Эля
Право – это система особых
социальных норм, которые устанавливаются
и защищаются гос-вом, формально определены
и общеобязательны для всех членов общества.
(А. Вышинский) – определял право как совокупность
правил поведения, установленных гос-ой
властью как властью господствующего
в обществе класса, а также обычаев и правил
общежития, санкционированных гос-ой властью
и осуществляемых в принудительном порядке
при помощи гос-го аппарата в целях охраны,
закрепления и развития общ-ых отношений
и порядков, выгодных господствующему
классу. Регулирование соц-ой жизни в принципе
может быть двух основных видов: индивидуальное
и нормативное. Индивидуальное - упорядоченное
поведение людей при помощи разовых, персональных
регулирующих акций, решений данного вопроса,
относящихся и только к строго определенному
случаю, к конкретным лицам. Нормативное-
упорядоченное поведение людей при помощи
общих правил, т.е. известных моделей, образцов
эталонов поведения, кот. распространяются
на все случаи данного рода и кот-е должны
подчинятся все лица попавшие в нормативно- регламентированную ситуацию в современных
условиях в соц-ом регулировании. Нормативные
регуляторы, ненормативные регуляторы-
информационный, директивный, ценностный,
институт предсказаний и пророчеств. Директивный
регулятор- информация призывного характера
(лозунг). Наиболее известные нормативные
регуляторы. В основе регуляторов лежит
норма-образец. В норме дается вариант
целесообразного поведения. Виды: 1. Обычный,
2. моральный 3. правовой и корпоративный
5. юридико-технический 6. технико-нормативный.
Технические нормы определяют правила,
но они регулируют не общественные отношения,
а отношения: объект-субъект (отношение
к природе, технике) это деление носит
условный характер, все переплетено. Разновидностью
правового регулирования является правовой
обычай (обычное право), прецедент, доктрина
(в некоторых обществах), а также религия
в некоторых своих частях, напр.
Каноническое право, кот в известные периоды
общ-ва развития приобретало общерегулятивное,
а не только внутрицерковное значение.
- Понятие системы нормативного
регулирования общественных отношений.
Характеристика и структура.
Поскольку общество это сложный
организм, который постоянно развивается
и становится более сложным, с ним совершенствуется
и система регулирования общественных
отношений, которая действует в данном
обществе. В этой связи используется понятие
нормативного регулирования. Нормативное
регулирование – это упорядочение отношений
между людьми, их поведения посредством
создания и реализации различных норм.
Такое регулирование выражает объективную
потребность общества в упорядочении
поведения людей, в подчинении их определённым
правилам.
Нормативное регулирование
включает следующие моменты:
выработку норм (образцов поведения);
реализацию этих норм в деятельности
индивидов, организаций;
использование мер воздействия
(убеждения, принуждения) в случае нарушения
установленных правил. Для понимания природы
действующих в обществе норм необходимо
различать два смысла термина норма. Во-первых,
норма есть естественное состояние некоторого
объекта, иначе естественная норма. Во-вторых,
«норма – это руководящее начало, правило
поведения, связанное с сознанием и волей
людей, возникающее в процессе культурного
развития и социальной организации общества
– социальная норма»1.
Реально действующие в жизни
людей нормы нельзя однозначно отнести
к естественным или социальным. Так, естественно нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы – сформировать характер объекта, качественное состояние. Таким образом, в зависимости
от соотношения естественной нормативности
и
социального нормирования можно
выделить, как минимум, четыре группы действующих
в обществе нормативных регуляторов:
естественные нормы, существующие
в виде сформулированного знания о нормальном,
естественном состоянии объекта, определяемом
его природой. Такие нормы формирует, например,
наука;
разработанные на основе знания
естественных норм правила работы с техническими
и породными объектами. Подобные правила
принято называть техническими нормами;
правила поведения, базирующиеся
на естественных нормах или складывающиеся
в связи с их действием. Сюда относится
большинство социальных норм;
правила поведения, содержание
которых определяется не столько естественной нормативностью,
сколько целями и задачами, стоящими перед
обществом, или потребностями конкретной
его сферы. Это некоторые юридические
процессуальные нормы, ритуалы и тому
подобное.
При обсуждении роли права в
системе нормативного регулирования значение
имеют нормы третей и четвёртой группы.
Они не просто существуют и действуют
в обществе, а регулируют общественные
отношения, поведение людей, регулируют
жизнь общества.
Вывод: таким образом, можно
сказать, что система нормативного регулирования
общественных отношений – это совокупность
разнообразных правил поведения, то есть
норм, направленных на регулирование отношений
внутри общества.
В юридической науке все действующие
в обществе нормы подразделяются, прежде
всего, на две большие группы - социальные
и технические. Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение. Далее обе группы норм
классифицируются по различным основаниям
на многочисленные виды и разновидности.
Правоведы как гуманитарии не занимаются
техническими нормами - это не их задача.
Они соприкасаются с ними лишь постольку,
поскольку это необходимо в своей области
знаний. Но им важно четко отграничить
технические нормы от социальных, установить здесь объективные критерии, отличительные черты. Если подвести некоторые итоги
и в целом охарактеризовать нормативную
систему, действующую к обществе, то следует отметить, что регуляторы - социальные нормы, входящие в нее, имеют общее содержание. Это их нормативность, их воздействие на общественные отношения единым масштабом, мерой, правилами поведения. Именно эта их общность и объединяет все нормативные регуляторы и систему, позволяет (и объективно требует) осуществлять их комплексное изучение и усовершенствование.
Вместе с тем каждый вид социального
нормативного регулятора обладает большой
спецификой. Эти регуляторы различны по
своей структуре, формам действия, способам
обеспечения, сферам применения, приоритетности.
Эти регуляторы не только взаимодействуют
между собой, но и подвергаются определенному воздействию
со стороны социальных ненормативных
регуляторов, что также порождает большую
специфику в их воздействии на общественное
бытие.
Нормативная система в обществе
- это действительно целостная система,
так как, кроме определенных элементов,
составляющих ее, она еще имеет четкие
связи между своими элементами, а эти связи,
в свою очередь, имеют соответствующие
характеристики. Характер этих связей
проявляется как раз с наибольшей полнотой
в действии нормативной системы.
Основная литература
*Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. — М.: «Юристъ», 2002. Гл. 11.
*Общая теория государства
и права. Академический курс в
2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2.
- М., 1998. Гл. IV.
*Теория государства и права / Под ред.
Н.И. Матузова и А.В. Малько - М., 2003. Лекция
12.