Подростковое воровство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 16:36, практическая работа

Краткое описание

Сегодня особого внимания требуют многие детские и подростковые проблемы. Одна из них — воровство. К сожалению, эта проблема изучена психологами недостаточно, а она в последнее время обострилась. В Украине стали выявлять больше преступлений, совершенных детьми (до 18 лет).
Воровать — преступно присваивать, похищать чужое. Воровство — действия, направленные на присвоение чужого, преступное похищение чужого.
Актуальность данной проблемы определяется широтой распространенности в последнее время нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста: побегов из дома, намеренной лживости, прогулов школы, актов вандализма, разрушений чужой собственности, нападений на людей, случаев физического и сексуального насилия, жестокости по отношению к людям или животным, суицидального поведения и моей темы воровства.

Вложенные файлы: 1 файл

Социологическое исследование.docx

— 28.43 Кб (Скачать файл)

                                          Министерство образования и науки Украины

                              Донецкий горный техникум им. Е.Т.Абакумова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   на тему : «Подростковое воровство»

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнила студентка

                                                         группы 1Д – 11

Ходос Анастасия Ильинична

 

                                                                          Преподаватель Л.Г.Ногай

 

2013

I Этап

Сегодня особого внимания требуют многие детские и подростковые проблемы. Одна из них — воровство. К сожалению, эта проблема изучена  психологами недостаточно, а она  в последнее время обострилась. В Украине стали выявлять больше преступлений, совершенных детьми (до 18 лет).

Воровать — преступно  присваивать, похищать чужое. Воровство — действия, направленные на присвоение чужого, преступное похищение чужого.

Актуальность данной проблемы определяется широтой распространенности в последнее время нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста: побегов из дома, намеренной лживости, прогулов школы, актов вандализма, разрушений чужой собственности, нападений на людей, случаев физического и сексуального насилия, жестокости по отношению к людям или животным, суицидального поведения и моей темы воровства.

Цель  работы:

теоретически обосновать и разработать программу профилактики подросткового воровства. Выяснить причины и факторы, почему подростки подвергаются воровству.

Задачи  исследования:

1. Раскрыть сущность понятия  «воровство».

2. Проанализировать причины  подросткового воровства.

3. Обосновать методологическую основу опросника.

Объект  исследования:

процесс возникновения и развития склонности подростков к воровству .

Предмет исследования:

причины, предпосылки воровства ; характеристика социально-педагогической программы профилактики подросткового воровства.

  • Методы исследования:
  • Теоретические: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования (составление библиографии, реферирование, цитирование);
  • Эмпирические: психологическая диагностика склонности к воровству.
  • Экспериментальная база исследования: студенты различных учебных заведений в возрасте от 15 лет; население, имеющее детей подросткового возраста.

Этапы исследования:

разработка и апробация диагностического опросчика.

 

 

Теоретическая значимость исследования:

в работе выявлено влечение к присвоению и похищению чужого как склонность к воровству и феномен проекции как определяющий принцип составления диагностического опросчика.

Научная новизна исследования:

выявлены и систематизированы теоретические предпосылки склонности и проблем воровства, на примере подростков возрастной группы от 12 до 20 лет;

Практическая  значимость исследования:

разработан и апробирован диагностический опросчик, определяющий проблемы воровства.

 

Воровство — действие, направленное на присвоение чужого, преступное похищение чужого. Воровство, как скрытое присвоение чужого, относится к тем формам социального поведения человека, которые являются прорывом инстинктов сквозь заграждения общественных запретов в человеке: права, морали, религии. Это как агрессивность и насилие в разнообразных формах и проявлениях, полигамия в сексуальных отношениях, инцест, эгоизм и некоторые другие. Причиной подросткового воровства может быть проявление недостаточного развития моральной и волевой сферы. Подростковое воровство часто бывает связано с разного рода психологическими проблемами ребенка или говорит о психологическом неблагополучии.

Как подсчитали в МВД, именно кражи лидируют среди «подростковых» преступлений (70% из общего числа), за ними в «черных лидерах» — грабежи, разбои и хулиганство. При этом в МВД сравнивают, что, например, в 2009 году подростки «нагрешили» около 15 тысяч раз, а в прошлом — на 2 тысячи больше. Чужие вещи они похищали почти 6 тысяч раз: в лидерах — мобильные телефоны (около 1000 краж в год). Их чаще всего воруют подростки и у детей.

 

II Этап

 

Причиной подросткового  воровства может быть недостаток развития нравственных представлений (например, ребенок не различает понятия «свое, чужое, хорошо, плохо»). Многие подростки начинают воровать потому, что они уверены, что их никто не любит, и они никому не нужны. В этой ситуации подросток, обычно, думает, что ничего страшного, если я причиню боль другим людям, ведь все равно «остальным до них нет никакого дела». Так они компенсируют боль, которую чувствуют. Этот феномен называют «круговоротом мести».

Это может быть серьезная  психологическая неудовлетворенность (внутренние переживания ребенка, психологическая  неустойчивость и нестабильность).

Недостаток развития воли (это сильное желание владеть  понравившейся вещью, деньгами вопреки «голосу совести»).

Возраст или пробелы в  воспитании: ребенок не знает в  силу возраста, что такое собственность, ребенок не может поставить себя на место жертвы или на место родителей.

Ситуации, связанные с  психологическим неблагополучием  ребенка, неудовлетворенность жизненно-важных потребностей: кража в знак протеста в семье, где, например, холодные отношения  между родителями, раздача знакомым украденных вещей (это сигнал того, что в семье неравномерно распределена любовь в семье, недостача любви  к ребенку), подсознательное желание  нанести ущерб материальным ценностям (когда в семье говорят, что  главное в жизни – это деньги), так называемая кража символической любви (через дорогие вещи), кража в результате жесткого контроля (так как все запрещено – ребенок крадет, чтобы показать свою свободу).

Выделяют  два вида воровства:

  • бесцельное (клептомания);
  • преднамеренное.

Клептомания – временное или постоянное нарушение психического равновесия, при котором человек не способен сдерживать своё желание присвоить что-то чужое. В отличие от обыкновенного осмысленного воровства, ее основой является порыв, который приводит к спонтанному действию. Клептомания — означает страсть к мелкому воровству, но не в смысле преступности привычного, профессионального вора, а в смысле болезненного влечения.

Психологические причины  преднамеренного детского и подросткового  воровства заключаются совсем в другом. Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства среди подростков, выходящие за рамки дома или неоднократно повторяющиеся. Подростковый возраст самый проблемный. Когда ребенок часто ворует, это перерастает во вредную социальную привычку.

Есть и такое понятие, как мотивированное воровство. На первый взгляд мотивы отсутствуют, на самом деле мотивы совершения краж в таких случаях не осознаются и глубоко спрятаны в подсознании. Попробуем с этим разобраться.

Каждый человек, особенно ребёнок, нуждается в удовлетворении своих основных жизненных потребностях:

  • крыша над головой – убежище в виде квартиры или дома;
  • еда и питье, чтобы утолить голод и жажду;
  • одежда и обувь, чтобы было в чем ходить.

Факторы, способствующие формированию психологической поведенческой  запрограммированности в форме  немотивированного воровства, повторяются  во множестве эпизодах взросления ребёнка, каждый из которых несет в себе определённые смысловые единицы  со знаком плюс или со знаком минус, другими словами формируется  определённое отношение к самому поступку – украсть. Что перевешивает: негативное отношение к нему или моральный допуск, что «это возможно, хотя и нельзя, но очень хочется». Такая поведенческая зависимость в виде немотивированного воровства может сформироваться уже к 12 -13 годам, а родители воспринимают эти новые наклонности как «гром среди ясного неба», когда дети начинают у папы, мамы или у дедушки, у бабушки воровать деньги.

Одни дети как будто  явного негативного внешнего влияния  не имеют. Они растут и воспитываются  во внешне благополучных семьях. Но только – внешне. Люди удивляются –  откуда взялась такая наклонность: воровать? (скрытое негативное влияние).

Другие дети испытывают на себе прессинг дурной компании, под  влиянием которой так же идёт формирование в поведении такого отклонения, например, как воровство (явное негативное влияние).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІІ Этап

                                               АНКЕТА

 

                               Здравствуйте, уважаемый респондент!

Меня зовут  Анастасия и я предлагаю Вам пройти анонимное анкетирование социологического опроса на тему « Подростковое воровство». Уверяю Вас,  что все ответы данные вами будут конфиденциальны. Благодарю за     

                                 отзывчивость на моё предложение!

 

Вопрос № 1: Ваш  возраст?

  • От 12 до 14 лет;
  • От 15 до 18 лет;
  • От 19  и старше.

 

Вопрос № 2: Ваш  пол?

  • Ж;
  • М .

 

Вопрос № 3: Задумывались ли Вы о краже чего-нибудь?

  • Да, бывает это становится потребностью;
  • Да, но никогда этого не делал(а) и не буду делать;
  • Нет, но что-нибудь при необходимости можно было бы украсть;
  • Нет, есть над чем задуматься и по важнее!

 

Вопрос № 4: Вы когда-нибудь воровали?

  • Да и сейчас ворую;
  • Да, но уже не совершаю такую ошибку;
  • Нет, но хочется экстрима;
  • Нет, никогда этого не буду делать.

 

Вопрос № 5: Оказывались  ли Вы жертвой вора?

  • Да;
  • Нет.

 

Вопрос № 6: Как Вы относитесь к воровству?

  • Положительно;
  • Негативно;
  • Нейтрально.
  • Свой ответ            .

Вопрос № 7: Считаете ли Вы «воровство» серьёзной проблемой подростков?

  • Да;
  • Нет;
  • Свой ответ            .

 

Вопрос № 8: Есть ли у Вас друг-вор? Как Вы к относитесь к его                                

                      «ХОББИ»?

  • Есть, но он уже не друг, а просто бывший знакомый;
  • Есть, но отношусь негативно, пытаюсь отучить;
  • Нет, зачем мне такие друзья;
  • Нет, но хотел(а) бы такого друга.

 

Вопрос № 9:  Как Вы думаете, проблема подросткового  воровства в

                        Украине решится?

  • Да;
  • Нет;
  • Свой ответ            .

 

Вопрос № 10: Если бы Вас назначили ответственным(ой) по решению

                         этой проблемы, согласились бы?

  • Да;
  • Нет;
  • Свой ответ             .

 

Ваши предложения по решению  этой проблемы                                                                                                                                                                  

 

 

 

ІV Этап

 

После анонимного анкетирования  я подсчитала результаты опрашиваемых, среди которых были люди разного возраста. Анализ результатов приведён графически:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Подростковое воровство