Понятие индивидуальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:37, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является раскрыть сущность понятия «индивидуальность» в психологии. Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Проанализировать соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»;
Раскрыть индивидуальность как высший уровень развития личности;
Определить подходы к определению понятия индивидуальности в психологической науке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
1 Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» в психологии ………………………
2 Индивидуальность как высший уровень развития личности……………
3 Теоретические подходы к определению понятия индивидуальности в психологической науке …………
Заключение ………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Ponyatie_individualnosti (пример реферата).doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..

 

1 Соотношение понятий  «человек», «индивид», «личность»  в психологии  …………………………………………………………………

 

2 Индивидуальность как  высший уровень развития личности……………

 

3 Теоретические подходы  к определению понятия индивидуальности в психологической науке ……………………………………………………..

 

Заключение ………………………………………………………………….

 

Список литературы…………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития отечественной и зарубежной психологии, существует смешение таких понятий, как «индивид», «индивидуальность», «личность». В связи с тем, что понятия определяют предмет изучения любой науки, правильное понимание и сознательное использование данных понятий дают возможность правильной выработки практических процедур, приемов и правил их научного исследования. «Надо четко понимать, что понятия содержат в себе самих смысл того, о чем они говорят и, следовательно, их необходимо трактовать адекватно этому смыслу, а ни чему-либо другому»1.

Целью данной работы является раскрыть сущность понятия «индивидуальность» в психологии. Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Проанализировать соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»;
  2. Раскрыть индивидуальность как высший уровень развития личности;
  3. Определить подходы к определению понятия индивидуальности в психологической науке.

Структура построения работы. Контрольная работа состоит из введения, 3-х параграфов, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

1 Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» в психологии

 

Человек является носителем биологических и социальных качеств, что находит отражение в понятиях «индивид» и «личность». Понятие «индивид» включает биологически обусловленные характеристики человека. Понятие «личность» – его социальные проявления. Индивид обозначает конкретного человека как природного существа, продукта биологической эволюции. Под индивидом подразумеваются генотипические (наследуемые) и фенотипические свойства, возникающие в результате взаимодействия генотипа и среды. Свойства индивида многообразны. К ним относят тип нервной системы, конституцию, половозрастные особенности, органические потребности и др. Наивысшей интеграции эти свойства человека достигают в темпераменте и задатках. Индивидные свойства характеризуют формально-динамический аспект поведения человека. Они, как правило, автоматически регулируются и мало осознаются. Однако в процессе жизнедеятельности индивидные свойства могут осознаваться человеком и подчиняться сознательному контролю, что открывает большие возможности компенсации, коррекции природных форм реагирования индивида при обучении различным профессиям. Человек выступает также носителем социальных качеств, что соотносится с понятием «личность». В психологии имеется множество трактовок понятия «личность». Ряд исследователей используют этот термин как синоним слову «человек», т.е.  говорят о личности в широком смысле этого слова. В узком смысле под личностью понимается специальное психическое образование, закономерно возникающее на определенном этапе фило- и онтогенеза, и выполняющее определенные функции. Человеку необходимо стать личностью для того, чтобы интегрировать свою жизнедеятельность. Если бы человек реализовал ограниченное число отношений, не было бы необходимости становиться личностью. Однако современный человек «втянут» во множество связей и отношений, которые неизбежно пересекаются между собой, предъявляя к нему подчас противоположные требования. Именно здесь и проявляется объективная необходимость такой психической инстанции, которая позволила бы человеку существовать в этой разветвленной системе связей, регулировать собственные отношения с миром и сознательно выбирать свой жизненный путь. Личность в психологии понимается как «психический орган», позволяющий человеку интегрировать свою жизнедеятельность в системе множественных связей с миром. Другими словами, личность – это механизм регуляции поведения, перенесенный «извне» «вовнутрь» самого человека.

 

2 Индивидуальность  как высший уровень развития личности

 

Личностью можно назвать  человека, который выделяет себя из окружающего мира, структурирует  свои отношения с ним и подчиняет  им свою жизнедеятельность вопреки  сиюминутным влечениям и внешним стимулам. Личность как психическое образование выполняет важные функции: интеграции, связывания психической активности в нечто единое устойчивое целое, составляющее внутренний стержень человека; саморегуляции, возможности совершать поступки, строить свои отношения с другими людьми; самоопределения, благодаря чему человек управляет не только своим настоящим, но и будущим.

В психологии сегодня  доминирует представление о личности как принципиально изменчивой, постоянно  активно конструирующей свой мир  и мир социального взаимодействия. Человек как субъект практической деятельности характеризуется не только его собственными свойствами, но теми техническими средствами труда, которые выступают своего рода ускорителями и преобразователями  его функций. Как субъект теоретической деятельности человек в той же мере характеризуется знаниями и умениями, связанными с оперированием специфических знаковых систем. Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество (Б.Г.Ананьев).

Под индивидуальностью понимается психологическая неповторимость человека, взятого в целом  во всех его свойствах и  отношениях как индивидных, так и личностных. Поскольку индивидные и личностные свойства подчиняются различным закономерностям (биологическим и социальным), между ними всегда существует некоторая рассогласованность. Индивидуальность человека и выполняет функцию поддержания оптимального равновесия. Понятие «индивидуальность» и «личность» тесно связаны. Нельзя быть индивидуальностью, не став личностью и, наоборот, личность может существовать только в форме индивидуальности. Соотношение между индивидом, личностью и индивидуальностью отражено в известной формуле отечественной психологии: «индивидом рождаются, личностью становятся,  индивидуальность отстаивают». Несовпадение понятий «личность» и «индивидуальность» проявляется, в частности, в том, что существует два отличающихся друг от друга процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности –  процесс социализации, принятие норм и правил, социальных функций и  ролей. Становление индивидуальности – процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенности из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности, неповторимости. Личность – персонификация, олицетворение общественных отношений. Индивидуальность – выделенность из этих отношений. Это понятие указывает на то, что человек из множества социальных ролей, функций, отношений выделяет свое, делает это ценным содержанием подлинного «Я». Индивидуальность  не типологизируется: по существу, сколько людей, столько и индивидуальностей.

 

 

3 Теоретические подходы к определению понятия индивидуальности в психологической науке

 

На сегодняшний день исследователями в области отечественной  и зарубежной психологии выделяются следующие подходы2 к определению и пониманию понятия индивидуальности: 

– как взаимодействие полюсов «Я» и «мир» в структуре личности (Ж. Ньюттен);

– как поиска смысла жизни  в социуме (В. Франкл);

– как способ существования  уникальности и неповторимости личности (В. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов);

– как результат процесса социализации (A.Г. Асмолов, И.С. Кон);

–как единство и взаимосвязь  свойств личности и субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев);

– как особая форма  бытия отдельного человека (В.С. Мерлин);

– как индивидуальный способ адаптации личности (В.Н. Небылицын);

– как сумма всех качеств  личности (А.В. Брушлинский);

– как система личностных смыслов (Д.А. Леонтьев, Ю.М. Орлов);

– как способ функционирования субъекта деятельности (К. А. Альбуханова);

– как продукт индивидуальной истории (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн);

– как результат индивидуального развития человека (Ю.М. Орлов);

– как результат смены периодов социализации и индивидуализации (А.В. Петровский);

– как высший уровень развития личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, A.Г. Асмолов, К. А. Альбуханова);

– как следствие развития личности, становления ее самосознания, функций самоконтроля, саморегуляции (Е.Б. Весна).

Несмотря на многообразие трактовок понятия индивидуальности, между ними есть одно общее: в понятии  индивидуальности человека отражается его уникальность, особенность, неповторимость, специфичность, которые обуславливает выделенность из своей социальной среды. Эта обстоятельство отличает данное понятие в отечественной психологии от смежных и однорядковых понятий таких, как «человек», «индивид» и «личность», «идентичность3» (в частности, которое смешивается и отождествляется с понятием индивидуальности в современной зарубежной психологии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной контрольной работе раскрыта суть понятия «индивидуальность» через соотнесенность с такими понятиями как «человек», «индивид», «личность», а также подходы к изучению индивидуальности в отечественной и зарубежной психологии. На основе вышенаписанного можно сделать следующие основные выводы:

  1. Понятие индивид обозначает конкретного человека как продукта биологической эволюции;
  2. Под личностью понимается специальное психическое образование, которое выполняет функцию интеграции своей жизнедеятельности, саморегуляции и самоопределения;
  3. Индивидуальность характеризует неповторимость человека, обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности и уникальности.

Данное понимание соотношения  «индивид», «личность», «индивидуальность» является традиционным и устоявшимся  в психологии, хотя существуют современные  взгляды исследователей, которые  на основе критического логико-содержательного анализа интерпретации данных понятий в официальной психологии (в том числе философии и социологии) делают вывод о том что «отсутствие хоть какого-либо логического смыслового основания в адекватном восприятии и использовании рассматриваемых понятий дает нам веское и однозначное право скептически относиться к существующим в них теориям, законам и принципам4»

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абульханова К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода. // Мир психологии. – 2011. – № 1. – С. 22-32.
  2. Ашхамахов К.И. Аберрация в интерпретации понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность» в социологии. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2009. – № 3. – С. 11-14.
  3. Ашхамахов К.И. Коллапс смысла понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность» в философии и психологии. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2009. – № 2. – С. 13-17.
  4. Богомаз С.А. Целеустремленность и связность целей в структуре индивидуальности. // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 30. – С. 56-63.
  5. Болотова А.К., Кузема О.В. Самораскрытие как проявление индивидуальности в межличностных отношениях. // Мир психологии. – 2011. – № 1. – С. 95-105.
  6. Васюра С.А., Иоголевич Н.И. Особенности интегральной индивидуальности человека в связи с уровнем развития коммуникативной активности. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2012. – № 6 (265). – С. 22-26.
  7. Дурнева М.И. Творчество как способ сохранения индивидуальности. // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – № 2. – С. 270-275.
  8. Жданова С.Ю., Власова Е.Ю. Проблема познания индивидуальности в зарубежных исследованиях. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 3. – С. 125-131.
  9. Жилина Е.В. Акцентуации характера в структуре интегральной индивидуальности. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 61. – С. 394-399.
  10. Жураковская В.М. Индивидуальность как высший уровень развития личности. // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 8. – С. 349-359.
  11. Индивидуальность каждого в уникальном ее выполнении как универсального феномена социального. // Мир психологии. – 2011. – № 1. – С. 3-14.
  12. Орлов А.Б., Орлова Н.А. Индивидуальность VS. Индивидность: роковой вопрос современности. // Мир психологии. – 2011. – № 1. – С. 32-44.
  13. Торгонский В.В. Формирование личности, индивидуальности и ее интегративных качеств. // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010. – № 4. – С. 95-105.
  14. Хрусталева Т.М. Основные направления изучения способностей в русле интегрального исследования индивидуальности человека. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2012. – № 6 (265). – С. 122-128.
  15. Шадриков В.Д. Некоторые методологические вопросы психологии индивидуальности. // Мир психологии. – 2011. – № 1. – С. 15-22.
  16. Юшкова Л.Б. Становление индивидуальности в образовательном процессе. // Прикладная юридическая психология. – 2009. – № 3. – С. 36-43.
  17. Методики изучения внутригрупповых отношений // [электр. рес.] http://www.booksite.ru (дата пос. сайта – 18.02.2013г.).

1 Ашхамахов К.И. Коллапс смысла понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность» в философии и психологии. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2009. – № 2. – С. 13-17.

2 Жураковская В.М. Индивидуальность как высший уровень развития личности. // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 8. – С. 349-359.

3 Жданова С.Ю., Власова Е.Ю. Проблема познания индивидуальности в зарубежных исследованиях. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 3. – С. 125-131.

4 Ашхамахов К.И. Коллапс смысла понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность» в философии и психологии. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2009. – № 2. – С. 13-17.




Информация о работе Понятие индивидуальности