Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:54, статья
В соответствии с вашим пожеланием я должен сделать доклад, который, однако, непременно разочарует вас в нескольких отношениях. От разговора о политике как призвании и профессии вы непроизвольно будете ожидать высказываний и оценок по злободневным вопросам. Но об этом мы скажем лишь под конец, чисто формально, в связи с определенными вопросами, относящимися к значению политической деятельности во всем ведении жизни (Lebensfuhrung). Из сегодняшнего доклада как раз должны быть исключены все вопросы, относящиеся к тому, какую политику следует проводить, какое, таким образом, содержание следует придавать своей политической деятельности. Ибо они не имеют никакого отношения к общему вопросу: что есть и что может означать политика как призвание и профессия. Итак, к делу!
Прежде чем заняться рассмотрением таких “профессиональных политиков” более подробно, надо всесторонне и однозначно выяснить, что представляет собой их существование.
Можно
заниматься “политикой” — то есть
стремиться влиять на распределение
власти между политическими
Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить “для” политики, либо жить “за счет” политики и “политикой” (“von” der Politik). Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно, по меньшей мере идеально, но чаще всего и материально, делают то и другое: тот, кто живет “для” политики, в каком-то внутреннем смысле творит “свою жизнь из этого” — либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит “делу” (“Sache”), и тем самым придает смысл своей жизни. Пожалуй, именно в таком глубоком внутреннем смысле всякий серьезный человек, живущий для какого-то дела, живет также и этим делом. Таким образом, различие касается гораздо более глубокой стороны — экономической. “За счет” политики как профессии живет тот, кто стремится сделать из нее постоянный источник дохода; “для” политики — тот, у кого иная цель. Чтобы некто в экономическом смысле мог бы жить “для” политики, при господстве частнособственнического порядка должны наличествовать некоторые, если угодно, весьма тривиальные предпосылки: в нормальных условиях он должен быть независимым от доходов, которые может принести ему политика. Следовательно, он просто должен быть состоятельным человеком или же как частное лицо занимать такое положение в жизни, которое приносит ему достаточный постоянный доход. Так по меньшей мере обстоит дело в нормальных условиях. Правда, дружина князя-военачальника столь же мало озабочена условиями нормального хозяйствования, как и свита, революционного героя улицы. Оба живут добычей, грабежом, конфискациями, контрибуциями, навязыванием ничего не стоящих принудительных средств платежа — что, в сущности, одно и то же. Но это необходимо внеобыденные явления: при обычном хозяйстве доходы приносит только собственное состояние. Однако одного этого недостаточно: тот, кто живет “для” политики, должен быть к тому же хозяйственно “обходим”, то есть его доходы не должны зависеть от того, что свою рабочую силу и мышление он лично полностью или самым широким образом постоянно использует для получения своих доходов. Безусловно “обходим” в этом смысле рантье, то есть тот, кто получает совершенно незаработанный доход, будь то земельная рента у помещика в прошлом, крупных землевладельцев и владетельных князей настоящего времени — а в античности и в средние века и рента, взимаемая с рабов и крепостных, — будь то доход от ценных бумаг или из других современных источников ренты. Ни рабочий, ни — на что следует обратить особое внимание — предприниматель, в том числе и именно современный крупный предприниматель, не являются в этом смысле “обходимыми”. Ибо и предприниматель, и именно предприниматель, — промышленный в значительно большей мере, чем сельскохозяйственный, из-за сезонного характера сельского хозяйства — привязан к своему предприятию и необходим. В большинстве случаев он с трудом может хотя бы на время позволить заместить себя. Столь же трудно можно заместить, например, врача, и чем более талантливым и занятым он является, тем реже возможна замена. Легче уже заместить адвоката, чисто по производственно-техническим причинам, и поэтому в качестве профессионального политика он играл несравненно более значительную, иногда прямо-таки господствующую роль. Мы не собираемся дальше прослеживать подобную казуистику, но проясним для себя некоторые следствия.
Если
государством или партией руководят
люди. которые (в экономическом смысле
слова) живут исключительно для политики,
а не за счет политики, то это необходимо
означает “плутократическое” рекрутирование
политических руководящих слоев. Но последнее,
конечно. еще не означает обратного: что
наличие такого плутократического руководства
предполагало бы отсутствие у политически господствующего слоя
стремления также жить и “за счет” политики, то есть использовать свое
политическое господство и в частных экономических
интересах. Об этом, конечно, нет и речи.
Не было такого слоя, который не делал
бы нечто подобное каким-то образом. Мы
сказали только одно: профессиональные
политики непосредственно не вынуждены
искать вознаграждение за свою политическую деятельность, на что
просто должен претендовать всякий неимущий
политик. А с другой стороны, это не означает,
что, допустим, не имеющие состояния политики
исключительно или даже только преимущественно
предполагают частнохозяйственным образом
обеспечить себя посредством политики
и не думают или же не думают преимущественно
“о деле”. Ничто бы не могло быть более
неправильным. Для состоятельного человека
забота об экономической “безопасности”
своего существования эмпирически является
— осознанно или неосознанно — кардинальным
пунктом всей его жизненной ориентации.
Совершенно безоглядный и необоснованный
политический идеализм обнаруживается
если и не исключительно, то по меньшей
мере именно у тех слоев, которые находятся
совершенно вне круга, заинтересованного
в сохранении экономического порядка
определенного общества: это в особенности
относится к внеобыденным, то есть революционным,
эпохам. Но сказанное означает только,
что не плутократическое рекрутирование
политических соискателей (Interessenten), вождей
(Fuhrerschaft) и свиты (Gefolgschaft) связано с само
собой разумеющейся предпосылкой, что
они получают регулярные и надежные доходы
от предприятия политики. Руководить политикой
можно либо в порядке “почетной деятельности”,
и тогда ею занимаются, как обычно говорят
“независимые”, то есть состоятельные,
прежде всего имеющие ренту люди. Или же
к политическому руководству допускаются
неимущие, и тогда они должны получать
вознаграждение. Профессиональный политик,
живущий за счет политики, может быть чистым
“пребендарием” (“Pirunder”) или чиновником на жалованье. Тогда он либо извлекает
доходы из пошлин и сборов за определенные
обязательные действия (Leistungen) — чаевые
и взятки представляют собой лишь одну,
нерегулярную и формально нелегальную
разновидность этой категории доходов,
— или получает твердое натуральное вознаграждение,
или денежное содержание, или то и другое
вместе. Руководитель политикой может
приобрести характер “предпринимателя”,
как кондотьер, или арендатор, или покупатель
должности в прошлом, или как американский
босс, расценивающий свои издержки как
капиталовложение, из которого он, используя
свое влияние, сумеет извлечь доход. Либо
же такой политик может получать твердое
жалованье как редактор, или партийный
секретарь, или современный министр, или
политический чиновник. В прошлом лены,
дарения земли, пребенды всякого рода,
а с развитием денежного хозяйства в особенности
места, связанные со взиманием сборов
(Sportelpfrunden), были типичным вознаграждением
для свиты со стороны князей, одержавших
победы завоевателей или удачливых глав
партий; ныне партийными вождями за верную
службу раздаются всякого рода должности
в партиях, газетах, товариществах, больничных
кассах, общинах и государствах. Всепартийные битвы суть не только битвы
ради предметных целей, но прежде всего
также и за патронаж над должностями. В
Германии все противоборство партикуляристских
и централистских устремлений закручено
прежде всего и вокруг вопроса, какая из
сил - берлинцы ли или же мюнхенцы, карлсруэсцы,
дрезденцы — будет иметь патронаж над
должностями. Ущемления в распределении
должностей воспринимаются партиями более
болезненно, чем противодействие их предметным
целям. Во Франции смена префекта, имеющая
партийно-политический характер, всегда
считалась большим переворотом и возбуждала
больше шума, чем какая-нибудь модификация
правительственной программы, имевшая
почти исключительно фразеологическое
значение. Со времени исчезновения старых
противоположностей в истолковании конституции
многие партии (именно так обстоит дело
в Америке) превратились в настоящие партии
охотников за местами, меняющие свою содержательную
программу в зависимости от возможностей
улова голосов. В Испании вплоть до последних
лет две крупные партии сменяли друг друга
в конвенционально закрепленной очередности
в форме сфабрикованных свыше “выборов”,
чтобы обеспечить должностями своих сторонников.
В регионах испанских колониальных владений
как при так называемых “выборах”, так
и при так называемых “революциях” речь
всегда идет о государственной кормушке,
которой намерены воспользоваться победители.
В Швейцарии партии мирно распределяют
между собой должности путем пропорциональных
выборов, и многие из наших “революционных”
проектов конституции, например первый
проект, предложенный для Бадена, имели
целью распространить ту же систему и
на министерские посты, то есть рассматривали
государство и должности в нем именно
как учреждение по обеспечению доходными
местами. Этим прежде всего вдохновлялась
партия центра и даже провозгласила пунктом
своей программы в Бадене пропорциональное
распределение должностей сообразно конфессиям,
то есть невзирая на успех. Вследствие
общей бюрократизации с ростом числа должностей
и спроса на такие должности как формы
специфическигарантированного о
Однако
ныне указанной тенденции
Одновременно
с подъемом вышколенного чиновничества воз
Превращение
политики в “предприятие”, которому
требуются навыки в борьбе за власть
и знание ее методов, созданных современной
партийной системой, обусловило разделение
общественных функционеров на две категории,
разделенные отнюдь не жестко, но достаточно
четко: с одной стороны, чиновники-специалисты
(Fachbeamte), с другой—“политические” чиновники.
“Политические” чиновники в собственном
смысле слова, как правило, внешне характеризуются
тем, что в любой момент могут быть произвольно
перемещены и уволены или же “направлены
в распоряжение”, как французские префекты
или подобные им чиновники в других странах,
что составляет самую резкую противоположность
“независимости” чиновников с функциями
судей. В Англии к категории “политических”
чиновников относятся те чиновники, которые
по укоренившейся традиции покидают свои
посты при смене парламентского большинства
и, следовательно, кабинета. Обычно с этим
должны считаться те чиновники, в компетенцию
которых входит общее “внутреннее управление”,
а составной частью “политической” деятельности
здесь в первую очередь является задача
сохранения “порядка” в стране, то есть
существующих отношений господства. В
Пруссии эти чиновники, согласно указу
Путкамера, должны были под угрозой строгого
взыскания “представлять политику правительства”
и, равно как и префекты во Франции, использовались
в качестве официального аппарата для
влияния на исход выборов. Правда, большинство
“политических” чиновников, согласно
немецкой системе, — в противоположность
другим странам — равны по качеству всем
остальным, так как получение этих постов
тоже связано с университетским обучением,
специальными экзаменами и определенной
подготовительной службой. Этот специфический
признак современного чиновника-специалиста
отсутствует у нас только у глав политического
аппарата — министров. Уже при старом
режиме можно было стать министром культуры
Пруссии, ни разу даже не посетив никакого
высшего учебного заведения, в то время
как в принципе стать советником-докладчиком
можно было лишь по результатам предписанных
экзаменов. Само собой разумеется, профессионально
обученный ответственный референт и советник-докладчик
был, например в министерстве образования
Пруссии при Альтхоффе, гораздо более
информирован, чем его шеф, относительно
подлинных технических проблем дела, которым
он занимался. Аналогично обстояли дела
в Англии. Таким образом, чиновник-специалист
и в отношении всех обыденных потребностей
оказывался самым могущественным. И это
тоже само по себе не выглядело нелепым.
Министр же был именно репрезентантом политической ко