Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:31, реферат
Идея развития личности – одна из ключевых идей психологии. Признание личности субъектом социальной деятельности на любом возрастном этапе придает особое значение идее её развития, согласно которой ребенок, развиваясь, становится таким субъектом. В результате процесс развития ребенка немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них, т.е. вне социализации.
На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. На дотрудовой стадии главными являются семья, учебные учреждения и сверстники. На трудовой стадии значительную роль играют коллектив, профессиональное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации. На послетрудовой стадии круг агентов социализации существенно сужается.
В разных парадигмах психологии существует традиция по-разному рассматривать значение тех или иных этапов социализации личности. Психоанализ абсолютизирует роль ранних этапов становления личности. В других теориях важная роль в социализации личности отводится юношескому возрасту. Например, Т. Шибутани отмечает: «Большинство исследований социализации концентрируется на детском возрасте, когда научение, по общему признаку, производит наиболее глубокое впечатление. Это годы, когда устанавливается стиль жизни, когда закладываются основы для всей последующей социализации» ссылка.
В разработанной У. Бронфенбреннером модели социальных влияний на процесс социализации ребенка выделены три уровня: микроуровень, к которому относится семья, школьный класс, группа сверстников; своеобразный промежуточный уровень, который представлен не теми группами, куда непосредственно включен ребенок, но теми взрослыми, через посредство которых это влияние оказывается (например, это может быть организация, где работает один из родителей: она влияет не непосредственно, а через систему эмоциональных оценок этой организации родителями); наконец, макросоциальные структуры, к которым относятся законы, социальная политика, нормы и ценности общества, а также традиции и обычаи.
Итак, процесс социализации — важнейшее, многоаспектное явление в жизни человечества, в ходе которого происходит формирование поколения будущего. Социализация – это совокупность всех социальных процессов формирования личности в определенных социальных условиях, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе, приобщения к системе социальных связей и дальнейшего развития им социально-культурного опыта. В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей. Социализация предполагает активное (иногда пассивное) участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Вместе с тем социализация осуществляется под влиянием совокупности условий — социально-контролируемых, направленно-организуемых и стихийных (экономические, социально- политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые или достаточные для обеспечения развития личности). Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. Образ социального мира складывается у человека на протяжении всей его жизни, и особенное значение имеют в этом процессе ранние стадии социализации индивида.
Информация о работе Понятие и сущность процесса социализации личности