Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:54, реферат
В данной работе представлен анализ понятия социального партнерства, а также рассмотрено его развитие на современном этапе в ряде западных стран и в России.
Введение
Глава 1. История и понятие социального партнерства……………...…4-7
1.1 Истоки зарождения понятия «социальное партнерство»………...…4-5
1.2 Предпосылки возникновения социального партнерства……….....5-7
Глава 2. Социальное партнерство в России и в зарубежных странах….......................................................................................................8-17
2.1 Особенности развития социального партнерства в России……….8-10
2.2 Развитие социального партнерства в странах Западной Европы...............................................................................................................10-14
2.3 Модели социального партнерства в зарубежных странах…….…14-17
Заключение
Список литературы
1.2 Предпосылки возникновения социального партнерства……….....5-7
Глава
2. Социальное партнерство
в России и в зарубежных странах…......................
2.1 Особенности развития
социального партнерства в
2.2 Развитие социального
партнерства в странах
2.3 Модели социального партнерства в зарубежных странах…….…14-17
Заключение
Список литературы
Глава 1. История и понятие социального партнерства
1.1 Истоки зарождения
понятия «социальное
С развитием рыночной экономики и соответствующих ей отношений стало заметно наличие и постепенное увеличение числа ситуаций возникновения конфликтов между участвующими сторонами, в особенности, между работниками и работодателями. Основной формой протеста в таких конфликтах были забастовки. Высшей формой забастовочной борьбы стала всеобщая политическая стачка, используемая в фазе революционного подъема пролетариата. К концу ХIХ – началу ХХ веков забастовочное движение было практически постоянным явлением в мире.
В крупных западных странах в ХХ в. забастовочное движение приобрело значительный размах. В США в период между 1948-1957 гг. ежегодное число забастовок составляло 3-5 тыс. с числом бастующих по 2-4 млн человек. Большое распространение забастовки получили и в Европе, особенно во Франции и Италии. В 1948 г. во Франции в забастовках участвовали более 6 млн человек. Известно, что в год было по 1,5-3 тыс. забастовок.1
В числе первых на эту проблему обратил внимание английский философ Фрэнсис Бэкон. Он утверждал, что к возникновению конфликтов в обществе ведет пренебрежение интересами и мнениями разных социальных сословий.
Необходимость поиска согласия стала сутью идеи об "общественном договоре", которую широко развивал известный философ-просветитель Жан-Жак Руссо. Такой договор, по его мнению, был способен вернуть людям общее согласие и мир.
Немецкий философ Иммануил Кант был активным сторонником компромисса в общественно-экономических отношениях. Человеческие отношения он рассматривал как взаимные действия, полезные для обеих сторон и поэтому требующие взаимных уступок, компромисса.
В России идеи социального "товарищества" распространял в своих трудах экономист и социолог Василий Берви-Флеровский. Выход ученый видел не в противостоянии, а в солидарности людей. Он писал, что "борьбе за существование" нужно противопоставить "союз за существование".
Еще выразительнее эти идеи звучат у русского экономиста Николая Бунге. Он подчеркивал, что взаимодействие в производстве и отношения предпринимателей и рабочих — стороны одного процесса. Поэтому, не враждуя, а, подавая руку друг другу, они могут добиться общего успеха. Формулой успеха он считал участие рабочих в прибылях.
Важную роль государства и законодательства в регулировании и согласовании противоречивых интересов работников и капиталистов раскрывал в своих работах Владимир Литвинов-Фалинский, считавший, что именно государство должно заниматься балансированием интересов работников и собственников.2
В итоге, теоретической основой социального партнерства явилось углубляющееся понимание того, что процесс производства и воспроизводства объективно осуществляется на базе взаимодействия труда и капитала, он невозможен при столкновении и несовместимости интересов его сторон – работодателей и работников.
1.2 Предпосылки возникновения социального партнерства
Категория «социальное партнерство подразумевает под собой множество аспектов, поэтому ее содержание может быть определено с разных точек зрения.
В узком смысле социальное партнерство трактуется как особый тип трудовых отношений. В широком смысле термином социальное партнерство может быть обозначен особый тип взаимодействия социальных групп, вне зависимости от конкретного объекта, по поводу которого осуществляется это взаимодействие. Механизмы и методы данной категории могут применяться не только в трудовых отношениях, но и в иных областях, где интересы различных групп пересекаются в одной сфере.
Социальное партнерство выступает как специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой и характеризующийся следующими чертами:
Социальное партнерство как общественное явление получило свое распространение лишь в последние десятилетия. Оно стало объективным регулятором между различными классами общества, особенно между работодателями, наемными работниками и государством.
Однако нужно отметить, что это не означает, что прежде работодатели и работники не вели между собой переговоры и не пытались достичь взаимопонимания. Капиталист всегда был заинтересован в поддержании стабильности на своем предприятии. Если он не имел возможности поднять заработную плату всем рабочим или не хотел делать это по каким-либо экономическим причинам, он шел на соглашение с частью из них, предоставляя им ряд привилегий. Так формировался слой наемных рабочих, получивший название "рабочая аристократия". Но эти отношения, как и другие более значительные формы соглашений, заключавшиеся между работодателями и работниками в XIX - начале XX веков еще нельзя рассматривать как партнерские.
Для четкого определения понятия социального партнерства необходимо выделить его основные элементы применительно к рыночной экономике. К ним относятся:
- согласование между партнерами
на высшем уровне
- переговорный характер
- наличие механизмов и
- участие наемных работников в управлении предприятиями;
- снижение уровня и смягчение
остроты социальных конфликтов
посредством формальных
В развитии категории социального партнерства прослеживается определенная историческая тенденция. Объективные и субъективные предпосылки ее возникновения зародились еще в XIX веке когда прочно вошли в жизнь профессиональные и предпринимательские союзы, а государство вынуждено было стать решающей силой в конфликтах между трудом и капиталом. Но сам феномен социального партнерства, порой под другими названиями, утвердился идеологически и практически, прежде всего, под влиянием катастрофических социальных потрясений первой половины XX века.
Экономические кризисы и депрессии, мировые войны, обострение классовой борьбы, приведшие треть человечества к революциям и гражданским войнам - все это остро поставило вопрос о переходе от конфронтации к созидательной политике.
Появлению социального партнерства способствовало также усложнение социальной структуры общества развитых странах. На смену упрощенной двухполюсной классовой схеме, свойственной капитализму прошлого века (наемный труд - капитал), пришла более сложная структура общества. Благодаря возросшему общему уровню благосостояния возросло число собственников, в том числе через участие в собственности посредством акции. В это время сложилась система институциональных инвесторов – пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных и иных банков, которые являются крупнейшими акционерами в промышленных корпорациях, представляя интересы большого числа мелких, средних вкладчиков, поручивших им управление своей собственностью. Укрепились позиции мелкого предпринимательства, увеличилась его роль в экономике. Существенно выросла численность, а также возросла роль служащих, работающих как в государственных, так и в негосударственных организациях и учреждениях. В западном обществе образовался "средний класс", заинтересованный в укреплении социально-экономической стабильности в своей стране, так как его представителям было что терять в результате социальных катаклизмов.4
Все перечисленные предпосылки привели к тому, что общество наконец стало преуспевать в вопросах улучшения условий и качества своего труда как для собственного блага, так и для блага компании.
Глава 2. Социальное партнерство в России и в зарубежных странах
2.1 Особенности
развития социального
Основные принципы социального партнерства и механизмы его реализации определены в Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях», федеральном законе «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и в ряде других законодательных актов. В соответствии с ними функционирует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), ее отраслевые и региональные комиссии. Постепенно в стране складывается и преобразуется система цивилизованных процедур разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, система примирения и посредничества, трудового арбитража и судов.
В России еще рано говорить о законченном характере системы социального партнерства, поскольку его организационная структура далека от целостного вида. В настоящее время заложена лишь основа всей системы – РТК, призванная «устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов трех действующих в производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон: государства, наемных рабочих и работодателей». РТК наделена необходимыми полномочиями по подготовке проекта генерального соглашения, организации коллективных переговоров, связанных с его принятием, и обсуждению выполнения соглашений.5
Информация о работе Политика социального партнерства в развитых странах