Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:21, реферат
Целью настоящей работы является анализ современного понимания молодежных субкультур, их видов и тенденций развития.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Анализ понятия молодежных субкультур, их места в общественной жизни;
Изучение особенностей и разновидностей молодежных субкультур в России;
Анализ взаимодействия молодежных субкультур с общей культурой общества.
Введение 3
1. Понятие молодежной субкультуры 4
2. Виды молодежных субкультур в России 6
3. Молодежная субкультура, как составляющая культуры общества 10
Заключение 12
Список использованных источников 13
Взаимодействие культуры же общества в целом и молодежных субкультур носит характер диалога. Инициирующим началом данного диалога является неудовлетворенность молодых людей собой, окружающими, обществом, способом существования. Молодежная субкультура как совокупность субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений и сочетает в себе постоянные и переменные компоненты. Диалог выполняет в молодежной субкультуре двойную функцию: обеспечивает трансляцию постоянных компонентов молодежной субкультуры и выступает источником инноваций. Молодежная субкультура как результат творчества со всеми характеристиками творческого акта всегда рассчитана на адресата, на диалог. Вот почему ее "принятие", "усвоение" есть процесс личностного открытия, создание мира культуры в самом себе, сопереживание и сотворчество. Благодаря диалогу индивидов потенциал молодежной субкультуры может превратиться в актуальное воплощение культурных новаций.
Разноплановость процесса формирования и развития молодежных субкультур, значимость их влияния на развитие и формирование молодого поколения и состояние общества в целом требует повышенного внимания к управлению этими процессами со стороны государства. Одним из путей борьбы с негативными и антиобщественными явлениями выступает культурно-просветительская и пропагандистская деятельность, гражданско-правовое образование молодежи, нацеленное на формирование норм правовой культуры. Так же необходима разработка программ и проектов, направленных на противодействие включению молодежи в наиболее экстремистские группировки.
Следует заметить, что процесс формирования молодежной субкультуры в значительной степени протекает в пространстве образования, но в силу ряда особенностей последнее оказывает на ее агентов скорее негативное влияние в связи с использованием традиционных педагогических методов и приемов. Представляется, что понимание и признание сущности диалога в пространстве молодежной субкультуры позволит решить многие проблемы, в том числе воспитания и образования. Переход на диалогические позиции в отношениях "взрослой " и молодежной субкультур в пространстве молодежной субкультуры не только возможен, но и уже реализуется. Диалогическое взаимодействие обеспечивает гармонизацию бытия молодежной субкультуры, целостность общества, единство личности. Именно диалог становится тем гуманитарным "ненасильственным" принципом, который нужно вводить в образовательные технологии, в молодежную политику, в программы развития молодежной культуры.
Заключение
Проведенное в работе исследование показывает, что молодежная субкультура представляет из себя достаточно многогранное понятие. Она является отражением культуры общества в целом, а отношения между ними подобны (аналогичны) отношениям между языком и диалектом, языком и жаргоном.
Молодежная субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но порожденная ею и неразрывно связанная с ней. Она обеспечивает производство и изменение социальной жизни социальной группы в различных проявлениях: деятельность, поведение, общение в той или иной социальной группе отражают разнообразие знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей, ценностных ориентаций и т.п.
Молодежная субкультура как феномен определяется общими для конкретной цивилизации экономическими и социокультурными факторами, но имеет ряд особенностей, среди которых повышенная активность и реальная действенность молодежных групп, повышенная эмоциональность в поведении, отношениях, оценке действий и себя, показательная активная претензия на окружающих, а поэтому порой оригинальная, вызывающая форма поведения, в которой проявляется потребность быть замеченным и казаться значимым. Молодежная субкультура включает ряд ценностей общей культуры, добавляя к ним новые, характерные только для нее. Молодежные субкультуры закрыты, автономны и не претендуют на замещение доминирующей культуры.
Молодежные субкультуры России разнообразны
и во многом отражают общие тенденции
развития общества и культуры в целом.
Значение и тип воздействия молодежной
субкультуры на личности могут существенно
варьироваться: от адаптивно-конформистский
характера, способствующего интеграции
молодых людей в общество, до не созидательного,
нигилистическо-
Список использованных источников
1 Мосиенко Л.В. Молодежная субкультура и диалог // Высшее образование в России. - 2011. - № 1. - С. 132; Актуальные проблемы молодежной субкультуры: Сб. статей / Под общ. ред. О.В. Красновой. М.: Изд-во Московского психологосоциального института, 2008.
2 Левикова С.И. Молодежная культура. М.: Вузовская книга, 2007. С. 3.
3 Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2009. С.142
4 См.: Мосиенко Л.В. Молодежная субкультура и диалог // Высшее образование в России. - 2011. - № 1. - С. 133.
5 Левашова Е.Л. Типологизация молодежных субкультур в современном российском обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 150. С. 148.
6 Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб., 2008. С. 15.
7 Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. М., 2009. С. 16.
8 Психология развития / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2008. С. 59.
9 Сундиев И. Ю. Анатомия неформальных объединений (типология и характеристика). Саратов, 2008. С. 158.
10 Левашова Е.Л. Типологизация молодежных субкультур в современном российском обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 150. С. 152.
11 Мосиенко Л.В. Молодежная субкультура и диалог // Высшее образование в России. - 2011. - № 1. - С. 135.