Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:45, доклад
Проблема личности находится в поле зрения многих, являясь предметом междисциплинарных исследований. В научной литературе прежде всего проводится разграничение близких понятий, как человек, индивид, личность.
Человек - это самое общее понятие, которое указывает принадлежность к человеческому роду и для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств.
Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален - ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества.
Понятие «личности» в социологии. Основные теории личности.
Проблема личности находится в поле зрения многих, являясь предметом междисциплинарных исследований. В научной литературе прежде всего проводится разграничение близких понятий, как человек, индивид, личность.
Человек - это самое общее понятие, которое указывает принадлежность к человеческому роду и для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств.
Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален - ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества.
А само понятие личность характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности.
Непременный и важный признак личности - индивидуальность, под которой понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизической структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта, социальных характеристик.
При комплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений:
личность присуща каждому человеку;
личность есть то, что отличает человека от животных;
личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
личность есть индивидуальная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.
Для анализа возникновения и
развития личностных черт Фролов С.С. делит
факторы, оказывающие влияние на
формирование личности, на следующие
типы: 1) биологическая
Биологическая наследственность. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.
В отличие от многих видов животных
человеческое существо проявляет сексуальность
во все времена года, что в большей
или меньшей степени
Однако биологический фактор необходимо
учитывать, так как он, во-первых,
создает ограничения для
Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.
В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.
Культура. Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.
Итак, на формирование
личности определенное влияние оказывают
биологические факторы, а также
факторы физического окружения
и общие культурные образцы поведения
в отдельной социальной группе. Однако
следует помнить, что главными факторами,
определяющими процесс
Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности. В социологии наиболее известны следующие теории личности:
Каждый статус включает обычно
ряд ролей. Под социальной
Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.
Таким образом, можно сказать,
что человек личностью не
Информация о работе Понятие личности в социологии. Теории личностей