Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 07:37, аттестационная работа
Таким образом, детально рассмотрев концепцию правового государства можно прийти к выводу, что в настоящее время делаются многочисленные попытки построить правовое государство, например Россия уже объявлена таковым, но это еще не значит, оно реально существует, "это является скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом". Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо заниматься проблемой создания рационального (правового) государства, как в наши дни, так и в обозримом будущем, ища способы решения данной проблемы. Следует также отметить, что сейчас уже достигнуты некоторые успехи - все большее количество государств становится на путь демократизации отношений между государством и личностью.
9
Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. “В диалоге “Государство” содержится знаменитый проект “идеального общественного строя”, основанного на принципах коллективной собственности правящих сословий. В его более поздних диалогах (“Полития”, “Законы”) нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в “Государстве”. Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти”.
Платоновский закон запрещал лицам
до 40 лет выезжать по частным вопросам
за пределы государства и
Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема.
Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.
“Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы”.
Это далеко не полный перечень свидетельствует
о том, что тоталитарные режимы могут
возникать на различной социально-
10
Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и демократии.
Наиболее важные следующие признаки:
o всеобщая государственная
o монополия государства на
o монополия государства на все средства вооружения,
o жестко централизованный
o одна массовая партия, возглавляемая
харизматическим лидером, то
o особо организованная система
насилия, как специфического
“Легитимация власти основывается
на прямом насилии, государственной
идеологии и личной приверженности
граждан вождю, политическому лидеру
(харизме). Правда и свобода личности
фактически отсутствуют. Весьма важным
признаком тоталитаризма
Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.
Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо “возглавляет” блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера.
11
Придя к власти, такая партия
становится государственной
Специфическими чертами
Жесткий централизованный контроль над
экономикой – важная черта тоталитарного
режима. Здесь контроль служит двоякой
цели. Во-первых, возможность распоряжаться
производительными силами общества
создает необходимую
12
Разновидностью тоталитаризма
являются режимы, где осуществляется
“культ личности”, культ вождя - непогрешимого,
мудрого заботливого. На деле же оказывается,
что это лишь форма правления,
в которой реализуются
Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.
13
Заключение:
Таким образом, детально рассмотрев концепцию правового государства можно прийти к выводу, что в настоящее время делаются многочисленные попытки построить правовое государство, например Россия уже объявлена таковым, но это еще не значит, оно реально существует, "это является скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом". Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо заниматься проблемой создания рационального (правового) государства, как в наши дни, так и в обозримом будущем, ища способы решения данной проблемы. Следует также отметить, что сейчас уже достигнуты некоторые успехи - все большее количество государств становится на путь демократизации отношений между государством и личностью. Таким образом ясно, что концепция правового государства, с одной стороны, стоит в одном ряду с утопическими проектами, но, с другой стороны носит весьма заметный отпечаток реализма, который сказывается в том, что, во-первых, принципы правового государства опираются как на многовековую научную традицию, так и на обширный практический опыт, а во-вторых, правовое государство не претендует на коренное и окончательное усовершенствование общества, но выступает лишь как одна из мер, наряду с другими путями движения к искомому идеалу.
При тоталитаризме наблюдается стремление одного властного центра, представленного вождем, поставить все или почти все стороны жизни общества под свой контроль во имя достижения общей цели, окрашенной в мессианские тона. Вождь-идол и масса идолопоклонников - вот две опоры тоталитарного государства, поддерживающие, обусловливающие друг друга и просто не способные друг без друга существовать.
При этом всё индивидуальное подчиняется всеобщему. Это также относится и к самому господствующему классу: его представители тоже отождествляются едиными с тоталитарным государством, становятся олицетворением всеобщих стандартов и ценностей.
Поэтому в современном мире тоталитаризм
не может обеспечить политические предпосылки
ни развития рыночных отношений, ни органичного
сочетания форм собственности, ни поддержку
предпринимательства и
В условиях современного мира её внутренние источники разложения связаны, прежде всего, с распадом экономических и социальных основ самовыживания. Тоталитарный режим не нуждается в повышении общественного положения наиболее инициативных и перспективных слоёв общества, так как действует только мобилизационными методами.
14
Складывающаяся в этих обществах
крайняя напряженность
15
Список литературы:
16