Понятие и цели государственной социальной помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Хочу предоставить вашему вниманию свою работу, посвященная задачам рационального использования и воплощения в жизнь конституционных принципов, гарантирующих социальное обеспечение.
Социально-экономические реформы проводимые в России, привели к радикальным переменам в жизни общества. Осуществлена либерализация экономики, внешнеэкономической деятельности, ликвидирована система централизованного планирования и управления. Кардинальные преобразования произошли в социальной структуре общества. У большинства населения формируются принципиально новые ценностные ориентиры, изменился весь комплекс социальных условий жизни россиян.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая полина.docx

— 76.68 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Хочу предоставить вашему вниманию свою работу,  посвященная задачам рационального использования и воплощения в жизнь конституционных принципов, гарантирующих социальное обеспечение.

Социально-экономические  реформы проводимые в России, привели к радикальным переменам в жизни общества. Осуществлена либерализация экономики, внешнеэкономической деятельности, ликвидирована система централизованного планирования и управления. Кардинальные преобразования произошли в социальной структуре общества. У большинства населения формируются принципиально новые ценностные ориентиры, изменился весь комплекс социальных условий жизни россиян.

Согласно ст. 7 Конституции  РФ, Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование. Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства- неравенство связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.1

Развитие системы социального  обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности  государства осуществлять такое  обеспечение. Переход социального  общества от первичной цели - предоставление человеку минимума средств к существованию - к более высоким целям- избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством

 


1 Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая. литература, 1993.

 

В настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации  постоянно развивается. Об этом свидетельствует  большое количество принятых законодательных  актов, регулирующих правоотношения в  сфере социального обеспечения  в России. Одним из важнейших законодательных  актов в сфере социального  обеспечения является Федеральный  закон “О государственной социальной помощи” от 17 июля 1999 года.

Данный закон впервые  в российском законодательстве предусматривает  новую категорию граждан, которые  имеют право на получение государственной  поддержки в наиболее трудное  время -малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане.

Данное положение имеет  очень важное значение, ведь до принятия данного закона эта категория граждан была не защищена. Кроме того нельзя не заметить, что в настоящее время в России очень много людей отодвинуто за черту бедности, которые по каким либо причинам не могут себе помочь и чувствуют себя “брошенными” на произвол судьбы. Крайняя степень неравенства, которая сейчас присутствует в России, способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам и др. проблемам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и цели государственной социальной помощи

    1. Понятие государственной социальной помощи

 

Государственную социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.

В узком смысле определение  государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном  законе “ О государственной социальной помощи”. Под ней подразумеваются  определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому  кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим  гражданам.

Правильное определение  понятия государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения ( или отказ в её назначении).

Определённым категориям граждан, которые в настоящее  время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия  и другие выплаты, установленные  законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона «О государственной социальной помощи» основными целями оказания данного вида помощи является:

· поддержание уровня жизни  малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой  доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем  субъекте Федерации;

· снижение уровня социального  неравенства и сближение социального  уровня различных слоев населения;

· создание необходимых условий  для обеспечения общей доступности  и общественно приемлемого качества социальных услуг;

· повышение доходов населения;

· адресного использования  бюджетных средств;

· усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.

В определенной мере указанные  цели соответствуют программе социально-экономического развития Российской Федерации. Также  определение вышеперечисленных целей следует признать своевременным, так как в настоящее время большое количество населения остается за чертой бедности.2

Для достижения всех этих целей  и повышения уровня жизни, прежде всего, потребуется: восстановить роль доходов от трудовой деятельности как  основного источника денежных доходов  населения; стимулировать использование  доходов от трудовой и предпринимательской  деятельности, доходов от собственности; проводить инвестирование и кредитование социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий  жизнедеятельности: медицинское обслуживание, получение образования; усилить  адресность социальной поддержки нуждающихся  граждан на основе учёта материального  положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи.

Уровень жизни характеризует  меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно  в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального  дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объём потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое  положение населения. В более  узком смысле он означает уровень  удовлетворения потребностей и соответствующий  ему уровень доходов. Поэтому  чаще всего в качестве обобщающего  показателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и  духовных потребностей рассматривают  реальные доходы населения. Они характеризуют  количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения  розничных цен и расходов на выплату  налогов, а также других обязательных платежей.

Важный показатель уровня жизни - минимальный прожиточный  минимум. Минимальный прожиточный  минимум является своеобразной точкой отсчёта бедности.

Бедные, или малоимущие, - это люди, чей месячный доход на одного члена семьи меньше минимального прожиточного минимума.

 

 


2 Федеральный закон от 17 июля 1999г. “ О государственной социальной помощи” //Российская газета, 1999, №43, 21 июля.

 

Одной из характерных черт государственной социальной помощи является то, что она носит адресный характер, т.е. в соответствии с данным определением конкретно определён  круг получателей государственной  социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые  по независящим от них причинам имеют  среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России.

Адресность предполагает правильное определение материально  нуждающихся граждан, что может  достигаться различными способами. Во-первых, оценкой материального  положения отдельных лиц или  семей. Во-вторых, установлением адресности, основанной на определенных показателях, статистически связанных с нуждаемостью. В-третьих, созданием механизма самоадресования, т.е. нуждающееся лицо само обращается в органы социальной защиты населения.

Для Российской Федерации, основными задачами в сфере социальной поддержки пожилых людей, инвалидов, ветеранов, реабилитированных граждан, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей являлось участие в разработке и реализации областных и городских программ и мероприятий, направленных на защиту прав и законных интересов, поддержание социального статуса и обеспечения достойной жизни названных категорий, а также взаимодействие с организациями, объединениями, коллективами по мобилизации общественных инициатив.

Учитывая все вышеизложенное можно сказать, что государственная  социальная помощь в связи с бедностью  это предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим  гражданам пособий, компенсаций, субсидий и жизненно необходимых товаров, с целью поддержания их уровня жизни, снижения уровня социального  неравенства и усиления адресной социальной поддержки нуждающихся  граждан.

Современная экономическая  ситуация диктует необходимость  повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении  наиболее острых социальных проблем, выработки  новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.

 

1.2 Законодательство  о государственной социальной  помощи

 

Среди законодательства о  государственной социальной помощи особое место занимает Конституция  Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Хотя Конституция непосредственно не регулирует правоотношения в сфере государственной социальной помощи, она устанавливает основные принципы, на которых основывается как данный вид социальной помощи, так и социальное обеспечение в целом. Так ст. 39 каждому гарантирует социальное обеспечение в случаях установленных законом. Таким образом, государство предусматривает всем гражданам нашей страны, в случаях определяемых законодательством, государственную поддержку их жизнеобеспечения. На основе принципов, закреплённых в Конституции РФ и международных договорах, в России принят ряд других законодательных актов, которые регулируют государственную социальную помощь.

Среди нормативных актов, особое место занимает Федеральный  закон РФ «О государственной социальной помощи», который был принят Государственной  Думой 25 июля 1999 года. Данный закон устанавливает  правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Закон «О государственной  социальной помощи» закрепляет понятие  государственной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также  порядок назначения, категорию получателей  и другие важные вопросы.

Этот важнейший федеральный  закон также выделяет полномочия Российской Федерации в области  оказания социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению РФ в области оказания государственной социальной помощи относятся:

· принятие федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  по вопросам установления основ правового  регулирования в области оказания гражданам государственной социальной помощи;

· разработка и реализация федеральных целевых программ оказания государственной социальной помощи на всей территории РФ;

· формирование федерального бюджета в части расходов на оказание данного вида помощи;

· установление видов государственной  социальной помощи, оказание которых  обязательно на территории РФ.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О государственной социальной помощи», данный закон вступает в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Следующим законодательным  актом, который регулирует оказание государственной социальной помощи, является Федеральный закон «О прожиточном  минимуме в РФ»

Данный Федеральный закон  устанавливает правовую основу для  определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его  учёта при установлении гражданам  государственных гарантий получения  минимальных денежных доходов и  при осуществлении других мер  социальной защиты граждан нашей  страны.

Федеральный закон «О прожиточном  минимуме в РФ» регулирует следующие  вопросы: назначение прожиточного минимума, определение потребительской корзины, порядок её установления, величина прожиточного минимума, периодичность  её исчисления и порядок установления, а также учёт величины прожиточного минимума при оказании государственной  социальной помощи гражданам в субъектах  Российской Федерации.3

Необходимо также выделить ещё один немаловажный документ Федеральный  закон от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке  учета и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко  проживающего гражданина для признания  их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»

Информация о работе Понятие и цели государственной социальной помощи