Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 15:37, доклад
Наука — это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей, но и социальный институт. В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.
Понятие науки как социального института
Наука — это не только
форма общественного сознания, направленная
на объективное отражение мира
и снабжающая человечество
Институт предполагает действующий и
вплетенный в функционирование общества
комплекс норм, принципов, правил, моделей
поведения, регулирующих деятельность
человека; это явление надиндивидуального
уровня, его нормы и ценности довлеют над
действующими в его рамках индивидами.
Само же понятие «социальный институт»
стало входить в обиход благодаря исследованиям
западных социологов. Родоначальником
институционального подхода в науке считается
Р. Мертон. В отечественной философии науки
институциональный подход долгое время
не разрабатывался. Институциональностъ
предполагает формализацию всех типов
отношений, переход от неорганизованной
деятельности и неформальных отношений
по типу соглашений и переговоров к созданию
организованных структур, предполагающих
иерархию, властное регулирование и регламент.
Понятие «социальный институт» отражает
степень закрепленности того или иною
вида человеческой деятельности – существуют
политические, социальные, религиозные
институты, а также институты семьи, школы,
брака и проч.
Процесс институциализации науки свидетельствует
о ее самостоятельности, об официальном
признании роли науки в системе общественного
разделения труда, о претензии науки на
участие в распределении материальных
и человеческих ресурсов. Наука как социальный
институт имеет собственную разветвленную
структуру и использует как когнитивные,
так и организационные и моральные ресурсы.
Развитие институциональных форм научной
деятельности предполагало выяснение
предпосылок процесса институционализапии,
раскрытие его содержания, анализ результатов
институционализации. Как социальный
институт наука включает в себя следующие
компоненты:
Э. Дюркгейм
особо подчеркивал
Для современного институционального
подхода характерен учет прикладных аспектов
науки. Нормативный момент теряет доминирующее
место, и образ «чистой науки» уступает
образу «науки, поставленной на службу
производству». В компетенцию институционализации
включаются проблемы возникновения новых
направлений научных исследований и научных
специальностей, формирование соответствующих
им научных сообществ, выявление различных
степеней институционализации. Возникает
стремление различать когнитивную и профессиональную
институционализацию. Наука как социальный
институт зависит от социальных институтов,
которые обеспечивают необходимые материальные
и социальные условия для ее развития.
Исследования Мертона раскрыли зависимость
современной науки от потребностей развития
техники, социально-политических структур
и внутренних ценностей научного сообщества.
Было показано, что современная научная
практика осуществляется только в рамках
науки, понимаемой как социальный институт.
В связи с этим возможны ограничения исследовательской
деятельности и свободы научного поиска.
Институциональность обеспечивает поддержку
тем видам деятельности и тем проектам,
которые способствуют укреплению конкретной
системы ценностей. Набор базовых ценностей
варьируется, однако в настоящее время
ни один из научных институтов не будет
сохранять и воплощать в своей структуре
принципы диалектического материализма
или библейского откровения, так же, как
и связь науки с паранаучными видами знания
Наука как явление культуры
Наука, является частью культуры, в
качестве одной из форм специфически человеческой
деятельности имеющей социальную природу.
Наука по определению способ постижения
бытия имеющий своей целью рациональную
реконструкцию мира на основе постижения
его существенных закономерностей. В широком
смысле наука это построение рациональной
картины мира с этой точки зрения мы можем
сказать, что наука возникает уже в античности.
В более узком смысле наука предполагает
развитую систему методов эксперимента
и наблюдения, в этом значении термин наука
применим только к системе мировоззрения
и познания сложившейся в Европе Нового
времени.
Наука сложным образом взаимодействует
с другими феноменами культуры, которые
выполняют функции осмысления мира. Наука
отличается от мифологии, тем, что она
стремится не к объяснению мира в целом,
а к формулированию законов природы допускающих
эмпирическую проверку. Наука имеет целью
теоретическое, в той или иной степени
обобщенное знание, она оперирует понятиями,
а мифология образами. В тоже время некоторые
сведения, накопленные в форме мифов, иногда
поддаются научному осмыслению. С другой
стороны данные науки преломляясь в сознании
людей могут творить своеобразную научную
мифологию.
Граница между религией и наукой определяется
соотношением в них разума и веры, это
не означает, что в науке полностью отсутствует
такая форма отношения к действительности
как вера (как знания имеющего прочную
субъективную основу, внутреннюю убежденность
человека, но имеющего прочной объективной
основы то есть достоверных доказательств
исходящих из эмпирической реальности).
Но религия ориентирована на область внечувственного,
а наука на эмпирическую реальность, данное
различие было выявлено еще в эпоху средневековья,
что позволило провести границу между
наукой и религией и обособить эти две
области знания. Все сказанное не относится
к области суеверий, которая не связанна
ни с наукой, ни с религией.
Не менее сложными, чем с религией были
взаимоотношения науки с философией, Существует
несколько трактовок соотношения науки
и философии, философия рассматривалась
как методологическая база научного исследования
(то есть науки заимствуют из философии
общие понятия и принципы), как результат
предельного обобщения эмпирических (то
есть опытных) данных прикладных дисциплин,
как способ интеграции частных наук в
нечто единое, как основу для создания
целостной картины мира. И то и другое
и третье, несомненно, верно, но это не
должно стирать границу, между философией
и наукой, данные науки могут быть отправной
точкой для создания философской концепции,
наука может оперировать предельно обобщенными
категориями, сформулированными философией
(пространство, время и т.д.), но проблематика
философии всегда принципиально иная
чем у науки, наука задается вопросами
о формах и способах существования явлений
окружающего мира, философия о причинах
и целях.
Наука отличается от идеологии (т.е. системы
взглядов, в которых осознается и оценивается
отношение людей к действительности и
друг другу), тем что ее истины общезначимы
и не зависят от интересов определенных
слоев общества. В то же время наука способна
порождать определенный тип идеологии,
оказывая воздействие на мировосприятие
больших групп населения.
Исходя из этого, можно выделить ряд характерных
черт отличающих науку от других связанных
с ней феноменов культуры:
функции науки выделяют в
зависимости от общего назначения ее
отраслей и их роли в освоении окружающего
мира с конструктивной целью. Функции науки – это внешнее
проявлении каких-либо ее существенных
свойств. По ним можно судить ее о возможностях
участвовать в решении проблем, поставленных
перед обществом, и способностях создавать
более благоприятные условия для жизни
людей и развития культуры.Функции науки
выделяются по основным видам деятельности
исследователей, их основным задачам,
а также сфере применения полученных знаний.
Таким образом, основные функции науки можно
определить как познавательную, мировоззренческую,
производственную, социальную и культурную.
Познавательная функция является основополагающей,
заданной самой сутью науки, назначение
которой заключается в познании природы,
человека и общества в целом, а также в
рационально-теоретическом постижении
мира, объяснении процессов и явлений,
открытии закономерностей и законов, осуществлении
прогнозирования и т.д. Данная функция
сводится к производству новых научных
знаний.
Мировоззренческая
функция во многом переплетается с познавательной.
Они взаимосвязаны, поскольку ее целью
является разработка научной картины
мира и соответствующего ей мировоззрения.
Также эта функция подразумевает исследование
рационалистического отношения человека
к миру, разработку научного миропонимания,
что означает, что ученые (наряду с философами)
должны разрабатывать научные мировоззренческие
универсалии и соответствующее ценностные
ориентации.
Производственная функция, которую также можно назвать
технико-технологической функцией, необходима
для внедрения инноваций, новых форм организаций
процессов, технологий и научных нововведений
в производственные отрасли. В связи с
этим наука превращается в производительную
силу, работающую на благо общества, своего
рода «цех», в котором разрабатываются
и внедряются новые идеи и их воплощения.
В этом плане ученых даже иногда относят
к производственным работникам, что как
нельзя более полно характеризует производственную
функцию науки.
Социальная функция начала выделяться особенно
существенно в последнее время. Это связано
с достижениями научно-технической революции.
В связи с этим наука превращается в социальную
силу. Это проявляется в ситуациях, когда
данные науки используются в разработках
программ социального и экономического
развития. Поскольку такие планы и программы
имеют комплексный характер, то их разработка
предполагает тесное взаимодействие различных
отраслей естественных, общественных
и технических наук.
Культурные функции науки (или образовательные)
сводится к тому, что наука является своего
рода феноменом культуры, важным фактором
развития людей, их образования и воспитания.
Достижения науки существенно влияют
на учебно-воспитательный процесс, содержание
программ образовани, технологии, методы
и форму обучения. Эта функция реализуется
через систему образования, СМИ, публицистическую
и просветительную деятельность ученых.
Структура и функции
науки тесно связаны. Объективное
существование включает три основных
сферы: природу, человека и общество. В
связи с этим в структуре науки выделяются
три главных элемента. По сфере изучаемой
действительности научные знания делятся
на естествознание (науки о природе) и
обществознание (науки о человеке и науки
об обществе).
Естествознание исследует все,
что относится к природе. Оно отражает
логику природы. Структура естественнонаучных
учений и знаний сложна и разнообразна.
В нее входят знания о веществе, взаимодействии
веществ, химических элементах, живой
материи, Земле, Космосе. Отсюда развиваются
фундаментальные естественнонаучные
направления.
Обществознание изучает общественные
явления, системы, их структуры, процессы
и состояния. Эти науки дают знания о различных
общественных связях и отношениях между
людьми. Научные знания об обществе объединяют
три направления: социологическое, экономическое
и государственно-правовое.