Понятие маргинальность и маргинал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 15:37, реферат

Краткое описание

Цель исследования изучить социальное явление - маргинальность. В соответствие с темой были поставлены задачи:
-Дать определение понятием маргинальность и маргинал.
-Рассмотреть процесс маргинализации в современном обществе.
-Рассмотреть проблемы маргинальности в современном обществе и пути их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

маргиналы.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Введение

В настоящее время происходит преобразования современного общества, а также процесс обновления и демократизации в сфере политики и экономики. В связи с этими изменениями меняется и социальный контур общества. Новая социальная система сопровождается изменением социального статуса больших масс людей и переоценкой духовных, материальных ценностей. Поэтому одна из актуальных проблем современного общества - это маргинальность.

Цель исследования изучить социальное явление - маргинальность. В соответствие с темой были поставлены задачи:

-Дать определение  понятием маргинальность и маргинал.

-Рассмотреть  процесс маргинализации в современном  обществе.

-Рассмотреть проблемы маргинальности в современном  обществе и пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие маргинальность и маргинал

В истории гуманитарного знания понятие «маргинал», «маргинальность» восходит к слову «маргиналии» - так в эпоху средневековья назывались всевозможные рисунки, пометки на полях книг. Уже не текст, но ещё не самостоятельное произведение, будто комментарий к основному тексту, рисунок или надпись. Таким образом, маргиналии - это нечто, возникающее на границе. Средневековая книга воспринималась как определённым образом структурированный космос. Там, где кончался лист, кончался порядок, начиналась жизнь и хаос. Маргиналии - пограничное состояние, своеобразный рубеж. Состояние сознания, обитающего на нейтральной полосе культуры и реальности.1

Как социологическое понятие оно существует с 1928 года. 
Американский социолог, один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864-1944 гг.) впервые употребил его в своём эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвященному изучению процессов среди иммигрантов.

У Парка понятие маргинальности (от латинского margo -край, граница, предел) означало положение индивидов, находящихся на границе двух культур, и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов особенностей положения мулатов и других «культурных гибридов». Описание маргинального человека Парк часто прибегает к психологическим акцентам. Но в тоже время Парк связывает концепцию маргинального человека не с личностным типом, а социальным процессом. Он рассматривает маргинального человека как побочный продукт процесса аккультурации в ситуациях, когда люди различных культур и рас сходятся, чтобы продолжать общую жизнь.

Идеи Парка были подхвачены другим социологом Эверетом Стоунквистом в исследовании «Маргинальный человек». С его именем связывают закрепление и признание в Концепции маргинальности в социологии. Он рассматривает маргинального человека как ключевую личность в контактах двух культур.

Стоунквист также как и Парк описывает внутренний мир маргинального человека. Также можно отметить, что Парк рассматривал маргинального человека, как личность на рубеже двух культур и двух обществ, который никогда не будет принят в новое общество, оставаясь личностью с расстроенной психикой. А Стоунквист считал, что адаптация может привести к формированию личности с новыми свойствами.

Исследователи отмечают близость характеристик “маргинального человека” Стоунквиста и определенных Дюркгеймом черт общества, находящегося в состояние аномии, как следствие разрыва социальных связей.

Таким образом, концепция маргинальности, которая изначально представлена как концепция маргинального человека. Роберт Парк и Эверет Стоунквист, описав внутренний мир маргиналов, стали основоположниками психологического номинализма в американской социологии.

Среди публикаций конца 90-х, начала 2000-х, посвящённых рефлексии по поводу маргинальности, выделяется   статья  В.Каганского. Маргинальность трактуется, прежде всего, как «признак переходной – пограничной зоны», основа анализа – пространственный подход, в русле которого автор собирает «вопросы, сомнения, парадоксы касательно контекста и оснований маргинальности»2. Ещё один труд раскрывающий характер российской маргинальности именно этих годов – коллективная социологическая монография «Маргинальность в современной России»3.

Соответственно говорят о маргиналах, то есть о людях, которые покаким-то причинам не примыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, что обычно связано с болезненными психологическими переживаниями. Обычно состояние маргинальности не является длительным, хотя существуют вынужденные или сознательные маргиналы (люди без определённого места жительства и страдающие алкоголизмом, разного рода радикалы), которые находятся в нём длительное время. Любой человек, переходящий из одного слоя в другой на какой-то момент обязательно становится маргиналом.

Существует несколько видов маргинальности: собственно социальная маргинальность - это группы,  которые порвали  с прежним слоем, но ещё не присоединились к новому.

Биологическая маргинальность – связанная с нарушением здоровья, которое  перестаёт быть предметом  социума;

Политическая маргинальность - при которой индивидов не устраивают существующие формы политической жизни и управляющие ей законы;

Экономическая маргинальность - которая сводится к феномену безработицы как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему государством или иными структурами);

Этническая маргинальнасть - это принадлежность к одному из национальных меньшинств;

Возрастная маргинальность - возникшая в результате разрыва между поколениями. Одним из примеров может служить роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»;

Религиозная маргинальностъ, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них;

Криминальная маргинальность, то есть принадлежность к криминальным кругам, склонным жить по законам, отличающимся от законов общества.

 

 

 

 

 

Процесс маргинализации в современном обществе

Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей, причем в классическом случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от известной "переоценки ценностей". Объективно приводят к усилению маргинализации, и как следствие - увеличение людей девиантного поведения (поведения с отклонениями).

 Общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, безработица, беженцы.

Люди смиряются: с ухудшением своего материального положения, со своей ущемленностью, зависимостью, бесперспективностью существования.4  

Общество пережило две основных волны маргинализации.  Во-первых, после революции 1917 года своего места в социальной структуре лишились два крупных класса российского дореволюционного общества - буржуазия и дворянство. Данный процесс сопровождался быстрым движением вверх некоторых представителей класса пролетариев. Было бы  неправильно  думать, что данный процесс завершился быстро. Как показали социологические исследования, каждый класса советского общества стал воспроизводиться за счёт себя самого (то есть за счёт  своих собственных представителей) лишь с начала 70-х  гг. Именно тогда советские социологи установили, что все классы и слои нашего общества теперь воспроизводятся на собственной основе, т.е. только за счет представителей своего класса. Далее - всего два десятилетия, которые можно считать стабильным периодом советского общества и при которых отсутствовала массовая маргинализация.

Вторая волна маргинализации захлестнула наше общество в 90-х,  когда была разрушена стабилизировавшаяся стратификционная  система советского общества. В этот период сформировалась новая элита, в которую вошли представители самых разных слоёв и социальных групп. В прочем, можно утверждать, что в наибольшей степени новая элита формировалась за счет представителей партийной номенклатуры и криминалитета. При этом индивиды, совершившие нисходящую социальную мобильность, стали принадлежать к низшему классу лишь на основании уровня доходов, поскольку их профессиональный и образовательный уровень был подчас выше, чем уровень новой элиты.

Человек, ведущий борьбу за выживание и конкурирующий с другими в этой борьбе, постепенно сосредотачивает всю свою энергию и усилия на удовлетворение первичных (материальных) потребностей. 
На все другое у него не остается сил (или он теряет к этому интерес). 
Массовое нарушение даже самых простых норм человеческого общения - свидетельство общего понижения уровня культуры людей.

Примитивизация общества как бы оправдывает различные формы социальной патологии, перестает не только вести с ними борьбу, но и осуждать их. Апатия, рождающая цинизм, получает все большее распространение.

Основным социальным источником маргинализации общества является растущая безработица в ее явных и скрытых формах.

При допустимой безработице в 5-6 % от трудоспособного населения (пороговая норма) по имеющимся данным реальное число безработных возрастет в ближайшие годы в несколько раз.

Существенное влияние на маргинализацию общества будет оказывать миграция, претерпевающая значительные изменения в связи с расширением масштабов вынужденной миграции, усилением оттока "некоренных народов" (в основном русского населения) из регионов со сложной этнополитической ситуацией. Положение вынужденных мигрантов (особенно беженцев) характеризует не только разрыв прежних социальных связей, но и утрата своего социального статуса и имущественные потери.

Наряду с русскими значительно увеличивается и поток людей других национальностей, уезжающих из родных мест в результате растущей социально- экономической нестабильности. Их социальное обустройство представляется делом еще более сложным, чем русскоязычного населения: сказываются не только языковые трудности, но и уровень квалификации, привязанность к другим традициям и обычаям. Каковы перспективы самой маргинализации общества? В самом общем виде на этот вопрос можно ответить следующим образом.

Под влиянием происходящих в обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть маргиналов будет продолжать движение по нисходящей, то есть опускаться на социальное дно (люмпенизироваться). Бомжи, алкоголики, люди  которые не приспособлены к работе, женщины  предоставляющие услуги сексуального характера и т.д. растущий численно слой люмпенов.

Иначе говоря, это та часть людей, которая не сумела (или не пожелала) адаптироваться к новым рыночным условиям, и, потерпев "социальное крушение", перестала занимать промежуточное положение. 
Она как бы окончательно "определилась".

Вторая часть (значительно большая) маргиналов находит постепенно способы адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус (а с ним относительную стабильность своего бытия), новые социальные связи и социальные качества. Они заполняют новые ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни.

Конечно, маргинализация общества - это не единственный фактор усиления девиантного поведения. Но этот фактор становится доминирующим именно в нынешних условиях.5 
Проблемы маргинальности в современном обществе и пути их решения

Одна из проблем маргинальности в обществе – это безработица. Она появилась вследствие того , что произошли глубокие изменения в социальных группах. Которое происходит под влиянием внешних  факторов: полная потеря работы, смены профессии и должностей, условий и оплаты труда в результате ликвидации предприятия, сокращение производства, общего падения уровня жизни.

Безработица  фиксируется органами статистики, масса безработных в экономически активном  население выросла  более чем в два раза. Быстрее всего  растёт доля безработных  в возрасте 49- 50 лет, которая составляет более половины  всех безработных.

Одно  из решений  данной проблемы является проведение активных мер в области занятости населения: для безработных и лицам, которым грозит безработица, проводится профессиональная подготовка,  переобучение, создание новых рабочих мест, обеспечение населения географической мобильностью.

А также обеспечение рабочей силы  субсидиями и кредитами на вакантные места. Предоставление  информации населению о вакантных местах в том или ином регионе и поощрение развитие малого бизнеса и предпринимательства.

Одной из проблем маргинальности также является массовые миграции, в результате  чего происходит взаимодействия между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных  барьеров, межнациональные конфликты. Но также   миграция, совершенная незаконно является  серьёзной  угрозой для экономической и социальной стабильности общества. Чаще  всего  именно на почве незаконных  миграций  совершаются  такие преступления, как  торговля людьми, незаконный оборот оружия  и наркотиков. Также в обществе растёт напряженность, экстремизм и национализм.

Маргиналы являются питательной средой для преступности. Что позволяет назвать преступность одной из проблем маргинальности. Можно сказать, рост маргинальности и рост преступности параллельные социальные процессы. Голод и бедность, отсутствие своей собственности порождают зависть и озлобленность, подрывают нравственность и уважение к собственности чужой. Безрадостное существование, болезни и страдания — причина того, что нередко маргиналы не дорожат своей жизнью и перестают ценить жизнь чужую.6

  Причина этой негативной ситуации является отсутствие какой-либо координации государственных органов в процессе социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы, в результате этого лица, вышедшие  из исправительных  учреждений, зачастую остаются  без социальной  помощи. Они не могут  устроиться на работу, многим из них негде жить. В результате всё это создаёт условия, провоцирующие бывших осуждённых на совершение новых преступлений. Отбывание наказания в условиях изоляции от общества нередко приводит к разрыву социально - полезных  связей осужденного с семьёй, родственниками, трудовым коллективом  по месту прежней работы7.Трудности,  испытываемые бывшими осужденными, очень часто подталкивают их к  совершению  новых преступлений.  По сути, человек, выйдя из  стены исправительного учреждения, становиться  в полном   смысле слова «выброшенным на улицу»  и   остаются один   на один с реальностью. Они  не редко   сталкиваются  с  дискриминацией  при обращении в  медицинские  учреждения,   и  их здоровье перестаёт быть ценностью государства. 

Информация о работе Понятие маргинальность и маргинал