Понятие общества в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 09:55, реферат

Краткое описание

Рассмотрение этой проблемы является актуальной и в настоящее время.
При ответе на эти вопросы системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским. Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической, каждую из которых можно рассматривать как систему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и признаки общества………………………………………..4
Глава 2. Системный подход при рассмотрении общества.……………………6 Глава 3. Концепция общества Т. Парсонса………………………………….......7
Глава 4. Типология общества…………………………………………………….9 Глава 5. Общество как особая система…………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие общества в социологии.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

 

 

Реферат по дисциплине

«Социология»

Понятие общества в социологии

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент гр. ….

Пегушин А.В

Проверил:…..

Оценка……………………….

Дата проверки……………….

        Подпись………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность и признаки общества………………………………………..4

Глава 2. Системный подход при рассмотрении общества.……………………6 Глава 3. Концепция общества Т. Парсонса………………………………….......7

Глава 4. Типология общества…………………………………………………….9 Глава 5. Общество как особая система…………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

Рассмотрение этой проблемы является актуальной и в настоящее  время.

При ответе на эти вопросы  системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским. Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической, каждую из которых можно рассматривать как систему.

В наиболее развитой и  последовательной форме функционализм  развит в социологической системе  Т. Парсонса, который сформулировал  основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как системы:

1. Оно должно обладать  способностью к адаптации, приспособлению  к изменяющимся условиям и  возрастающим материальным потребностям  людей, уметь рационально организовывать  и распределять внутренние ресурсы.

2. Оно должно быть  целеориентированным, способным  к постановке основных целей  и задач и к поддержанию  процесса их достижения.

3. Оно должно обладать  способностью к интеграции, к  включению в систему новых  поколений.

4. Оно должно иметь  способность к воспроизводству структуры и снятию напряженности в системе.

 

Глава 1. Сущность и признаки общества

 

Общество в целом  является предельно общим объектом социологического знания, что обусловливается  рядом обстоятельств.

Во-первых, общество представляет собой ту условную «границу», за которую социология не может и не должна выходить по своей сути

Во-вторых, возникновение, существование и развитие социологии связано, прежде всего, с необходимостью цивилизованного управления обществом, микро- и макросоциальными процессами, протекающими в нем.

В-третьих, правильное объяснение результатов конкретно – социологических  исследований на любом уровне оказывается  объективно возможным без учета  специфики тог общества, в котором  эти исследования проводятся.

Что же такое «общество»? В современной социологии нет единой трактовки содержание этого понятия. Поэтому в данном случае ограничимся следующим определением, отражающим наиболее распространенную точку зрения: Общество – это социальная система, представляющая собой исторически сложившуюся и развивающуюся форму единства индивидов и социальных групп, обеспечивающую организацию и координацию их взаимодействия.

Общество характеризуется  рядом признаков, первым из них является территория как географическое пространство, на котором складываются социальные связи, отношения и взаимодействия.

Второй отличительной  чертой общества служит его устойчивость, т.е. способность поддерживать и  воспроизводить внутренние взаимосвязи. Отмечая устойчивость как важнейшую  характеристику общества, социологи расходятся в объяснении её причин. Э.Дюркгейм видел первооснову устойчивости единства общества в «коллективном сознании», в наличие общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого эгоизма. Р.Мертон считает, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством населения. Некоторые социологи придерживаются точки зрения, суть которой состоит в том, что устойчивость существования общества обеспечивается наличием государственной власти, которая контролирует поведение и взаимоотношения людей, подавляя, в случае необходимости, их деструктивные устремления и действия.

Третьим признаком является  самодостаточность – это то, что позволяет без вмешательства извне выполнить свое основное предназначение – предоставить людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей.

Четвертым признаком  выступает: общность культуры, большая  интегрирующая сила, которая социализирует каждое новое поколение людей, которая включает его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам.

По-видимому, социальная стабильность обеспечивается не каким-то одним, а рядом социальных факторов, в число которых входит и структура  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Системный подход при рассмотрении общества

 

Системный подход, рассматривающий  общество как тип социальной системы, формируется в социологии под  влиянием общей теории систем, родоначальниками которой были А.А.Богданов и Людвиг фон Берталанфи.

Однако основные принципы системности встречаются в трудах Платона, Аристотеля, Спинозы, Канта, Шеллинга, Гегеля, Маркса. Представление о системе можно найти и в работах социологов XIX - начала XX века - О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, П.Сорокина. Необходимо заметить, что системный подход является одним из направлений социологического реализма [1].

Система всегда состоит из частей - элементов, которые находятся во взаимодействии и взаимозависимости. Элементы обладают интегральными свойствами, они стремятся поддержать целостность системы. Любое изменение в положении одной части с неизбежностью приводит к изменению остальных частей.

Таким образом, система, в том числе и социальная, - это явление, выделенное относительно своей среды, состоящее из взаимосвязанных  частей, обладающих интегральными свойствами.

В любой системе выделяют структуру - относительно устойчивую связь  элементов в системе, отношения  между системой как целым и  ее частями, а также функцию - роль, которую выполняет элемент, тот  вклад, который вносит конкретная деятельность в общую деятельность.

Наиболее последовательно  системный подход к обществу был  применен в структурном функционализме - направлении, выросшем из социологии Конта, Спенсера, Дюркгейма и достигшим  апогея своего развития в 30-50-е годы XX века. Лидером этого направления Толкотом Парсонсом была создана всеохватывающая системная теория [2].

 

 

Глава 3. Концепция общества Т. Парсонса

 

В каждой системе Парсонс  выделяет четыре главных функции: адаптация, достижение цели, интеграция, сохранение существующего порядка (латентная функция). Таким образом, система должна приспосабливаться к среде, достигать цели, обладать внутренним единством и уметь сохранять это состояние, воспроизводить структуру и снимать напряжение в системе [6].

Благодаря выделению  этих четырех функций, оказалось возможным анализировать системы любого уровня в терминах функциональных подсистем. Так, на самом высоком уровне выделяется так называемая система человеческого действия - самоорганизующаяся система, специфика которой в отличие от системы физического или биологического действия, выражается в наличии, во-первых, символичности (язык, ценности и т.п.), а, во-вторых, нормативности, и, наконец, в иррациональности и независимости от условий среды. В этой системе человеческого действия Парсонс выделяет четыре подсистемы: организм - подсистема, обеспечивающая функцию адаптации и дающая системе физические и энергетические ресурсы для взаимодействия со средой; личность, обеспечивающая целедостижение; социальная система , которая отвечает за интеграцию действий множества индивидов; культурная система (по существу, под этим термином надо иметь в виду этническую систему), которая содержит ценности, верования, знания и т.п.

На уровне социальной системы Парсонс, в свою очередь, выделяет тоже четыре подсистемы, каждая из которых выполняет одну из четырех главных функций: экономическую, призванную обеспечивать адаптацию системы к среде, политическую, назначение которой в достижении цели, социетальноепсообществоп(единыйпколлектив,иподчиняющийся определенному принятому нормативному порядку), которое обеспечивает внутреннее единство, и систему поддержания институциональных культурных (этнических) образцов, которая отвечает за легитимизацию нормативного порядка и сохранение состояния единства [2].

Таким образом, каждая подсистема специализируется на выполнении какой-то функции, и результаты ее деятельности могут быть использованы другой, более широкой системой - по принципу матрешки. Причем каждая подсистема зависит от других подсистем; они обмениваются результатами своей деятельности.

Что же тогда является обществом по Парсонсу? Общество - это "тип социальной системы (среди  всего универсума социальных систем), которая как система достигает  по отношению к окружающей среде  наивысшего уровня самодостаточности". Самодостаточность Парсонс объясняет как функцию от сбалансированной комбинации механизмов контроля над отношениями общества со средой и от степени его внутренней интеграции. Она состоит в способности общества институционализировать какие-то элементы культуры, которые задаются извне - системой культуры; предоставить широкий спектр ролей индивидам, а также контролировать экономический комплекс и территорию [4].

Структурный функционализм, рассматривая общество, делает акцент на том, что любая система стремится  к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние. Любые дисфункции преодолеваются системой, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание ее устойчивости.

Системный метод в анализе общества позволяет изучать общество в виде стабильной социальной структуры, в которой человек руководствуется жестко заданным образцом поведения, который установлен коллективом. И в этом отношении структурно-функциональное направление социологии является, вероятно, одним из самых значительных. Оно тесно связано с математическим моделированием и позволяет выявлять многие закономерности в социальной системе.

 

Теория Парсонса сохраняет больше связей с классической теорией систем. Его общая система действия состоит из личностной системы, поведенческой системы, культурной системы и социальной системы (рис. 1).

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Общая система действия по Парсонсу

 

Таким образом, система  стабильна, устойчива, консенсус обеспечен, если она развивается по выше изложенной схеме, соблюдая правила институциональной интеграции и эволюции политических, социальных, экономических институтов в соответствие с теми общими ценностями, которые стимулируют предсказуемое социальное поведение большинства людей [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Типология общества

 

Все мысленное и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи  разделяют на определенные типы. Несколько  обществ, объединенных сходными признаками, критериями, составляют типологию.

В социологии существует множество типологий в зависимости  от критерия типологизации.

Согласно первой типологии  все общества делятся на простые  и сложные. Критерием типологизации  служат особенности социальной структуры  общества – число уровней управления и степень социального расслоения.

Простые общества характеризуют  относительно небольшие размеры  объединений, низкий уровень разделения труда, развития техники, приоритет  кровно-родственных связей, полное социальное, экономическое и политическое равенство.

Социальное равенство  означает отсутствие классов, социальных слоев и сословий, деление общества на богатых и бедных.

Экономическое равенство  означает одинаковое отношение к  средствам производства (орудиям  труда и земле) и продукту (пище). Все находится в коллективной собственности рода, племени.

Политическое равенство  означает отсутствие деления на управляющих  и управляемых, господствующих и  подчиненных.

Сложные общества – это  многочисленные социальные образования, включающие в свой состав от сотен тысяч до сотен миллионов человек. В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличностными, неродственными. Благодаря относительно высокому уровню развития орудий труда в сложных обществах появляется прибавочный продукт, устанавливаются товарно-денежные отношения.

Информация о работе Понятие общества в социологии