Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:52, реферат
Термины "общество", "общественный", "социальный" широко распространены, но весьма многозначны, несмотря на то, что еще в XIX в. возникла наука социология, имеющая своим предметом исследование общества. Ее основоположник О. Конт считал социологию "социальной физикой" и "позитивной моралью", способной стать новой религией всего человечества. В этом же столетии общество называли и растением, и животным, и лицом, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Латинский глагол "социо" означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное значение слова "общество" - общность, союз, сотрудничество. Аристотель называл человека "политическим животным", подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющая общность
Понятие общества
Термины "общество", "общественный", "социальный" широко распространены, но весьма многозначны, несмотря на то, что еще в XIX в. возникла наука социология, имеющая своим предметом исследование общества. Ее основоположник О. Конт считал социологию "социальной физикой" и "позитивной моралью", способной стать новой религией всего человечества. В этом же столетии общество называли и растением, и животным, и лицом, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Латинский глагол "социо" означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное значение слова "общество" - общность, союз, сотрудничество. Аристотель называл человека "политическим животным", подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющая общность. К. Марксом и его последователями была разработана диалектико-материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складьюается объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия "социального организма". Из формы материального производства "вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе". Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим. История в марксистской концепции предстает как "естественно-исторический процесс", где действуют объективные "законы тенденции" в сочетании с субъективным фактором. Сильной стороной этой концепции является учение об особой "чувственно-сверхчувственной" природе "социальной материи", о двойственности бытия человека и общества, а также представление об этапах эволюции социальных связей в зависимости от форм бытия людей и их совместной деятельности (личная и вещная зависимость людей друг от друга).
Однако некоторые положения этой концепции не получили четкого подтверждения в реальной общественно-исторической практике XX в. В частности, не увенчался успехом грандиозный социальный зксперимент построения социалистического общества в одной стране (группе стран) в условиях капиталистического окружения.
Продолжается развитие концепции, основанных на натуралистическом подходе к объяснению феноменов общества и человека. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяется ритмами Космоса и солнечной активности, особенностями природно-климатической среды, эволюцией природной организации человека его генофонда. Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек как самое несовершенное живое существо, генетически отягощенное стремлением к разрушению" и насилию).
В идеалистических моделях развития общества сущность его усматривается в комплексе тех или иных идей, верований. мифов и т.п. Прежде всего речь идет о религиозных концепциях общества. Мировые религии равно как и национальные, имеют свои модели утроиства общесва и государства. Суть их в идее божественного предопределения устроиства общества, которое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи с Богом в этой и будущей жизни. С наибольшей силой идеалистический подход к обществу и истории выражен в философской системе Г. Гегеля, где Абсолютный Дух выражает себя в "сознании свободы" в человеческой истории. Последняя является для Духа материалом, в котором он познает себя и поднимается на новую ступень.
Следует упомянуть о концепциях общества в философской мысли Запада XX в. Здесь трудно выделить какой-то один доминирующий подход. Так, Э. Дюркгейм утверждал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим и воздействующая на человека на основе идеи общественной солидарности.М. Вебер создал "понимающую социологию" и разработал понятие "идеального типа", на основе чего анализировал феномен бюрократии и протестантскую этику как "дух капитализма".К. Поппер ввел понятия "социальная технология" и "социальная инженерия", полагая, что ход истории неподвластен проектированию. Он обосновал концепцию "открытого общества" и указал на опасности тоталитаризма.
В целом все названные модели общества не могут претендовать на абсолютную истину, а выражают определеные грани той сложнейшей реальности, которая определяется термином "общество". Так или иначе, при любом подходе для философского его понимания нужно решить двуединую задачу:
1) понять место общества как системы в общем устройстве мира
2) уяснить общие
инварианты социального
Исторический материализм считает [4],
что развитие общества проходит через следующие
общественно-экономические
Первобытно-общинный строй. Уровень экономического развития
крайне низкий, используемые орудия примитивны,
поэтому нет возможности производства
прибавочного продукта. Классовое разделение
отсутствует. Средства производства находятся
в общественной собственности. Труд имеет
всеобщий характер, собственность — только
коллективная.
Азиатский способ производства (другие названия — политарное
общество,государственно-
Рабовладение. Существует частная
собственность на средства производства.
Непосредственным трудом занят отдельный
класс рабов — людей, лишённых свободы,
находящихся в собственности у рабовладельцев
и рассматриваемых как «говорящие орудия».
Рабы трудятся, но не имеют собственности
на средства производства. Рабовладельцы
организуют производство и присваивают
результаты труда рабов.
Феодализм. В обществе выделяются
классы феодалов — собственников земли
— и зависимых крестьян, находящихся от
феодалов в личной зависимости. Производство
(главным образом, сельскохозяйственное)
ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых
феодалами.
Капитализм. Имеется всеобщее
право частной собственности на средства
производства. Выделяются классы капиталистов,
— владельцев средств производства, —
и рабочих (пролетариев), не владеющих
средствами производства и работающих
на капиталистов по найму. Капиталисты
организуют производство и присваивают
прибавочный продукт, производимый рабочими.
Капиталистическое общество может иметь
различные формы правления, но наиболее
характерны для него различные вариации
демократии, когда власть принадлежит
выборным представителям общества (парламенту,
президенту). Основным механизмом, побуждающим
к труду, является экономическое принуждение
— рабочий не имеет возможности обеспечить
свою жизнь иным способом, чем получением
заработной платы за выполняемую работу.
Коммунизм. Теоретическое (никогда
не существовавшее на практике) устройство
общества, которое должно прийти на смену
капитализму. При коммунизме все средства
производства находятся в общественной
собственности, частная собственность
на средства производства полностью устранена.
Труд имеет всеобщий характер, классовое
разделение отсутствует. Предполагается,
что человек трудится сознательно, стремясь
принести обществу наибольшую пользу
и не нуждаясь во внешних стимулах, таких
как экономическое принуждение. При этом
общество предоставляет любые доступные
блага каждому человеку. Таким образом
реализуется принцип «Каждый по способностям,
каждому по потребностям!». Власть осуществляется
всем обществом в целом, на основе самоуправления.
При социализме реализуется принцип: «От
каждого — по способности, каждому — по
труду».
Важное место занимает вопрос о соотношении
революционного и эволюционного путей
общественного развития. Обычно эволюция
понимается как количественные изменения,
а революция - как качественные.
На самом деле все выглядит намного сложнее.
Слово "эволюция" (от лат. - развертывание)
чаще всего применялось для
В то же время биологи-реформисты указывали,
что организмы и биологические виды претерпевают
качественные изменения. Не случайно,
что большой популярностью среди биологов
пользовалось позитивистское учение Г.
Спенсера. Благодаря Ж.-Б. Ламарку утвердилась
идея, что развитие - это не просто рост,
не постепенное увеличение одного качества,
а порождение качественно нового. Однообразная,
ничем не прерываемая эволюция заключается
в постепенных качественных изменениях.
Используя термин "эволюция", О.
Конт и Г. Спенсер облегчили формирование
идей буржуазного либерализма и их распространение
в рабочем движении в виде реформизма.
Конт в равной мере выступал как против
традиционалистов, так и против радикалистов,
объявлявших единственным условием прогресса революционное
разрушение. Стремясь преодолеть характерное
для эпохи Просвещения противопоставление
социального порядка и прогресса, Конт
мечтал об обществе, в котором социальный
порядок не приводит к застою, а прогресс
- к революционной анархии. Он писал: "Основное
согласование между порядком и прогрессом
составляет еще более неотъемлемое преимущество
позитивизма... Порядок становится... неизменным
условием прогресса, между тем как прогресс
составляет беспрерывную цепь порядка"
[1].
2.Глобализация
Глобализация - это переход от экономик отдельный стран к экономике международного масштаба. Сегодня в мире, превратившемся в одну большую деревню, промышленное производство носит международный характер, и деньги быстро и беспрепятственно текут из одной страны в другую. В сущности, торговле границы не помеха. При этом многонациональные корпорации сосредотачивают в своих руках огромную власть, а деятельность анонимных инвесторов может либо способствовать материальному процветанию, либо приводить к экономическому упадку в любой точке земного шара. Глобализация - это и причина и следствие современной информационной революции. Потрясающие достижения в области телекоммуникаций, колоссальное расширение компьютерных возможностей и создание информационный сетей типа Интернет стимулируют процесс глобализации. Передовые технологии позволяют преодолевать любые расстояния.
Актуальность проблемы глобализации не подлежит сомнению. Она исследуется многими экономистами всего мира. Примером могут служить исследования Джеффри Сакса и Эндрю Уорнера из Гарварда, Дэвида Доллара и Арта Краайа из Мирового банка и Джеффри Френкеля и Дэвида Ромера из Беркли. Проблема часто рассматривается в специализированных журналах вроде международного "The Economist", научных вроде "Наука и жизнь" и многих других.
Целью данной работы является изучение указанного явления, а также оценка влияния глобализации на российскую экономику.
Известно, что многие не доверяют сторонникам глобализации и не верят в возможные выгоды, которые она несет. По нашему мнению, это связано с недостаточной компетентностью антиглобалистов. Не претендуя на истину в последней инстанции, мы бы хотели рассмотреть некоторые доводы против глобализации и, возможно, оспорить их.
Задачами работы являются рассмотрение различных точек зрения, доводов в пользу и против глобализации, поиск и оценка возможных путей решения проблем, возникающих перед Российским государством в связи с глобализацией.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Глобализация и ее критики.
Сегодня большинству людей вряд ли придет в голову мысль об участии в марше протеста против чего-либо, и, несомненно, это большинство осуждает неприкрытый вандализм. И все же люди разделяют беспокойство, которое антиглобалисты выражают порой в апокалиптических тонах. Из-за широкой (пусть и не всегда осознанной) поддержки глобализации власти оказались со всех сторон окружены протестующими. Некоторые политики уже называют новых борцов с капитализмом "гражданским обществом". Вне всякого сомнения, антиглобализм - серьезная политическая сила.
МВФ, Мировой банк и Всемирная торговая организация - подвергаются критике гораздо чаще, чем кажется. Лучшее, что они могут ожидать от широких масс, - это неприязнь. Одновременно власти обвиняются в уступках крупному бизнесу. Говорят, что глобализация не оставляет им иного выбора. Частный капитал беспрепятственно перемещается по планете, и куда бы он ни пришел, он лишает простых людей средств к существованию и ставит прибыли превыше людей.
Кто защищает глобальный капитализм? Власти и бизнес. Но эти предполагаемые защитники глобализации могут невольно подорвать сам процесс глобализации сильнее, чем мощная коалиция сегодняшних критиков - интеллигенции, левых политиков, различных лоббистских групп, авторов книг против бизнеса, бунтовщиков, которым нужен лишь повод, путешествующих демонстрантов - мирных и не очень.
С такими участниками дебатов о глобализации - властями, пользующимися протекцией корпораций, и их противниками, озлобленными и непреклонными бунтарями, - вполне естественно, что общество не поддерживает ни одну из сторон. Оно недолюбливает мировой капитализм, но и не предлагает разумной альтернативы ему (как, собственно, и антиглобалисты). Поэтому люди большей частью озадачены, встревожены и подозрительны. Такое состояние общественного мнения не сулит ничего хорошего ни демократии, ни экономическому развитию. Мошенничающие защитники глобализации и их разношерстные, иногда неразумные оппоненты уже наломали немало дров и пока не собираются останавливаться.
Мы предлагаем несколько путей более целенаправленного обсуждения проблемы глобализации. Было бы глупо предполагать, что полное согласие в этой сфере когда-нибудь достижимо. Некоторые антиглобалисты протестуют даже не против глобализации или рыночной экономики, а против самой идеи экономического роста. Эта точка зрения по крайней мере имеет обоснование, но она вряд ли будет иметь в обозримом будущем достаточно последователей.
Несомненно, при всех своих слабых аргументах, подозрительно благих намерениях и заблуждениях антиглобалисты выражают некоторые полезные и важные мысли. Выяснив, что разумного есть в их доводах, и опровергнув ошибочные или нечестные аргументы, которые политики и бизнесмены выдвигают против них, можно добиться реальных положительных сдвигов. Это же касается и аргументов в пользу глобализации.
Главный довод в пользу глобализации - либерализм. Довод этот звучит редко, и реже всего - из уст представителей властей или бизнеса. Международная экономическая интеграция, с либеральной точки зрения, - это процесс, при котором технология позволяет людям достигать своих целей, и они свободны в своем выборе. Если технология развилась настолько, что она поддерживает торговлю, не ведающую границ государств, и люди захотят торговать без границ, произойдет интеграция. А поскольку люди добровольно выбрали этот путь - это хорошо. И если люди без принуждения выбрали этот путь, можно ожидать, что в этом есть экономическая выгода. Строго говоря, теория и практика подтверждают, что это так и есть. "Невидимая рука рынка" Адама Смита делает свое дело. Люди выбирают то, что соответствует их личным интересам, каждый из них принимает это решение индивидуально. В результате общество в целом процветает и развивается - спонтанно, не подчиняясь чьему-либо плану.