стильной молодёжи, как их сейчас называют хипстеры, которая подсела на бюджетный стрит-арт. Можно смело сказать, что свою лояльную аудиторию после окончания проекта революция получила. Люди продолжают творить, некоторые культурные проекты не останавливаются, ведь сила М. А. Гельмана в том, что он выбирал для проектов творцов на независимых площадках и фестивалях.

Моё мнение складывается в целом положительно вокруг второй культурной революции, было приятно наблюдать и участвовать в ходе создания новой культурной жизни города. Проекты и фестивали, проводимые в течении 4 лет действительно приобщили город если не к высокому пониманию искусства, то хотя бы к какой-то потребности узнать творческую составляющую Перми и приобщиться к массовому потреблению искусства. На вопрос как распределялся бюджет на проект и сколько ответ получить сложно, да и зачем? Если пермский культурный проект был частью культурной политики, а слово политика уже подразумевает под собой что-то скрытное, так почему бы просто не отделить от себя два понятия «творчество» и «политика» и наслаждаться эстетической составляющей происходящего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Пермский культурный проект: эффективность и итоги