Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 16:39, реферат
В древности в распоряжении людей не было особо изысканной социальной цивилизации, однако та, которой они располагали, добросовестно и успешно передавалась новому поколению. И нам следует осознать тот факт, что большая часть этих древних цивилизаций продолжала развиваться при минимальном воздействии со стороны других институтов, потому что семья эффективно выполняла свои функции. Сегодня человеческие расы обладают богатым социальным и культурным наследием, которое необходимо мудро и эффективно передавать последующим поколениям. Необходимо поддерживать семью как образовательный институт.
Введение 3
Глава 1. Сущность разбираемой проблемы 5
Глава 2. Состояние поставленной проблемы 9
Глава 3. Перспектива разрешения разбираемой проблемы, её будущее 14
Заключение 20
Литература 22
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность
разбираемой проблемы
Глава 2. Состояние
поставленной проблемы
Глава 3. Перспектива разрешения разбираемой проблемы, её будущее 14
Заключение
Литература
Введение
Русское слово «брак» восходит к древнерусскому
«брачити», что означает «отбирать», т.
е. выбирать хорошее, нужное и отбрасывать
плохое, ненужное. Это порождает некоторую
двусмысленность термина, которым в юридической
сфере обозначают семейный союз, а в производственной
-- испорченную, нБрак представляет собой
санкционированную обществом форму отношений
между полами и к потомству, т. е. средство
регуляции половых отношений и воспроизводства
населения. Таким образом, брак -- это свободный
равноправный союз женщины и мужчины,
заключаемый с соблюдением порядка и условий,
установленных законом, образующий семью
и порождающий взаимные личные и имущественные
права и обязанности между супругами.
Как видим, уже само определение этого
социального явления содержит противоречие:
с одной стороны, «свободный», а с другой
-- «обязанности». Но это противоречие
не логики, а жизни, самой действительности.
Свободно вступая в союз, люди добровольно
принимают на себя обязательства, нормы
поведения в данном союзе.качественную
продукцию. Супружеские -- или брачные
-- отношения проистекают из двуполости.
Супружество является ответным приспособлением
человека к своей разнополости, в то время
как семейная жизнь есть совокупный результат
всех подобных эволюционных и адаптационных
приспособлений. Супружество устойчиво;
оно не является частью биологической
эволюции, однако оно служит основой всякой
социальной эволюции и поэтому наверняка
сохранится в той или иной форме. Супружество
дало человеку семейный очаг -- славный
венец всей долгой и напряженной эволюционной
борьбы. В то время как религиозные, общественные
и образовательные институты необходимы
для сохранения культурной цивилизации,
главным цивилизатором является семья.
Большую часть самого необходимого в жизни
ребенок усваивает в своей семье и у соседей.
Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах - столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья - главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие. Брак - институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм, однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным законом формой, не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов.
В древности в распоряжении людей не было
особо изысканной социальной цивилизации,
однако та, которой они располагали, добросовестно
и успешно передавалась новому поколению.
И нам следует осознать тот факт, что большая
часть этих древних цивилизаций продолжала
развиваться при минимальном воздействии
со стороны других институтов, потому
что семья эффективно выполняла свои функции.
Сегодня человеческие расы обладают богатым
социальным и культурным наследием, которое
необходимо мудро и эффективно передавать
последующим поколениям. Необходимо поддерживать
семью как образовательный институт.
Глава 1. Сущность разбираемой проблемы
Семья — один из наиболее древних социальных
институтов: она возникла в недрах первобытного
общества значительно раньше классов,
наций и государств. Общественная ценность
семьи обусловлена ее «производством
и воспроизводством» непосредственной
жизни, воспитанием детей, формированием
их индивидуального сознания.
В процессе исторического
развития отношения семьи и общества,
семьи и личности систематически изменялись,
прежде всего, под воздействием господствующего
в данном обществе способа производства,
образа жизни и общественных отношений.
Прогресс общества в значительной степени
был связан с устранением (уменьшением)
дискриминации женщин на производстве,
в социальной и духовной сферах, в брачном
законодательстве, с существенным изменением
функций семьи, созданием условий для
совершенствования брачно-семейных отношений,
повышения их воспитательного потенциала.
Семья является ячейкой общества, поэтому
на ее функционирование влияют все социально-экономические
и культурные процессы (как позитивные,
так и негативные), происходящие в нем.
На семью и ее нравственное состояние
непосредственно воздействуют факторы
окружающей социальной среды, то, что мы
наблюдаем в трудовом коллективе, по месту
жительства, в повседневной жизни.
Анализ реально складывающейся ситуации
в семье показывает, что наряду с общими
характеристиками требуется рассмотрение
ролей супругов, детей, места и роли женщины
в семейной жизни.
Семья — малая
социальная группа общества, основанная
на супружеском союзе и родственных связях
(муж и жена, родители и дети, другие родственники),
на совместном ведении общего хозяйства
и взаимной моральной ответственности.
Жизнь семьи
характеризуется материальными и духовными
процессами. Через семью сменяются поколения
людей, в ней человек рождается, через
нее продолжается род. Семья, ее формы
и функции напрямую зависят от общественных
отношений в целом, а также от уровня культурного
развития общества. Естественно, чем вше
культура общества, следовательно, тем
выше культура семьи. Понятие семья не
следует путать с понятием брак. Семья
представляет собой более сложную систему
отношений, чем брак, т.к. она объединяет
не только супругов, но и их детей, других
родственников.
В настоящее время в России насчитывается
40 млн. семей. Примерно 69% семей состоят
из супругов с детьми. За период между
переписями с 1970 по 1979 г. в СССР было заключено
примерно 23 млн. браков и оформлено около
7 млн. разводов. В 80-х гг. ежегодно заключалось
2,7 млн. и в то же время расторгалось 900
тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца
остается примерно 300 тыс. детей. Следует
отметить еще одну особенность советских
семей: если в 1959 г. 10% всех семей были национально-смешанные,
то в 1979 г. их стало уже 15%.
Внутрисемейные
отношения могут быть, как и персональные
(отношения между матерью и сыном) так
и групповые (между родителями и детьми
или между супружескими парами в больших
семьях). Сущность семьи отражается в ее
функциях, в структуре и в ролевом поведении
ее членов.
Важнейшими
функциями семьи являются: репродуктивная,
хозяйственно-потребительская, воспитательная
и восстановительная.
Репродуктивная
функция включает в себя воспроизводство
в детях численности родителей, т.е. принимает
участие в количественном и качественном
воспроизводстве населения. Можно сказать,
что это самая важная функция. Ведь, рассуждая
логически, чтобы через 24-30 лет население
нашей страны было не меньше, чем сейчас,
необходимо, чтобы детей в семье было не
меньше чем родителей. Желательно даже
больше, т.к. иногда двое детей по тем или
иным причинам не всегда воспроизводят
своих родителей. В целом 1000 человек населения,
состоящего из 2-х детных семей, через 25-30
лет теряют треть своей численности и
по статистике для воспроизводства населения
России надо, чтобы примерно 50 % семей имели
3 детей. В настоящее время, по причине
преобладания городского образа жизни,
увеличения занятости женщин, тяжелейшего
экономического положения рождаемость
падает. Конечно, стоит отметить и связь
общего количества разводов и абортов.
Таким образом, может оказаться, что на
двух пенсионеров будет приходиться один
работник. С этой точки зрения государство
заинтересовано в увеличении многодетных
семей, создании им определенных льгот.
Но, смотря на это иначе, в частности с
позиций тенденции увеличения рождения
в многодетных семьях детей с патологиями,
перенаселения из-за ограниченности ресурсов,
увеличения неработающего населения и
других факторов, можно предположить,
что на данном этапе увеличение деторождаемости
и многодетных семей не есть позитивная
сторона. Сейчас средняя семья в России
состоит из 3,2 человека. Этот показатель
существенно различается в зависимости
от региона бывшего СССР. Наибольший показатель
имеет население Таджикистана и Азербайджана
(средняя численность детей составляет
5—6 человек), а наименьший показатель
— население стран Прибалтики, Белоруссии.
Здесь значительный удельный вес занимает
семья с одним ребенком. Наличие единственного
ребенка характерно для большинства городских
семей.
И хотя в 80-х гг. количество таких семей
уменьшилось, даже простое воспроизводство
находится под угрозой. Пока этот процесс
не остановлен, сохраняется вполне реальная
возможность депопуляции населения в
ряде регионо встраны. На репродуктивную
функцию семьи негативно влияют разводы,
поэтому общество не может безучастно
относиться к этому явлению. Огромное
значение придается здоровью супругов,
их способности к воспроизводству самих
себя. Как свидетельствует статистика,
до 15% семей страдают бесплодием, причем
40% из них по причине бесплодия мужа. В
то же время увеличение двух-, трехдетных
семей сдерживается не только личными
устремлениями супругов, но и экономическими
условиями и правовыми положениями. Именно
последние факторы и явились причиной
того, что в 1997 г. смертность превысила
рождаемость в России.
На поведении молодежи
отражаются знания обо всех сторонах семейной
жизни. Как показывают социологические
исследования, уровень культуры половых
взаимоотношений между супругами, как
правило, очень низкий. Между тем формирование
правильных установок молодежи в интимной
сфере является одной из важных составляющих
их воспитания (И.С. Кон).
Сегодня значительная
часть молодежи или совсем не получает
информацию о семье, об этой сложной стороне
отношений, или получает ее очень недостаточно,
что отрицательно сказывается и на дееспособности
семьи, и на стабильности браков. К сожалению,
подготовка к браку сводится лишь к теоретическим
изложениям некоторых догм семейной жизни.
Однако этот курс требует и эмоциональной,
психологической готовности, культуры
межличностных отношений, которую обязана
закладывать семья. Такая эмоциональная
подготовленность — основа умения любить,
бережно, внимательно, чутко относиться
к ближнему, стараться понимать других
и правильно оценивать свое поведение.
Оптимизировать процесс
самоопределения молодежи в сфере личной
жизни одна семья, конечно же, не в состоянии.
Это задача, которую призвана решать вся
система воспитания, включая и искусство,
и массовую информацию, и общественное
мнение, и общественные организации.
Что касается хозяйственно-
Тенденция к установлению
равноправия в семье позитивна по своей
сути. В то же время перекос в сторону феминизации
семейного управления в связи с возросшей
экономической самостоятельностью женщины,
ее определяющей ролью в воспитании детей
ведет к нарушению психологического комфорта.
Семья как первичная
ячейка является воспитательной колыбелью
человечества. В семье главным образом
воспитываются дети. В семье ребенок получает
первые трудовые навыки. У него развивается
умение ценить и уважать труд людей, там
он приобретает опыт заботы о родителях,
родных и близких, учится разумному потреблению
различных материальных благ, накапливает
опыт общения с деньгами.
Если говорить
о ребенке, то в семье он получает первые
трудовые навыки: занимается самообслуживанием,
оказывает помощь по дому, приобретает
опыт заботы о родителях, братьях и сестрах,
а главное, учится разумному потреблению
материальных и духовных благ.
Эффективность семейного воспитания зависит,
с одной стороны, от социально-экономического
потенциала семьи, с другой — от нравственно-психологического
климата. Семья оказывает влияние на всю
жизнь человека, но наиболее значительна
ее роль в самом начале жизненного пути,
когда закладываются нравственные, психологические,
эмоциональные основы личности. Как никакая
другая социальная группа, семья обладает
огромным диапазоном воспитательного
воздействия. Это особенно доверительная
нравственно-эмоциональная атмосфера
между ее членами, наглядный пример родителей
в выполнении общественных и семейных
обязанностей, совместный труд, беседы
с детьми на интересующие их темы, наконец,
авторитет родителей в решении ряда сложных
и важных для ребенка и подростка проблем
и т.д.
Глава
2. Состояние поставленной
проблемы
Современное состояние семьи не внушает
особого оптимизма. Ее проблемы кажутся
порой трудноразрешимыми. Еще несколько
лет назад в нашей литературе много писали
о кризисе буржуазной семьи. Наша советская
семья определилась как семья образцовая
с бесконфликтным настоящим и блистательным
будущим. Сейчас в нашей печати иначе как
о кризисе семьи не говорят. Встречаются
даже утверждения о катастрофе семейной
жизни, которую переживает наше общество.
В чем проявляются
кризисные явления в семье? Прежде всего,
в ее нестабильности. В крупных городах
распадается свыше 50% браков (в некоторых
местах уровень разводов достигает 70%).
Причем у более чем трети распадающихся
семей совместная жизнь продолжалась
от нескольких недель до 4 лет, т. е. совсем
недолго. Нестабильность семьи приводит
к росту неполных семей, снижает родительский
авторитет, отражается на возможностях
формирования новых семей, на здоровье
взрослых и детей.
К нестабильности
семьи следует добавить ее дезорганизацию,
т.е. увеличение числа так называемых конфликтных
семей, где муж и жена живут как «кошка
с собакой», а воспитание детей в обстановке
ссор и скандалов оставляет желать лучшего.
Это самым плачевным образом сказывается
как на взрослых, так и на детях. Именно
в недрах такой семьи скрываются источники
алкоголизма, наркомании, неврозов и правонарушений.
В результате страдают взрослые, страдают
дети, страдает общество. По данным еженедельника
«Семья», 1 млн. 100 тыс. детей остаются без
семьи, 1 млн. 185 тыс. страдают психическими
заболеваниями, 900 тыс. подростков ежегодно
задерживается за правонарушения и бродяжничество,
1904 ребенка в 1997 г. покончили жизнь самоубийством.
Кто виноват в
этом? Конечно, взрослые, обрекающие детей
на одиночество, страдания и даже смерть.
Но в чем причины такой ситуации? Только
ли злая воля негодяев и безответственных
людей? Конечно, человек отвечает за свое
поведение. Но часто он не ведает, что творит,
либо не умеет найти правильный путь. Нужно
искать более глубокие причины. Главные
из них — серьезные сдвиги в жизни общества.
Что происходит?
Происходит рост отчуждения. Отчуждение
— социальный феномен, суть которого состоит
в том, что человек теряет контроль над
результатами своей деятельности, которые
становятся чужими, враждебными ему. Анализируя
различные аспекты отчуждения, Маркс в
1844 г. отмечал, что этот социальный порок
не затрагивает животных функций человека
— еду, питье, половой акт. Ныне действие
отчуждения проникло и сюда.
Прогресс противоречив.
Любое достижение цивилизации может обернуться
бедой для человека. Рост производства
уничтожает среду обитания. Химикалии,
повышающие продуктивность сельского
хозяйства, делают пищу непригодной для
употребления. Научно-техническая революция
упрощает бытовую сторону жизни, но, с
другой стороны, создает недопустимые
перегрузки, губительно сказывающиеся
на здоровье людей. А в перспективе возникает
и угроза личностному и моральному миру
человека, идущая от «успехов» генной
инженерии, искусственного оплодотворения
женщин и реальных возможностей выращивать
человека в «пробирке». По сути, речь идет
о клонировании людей, страшную картину
которого нарисовал Олдос Хаксли в своей
антиутопии «О дивный новый мир». Среди
факторов, фатально влияющих на семью,
следует указать и на культ потребления,
в основе своей призванный заменить истинный
смысл жизни и подлинные ее ценности, прежде
всего человеческую близость, погоней
за иллюзорными престижными вещами, чувственным
удовольствием, за иллюзорным статусом,
когда самые близкие люди становятся жертвой
потребительского отношения друг к другу.
Потребительская установка на успех, канон
которой определяется модой и средствами
массовой информации, усиливает феномен
отчуждения.
В нашей стране
к этому добавляется постыднейший дефицит
самых необходимых средств жизни — продовольствия,
одежды, жилья, медикаментов. Растет детская
смертность, сокращается продолжительность
жизни. Растет преступность, растет социальная
нестабильность, пагубно влияющая на жизнь
семьи.
И все же в условиях
тотального отчуждения семья остается
главным прибежищем духовной безопасности,
человеческого самоутверждения и эмоциональной
защищенности. Поэтому сегодня, как никогда
прежде, к семье предъявляются высокие
требования. Семья разрушается, но на -
нее возлагают надежды, в нее продолжают
верить. Общим местом стало утверждение
о том, что новое общественное положение
женщины стало великим завоеванием, положившим
конец моногамному браку, основанному
на ее экономической зависимости и главенстве
мужчины. Экономическая и социальная самостоятельность
женщины, как и ее равенство в правах с
мужчинами, бесспорно, является положительным
фактором современного общественного
развития. Но эти завоевания имеют оборотную
сторону, и это равенство подчас выливается
в чудовищную несправедливость. В России
93% женщин работают, но при этом 270 тыс.
трудятся на тяжелых ручных и полумеханизированных
работах, 65 тыс. заняты на тяжелых путейных
работах; 4 млн. женщин работают в ночные
смены; в торговле, где в основном работают
женщины, 80% составляет тяжелый немеханизированный
труд. Грустный список можно было бы продолжить.
Это — мнимое равенство, когда женщина
заменяет мужчину, когда она становится
как бы мужчиной, но довольно часто с более
низким статусом. Не случайно в американской
литературе (в США, кстати, защита женского
труда осуществляется значительно строже)
бытует образ женщины, которая подвергается
дискриминации наравне с неграми — ее
«черными братьями».
Экономическая
самостоятельность женщины привела к
тому, что мужчина перестал быть единственным
кормильцем семьи, и это сказалось на семье
не лучшим образом. Здесь — другой парадокс
современной ситуации, касающейся семьи.
В свое время
американский ученый Т. Парсонс утверждал,
что в семье отец играет инструментальную
роль (он — кормилец и защита семьи от
давления внешних обстоятельств), а мать—экспрессивную
(она—хранительница очага и мира в семье,
ее эмоциональный центр, создающий возможность
для спасения отца и детей от стрессов
и перегрузок внешнего мира). Ныне работающая
мать также оказывается способной выполнять
инструментальную роль в семье, и достаточность
инструментальной роли отца оказывается
под вопросом либо отец вовсе устраняется.
Глубокое нарушение взаимодействия между
супругами приводит, в конце концов, к
тому, что одна только женщина имеет власть
над домочадцами. В такой семье бытует
вариант домашнего поведения («игры»)
«Я одна везу этот воз» или «Чуткий коготь»
(заглавие одной из статей в «Литературной
газете» О.Чайковской), когда жена и мать
«вкалывает, как лошадь», и на производстве,
и дома. И хозяйство, и воспитание детей,
и школа, и общественные поручения — все
на ней. Муж у такой женщины — «порочный»:
все время проводит у телевизора, в курении
на лестничной площадке, за выпивкой; дети
по углам не смеют пикнуть. Ссоры, попреки,
несчастна жена, несчастен муж, несчастны
дети — инфантилы со сломленной волей.
Между тем для нормального существования
супружества и оптимальной социализации
детей необходимо наличие, совместное
участие и ответственность обоих супругов.
Значение отца в воспитании детей имеет
тем большее значение, что без него подготовка
ребенка к роли супруга и родителя оказывается
неполноценной. В этом плане влияние родителей
(не только их подход к ребенку, но и то,
как они сами выполняют свою половую роль,
каковы их супружеские отношения и т. п.)
оказывает прочное воздействие на последующую
жизнь человека. В дальнейшем возможны
существенные изменения, но они никогда
не бывают тотальными.
Особенно велика
роль отца для самоидентификации мальчика
в процессе становления того уровня его
личности, который связан с развитием
его роли как мужчины. Невовлеченность
отца (или мужчины-воспитателя) в этот
процесс приводит к формированию замещающих
мужественность проявлений, т. е. к псевдомужественности,
требующей постоянного подтверждения
в актах агрессии и других видах отклоняющегося
поведения.
А как обстоит
дело с эмоциональной функцией женщины,
воплощающейся в материнстве? Материалы,
представленные в нашей книге, красноречиво
свидетельствуют о материнстве как древнейшем,
более древнем, чем семья, институте человеческого
общества. Но ныне все чаще говорят о |кризисе
материнства. Вовлеченная в работу мать,
сдвинувшая отца на периферию семьи, одна
не может справиться с ответственной ролью
главной кормилицы и единственной воспитательницы
детей.
В чем конкретно
выражается нарушение здоровою взаимодействия
между матерью и детьми? Источник авторитарности
в семье, основанной на мелочном контроле
и подчинении ребенка жестким правилам
и ведущей к конформности личности, переместился
ныне от отца к матери, контролирующей
буквально каждый шаг детей, причем отец
всегда оказывается на ее стороне. Так
формируется в детях пассивность, крайним
проявлением которой является глубокая
депрессия, уход в болезнь или в мир фантазии
и грез.
Зачастую лишенная
интимной гармонии со своим супругом,
мать уходит в «рабство» к детям. Она требует
от ребенка, чтобы тот заполнил пустоту
ее жизни, и превращает его в свои постоянный
придаток. Мальчик становится любимчиком
матери, в то время как отец пассивно содействует
данному положению дел, либо вообще исключается
из их отношений, подчас получающих эротическую
окраску. Для нормального развития ребенка
в первые годы жизни велико значение автономности
в ходе его контактов с матерью. Если ребенок
никогда не остается сам по себе в присутствии
матери, он лишен свободы, но также и поддержки.
В школе такой ребенок всегда испытывает
большие трудности в общении со сверстниками,
он пасует перед школьными требованиями
самодисциплины. Навязывая ребенку отношения
господства и рабства, мать не только подчинена
ему, но связывает его огромной зависимостью,
превращая и его по сути дела в раба.
От вседозволенности
через жесткий контроль к полной заброшенности
— таков путь подрастающего человека
к неврозам, психозам, отклоняющемуся
поведению в детстве и отрочестве, к социальному
инфантилизму и преступности взрослых.
Кризис отцовства
и материнства теснейшим образом связан
с другой сферой эмоциональной жизни семьи
— с интимными отношениями супругов. В
нашу эпоху изменилась роль женщины в
половой жизни и роль половой жизни в жизни
женщины. Речь идет о так называемой сексуальной
революции.
Если отвлечься
от внешней, порой скандальной стороны
дела, от уродливых напластований, то в
основе сексуальной революции можно обнаружить
весьма простой, исторически необходимый
и прогрессивный процесс, имя которому
— раскрепощение женщины.
Ф. Энгельс назвал
установление моногамных отношений, существовавших
для мужчин лишь номинально, всемирно-историческим
поражением женщины. Мужчина превратил
женщину в служанку, в рабу своей похоти,
«в простое орудие деторождения». Теперь
женщина пытается взять реванш: тайная
пружина ломки традиционных половых отношений
— стремление женщины к равному сексуальному
партнерству. Речь идет не о равенстве
ролей (разница их установлена природой),
а о равном праве на наслаждение, о снятии
сексуальных запретов, которые накладывал
на женщину языческий и христианский патриархат.
В условиях дисгармоничного строя этот
процесс принял уродливую форму. Форму,
однако, не следует путать с содержанием.
Глава 3. Перспектива
разрешения разбираемой
проблемы, её будущее
Впечатление, что сегодняшние конфликты,
большие и малые катастрофы обрушились
на нас внезапно, как слепая лавина, обманчиво.
Их истоки — в той тоталитарной системе,
которая шлифовалась в стране десятилетиями.
Для понимания происходящего важно описание
разрушительно-нивелирующий силы тоталитаризма,
подавлявшего все или почти все человеческое
в человеке. Катастрофичным оказалось
разрушение первичных структур общественной
жизни, прежде всего семейных отношений,
семьи
Социологические исследования
семейной сферы показывают, что здесь
происходили процессы, результаты которых
заметны буквально в каждой клеточке социального
организма. Феномены человека-винтика
и затенение социально-статусных различий,
связанных с образованием, профессией,
доходом и т. д., коррелируют с тем, что
стало с семьей, с материнской сутью женщины,
вовлеченной в общественное производство,
сексуальностью и вообще интимностью
бытия.
Социологические
исследования семьи и рождаемости фиксируют
стереотипность повседневного уклада
жизни, причем, показатель числа детей
в семье неожиданно оказывается интегральным.
Как правило, зная характеристики, можно
с успехом прогнозировать и жилищные условия
семьи, и уровень жизни. Получается, что
массифицированная детность сильнее дифференцирует
поведение и образ жизни людей, чем привычные
социальные переменные. Не имеющие детей,
однодетные и трехдетные разнятся сильнее,
чем по своей профессии, например, или
по образованию. В повседневной жизни
та или иная «детность» навязывает соответствующий
бытовой уклад, перекрывая действие социального
статуса, дохода и т. п. Интересно и то,
что массификация малодетности, в тенденции
сплошная, повсеместная, тем не менее четко
очерчивается национально-территориальными
зонами. Не случайно в Среднеазиатском
регионе и в Закавказье критерий детности
играет определенную роль в становлении
национального характера человека. Этот
критерий значим и для европейской части
бывшею Союза, где национальное своеобразие
утверждается в оппозиции многодетности.
Проблема в политическом отношении примечательна,
но совершенно не исследована. В условиях
демократизации общественной жизни пробуждение
политической активности происходит на
основе чуть ли не единственной статусной
определенности личности по национально-детному
принципу. Подчас мы сталкиваемся при
этом с уродливыми метаморфозами семьи
и нации, особенно в конфликтных зонах.
Для любого человека важно не только сохранение
жизни и здоровья, не только сохранение
себя как члена общества, гражданина. На
первом месте всегда будет стоять потребность
в признании уникальности своего Я. Эта
потребность выражается весьма эмоционально,
сопровождается гаммой чувств, в центре
которых переживания само ценности, предполагающие
сопереживание, сочувствие со стороны
других, и прежде всего со стороны самого
первичного круга — семьи. (Подлинная
семья и есть там, где каждый получает
искомое спонтанно, как бы само собой,
где каждый, каким бы он ни был, одновременно
ощущает себя частицей, и центром семейного
целого. Семья в этом смысле незаменима.
Никакие межличностные связи, тем более
в формальных организациях, нельзя уподобить
семейным. Поэтому крайности в формах
отчуждения личности, социального отчуждения
возможны только как результат развала
семьи. И если в обществе намечаются попытки
преодоления тотальной отчужденности,
то успех этих намерений не мыслим уже
без возрождения homo famulus.
В России малодетность
семьи есть в равной мере итог общемирового
процесса, следствие затяжного кризиса
экономики и политики, причем под малодетностью
следует понимать не просто наличие одного-двух
детей в семье, но и преобладание малодетной
ментальности, такой системы ценностных
ориентации, которая отличается сильным
отчуждением личности в сфере социальных
и семейных отношений. В обществе, имитирующем
активность, отстранение от псевдоценностей
и норм — защитная реакция личности на
неподлинность существования. Но люди
невольно втягиваются и в процесс отчужденного
восприятия подлинных ценностей как «казенных».
Именно это произошло с ценностью существования
человеческого рода, воспроизводства
населения, рождаемости, семьи, детей.
Отчужденный человек стал относиться
к этим ценностям не как к своим собственным,
а как к навязываемым извне. И результат
этой трансформации ценностных ориентации
не замедлил сказаться. Массовая малодетность
семей — вот ее итог, который рано или
поздно начинает беспокоить и само государство:
нехватка трудовых ресурсов и пополнения
армии.
Но государство
— бюрократический орган, и все, что связано
с семьей в общественной жизни, его мало
интересует изначально. Дает себя знать
историческая противоположность семьи
и государства, о которой немало говорилось
во все времена. Ориентация государства
на социальную защиту населения, ограниченную
чисто материальной помощью, конечно,
производит впечатление заботы о населении.
Эта сиюминутная политика находит отклик
в массах, но для решения нашей проблемы
семьи такой заботы, мягко говоря, недостаточно.
Речь должна идти о возрождении определенных
ценностей семейной жизни.
Еще в начале
70-х годов социолого-демографические исследования
и опросы населения выявили смещение ценностей
личности в сторону «материального фетишизма».
В то время уже вопросы о семье и детях
вызывали бесконечные жалобы на жилищные
и материальные трудности. Но дети не рождаются
исключительно по экономическим соображениям.
Интенсивное использование ссылок на
материальные препятствия к рождению
детей, названное в социологической демографии
и социологии семьи «концепцией помех»,
свидетельствует о всеобщности отчуждения
в этой сфере...
Обезличенные,
обюрокраченные отношения людей, далеких
от подлинной инициативы и активности,
отразились и в семейных отношениях. Занимаясь
большей частью имитацией служебной деятельности,
люди, возвращаясь с работы домой, в семью,
не могут не привнести сюда укоренившиеся
шаблоны поведения, хотя именно в лоне семьи
требуется принципиально иная стратегия
жизни, где все следует делать всерьез,
подлинно, без «халтуры» и «показухи».
И прежде всего «инфицированию» подверглись
те отношения, которые составляют сердцевину
и—суть собственно семейной жизни — отношения
«родители — дети», родительства; отношения
между старшими и младшими поколениями.
Вытеснение
семейного производства и вовлечение
в орбиту наемного труда всех трудоспособных
членов семьи, заключение несовершеннолетних
в дошкольных организациях, а престарелых
— в приютах лишили людей общесемейной
деятельности и межпоколенного общения,
привели не только к физическому, но и
психическому разъединению их, отстраненности
друг от друга.
Не имея возможности
передавать по наследству недвижимое
имущество (в городах — квартиры, в деревнях
— дома с землей), родители потеряли свое
влияние на взрослых детей и само желание
иметь именно нескольких потомков. Нынешняя
потребность в детях — это фактически
потребность в ребенке, да и то в малыше,
т.к., начиная с детского сада, родители
постепенно утрачивают свое родительское
«владение» им в социально-психологическом
смысле. Уменьшение родительского влияния
на формирование личности ребенка было
прямо пропорционально усилению влияния
школ, интернатов, пионерлагерей и общественных
организации (вспомним поразительный
феномен Павлика Морозова). Неизбежная
при этом взаимная чуждость родителей
и детей сопровождается насилием над последними,
побегами их из семьи, учащением правонарушений
детей и подростков в полных семьях. Прямой
отказ матерей от новорожденных выглядит
сегодня обычным, впрочем как и отказ от
престарелых родителей, помещаемых в спецдома.
Но вероятно,
самый главный и вместе с тем опасный результат
отношений отчуждения в этой сфере — массовидный
характер однодетности. Она вошла в нашу
жизнь уже как некий стандарт семейного
благополучия, и никто не отдает себе отчета
в том, что однодетность— ближайшее следствие
имитации семейного образа жизни, форма
существования одиночества троих, предпосылка
не только для известных конфликтов, но
и крушения целых судеб.
Если обратиться
к истории. Первое десятилетие советской
власти в стране преимущественно сельской,
с преобладанием семейного мелкого производства,
увы, сопровождалось интенсивной пропагандой
феминистского толка. Обсуждение проблем
свободы любви, сведенных в массовом сознании
к проблеме половых связей, внесло весомый
вклад в развитие внесемейных ориентации
женщин. Ориентации усиливались практикой
социально-экономических отношений, и
все это приводило к тому, что в крестьянской
стране, какой в основном была Россия того
времени, все революционные начинания
ассоциировались у населения с борьбой
против семьи (отмена частной собственности
и наследования, отделение «кухни», домашнего
труда от брака и семьи, общественное воспитание
детей и т. п.). Направленность официальной
пропаганды против «косности» патриархальных
отношений, называемых «домостроевскими»,
придавала мощный импульс «революционной»
войне с «буржуазной» семьей, а фактически
с семьей вообще как важнейшим элементом
культуры.
Интересно, что
до сих пор в социологии семьи и демографии
чувствуются отголоски характерной для
большевизма политики антипатриархальности,
антитрадиционалиэма: малейшая попытка
отменить ценность для существования
семьи как социального института взаимосвязи
грех поколений, автономного семейного
производства, четкого распределения
внутрисемейных ролей между родителями
и детьми, мужьями и женами тотчас же толкуется
как проповедь патриархальности и домостроевщины,
где муж кнутом и пряником показывает
власть жене и детям.
В стране до
сих пор нет семейной политики в строгом
смысле слова или демографической политики
в области рождаемости. Постоянно подчеркиваемая
в официальных документах необходимость
большей заботы о семье, о женщине-матери
упирается в обещания государственной
помощи малообеспеченным слоям населения,
в число которых попадают теперь все многодетные
семьи, множество семей с одним родителем,
семей с инвалидами, молодых семей с престарелыми
иждивенцами и др., а также в вопросах охраны
материнства до и после родов, для женщин,
занятых в государственном секторе. Самостоятельная
семейная политика может стать составной
частью социальной политики лишь в том
случае, если будет признана сама проблема
кризиса семьи, причем на самом высоком
уровне — государственном. В истории немало
примеров того, как трудно и долго решаются
даже общепризнанные проблемы, но что
можно сказать о решении проблем, которые
не то чтобы неизвестны, неузнаны, а о которых
наслышаны многие и которым отказано в
праве называться проблемами?
Осуществляемая
сегодня реформа прямо не связана с учетом
интересов семьи с несколькими детьми,
родительства и родства в их отношении
к совместной общесемейной деятельности.
На мой взгляд, нужна особая социальная
политика, направленная на укрепление
семьи с несколькими детьми, которая способна
нейтрализовать кризисный характер брачно-семейных
процессов (давно беспокоящий нашу общественность),
выражающийся в нестабильности браков,
высокой разводимости и росте добровольного
безбрачия, отчужденности членов семьи
и асоциальных формах внутрисемейного
общения, насилии в семье и росте числа
детей, содержащихся в детских домах и
интернатах, распространенности соматических
и невротических расстройств у детей в
малодетных семьях, росте правонарушений
детей и подростков и т.д.
Трансформация
экономических и политических основ (в
ее сегодняшних формах — без специальной
семейной и демографической политики)
при своем возможном успешном развитии
создаст лишь базу благополучия семьи,
но автоматически не укрепит, не восстановит
институт семьи в общественной жизни.
Только специальная семейная политика,
поощряющая семейный строй жизни и устраняющая
последствия сложившегося при сталинизме
подавления ценностей семейных отношений
ценностями идеологическими и государственными,
способна обеспечить бесперебойное осуществление
двух фундаментальных семейных функций
— рождения и воспитания необходимого
числа детей. Люди должны «хотеть» семейной
жизни и ослаблению этого желания, кризису
семьи необходимо положить конец.
В условиях, когда
малодетная семья все более становится
убежищем сосуществования трех одиночеств,
а все социальные институты противостоят
ей, соревнуясь в перехвате семейных функций,
требуется не благотворительная помощь
семье, а радикальное изменение места
семьи в обществе. Возможно, это потребует
создания новой системы поощрения семейного
образа жизни и семейственности, принципиально
исключающей какое-либо принуждение. Отказ
от семейной политики в общенациональном
масштабе из-за боязни вмешательства в
частную жизнь вовсе не безобиден. Политика
невмешательства сегодня гибельна.
Заключение
Итак, семья как ячейка
общества является неотделимой составной
частью общества. И жизнь общества характеризуется
теми же духовными и материальными процессами,
как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи,
следовательно, тем выше культура всего
общества. Общество состоит из людей, которые
являются отцами и матерями в своих семьях,
а также их детей. В этой связи очень важны
роли отца и матери в семье, а в частности
воспитательная функция семьи. Ведь от
того, как родители приучают своих детей
к труду, уважению к старшим, любви к окружающей
природе и людям, зависит то, каким будет
общество, в котором будут жить наши дети.
Будет ли это общество, построенное на
принципах добра и справедливости или
же наоборот? В этом случае очень важно
общение в семье. Ведь общение является
одним из основных факторов формирования
личности ребёнка, члена общества. И поэтому
в семейном общении очень важны нравственные
принципы, главным из которых является
- уважение другого.
Последствиями дурного
общения в семье могут быть конфликты
и разводы, которые наносят большой социальный
вред обществу. Чем меньше разводов в семьях,
тем здоровее общество.
Таким образом, общество
(а его тоже можно назвать большой семьей)
прямо пропорционально зависит от здоровья
семьи, так же как и здоровье семьи от общества.
Семья это один
из механизмов самоорганизации общества,
с работой которого связано утверждение
целого ряда общечеловеческих ценностей.
Поэтому семья сама имеет ценностное значение
и встроена в общественный прогресс. Конечно
же, кризисы обществ, цивилизаций не могут
не деформировать семью: ценностный вакуум,
социальная апатия, нигилизм и другие
социальные расстройства показывают нам,
что саморазрушение общества неизбежно
касается семьи. Но у общества нет будущего
вне прогресса, а прогресса нет без семьи.
Семья дает
укорененность в социуме: одинокий человек
либо замыкается в себе, либо растворяется
в обществе, в работе, в выполнении общественных
дел (при этом, как правило, ощущение ненужности
самому себе не проходит), а семья делает
человека носителем интересов многих
половозрастных групп населения и даже
полноценным потребителем.
В качестве
общего вывода остается внести уточнение
в теоретически важный вопрос о причинах
несоответствия реальной современной
семьи возлагаемым на нее социальным ожиданиям:
либо это несоответствие является свидетельством
распада семьи как изжившей себя формы,
либо показателем вины общества в том,
что оно поставляет негодный исходный
«материал» для семейного строительства.
Но ведь и сам «материал» родом из семьи.
В такой постановке вопрос напоминает
схоластическую проблему курицы и яйца.
Вырваться из порочного круга нам помогут
результаты примененного ценностного
рассмотрения семейных отношений.
В принципе семья
как социальный институт достигла вершины
своего развития, в обозримом будущем
современное состояние есть для нее предел.
Этим отчасти объясняются и более медленные
изменения в структуре семейных отношений
по сравнению с прочими социальными реалиями.
Отчасти можно сослаться и на человеческую
природу. Как отмечает американский исследователь
семьи В. Клайн: «В отличие от человеческой
культуры, которая развивается и изменяется
циклично, варьируя стили, особенности
и пристрастия, основы нейрофизиологии
человека и структура его психики остаются
стабильными. С учетом этого можно понять,
почему в семейных отношениях 50-х и 80-х
годов так много сходного».
Но современная семья
как совершенная форма всегда наполнена
тем содержанием, которое предоставляет
ему данное общество, социальные институты
которого далеки от совершенства.
Информация о работе Перспектива разрешения разбираемой проблемы, её будущее