Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 19:50, контрольная работа
Именно по данным ученых приблизительно с 14 лет молодое лицо начинает осознавать собственные социальные права, место в обществе, свое назначение. До 18 лет практически завершается формирование основных психофизических особенностей человека, а до 24 прекращаются процессы роста человеческого организма, и формируется социальный статус лица, которое предусматривает, например, получения к этому возрасту образования и определенной профессии, прохождения обязательной военной службы и приобретения определенного трудового и жизненного опыта.
Социологическое исследование на тему
«Подверженность молодого поколения к вредным привычкам».
Программа социологического
исследования.
Глава 1. Методологическая часть исследования:
Обоснование актуальности
Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе1.
Именно по данным ученых приблизительно с 14 лет молодое лицо начинает осознавать собственные социальные права, место в обществе, свое назначение. До 18 лет практически завершается формирование основных психофизических особенностей человека, а до 24 прекращаются процессы роста человеческого организма, и формируется социальный статус лица, которое предусматривает, например, получения к этому возрасту образования и определенной профессии, прохождения обязательной военной службы и приобретения определенного трудового и жизненного опыта.
Стоит отметить, что в научной литературе молодежь принято делить на четыре возрастные группы:
1. 14-16 лет – подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.
2. 17-19 лет – юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения – начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.
3. 20-24 года – собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.
4. 25-30 лет – старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.
Так же необходимо отметить, что молодежь объективно восприимчива к новациям. И причиной этому есть не только юношеский энтузиазм, отсутствие определенного общественного опыта и знаний о принципиальной «невозможности» чего-то. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Отсюда в поведении молодёжи парадоксальное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельность личности2.
Социология молодежи, в свою очередь, изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей.
Молодость – период, когда каждый должен сам определить свой жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый с трудным процессом самопознания, обретения собственного “Я”. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающем мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта3.
Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний. Молодому поколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД. Первый случай заболевания СПИДом выявлен в России в 1987 году и с каждым годом число больных растет с огромной скоростью. Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена «подростковое материнство», что негативно отражается на здоровье, как новорожденных, так и их матерей. Особенно актуальной является проблема абортов у молодежи4.
Кроме того, высокими остаются показатели
самоубийств молодых людей. Стремление
уйти от реальных проблем в иллюзорный
мир способствует массовому распространению
алкоголизма и наркомании среди подростков.
В связи с изменениями, происходящими
в экономике России, растет доля молодежи
в непроизводственной сфере. Вместе с
тем отчуждение части молодежи от труда,
которое характеризуется нежеланием молодых
людей работать хорошо и качественно,
отсутствием стремления к профессионально-
Заработок молодых рабочих и служащих часто ниже, чем в целом у работников госсектора экономики. Создание семей и рождение детей еще более ухудшают материальное положение молодежи. В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми. Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга7.
Более того, приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей. Насилие как стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной сфере.
В кризисных условиях больше всего подвержена крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии именно молодежь, т.к. система ценностей данной категории населения подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит, в свою очередь, к потере нравственного и духовного здоровья нации8.
Одной из самых острых проблем современной молодежи является приверженность к злоупотреблению спиртными напиткам и наркотикам. Особенно тревожит тот факт, что средний возраст приверженцев алкоголя постоянно снижается. Даже, несмотря на высокий уровень информированности и образованности большей части молодого поколения, распитие спиртных напитков и употребления наркотиков все же является в молодежных кругах популярным времяпрепровождением.
Кроме того, как уже говорилось, алкоголь усугубляет положение молодежи и становится катализатором для распространения таких явлений в молодежной среде, как наркомания, проституция, преступность и др.
Проблема данного социологического исследования заключается в изучении распространения и употребления алкоголя, наркотиков и табакокурения в жизни современной молодёжи.
Цель социологического исследования – выявить состояние этой проблемы на данный момент времени, в нашем городе, определение факторов риска, ведущих к употреблению алкоголя, наркотиков и сигарет.
Задача исследования:
Объект социологического исследования - молодёжь в возрасте 15 – 23 года.
Предмет социологического исследования - вредные привычки (алкоголь, наркотики, курение).
К методам, с помощью которых будет проводиться исследование, относятся анализ научной литературы, анкетирование, обобщение опыта.
Гипотеза исследования – мое мнение является таковым, что данные вредные привычки глубоко укоренились среди молодежи. Большинство случаев употребления алкоголя, сигарет и наркотиков молодыми людьми связано с целью повысить свое настроение, и причинами, по которым они впервые стали их употреблять являются:
По моему мнению, негативные последствия, которые несут эти пороки, оказывают, прежде всего, вред здоровью, а именно:
В качестве факторов, способствующих приобщению подростков к наркотикам, алкоголю и табакокурению являются следующие:
Основным фактором, который способствует приобщению подростков к вредным привычкам является личная неуверенность, т. к. именно она способствует развитию всего остального, описанного выше.
Информация о работе Подверженность молодого поколения к вредным привычкам