Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:23, доклад
Свою социологию М. Вебер, а за ним его последователи и исследователи, определяет как понимающую. Объясняя явления природы, люди прибегают к суждениям, подтвержденным человеческим опытом, чтобы иметь ощущение того, что они их понимают. Здесь понимание достигается через определение понятий и установление связей между ними, так сказать, "опосредованным" путем. Тем более, что сами эти явления природы, как таковые, смысла не имеют.
Образовательное учреждение профсоюзов
высшего профессионального образования
«Академия труда и социальных отношений»
Курганский филиал
Доклад по дисциплине социология на тему:
«Понимающая социология Макса Вебера»
Подготовила студентка гр. ОэБ-242
Проверил преподаватель
Курган 2014г.
Свою социологию М. Вебер, а
за ним его последователи и исследователи,
определяет как понимающую. Объясняя явления
природы, люди прибегают к суждениям, подтвержденным
человеческим опытом, чтобы иметь ощущение
того, что они их понимают. Здесь понимание
достигается через определение понятий
и установление связей между ними, так
сказать, "опосредованным" путем.
Тем более, что сами эти явления природы,
как таковые, смысла не имеют. Другое дело - человеческое
поведение. Здесь понимание оказывается
непосредственным: профессор понимает
поведение студентов, слушающих его лекции;
пассажир понимает, почему шофер такси
не едет на красный свет. Человеческое
поведение, в отличие от "поведения"
природы, представляет собой внешне проявленную
осмысленность, связанную с тем фактом,
что люди наделены разумом. Социальное
поведение содержит осмысленное построение,
которое социологическая наука в состоянии
понять и исследовать. По Веберу, социолог не понимает
"действия" народа или народного
хозяйства, хотя вполне может понять действия
составляющих -народ индивидов. Другими
словами, возможности социологического
понимания ограничиваются действиями
и поведением индивидов.
Речь идет о том, что специфическим
объектом понимающей социологии Вебер провозглашает не внутреннее
состояние или внешнее отношение человека
как таковое, взятое само по себе, а его
действие. Действие же - это всегда понятное
отношение к тем или иным объектам, отношение,
которое характеризуется тем, что оно
предполагает наличие определенного субъективного
смысла.
Раскрывая главные особенности
понимающей социологии, Вебер останавливается
на трех из них, характеризующих наличие
объясняемого поведения человека и придаваемого
ему смысла. В этой связи он пишет: "Специфически
важным для понимающей социологии является,
прежде всего, поведение, которое, во-первых,
по субъективно предполагаемому действующим
лицом смыслу соотнесено с поведением
других людей, во-вторых, определено также
этим его осмысленным поведением и, в-третьих,
может быть, исходя из этого (субъективно)
предполагаемого смысла, понятно объяснено".
Понимание в чистом виде имеет
место там, где есть целерациональное
действие. Допустим, мы видим человека,
который рубит в лесу дрова. Мы можем сделать
вывод, что он делает это либо для заработка,
либо для того, чтобы заготовить себе топливо
на зиму, либо чтобы помочь кому-то, либо
отдыхая от других дел и т.д. Рассуждая
таким образом, мы стремимся понять смысл
действия, а не самого лесоруба. Если индивид
сам ясно осознает поставленную им цель
и только стремится скрыть это от других,
то это нетрудно понять: такую ситуацию
вполне можно подвести под схему целерационального
действия. Но если речь идет о таком поведении,
когда индивид не отдает себе отчета в
том, что он делает, тогда возникает вопрос:
имеет ли социолог достаточные основания
утверждать, что он понимает действующего
индивида лучше, чем тот понимает сам себя?
В целерациональном действии
для Вебера смысл действия и самого действующего
совпадает: понять смысл действия - это
и значит, в данном случае понять действующего
индивида, а понять его - значит понять
смысл его поступка. Такое совпадение
Вебер считал идеальным случаем, от которого
должна отправляться социология как наука.
В понимающей социологии Вебера важное место занимает
проблема ценности и оценки. В этом вопросе на него оказали
значительное влияние неокантианцы, в
первую очередь Г. Риккерт. Вебер разграничивает
два акта - отнесение к ценности и оценку.
Оценка имеет субъективную природу, тогда
как ценность превращает наше индивидуальное
мнение в объективное и общезначимое суждение.
Наука, по Веберу, должна быть свободна
от оценочных суждений. Но значит ли это,
что социолог (или иной ученый) должен
вообще отказаться от собственных оценок
и суждений? Нет, не значит, но они не должны
"вторгаться" в его собственный научный
анализ, а высказывать их он может лишь
как частное лицо.
Разграничивая оценочное
(ценностное) суждение и отнесение к ценности,
Вебер имел в виду, что первое - это субъективное
утверждение морального или жизненного
порядка, тогда как второе - содержание
объективной науки. В этом разграничении можно
увидеть разницу между политической и
научной деятельностью и одновременно
- общность интересов политика и ученого.
На индивидуально-личностном уровне, в
рамках собственной жизненной судьбы
Вебер хотел быть ученым, но в то же время,
он стремился и к политической деятельности. Поскольку узловой категорией
понимающей социологии является понимание,
представляет интерес его веберовская трактовка.
В ней выделяется непосредственное понимание
и объясняющее понимание. Первое означает
рациональное непосредственное понимание
мыслей и предполагаемого смысла действия.
Мы непосредственно понимаем действие
дровосека, рубящего лес, Или охотника,
прицеливающегося, чтобы выстрелить в
зверя. Объясняющее понимание
означает выявление мотивационного смысла
действий. Мы понимаем действия того,
кто рубит дрова или прицеливается перед
выстрелом, не только непосредственно,
но и мотивацией, объясняя, для чего человек
делает это, а не то, делает так, а не иначе
и т.д.