Помощь социального педагога родителям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:12, доклад

Краткое описание

Помощь социального педагога родителям
Целесообразно ознакомить родителей с принципами отношений взрослых и детей. Они таковы:
♦ Принцип равенства. Мир детей и мир взрослых совершенно равно¬правные части мира человека.
♦ Принцип диалогичности. Мир дет¬ства представляет собой особую цен¬ность для взрослых: диалог двух ми¬ров (детей и взрослых) составляет учебно-воспитательный процесс, в ко¬тором обучение — это движение мира взрослости в мир детства, а воспита¬ние — движение мира детства к нрав¬ственно-этическим ценностям мира взрослости.
Принцип сосуществования. Мир детства и мир взрослых должны под¬держивать обоюдный суверенитет. Любая акция взрослых или детей, их беседы, общение не должны наносить ущерб ни одной стороне.
♦ Принцип свободы. Предоставление миру детства свободы в выборе собст¬венного пути.
♦ Принцип соразвития. Процесс раз¬вития мира детей идёт параллельно развитию мира взрослых. Аномалией процесса развития является остановка

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по соц.пед.docx

— 32.54 Кб (Скачать файл)

Социальные  педагог, как правило, встречается  с трудными жизненными ситуациями, с людьми, нуждающимися в помощи. Существует немало способов улучшить ситуацию, помочь людям. Оказание социально-педагогической помощи в решении социальных проблем, а также при разрешении конфликтных ситуаций — основные составляющие семейного консультирования. В отличие от индивидуального консультирования, в процессе семейного консультирования работают с семьёй в целом, а вначале с каждым членом семьи в отдельности. Проведя таким образом необходимую подготовку, организуется совместная встреча с членами семьи.

Примерная тематика семейного консультирования

Самые часто встречаемые проблемы в  семьях - это воспитание детей и  общение с ними. Поэтому основные темы консультации таковы:

♦ воспитание детей в семье (решение  проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, педагогический «ликбез», помощь в правовых вопросах и т.д.);

  • проблемы внутреннего и внешнего общения семьи (помощь в налаживании нормального общения как внутри семьи, так и с её ближайшим окружением, содействие в разрешении внутрисемейных конфликтов);
  • пропаганда здорового образа жизни (профилактика детской заболеваемости, наркомании, токсикомании, алкоголизма и т. п.);

 

  • духовно-ценностные ориентации (семейные устои и традиции, расхождения в ценностных ориентациях членов семьи и т. п.);
  • организация жизнедеятельности (привитие навыков i игпены детям, организация в квартире уголка для подготовки уроков и отдыха ребёнка, организация контроля внешкольного пребывания ребёнка, его досуга, профессиональной ориентации, трудоустройства и т. п.).

 

Помощь  социального педагога родителям

Целесообразно ознакомить родителей с принципами отношений взрослых и детей. Они  таковы:

  • Принцип равенства. Мир детей и мир взрослых совершенно равноправные части мира человека.
  • Принцип диалогичности. Мир детства представляет собой особую ценность для взрослых: диалог двух миров (детей и взрослых) составляет учебно-воспитательный процесс, в котором обучение — это движение мира взрослости в мир детства, а воспитание — движение мира детства к нравственно-этическим ценностям мира взрослости.

Принцип сосуществования. Мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет. Любая акция взрослых или детей, их беседы, общение не должны наносить ущерб ни одной стороне.

  • Принцип свободы. Предоставление миру детства свободы в выборе собственного пути.
  • Принцип соразвития. Процесс развития мира детей идёт параллельно развитию мира взрослых. Аномалией процесса развития является остановка самоактулизации как ребенка, так и взрослого (Роджерс).
  • Принцип единства. Мир детства и мир взрослых не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.
  • Принцип принятия. Особенности любого человека (исключая криминальные наклонности) должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть. Отношения должны складываться только на основе безоговорочной любви. Ненависть может проявляться только в отношении негативного поступка, а не человека, так как человек больше, чем его негативный поступок.

 

Советы  социального педагога родителям

  1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одарённости в обществе?
  2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
  3. Оценивайте уровень развития ребёнка.
  4. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребёнком.
  5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и быть признаком одарённости.
  6. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества:

 

  • уверенность, базирующуюся на объективной самооценке;
  • понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих;
  • ♦ интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
  • доброту, честность, дружелюбие, сопереживание, терпение, душевное мужество;
  • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
  • умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

Большой интерес у родителей вызывает -«Памятка родителям от ребёнка».

1. Не балуйте меня, вы меня этим  портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять  мне всё, что я запрашиваю. Я  просто испытываю вас.

  1. Не бойтесь быть твёрдыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне своё место.
  2. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. С большей готовностью я откликнусь на ваши инициативы.
  3. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.
  4. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
  5. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только для того, чтобы просто расстроить вас. Другими словами, я пытаюсь достичь таким образом ещё больших «побед».
  6. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «Я вас ненавижу!». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что причинили мне страдание.
  7. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. А то я поверю в это, став плаксой и нытиком.
  8. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

 

  1. Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашею внимания. Это только вдохновит меня использовать их в дальнейшем.
  2. Не поправляйте меня в присутствии посторонних лиц. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  3. Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится минимальным. Будет нормально, если вы предпримете определённые шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.
  4. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как я великолепно знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  5. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
  6. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  7. Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  8. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  9. Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Так я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  10. Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  11. Не проецируйте и не перекладывайте ваши проблемы на меня; у меня своих — невпроворот.
  12. Не требуйте от меня большего, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша любовь зависит всецело от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, а если плохую — отвергаем. Не торгуйте святым чувством.
  13. Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.
  14. Не делайте меня ответственным за всё: я отвечаю лишь за свои поступки.
  15. В конце концов, любите меня таким, каков я есть. Я отвечу вам тем же.

Родителям — о пьянстве, алкоголизме, наркомании и токсикомании

В последние десятилетия пьянство всё шире распространяется среди  подростков, которые рассматривают спиртные напитки как непременный атрибут развлечений, а сам акт пьянства — как проявление мужественности и самостоятельности. Наиболее широко пьянство распространено среди подростков с девиантным поведением и несовершеннолетних правонарушителей. Как показывают результаты исследований, чем больше подростковая группа склонна к правонарушениям, тем активнее в ней процветает пьянство.

Для подростка, начинающего пить, большое  значение имеют мотивы подражания, то есть подросток пьёт не столько ради вызываемого алкоголем чувства эйфории и психического комфорта, сколько ради любопытства. Немаловажное значение при этом имеет повышенное стремление к самостоятельности, самоутверждению. Нередко пьянство у подростков служит проявлением оппозиции, эмансипации. Девочки, как правило, пьют тайком или в компании старших подростков.

Для подростков характерны специфические формы опьянения: во-первых, вместо чувства эйфории и успокоенности проявляется злобность, агрессивность, сопровождаемые противоправными поступками и даже суицидальным поведением. Во-вторых, на фоне двигательной расслабленности вдруг отмечается непрогнозируемое, импульсивное поведение. В-третьих, даже после приёма небольших доз алкоголя наступает глубокое оглушение, доходящее порой до ступора. В процессе алкоголизации подростки быстро теряют и без того нестойкий интерес к учёбе. Употребление спиртных напитков обычно сопровождается пропусками уроков без уважительных причин, уходами из дома, бродяжничеством, правонарушениями.

Социальные  факторы, способствующие формированию пьянства и алкоголизма у подростков:

  • бытовые привычки;
  • социальный статус подростка (семейное положение, материальная обеспеченность, образ жизни);
  • этническая и религиозная принадлежность;

— влияние ближайшего окружения (семья, товарищи, тусовка).

По  некоторым данным, более чем в 75% случаев приобщения детей и  подростков к спиртным напиткам происходит в семье, под влиянием родителей и близких родственников. Если в семье подростку разрешено пить, то алкоголизм у него развивается примерно в 9 раз чаще, чем там, где употребление алкоголя детьми считается недопустимым.

К психологическим факторам относят личностные особенности, для которых характерны:

  • резкие колебания настроения;
  • неустойчивость интересов;
  • чувствительность;

 

  • повышенная  рефлексия и склонность к самоанализу;
  • излишняя самоуверенность;
  • переоценка своих возможностей;
  • одновременное проявление полярных качеств психики (самоуверенность и лёгкая ранимость, развязность и застенчивость, нежность и жестокость и др.).

К биологическим факторам (врождённым и приобретённым) относятся;

  • нарушения процесса обмена веществ;
  • расстройства эндокринной системы;
  • неполноценность высших отделов центральной нервной системы;
  • патология характера;
  • некоторые психические болезни.

Исследователями накоплен большой фактический материал, свидетельствующий о том, что дети, рождённые в семьях пьющих родителей, более подвержены алкоголизации, нежели дети здоровых родителей. Но нет достаточных оснований для утверждения, что алкоголизм — наследственная болезнь. Наследуется скорее не сам алкоголизм, а характерологические и биологические особенности личности, способствующие его развитию.

Как заметить, что подросток начал  употреблять наркотики?

Наркомании  и токсикомании - это тяжёлые хронические заболевания, причиной которых является употребление различных веществ, вызывающих у человека особое изменённое состояние — наркотического опьянения. Очень быстро возникает зависимость психического и физического самочувствия человека от присутствия в организме опьяняющего вещества.

Уже после первых приёмов наркотических и токсичных веществ возникает психическая зависимость, т. е. болезненное стремление вновь и вновь испытать это изменённое состояние, постоянно прокручиваются в голове мысли о препарате, о новом приёме наркотиков, об испытанных ощущениях.

Если  употребление наркотика, токсичного вещества продолжается, очень быстро возникает физическая зависимость от этого вещества. Это происходит вследствие перестройки всего организма под действием постоянного поступления наркотика. Как только действие наркотика прекращается, наступает тяжелое состояние, которое наркоманы называют «ломкой», медики — абстиненцией (от лат. Abstinentis - воздержание) или синдромом отмены. В этот период человек испытывает тяжелейшие физические и психические страдания. Наркоман становится рабом того вещества, которое он употребляет, не случайно в медицине используется термин «зависимость».

Как подросток становится наркоманом, токсикоманом? Почему он решает попробовать то или иное вещество? Одна из причин — интерес, желание испытать неизвестные ощущения, другая — желание быть принятым в определённую группу. Нередко неудовлетворённость жизнью, желание «забыться» приводят подростка к наркомании. Предлагают попробовать токсичное вещество или наркотик обычно люди, принимающие это «зелье», они и обучают способу применения, поведению при приёме препаратов.

Часто родители довольно поздно и неожиданно для себя замечают, что их ребёнок употребляет наркотики или токсичные вещества, хотя перемены, прежде всего, в его поведении, можно было увидеть и раньше. Ребёнок становится скрытным, избегает родителей, ведёт какие-то тайные переговоры по телефону; старые друзья и занятия, включая школу, ему уже неинтересны. Его одежда неряшлива, среди вещей в карманах можно обнаружить баночки, пакетики, шприцы, иглы, таблетки. Увеличиваются денежные расходы подростка, из дома нередко исчезают веши.

Информация о работе Помощь социального педагога родителям