Позитивизм как философское течение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 00:05, реферат

Краткое описание

Позитивизм – это философское течение, возникшее в 30-х годах ХIХ в. почти одновременно в Англии, Франции и Германии. Основной тезис позитивизма состоял в том, что все подлинное положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 20.18 Кб (Скачать файл)

Позитивизм – это философское  течение, возникшее в 30-х годах  ХIХ в. почти одновременно в Англии, Франции и Герма­нии. Основной тезис позитивизма состоял в том, что все подлинное положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Задача философии должна ограничиваться объединением главных результатов положительных наук.

 

Основателем позитивизма  считается французский философ  О. Конт (1798 -1857), его философия  связана  с философией Просвещения ХVIII в. Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой можно применить научные методы мышления.

 

Наука должна, в принципе, ограничиться описанием внешней  структуры явлений, отвечать на вопрос, как протекают явления, а не на вопрос, что такое они в своей  сущности и почему они происходят так, а не иначе. Но  описание структуры  явлений позволяет вывести законы, формирующие наблюдаемые отношения  между элементами системы, что может  послужить вероятному предсказанию будущего течения событий. Отсюда вытекает знаменитая формула Конта: «Знать, чтобы  предвидеть, и предвидеть, чтобы  мочь».

 

Чтобы подчеркнуть значение науки для человечества, Конт попытался  рассмотреть движение истории. Она  имеет три стадии развития, которые  есть по сути три эпохи разных «состояний»  человеческого духа. Первая – «теологическая» (фиктивная) с господствующим религиозным  миросозерцанием. Вторая – «метафизическая», люди больше обращались к философии. Третья – «позитивная», научная, люди, разочаровавшись в философии, обращаются к науке. Те же самые три стадии развития имеют место в истории  каждого индивидуального сознания.

 

Этот же принцип применяет  Конт и при создании новой науки  – социологии. Она представлялась ему наукой, описывающей динамическое изменение идей под влиянием опять-таки идей. Она должна быть построена  дедуктивно, так, чтобы изучение частных (индивидуальных) явлений основывалось на предшествующем познании общих (коллективных) процессов.

 

Согласно учению о трех стадиях Конт полагал, что после  образования первоначального элемента общества – семьи – общественное развитие осуществляется по схеме: образование  феодальных монархий (теологическая  стадия), подъем средних классов  и власть права (метафизическая стадия), власть философов-позитивистов (позитивная стадия). Каждой из трех стадий политической организации общества соответствует, в свою очередь, своя эпоха гражданской  истории – военно-завоевательная, оборонительная и научно-промышленная. На последней стадии возникает «позитивное  общество», где действуют «любовь  как принцип, порядок как основание  и прогресс как цель».

 

В этическом же отношении  позитивизм провозглашает, что человек, как индивид, или человечество должны быть единственной целью нравственного  поступка уже потому, что по ту сторону  общего понятия человечества ничего не может быть познано. В этом смысле Конт даже набросал план новой религии, в кото­рой «верховною сущностью» является человечество.

 

Позитивистские взгляды  Конта разделял и Г. Спенсер (1820-1903). Одной из задач своей философии  Спенсер считал примирение науки  и религии. Источником динамически  изменяющегося мира он полагал некую  таинственную Силу, непознаваемую для  нас. Наука может исследовать  проявления этого источника –  материю, движение, – но сам он остается закрытым для научного поиска.

 

Цели научного познания Спенсер  понимал в духе О. Конта, но он иначе  трактовал предмет и задачи философии. Они состоят, по его мнению, в достижении философией наибольшей степени систематизации, «объединенности», общности знаний, получаемых в итоге описания явлений. Таким образом, для Спенсера философия отличается от науки количественно.

 

Как и Конт, Спенсер пытался  создать свою классификацию наук для достижения «объединенного знания»  и создал метод эволюционизма, на который огромное влияние оказали  дарвиновская теория эволюции и представления  об универсальных законах классической механики. В основе метода лежало положение  о всеобщности эволюции в области  явлений. Он дополнил его тезисом  о постоянстве количества «силы». «Всякое движение происходит по линии  наименьшего сопротивления или  по линии наибольшего притяжения, или по их равнодействующей». Этот закон  всеобщей эволюции конкретизируется через  ряд дополнительных законов, и все  они имели своей задачей в  самых общих чертах объяснить  все процессы в окружающем нас  мире.

 

Теорию эволюционизма  Спенсер применял к разнообразным  областям, в том числе и к  общественной жизни. Общество он рассматривал по аналогии с живым организмом, стремящимся к равновесному состоянию. Общество, как и живой организм, стремится к росту, усложняется, внутренне дифференцируется, переживает различные фазы и по мере своего развития увеличивает взаимозависимость входящих в него составных частей, жизнь которых длится меньше, чем жизнь интегрального целого. Но важное отличие общества от простого организма Спенсер видит в том, что общество создается для нужд индивидов, тогда как в организме имеет место обратная зависимость.

Спенсер — основоположник органической социологии, последователь  Конта. Социология Спенсера основывается на двух научных парадигмах:

понимание общества как особого  вида социального организма;

понимание развития общества как социальной эволюции.

Изучая общество, Спенсер  задался целью выявить закономерности его организации и функционирования. Он счел возможным провести аналогию между обществом и биологическим  организмом как наиболее совершенной  системы с гармонично взаимодействующими элементами.

Проведя сравнительный анализ, Спенсер выделил 6 сходств общества и биологического организма.

на протяжении большей  части своего существования общество, как и биологический организм, растет и увеличивается в объеме;

по мере роста усложняется  структура как общества, так и биологического организма;

усложнение структуры  общества и биологического организма  сопровождается дифференцированием функций;

дифференциация структуры  и функций в обществе и организме  сопровождается усилением взаимодействия всех структурных элементов;

в обществе, как и в организме, после разрушения целого отдельные  элементы могут некоторое время  существовать автономно;

аналогия между обществом  и организмом может быть перевернута.

Проводя аналогию между обществом  и организмом, Спенсер, тем не менее, не ставил знак равенства, так как  считал, что между ними существует ряд различий:

дифференциация функций  в организме такова, что чувствовать  и мыслить могут только отдельные  органы, в обществе же эти способности  распространяются на все элементы;

организм — это конкретно  целое, все элементы которого неразрывно связаны друг с другом, общество же — дискретно целое, а люди, составляющие его, достаточно самостоятельны;

в организме все элементы существуют для и ради целого, в обществе же, наоборот — целое существует для того, чтобы обеспечить существование каждого элемента.

Спенсер ввел такие  понятие, как социальная организация, социальная функция, социальный процесс.

Развитие общества Спенсер  также рассматривал по аналогии с  эволюцией биологического организма. В основе социальной эволюции лежат  два противоположных процесса —  дифференциация и интеграция.

В основе социологии эволюции, по Спенсеру, лежит усложнение общественной жизни, дифференция социальных функций и появление новых социальных институтов. Этапы в развитии общества характеризуются появляением новых, значимых социальных институтов.

Герберт Спенсер, наряду с  Огюстом Контом, рассматривается  как один из отцов-основателей науки  социологии. Спенсер первым разработал собственный категориальный аппарат  социологии и первым научно обосновал  структуру общества.

Эмиль Дюркгейм

 

 

Эмиль Дюркгейм

Другим наиболее известным  позитивистом конца XIX — начала XX века был французский ученый Эмиль  Дюркгейм. Дюркгейм является родоначальником  реализма в социологии. Он первым из социологов попытался дать четкое опредление объекту и предмету социологии.

Дабы размежевать предмет  и объект социологии и других общественных наук, Дюркгейм предложил новое понимание  общества и ввел понятие социальной реальности.

До Дюркгейма выделялось несколько реальностей:

физическая (действительность)

химическая (вещество)

биологическая (органическая жизнь)

психическая (сознание)

социальная (общество)

Социальная реальность, выделенная Дюркгеймом, является порождением взаимодействия людей и не может быть сведена  к сумме составляющих ее людей. Общество это — "нечто особенное" (на латыни — "Sui generis").

Общество как социальная реальность является объектом и предметом  исследования социологии.

Дюркгейм считал, что отдельными элементами социальной реальности выступают  социальные факты, изучение которых  и является предметом исследования социологии.

"Социальным фактом  является всякий образ действия, резко определенный или нет,  способный оказывать на индивида  внешнее давление, и имеющий в  то же время свое собственное  существование, независимое от  его индивидуальных действий".

Дюркгейм утверждал, что  при рождении индивид находит  готовыми законы, обычаи, правила поведения, язык, верования, денежную систему, существующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно и объективно.

Социальные факты, согласно Дюркгейму:

существуют объективно от индивида;

оказывают на индивида принудительное воздействие.

Такая концепция Дюркгейма  получила название социальный реализм  и легла в основу его социологизма. В теоретическом плане, социологизм утверждает принцип превосходства социального над индивидуальным, общества над индивидуумом. По сравнению с индивидуумом, общество рассматривается как более сложное образование.

Дюркгейм первым показал, что общественное сознание не является суммой личных сознаний: "Группа думает и действует совершенно иначе, чем  это делали бы ее члены, если бы они  были разделены. Если мы попытаемся понять происходящее в обществе, отталкиваясь только от индивида, мы никогда не познаем  сущность социологии".

Теория Эмиля Дюркгейма  включает 3 раздела:

социальная морфология исследует  субстрат общества, его структуру  и материальную форму; социальная морфология изучает географическую основу жизни  народов и процессы, связанные  с народонаселением;

социальная физиология исследует  жизненные проявления общества; социальная физиология включает социологию религии, социологию морали, юридическую социологию и т.д.;

общая социология осуществляет теоретический синтез и устанавливает  наиболее общие законы функционирования и развития общества.


Информация о работе Позитивизм как философское течение