Понятие социализации личности и ее формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах – называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
1.Понятие социализации личности и ее формы…………………………3
2.Стадии социализации, ее институты и механизмы……………………7
3.Тестовое задание…………………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ КР.docx

— 26.68 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

1.Понятие социализации личности и ее формы…………………………3

2.Стадии социализации, ее институты и механизмы……………………7

3.Тестовое задание…………………………………………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….13

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Общество – это система  реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют  друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются  социальной упорядоченностью. Социологи  эту упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся  и устойчивых формах – называют социальной структурой. Она находит  своё выражение в системе социальных позиций и распределении в  ней людей.

 

Социальная структура  даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна, т.к. предполагает наличие  постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.

 

С понятием социальная структура  тесно связаны социальный статус, социальная роль, социальные группы, институты  и общества. 

 

1.Понятие социализации личности и ее формы

2.Стадии социализации, ее институты и механизмы

3.Тестовое задание

Структура направленности личности включает:

А) идеалы

Б) интересы

В)потребности

Г) навыки

ОТВЕТЫ

1. Что такое личность? Для того, чтобы ответить на  этот вопрос, необходимо прежде  всего, провести разграничение  понятий «человек», «индивид»,  «личность». Понятие «человек» употребляется  для характеристики всеобщих, присущих  всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие  в мире такой особой исторически  развивающейся общности, как человеческий  род (homosapiens), человечество, которое  отличается от всех иных материальных  систем только ему присущим  способом жизнедеятельности. Благодаря  этому способу жизнедеятельности,  человек на всех этапах исторического  развития, во всех точках земного  шара остается тождественным  самому себе, сохраняет определенный  онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое  самостоятельно не существует. Живут  и действуют конкретные люди. Существование  отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».

Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек».

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе1

Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности.

Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. С точки зрения психологии социализация не может, однако, рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями, а потому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт.

Можно выделять первичную  и вторичную социализацию. Принято  считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо  большее, чем просто когнитивное обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация (П. Бергер, Т. Лукман) представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и несколько иное представление, в рамках которого (Б. Г. Ананьев) социализация рассматривается как процесс, протекающий в следующих двух направлениях – становление человека как личности и становление человека как субъекта деятельности. Конечным эффектом этой социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.

Социализация не есть антипод  индивидуализации, процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным  и противоречивым образом. Мы уже  говорили, что усвоение социального  опыта всегда субъективно. Одни и  те же социальные ситуации по-разному  воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями, а потому они  оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности различных людей. Социальный опыт, который выносится  разными людьми из объективно одинаковых социальных ситуаций, может быть, следовательно, существенно различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает  этот опыт, но и активно его перерабатывает. Распространенная в психологии личности (и в науках о личности в целом) парадигма «от социального к  индивидуальному», несомненно, имеет  серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание  и соответствующее развитие лишает человека субъектного начала или, по крайней мере, делает это начало незначимым. Построение на этой основе подлинной психологии личности лишено всяких перспектив и попросту невозможно. Личность – это не только социальный индивид, но и активный субъект социального развития, и, что не менее важно, активный субъект саморазвития. Таким образом, чрезвычайно важно не просто говорить об усвоении социального опыта индивидом, но необходимо обязательно рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации. Более того, пожалуй, даже и процесс социальной адаптации личности следует рассматривать как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный. Процесс социализации не завершается по достижении человеком взрослости. Социализация личности, образно говоря, относится по типу к процессам «с неопределенным концом», хотя и с определенной целью. И продолжается этот процесс непрерывно на протяжении всего онтогенеза человека. Из этого следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Стадии Социализации:

Дотрудовая стадия разделяется  на два периода: а) ранняя социализация (от рождения ребенка до поступления  в школу), б) стадия обучения (все  время обучения в школе). Что касается обучения в вузах и техникумах, то здесь вопрос получает двойственное решение: с одной стороны, это  также период обучения и не может  быть в строгом смысле отнесен  к трудовому периоду, с другой стороны, учебная деятельность данных заведений столь отлична от школьного  учебного процесса, а порой и совмещается  с трудом, потому не может быть отнесена и к дотрудовой стадии.

Трудовая стадия включает весь период трудовой деятельности человека. Социализации во взрослом возрасте в последнее время уделяется обширное внимание. Можно обозначить два направления исследований: понимание социализации как непрерывного процесса – характерно для социологов; понимание социализации взрослых как переосмысления детского опыта – характерно для психологов.

Послетрудовая стадия является достаточно новой проблемой для исследований социализации. Один подход рассматривает эту стадию как свертывание всех социальных функций и десоциализацию. Другой, напротив, считает это время достаточно активным, в частности, в плане воспроизводства собственного социального опыта при взаимодействии с младшими поколениями. Более того, в это время приходится осваивать новые социальные роли, такие как бабушка, дедушка, пенсионер и т.п. В пользу этого подхода свидетельствует концепция Э. Эриксона, который стадию после 65 лет обозначил как период «мудрости» и окончательного становления идентичности.

Институты социализации:

Те конкретные группы, в  которых личность приобщается к  системам норм и ценностей и которые  выступают своеобразными трансляторами  социального опыта, получили название институтов социализации. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения.

Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Что касается дошкольных детских  учреждений, то их анализ до сих пор  не получил прав гражданства в  социальной психологии. "Оправданием" этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет  дело с группами, где функционирует  развитая личность и поэтому вся  область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент  социализации, но кроме того, школа  обязана подготовить человека к  жизни в обществе и в более  широком смысле. По сравнению с  семьей школа в большей мере зависит  от общества и государства, хотя эта  зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует) его вхождению  в гражданскую жизнь.

 

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных  заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В  социальной психологии огромное большинство  исследований выполнено именно на материале  трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как  институтов социализации еще недостаточно.

Таким же спорным, как сам  вопрос о существовании послетрудовой  стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать  на основе житейских наблюдений в  качестве таких институтов различные  общественные организации, членами  которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно  признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Механизмы социализации

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или  бессознательного усвоения и воспроизводства  социального опыта.

Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный), а с другой – отношением индивида ко всему этому.

Традиционный  механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой информации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный  механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д .

 

3. Направленность личности — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.3

Ответ:Б)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы  и ценности, овладевая теми или  иными социальными ролями. При  этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у  них умения, необходимые для самостоятельной  жизни. Так одно поколение сменяет  другое, обеспечивая преемственность  культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Информация о работе Понятие социализации личности и ее формы