Политика социального партнерства в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:54, реферат

Краткое описание

В данной работе представлен анализ понятия социального партнерства, а также рассмотрено его развитие на современном этапе в ряде западных стран и в России.

Содержание

Введение
Глава 1. История и понятие социального партнерства……………...…4-7
1.1 Истоки зарождения понятия «социальное партнерство»………...…4-5
1.2 Предпосылки возникновения социального партнерства……….....5-7
Глава 2. Социальное партнерство в России и в зарубежных странах….......................................................................................................8-17
2.1 Особенности развития социального партнерства в России……….8-10
2.2 Развитие социального партнерства в странах Западной Европы...............................................................................................................10-14
2.3 Модели социального партнерства в зарубежных странах…….…14-17
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Политика социального партнерства в развитых странах.docx

— 51.32 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ И НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Кафедра «Корпоративного управления»

Дисциплина «Корпоративная социальная ответственность»

 

 

РЕФЕРАТ

на тему

ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

 

 

 

Выполнила                                Студентка  __3__курса     ___1___группы

Специальности _______ФиК________

Андреева Д.Е.

Руководитель  курсового

проекта                                                              Усков К.В.

 

 

М О С К В А  - 2014

Содержание

Введение

Глава 1. История и понятие социального партнерства……………...…4-7

1.1 Истоки зарождения понятия  «социальное партнерство»………...…4-5

1.2 Предпосылки возникновения социального партнерства……….....5-7

Глава 2. Социальное партнерство в России и в зарубежных странах….......................................................................................................8-17

2.1 Особенности развития  социального партнерства в России……….8-10

2.2 Развитие социального  партнерства в странах Западной  Европы...............................................................................................................10-14

2.3 Модели социального партнерства в зарубежных странах…….…14-17

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире экономика развитых государств приобретает все более инновационный характер, когда производство базируется на внедрении новых достижений науки и техники. В этих условиях растет значение человеческого потенциала, становится объективно необходимой гуманизация экономики, проявляющаяся в социальной переориентации производства и улучшении условий труда и жизни людей в целом. В этих условиях возникают предпосылки для формирования социально ориентированной экономики, основной целью которой является создание оптимальных условий для свободного развития каждого индивида.

Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально трудовых конфликтов.

В Западной Европе правовая база трудовых отношений и практика ее применения оставались стабильными на протяжении нескольких последних десятилетий. Это позволило наиболее точно квалифицировать взаимодействие работников, работодателей и государства как социальное партнерство.

В России же, где происходит трансформация производственных отношений и меняются субъекты этих отношений, идет интенсивный и во многом хаотический поиск модели трудовых отношений. Развитие рыночных отношений, формирование многоукладной экономики, рост слоя предпринимателей и собственников требуют новых подходов к формированию на предприятиях трехстороннего партнерства между предпринимателем, профсоюзами и наемной администрацией.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что более глубокое понимание логики социального партнерства позволит найти правильные пути решения проблем преобразования системы государственного контроля в отношения социального партнерства. Чрезвычайно важно также планирование изменений в сфере занятости населения и оплаты труда, поиск и реализация цивилизованных механизмов разрешения конфликтов как на отдельных предприятиях, так и в масштабе всего национального сообщества и мира в целом.

 

Глава 1. История и понятие социального партнерства

1.1 Истоки зарождения  понятия «социальное партнерство»

С развитием рыночной экономики и соответствующих ей отношений стало заметно наличие и постепенное увеличение числа ситуаций возникновения конфликтов между участвующими сторонами,  в особенности, между работниками и работодателями. Основной формой протеста в таких конфликтах были забастовки. Высшей формой забастовочной борьбы стала всеобщая политическая стачка, используемая в фазе революционного подъема пролетариата. К концу ХIХ – началу ХХ веков забастовочное движение было практически постоянным явлением в мире.

В крупных западных странах в ХХ в. забастовочное движение приобрело значительный размах. В США в период между 1948-1957 гг. ежегодное число забастовок составляло 3-5 тыс. с числом бастующих по 2-4 млн человек. Большое распространение забастовки получили и в Европе, особенно во Франции и Италии. В 1948 г. во Франции в забастовках участвовали более 6 млн человек. Известно, что в год было по 1,5-3 тыс. забастовок.1

В числе первых на эту проблему обратил внимание английский философ Фрэнсис Бэкон. Он утверждал, что к возникновению конфликтов в обществе ведет пренебрежение интересами и мнениями разных социальных сословий.

Необходимость поиска согласия стала сутью идеи об "общественном договоре", которую широко развивал известный философ-просветитель Жан-Жак Руссо. Такой договор, по его мнению, был способен вернуть людям общее согласие и мир.

Немецкий философ Иммануил Кант был активным сторонником компромисса в общественно-экономических отношениях. Человеческие отношения он рассматривал как взаимные действия, полезные для обеих сторон и поэтому требующие взаимных уступок, компромисса.

В России идеи социального "товарищества" распространял в своих трудах экономист и социолог Василий Берви-Флеровский. Выход ученый видел не в противостоянии, а в солидарности людей. Он писал, что "борьбе за существование" нужно противопоставить "союз за существование".

Еще выразительнее эти идеи звучат у русского экономиста Николая Бунге. Он подчеркивал, что взаимодействие в производстве и отношения предпринимателей и рабочих — стороны одного процесса. Поэтому, не враждуя, а, подавая руку друг другу, они могут добиться общего успеха. Формулой успеха он считал участие рабочих в прибылях.

Важную роль государства и законодательства в регулировании и согласовании противоречивых интересов работников и капиталистов раскрывал в своих работах Владимир Литвинов-Фалинский, считавший, что именно государство должно заниматься балансированием интересов работников и собственников.2

В итоге, теоретической основой социального партнерства явилось углубляющееся понимание того, что процесс производства и воспроизводства объективно осуществляется на базе взаимодействия труда и капитала, он невозможен при столкновении и несовместимости интересов его сторон – работодателей и работников. 

 

 

1.2 Предпосылки возникновения социального партнерства

Категория «социальное партнерство подразумевает под собой множество аспектов, поэтому ее содержание может быть определено с разных точек зрения.

В узком смысле социальное партнерство трактуется как особый тип трудовых отношений. В широком смысле термином социальное партнерство может быть обозначен особый тип взаимодействия социальных групп, вне зависимости от конкретного объекта, по поводу которого осуществляется это взаимодействие. Механизмы и методы данной категории могут применяться не только в трудовых отношениях, но и в иных областях, где интересы различных групп пересекаются в одной сфере.

Социальное партнерство выступает как специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой и характеризующийся следующими чертами:

  1. это отношения между субъектами, сторонами, имеющими наряду с тождественными интересами и принципиально различные, противоположные социальные, экономические, политические интересы;
  2. отношения ориентируются не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, при котором собственник может обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, а наемный работник – достойное образование;
  3. это такой тип отношений, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы, государство в целом, так как при нем достигается социальная стабильность общества, его прогресс, социально-экономическое развитие.

Социальное партнерство как общественное явление получило свое распространение лишь в последние десятилетия. Оно стало объективным регулятором между различными классами общества, особенно между работодателями, наемными работниками и государством.

Однако нужно отметить, что это не означает, что прежде работодатели и работники не вели между собой переговоры и не пытались достичь взаимопонимания. Капиталист всегда был заинтересован в поддержании стабильности на своем предприятии. Если он не имел возможности поднять заработную плату всем рабочим или не хотел делать это по каким-либо экономическим причинам, он шел на соглашение с частью из них, предоставляя им ряд привилегий. Так формировался слой наемных рабочих, получивший название "рабочая аристократия". Но эти отношения, как и другие более значительные формы соглашений, заключавшиеся между работодателями и работниками в XIX - начале XX веков еще нельзя рассматривать как партнерские.

Для четкого определения понятия социального партнерства необходимо выделить его основные элементы применительно к рыночной экономике. К ним относятся:

- согласование между партнерами  на высшем уровне распределения  доходов и социально-экономической  политики в целом, включая разработку  основных критериев и показателей  социальной справедливости и  мер по защите интересов субъектов  трудовых отношений;

- переговорный характер процесса  урегулирования возникающих между  сторонами противоречий и разногласий;

- наличие механизмов и институтов, служащих согласованию интересов  социальных партнеров на различных  уровнях:

- участие наемных работников  в управлении предприятиями;

- снижение уровня и смягчение  остроты социальных конфликтов  посредством формальных методов  примирения сторон.3

В развитии категории социального партнерства прослеживается определенная историческая тенденция. Объективные и субъективные предпосылки ее возникновения зародились еще в XIX веке когда прочно вошли в жизнь профессиональные и предпринимательские союзы, а государство вынуждено было стать решающей силой в конфликтах между трудом и капиталом. Но сам феномен социального партнерства, порой под другими названиями, утвердился идеологически и практически, прежде всего, под влиянием катастрофических социальных потрясений первой половины XX века.

Экономические кризисы и депрессии, мировые войны, обострение классовой борьбы, приведшие треть человечества к революциям и гражданским войнам - все это остро поставило вопрос о переходе от конфронтации к созидательной политике.

Появлению социального партнерства способствовало также усложнение социальной структуры общества развитых странах. На смену упрощенной двухполюсной классовой схеме, свойственной капитализму прошлого века (наемный труд - капитал), пришла более сложная структура общества. Благодаря возросшему общему уровню благосостояния возросло число собственников, в том числе через участие в собственности посредством акции. В это время сложилась система институциональных инвесторов – пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных и иных банков, которые являются крупнейшими акционерами в промышленных корпорациях, представляя интересы большого числа мелких, средних вкладчиков, поручивших им управление своей собственностью. Укрепились позиции мелкого предпринимательства, увеличилась его роль в экономике. Существенно выросла численность, а также возросла роль служащих, работающих как в государственных, так и в негосударственных организациях и учреждениях. В западном обществе образовался "средний класс", заинтересованный в укреплении социально-экономической стабильности в своей стране, так как его представителям было что терять в результате социальных катаклизмов.4

Все перечисленные предпосылки привели к тому, что общество наконец стало преуспевать в вопросах улучшения условий и качества своего труда как для собственного блага, так и для блага компании.

 

 

Глава 2. Социальное партнерство в России и в зарубежных странах

2.1 Особенности  развития социального партнерства  в России

Основные принципы социального партнерства и механизмы его реализации определены в Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях», федеральном законе «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и в ряде других законодательных актов. В соответствии с ними функционирует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), ее отраслевые и региональные комиссии. Постепенно в стране складывается и преобразуется система цивилизованных процедур разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, система примирения и посредничества, трудового арбитража и судов.

В России еще рано говорить о законченном характере системы социального партнерства, поскольку его организационная структура далека от целостного вида. В настоящее время заложена лишь основа всей системы – РТК, призванная «устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов трех действующих в производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон: государства, наемных рабочих и работодателей». РТК наделена необходимыми полномочиями по подготовке проекта генерального соглашения, организации коллективных переговоров, связанных с его принятием, и обсуждению выполнения соглашений.5

Информация о работе Политика социального партнерства в развитых странах