Понятие досуга и его формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:42, реферат

Краткое описание

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие досуга и его формы.docx

— 80.99 Кб (Скачать файл)

Говоря о посетителях оперного театра, нужно обратить внимание на их пристрастие к драматическому искусству и кино, а так же на большую посещаемость массовых зрелищ.

Как мы видим, почитатели «высокого» искусства не отвергают, а скорее даже, наоборот, интересуются «массовым  искусством». Их досуг не является узконаправленным: им не чуждо и кино, и концерты, и ночные клубы.

Посещение дискотек – своеобразная отличительная карточка молодежи в  возрасте от 15 лет. Период взросления отмечается характерным стремлением к общению  со сверстниками и желанием понравиться  противоположному полу. Быть всегда в  центре событий, развлекаться и получать удовольствие – это свойственно  подросткам старше 15 лет, особенно в  период студенчества.

Занятия спортом в свободное  время являются одним их основных способов проведения досуга, и в  большинстве случаев спорту отдают предпочтение юноши.

Проводить свободное время, гуляя  с друзьями, больше нравится городским  жителям. В большинстве случаев  предпочитают проводить время с  друзьями на улице подростки 15 –17 лет, в более раннем возрасте у детей  несколько другие интересы.

Туризм и отдых на природе  предпочитают 31,2% молодых людей, это  третий по популярности вид отдыха у молодежи.

За чтением газет и журналов проводят свой досуг 20,1% опрошенных, в  большинстве случаев это старшая  группа подростков в возрасте 15-18 лет.

Компьютерным играм посвящают  свое свободное время 22,2% подростков. Компьютер как одно из проявлений индустрии развлечений не так  давно вошел в жизнь подростков и детей. Если 10 лет назад его  в большинстве случаев заменяли игровые приставки, то с годами все  более совершенные модели компьютеров  с мультимедийными возможностями  становятся мечтой детей и подростков. Появившиеся компьютерные игры с  отличной графикой привлекают детей  и подростков в любом возрасте. Фактор наличия компьютера дома не всегда является решающим, в большинстве  случаев подростки посещают компьютерные салоны или друзей, имеющих чудо – технику дома.

На посещение досуговых учреждений влияет материальное положение молодых  людей. Согласно данным исследованиям, материально обеспеченные чаще, чем  малообеспеченные молодые люди, занимают свое свободное время различными мероприятиями.

С ростом дохода увеличивается лишь число посещений различных мероприятий. Выбор той или иной досуговой  формы не связан с метериальным обеспечением молодежи.

Различия в чтении художественной литературы и периодики высокодоходной и низкодоходной группах практически  не значим. Это подтверждает наше предположение  о том, что все группы молодежи не зависимо от материального положения  имеют равный доступ к тем общечеловеческим ценностям, знаниям, опыту, которые  передаются с помощью книг и других печатных изданий.

Среди молодых людей с высшим образованием посетителей всевозможных досуговых учреждений в полтора  – два раза больше, чем среди  молодых людей со средним и  средним специальным образованием.

В нынешней ситуации часть молодежи посещает развлекательные учреждения, а другая нет. В частности, к группе «непосетителей» развлекательных учреждений относится 20-30- летняя молодежь преимущественно со средним или средним специальным образованием, имеющая невысокий доход.

Таким образом, «массовое искусство» открыто для приверженцев «высокого» искусства. В свою очередь, «высокое»  искусство в сознании большинства  молодежи – более закрытая и малодоступная  сфера культуры. Данные исследования свидетельствуют об увеличении посещаемости мест проведения досуга с ростом дохода. Причем подобная закономерность свойственна  представителям любой формы досуга как «высокого», так и «массового искусства».

Укажем еще одну разновидность  содержательного досуга, связанного с обращением и осмыслением профессионального  искусства и народной культуры. Это  одна из наиболее устойчивых и масштабных разновидностей досуговой деятельности, способная выполнять множество  рекреационных функций, притягивать  к себе масштабные аудитории в  разные исторические периоды у разных народов.

Остановимся на восприятии произведений искусства. Люди обращаются к искусству  по-разному – с неодинаковыми  целями, затрачивая разный объем времени. Обычно человек проявляет интерес  не к искусству в целом, а к  некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени. Одни группы аудитории искусства  относятся к сторонникам получения  художественных впечатлений от живого творческого процесса или от оригинальных произведений искусства в театре, филармонии, музее, выставочном зале. В этом ряду выделяются поклонники известных артистов, певцов, музыкантов-исполнителей.

Другие любители искусства реже взаимодействуют с авторами и  исполнителями разных произведений, так как ограничиваются обращением к продукции культурной индустрии  – музыкальным записям, кинофильмам. Они читают книги дома или в  библиотеке, смотрят телевизор, слушают  музыкальные записи.

В проведении досуга и освоении искусства  особо важна роль средств массовой информации. Технические каналы связи, а также разнообразная техника  предоставляют многомиллионной  аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления  не только в домашних условиях, но и  в различных ситуациях практически  в любое время суток.

Например, музыкальные записи можно  слушать даже в городском транспорте. Однако в этом случае заметно снижен художественно-психологический эффект восприятия. Многие любители не считают  данный факт препятствием для удовлетворения своих эстетических потребностей, хотя объективно его следует признать таковым, так как он сопровождается немалым числом социально-психологических, художественных и педагогических издержек в сравнении с восприятием  «живого» искусства или художественных подлинников. Но наряду с издержками данный способ обращения к искусству  позволяет любителям формировать  личные коллекции – художественной и искусствоведческой литературы, копии  картин и изопродукции, фильмотек, музыкальных звукозаписей.

К информационному типу содержательного  досуга, которое развивается на основе технических средств, следует отнести  обращение людей к общественно-политической и научной информации – просмотру  телепередач, прослушиванию радио, работе в Интернете.

Особо следует сказать о таком  варианте увлечения искусством, который  связан с любительскими художественными  занятиями: музицированием, участием в спектаклях, изготовлением художественных изделий, рисованием. Такой способ освоения искусства на досуге связан с глубоким и эффективным погружением человека в мир прекрасного, признанием высокой миссии искусства в общественном развитии.

Еще один вариант увлечения искусством на досуге – знакомство с историческими  памятниками и художественными  шедеврами культуры других народов. Человек тратит свободное время  на дальние поездки, посещает другие страны для осмотра интересующих его музеев, бываает на популярных кинофорумах или театральных фестивалях.

Значимое для человека и общества содержание досуга формируется на основе позитивных социально-психологических  и межличностных контактов –  общение с интересным собеседником, взаимодействия с родственниками, друзьями, проведение досуга с любимым человеком. В ходе таких контактов каждый может пережить эмоциональный подъем, расширить кругозор, углубить свои знания, получить заряд бодрости.

Особая развивающая роль принадлежит  досугу, проводимому с любимым  человеком. Состояние влюбленности, накал эмоций и чувств, которые  юноша и девушка испытывают в  эти моменты, а также их беседы, душевное и духовное взаимодействие – все это придает общению  неповторимый, запоминающийся характер. Мировое изобразительное искусство, а также поэтические, художественно-прозаические и даже религиозные тексты, начиная  с библейской «Песни песней» и  кончая современной любовно –  поэтической лирикой, полны отображением тех переживаний и мыслей, которые  испытывает каждый человек, когда остается наедине с объектом своих чувств.

Специфическое и яркое содержание досуговой деятельности формируется  благодаря непосредственному участию  в игре, соревновании или в процессе наблюдения за их ходом.

Мы выделили основные содержательные аспекты досуга. Существуют и другие содержательные стороны, имеющие второстепенный характер. Многие специализированные виды и формы досуга включают в  себя множество других возможностей. Другими словами, в том или  ином виде досуга пересекается множество  разных содержательных аспектов.

Рассмотрим в качестве примера  деятельность фитнес-клубов, выполняющих  рекреационную роль. Посетителям фитнес-клуба предлагают определенный набор услуг спортивно-оздоровительного медицинского и санитарно-гигиенического характера. Во многих случаях эти услуги могут дополняться помощью в психологической реабилитации, услугами общественного питания. В выходные дни может быть организован выезд на природу для занятий спортом на свежем воздухе. Все это способствует созданию в клубе атмосферы доброжелательности, активного дружеского общения, что мотивирует многих людей добиваться статуса постоянного члена клуба.

Вместе с тем немало досуговых  занятий изначально имеют многоцелевой характер, что позволяет интегрировать  в них одновременно разные содержательные компоненты. Например, насыщены многообразным  содержанием такие досуговые  формы, как клубный отдых, многие формы туризма, праздничные гулянья, зрелищно-массовые мероприятия. Наиболее многообразны по содержанию массовые празднества, спортивные соревнования, туристские путешествия.

Таким образом, в свободное время  стремится реализовать множество  неутилитарных потребностей, испытать специфические состояния, мало связанные  с повседневностью, пережить благотворный эффект оздоровительных эмоций, возвышенных  состояний, утонченных чувств.


Информация о работе Понятие досуга и его формы