Политическая система общества. Структура и функции политических систем. Современная политическая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 11:45, реферат

Краткое описание

Изменилась и роль граждан в политической системе. Она не сводится к пассивному восприятию готовых и заданных государством стереотипов, а предполагает значительную свободу выбора вариантов, поведения в политических и иных сферах жизнедеятельности. Граждане не порицаются за независимость суждений, оппозиционность по отношению к органам власти, что имело место в дореформенный период.

Содержание

1. Введение
2. Политическая система общества. Структура и функции политических систем. Современная политическая система Российской Федерации
3. Политические режимы и их виды
4. Формы территориального устройства государства
5. Заключение
6. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 5 Афанасьев социология.docx

— 50.95 Кб (Скачать файл)

        Примерами  конфедераций  могут  служить  США   в  1776 - 1864 гг.,  Германский  союз  с 1815  по  1867 гг.,  Швейцарский  союз  с 1815г.,  Австро-Венгрия  до  1918 г.  и   др.

Федерация -  союзное  государство, объединяющее  несколько  государств  или  государственных  образований  (земли,  кантоны,  штаты,  автономные  республики  и  т.д.),  каждое  из  которых  имеет  свои  органы  государственной  власти  (законодательные,  исполнительные  и  судебные).  В  отличие  от  конфедерации  она  обладает  своим  собственным  суверенитетом,  федеративными  органами  государственной  власти,  федеративной  конституцией,  армией,  системой  федеративных  налогов.  При  этом  нельзя  забывать,  что  федерация - именно  союзное  государство,  и  ее  суверенитет  производен,  вторичен  по  отношению  к  суверенитету  входящих  в  нее  государственных  единиц.

        Ряд  государствоведов   полагает,  что  входящие  в  состав  федерации  государства  не  суверенны.  Им  предоставлен  лишь  некоторый  эквивалент  суверенитета,  заключающийся  в  более  или  менее  широком  участии  в  осуществлении  государственной  власти  федерацией.  В  частности,  по  мнению  Георга  Еллинека,  «правопорядок  союзного  государства  основан  на  конституции,  которая  является  его  собственным  законом  и  может  быть  изменена  только  законом  союзного  государства,  но  отнюдь  не  волей -  хотя  бы  и  всех - отдельных  государств,  проявленной  в  иных,  кроме  установленных  конституцией,  формах.  В  пределах  господства  союзного  государства  отдельные  государства  теряют  свой  государственный  характер.  В  этих  пределах  их  деятельность  либо  совершенно  прекращается  и  заменяется  собственным  управлением  союзного  государства,  либо  они  получают  характер  самоуправляющихся  корпораций  наподобие  коммунальных  союзов,  поскольку  осуществляют  управление  через  посредство  своих  органов,  согласно  законам  и  под  контролем  союзного  государства».  В  пользу  этой  точки  зрения  свидетельствует  и  то,  что  в  федерации  территория  и  население  отдельных  государств  часто  объединены  в  неразрывное  целое:  территория  отдельных  государств  есть  территория  федерального  государства,  народы  отдельных  государств - его  единый  народ.

       Однако  государственная  власть  федерации  в  конечном  счете  исходит  от  власти  вошедших  в  нее  государств.  Это  может  проявляться  в  разных  формах.  Иногда  правительства  входящих  в  федерацию  государств  образуют  высшую  власть  союзного  государства.  Иногда  из  среды  единого  народа  как  субъекта  федерации  выбираются  органы  федеративной власти,  например,  президент.  Но  и  в  этом  втором  случае  государствам  предоставлены  права  участия  в  осуществлении    союзной  государственной  власти.  Например,  во  всех  республиканских  союзных  государствах   одна  из  палат  парламента  функционирует  как  представительный  орган  членов  федерации.  Более  того,  в  некоторых  из  них  равенство  субъектов  федерации  выражается  в  предоставлении  каждому  государству - члену  равного  числа  депутатских  мест,  зачастую  отдельные  государства,  входящие  в  федерацию,  имеют  решающий  голос  при  изменении  конституции.

       Это  свидетельствует  о  большом  и  эмпирическом  разнообразии  федеративных  устройств,  часть  из  которых,  исторически  меняясь,  отражает  тенденцию  к  превращению  ряда  федераций  в  унитарные  государства.  Как  показывает  опыт  СССР  1989 - 1991 гг., возможна  и  иная  тенденция  к  преобразованию  федерации  в  конфедерацию  и  даже  к  ее  полному  разрыву.  В  принципе  можно  утверждать,  что  федерация - объединение  государств,  суверенных  постольку,  поскольку  их  суверенитет  не  ограничен  суверенитетом  федеративного  государства.

        Объединения  монархических  государств  существуют  в  форме  личной  или  реальной  уний.  Общим  у  обеих  форм  является  то,  что  они  возникают  вследствие  совпадения  монархов  двух  или  нескольких  государств  в  одном  лице. 

      Личная  уния  имеет  основанием  случайное,  непреднамеренное  совпадение  независимых  друг  от  друга  прав  на  корону  в  нескольких   государствах  на  основе  различных  порядков  престолонаследия.  Она  продолжается  до  тех  пор,  пока  эти  различные  правомочия  персонифицированы  в  одном  лице.  Как  только  по  закону  корона  опять  переходит  к  другим  лицам,  личная  уния  тотчас  же  прекращается.  Так,  в  прошлом  веке  прекратилась  личная  уния  между  Великобританией  и  Ганновером  в  1837 г.,  между  Нидерландами  и  Люксембургом  в  1983 г.  вследствие  различия   системы  престолонаследия - когнатической  в  Великобритании  и  Нидерландах  и  агнатической    в  Ганновере  и  Люксембурге.  При  этом  в  двух  первых  государствах  на  престол  вступали  женщины,  которые  в  двух  других  государствах  вообще  исключались  из  престолонаследия.

        Политическое  значение  личных  уний  может  оказаться  значительным  и  привести  к  полному  слиянию  разных  государств  (Кастилия  и  Арагон,  Англия  и  Шотландия  и  др.).  Между  государствами,  объединенными  общим  монархом,  невозможна  война.  Однако  в  большинстве  случаев  сколько-нибудь   существенного  сближения  между  ними  не  происходит.

        Реальная  уния  возникает  в  результате  соглашения  государств,  в  силу  которого  у  них  появляется  общий  монарх.  Члены  реальной  унии  независимы  друг  от  друга,  и  соединение  не  ограничивает  их  суверенитетов.  Не  образуется  ни  общей  территории,  ни  единого  подданства,  ни  общих  законов,  ни  общих  финансов  и  т.п.  Представляя  по  существу  международно-правовое  соглашение,  она  имеет  значение  преимущественно  в  области  внешних  сношений,  выступает  в  качестве  военного  союза,  как  носитель  единой  внешней  политики  и  т.п.

       Реальные  унии  появляются  лишь  в  Новое  время,  т.к.  предполагают  развитый  монархический  порядок  и  оформившееся  единство  государства.  С  политической  точки  зрения  они  очень  часто  представляют  собой  результат  стремлений  основать  единое  государство. 

        Реальными  были  унии  между  Норвегией  и  Швецией  (1815 г.),  Австро-Венгрия.

        Реальные  унии  прекращаются  либо  из-за  превращения  в  единое  государство,  либо  из-за  расширения  союза  вследствие  того,  что  во  входящих  в  унию  государствах  корона  переходит  к  другим  монархам  конституционным  или  иным  путем.

        Империя - сложное  государство,  созданное  насильственным  путем.  Степень  зависимости  составных  частей  империи  бывает  различной.  В  прошлом  входящие  в  империю  образования  при  неразвитости  транспортных  средств  и  средств связи  мало  соприкасались  с  имперской  властью.  В  Новое  время,  особенно  в ХХ  веке,  положение,  разумеется,  существенно  меняется.

        Некоторые  государствоведы   пришли  к  выводу,  что  у  составных  частей  империи  никогда  не  было  единого  государственно-правового  статуса. 

        Круг  империй  достаточно  широк.  Они  существовали  во  все  исторические  эпохи.  Империями  были  и  Римское  государство  последнего   периода  своего  существования,  и  Великобритания,  и  Россия.

        Фузия  (слияние  государств)  и  инкорпорация  (внешне  оформляемое  как  слияние  присоединение  одного  государства  к  другому)  -  последние  виды  уний,  рассматриваемых  государство ведением. 

       Фузией  было,  например,  воссоединение  ФРГ  и  ГДР,  инкорпорацией,  как  полагают  многие,  -  присоединение  Эстонии,  Латвии  и  Литвы  к  СССР  в 1940 г.        

 

 

Заключение

 

Политическая система – это совокупность государственных, политических и общественных организаций, форм и взаимодействия между ними, посредством которой осуществляется реализация общезначимых интересов с использованием политической власти.

Итак, в данной работе мы выяснили, что политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система – это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются, прежде всего, по характеру присущих им политических структур.

Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем реформирования российского общества. Сочетание формальных и неформальных, публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов, методов и механизмов принятия решений - нормальное состояние любой политической среды. Уникальность российской ситуации заключается в специфическом соотношении этих двух уровней политической системы. Важным условием размывания нижнего и укрепления верхнего уровней российской политической системы является хотя бы частичный перевод деятельности "групп интересов" в правовое русло, в рамки законов и стандартов политической системы президентско-парламентского типа. В свою очередь одним из условий решения данной задачи является детальное изучение и концептуализация деятельности "групп интересов".

 

 

                                                         Литература

 

1. Конституция Российской Федерации. /http://ipipip.ru/konstitucia/.

2. Лютых А.А., Тонких В.А. Политология: Курс лекций. – Воронеж, 1992

3. А.И.Соловьев. Политология: политическая теория, политические  технологии. Учебник для студентов  ВУЗов/ М., Аспект Пресс,2005

4. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993

5. Еллинек Г.  Общее  учение  о государстве.  С.Пб.,  1908

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политическая система общества. Структура и функции политических систем. Современная политическая система Российской Федерации