Понятие личности в социологии. Теории личностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:45, доклад

Краткое описание

Проблема личности находится в поле зрения многих, являясь предметом междисциплинарных исследований. В научной литературе прежде всего проводится разграничение близких понятий, как человек, индивид, личность.
Человек - это самое общее понятие, которое указывает принадлежность к человеческому роду и для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств.
Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален - ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 29.19 Кб (Скачать файл)

Понятие «личности» в социологии. Основные теории личности.

 

Проблема  личности находится в поле зрения многих, являясь предметом междисциплинарных исследований. В научной литературе прежде всего проводится разграничение близких понятий, как человек, индивид, личность.

Человек - это самое общее понятие, которое указывает принадлежность к человеческому роду и для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств.

Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем  черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален - ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества.

А само понятие личность характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности.

Непременный и важный признак личности - индивидуальность, под которой понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного  человека. Это также своеобразие  его психофизической структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта, социальных характеристик.

При комплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений:

  личность присуща каждому человеку;

  личность есть то, что отличает человека от животных;

  личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;

 

  личность есть индивидуальная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

 

Для анализа возникновения и  развития личностных черт Фролов С.С. делит  факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие  типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт, и анализирует влияние этих факторов на личность.

Биологическая наследственность. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность  во все времена года, что в большей  или меньшей степени сказывается  на деторождении. Ребенок рождается  совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают  основу социальной жизни людей. Черты  биологического наследия дополняются  врожденными потребностями человеческого  существа, которые включают потребности  в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие  от других членов общества. Но биологическая  наследственность не может полностью  создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с  генами.

 

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических  потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору  создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Физическое  окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.

В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может  влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно  и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

Культура. Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают  биологические факторы, а также  факторы физического окружения  и общие культурные образцы поведения  в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

 

Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности. В социологии наиболее известны следующие теории личности:

 

  1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.
  2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.

 

  1.  Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.

 

  Каждый статус включает обычно  ряд ролей. Под социальной ролью  понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек,  обладающий данным статусом в  социальной системе. Поэтому личность - это производное от социальных  статусов, которые  индивид занимает, и от социальных ролей, которые  он исполняет в обществе.

 

  1.  Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.

 

Несмотря  на различие подходов, все социологические  теории признают личность специфическим  образованием, непосредственно выводимым  из тех или иных социальных факторов.

 

  Таким образом, можно сказать,  что человек личностью не рождается,  а становится в процессе социализации  и индивидуализации.


Информация о работе Понятие личности в социологии. Теории личностей