Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:10, реферат
В широком смысле государственная социальная политика представляет собой деятельность государства по регулированию социальной сферы.
В узком смысле социальная политика понимается как социальная защита населения и представляет собой систему дистрибутивных и компенсационных мер, проводимых в целях недопущения падения уровня жизни ниже социально принятого минимума материальных и иных возможностей различных групп населения. Здесь объектом политики является более узкая, наименее обеспеченная и нетрудоспособная часть населения.
Понятие «социальная политика»
В широком смысле государственная социальная политика представляет собой деятельность государства по регулированию социальной сферы.
В узком
смысле социальная политика понимается
как социальная защита населения
и представляет собой систему
дистрибутивных и компенсационных
мер, проводимых в целях недопущения
падения уровня жизни ниже социально
принятого минимума материальных и
иных возможностей различных групп
населения. Здесь объектом политики
является более узкая, наименее обеспеченная
и нетрудоспособная часть населения.
Социальная политика как концентрированное
выражение всех других видов политики
имеет особое значение. Это необходимо
учитывать при решении вопросов
межэтнических, межнациональных отношений
в силу их комплексности, всеохватывающего
характера, а также особой чувствительности,
ранимости во взаимоотношениях между
всеми социально-этническими
Основные способы вмешательства в соц сферу
Основы государственного
управления
в социально-культурной сфере
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Россия
— социальное государство, политика
которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека. Государство
охраняет труд и здоровье людей, обеспечивает
поддержку нетрудоспособных и пожилых
граждан, развивает систему социальных
служб, оказывающих медицинские, образовательные,
культурные и другие услуги населению.
Значительное место в управлении социальной
сферой принадлежит Правительству РФ.
Согласно ст. 16—17 ФКЗ от 17 декабря 1997 г.
№ 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»,
оно:
ü обеспечивает проведение единой государственной
социальной политики, реализацию конституционных
прав граждан в области социального обеспечения,
способствует развитию социального обеспечения
и благотворительности;
ü принимает меры по реализации трудовых
прав граждан, разрабатывает программы
сокращения и ликвидации безработицы
и обеспечивает реализацию этих программ;
ü обеспечивает проведение единой государственной
миграционной политики, принимает меры
по реализации прав граждан на охрану
здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия;
ü содействует решению проблем семьи, материнства,
отцовства и детства;
ü принимает меры по реализации молодежной
политики;
ü разрабатывает и осуществляет меры по
развитию физической культуры, спорта
и туризма, а также санаторно-курортной
сферы.
В сфере образования, науки и культуры
Правительство РФ обеспечивает проведение
единой государственной политики в области
образования, определяет основные направления
развития общего и профессионального
образования, развитие системы бесплатного
образования, разрабатывает и осуществляет
меры государственной поддержки развития
науки, обеспечивает государственную
поддержку культуры и сохранение культурного
наследия.
Специализированное государственное
управление в социально-культурной сфере,
начиная с марта 2004 г. по настоящее время,
осуществляют три министерства: здравоохранения
и социального развития, образования и
науки, культуры и массовых коммуникаций
РФ; соответственно, в ведении каждого
из них имеются федеральные службы и агентства
(см. Приложение 1).
Управление в области социального развития
С марта 2004 г. вопросы социального развития
решаются совместно с вопросами здравоохранения
одним и тем же органом — Министерством
здравоохранения и социального развития
РФ. Оно осуществляет одновременно управление
такими разными по содержанию областями
общественной жизни, как организация медицинской
помощи, охрана труда и социальное обеспечение
населения. Вопросы социальной сферы требуют
постоянного и пристального внимания
со стороны специального органа государственного
управления. Представляется целесообразным
рассмотреть вопросы управления социальным
развитием отдельно, вычленив из компетенции
Министерства здравоохранения и социального
развития РФ предметы ведения и полномочия,
относящиеся к социальной сфере.
Понятие «социальное
развитие» находится еще в стадии формирования.
Современные энциклопедические словари
говорят о социальном обеспечении, социальном
обслуживании, социальной защите, но не
рискуют писать о «социальном развитии».
Этот термин употребляется в официальных
текстах для обозначения определенных
процессов, развивающихся в социальной
сфере общественной жизни. К ним обычно
относят вопросы повышения качества жизни
и доходов населения, охраны труда, социального
страхования, занятости населения, охраны
материнства, детей и инвалидов. Эти и
некоторые другие вопросы относит к сфере
социального развития и Положение о Министерстве
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, утвержденное Постановлением
Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 (в
действ. ред.). Объектами его управления
являются вопросы уровня жизни и доходов
населения, демографической политики,
оплаты труда, пенсионного обеспечения,
социального страхования, условий и охраны
труда, социального партнерства и трудовых
отношений, занятости населения и безработицы,
трудовой миграции, альтернативной гражданской
службы, государственной гражданской
службы (за исключением оплаты труда),
социальной защиты населения (в том числе
социальной защиты семьи, женщин и детей).
К функциям Министерства здравоохранения
и социального развития РФ в социальной
сфере Положение относит выработку государственной
политики нормативно-правового регулирования
в сфере социального развития, труда и
защиты прав потребителей. Министерство
самостоятельно осуществляет нормативно-правовое
регулирование по таким вопросам, как:
ü уровень жизни и доходов населения, оплата
труда, пенсионное обеспечение, социальное
страхование, условия и охрана труда, социальное
партнерство и трудовые отношения, занятость
населения и безработица, трудовая миграция,
альтернативная гражданская служба, государственная
гражданская служба;
ü социальная защита, демографическая
политика, защита прав потребителей.
Нормативными актами этого министерства
устанавливаются также квалификационные
требования к работникам и номенклатура
специальностей в установленной для министерства
сфере, единые тарифно-квалификационные
справочники профессий и должностей, типовые
нормы труда, межотраслевые правила и
типовые инструкции по охране труда, порядок
финансирования мероприятий по содействию
занятости населения и социальной поддержке
безработных граждан и многие другие нормативы.
Контроль и надзор в сфере социального
развития осуществляют две федеральные
службы. Федеральная служба
в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека выполняет функции по контролю
и надзору в сфере эпидемиологического
благополучия, защиты прав потребителей
и на потребительском рынке. Федеральная служба
по труду и занятости осуществляет
функции по контролю и надзору за соблюдением
трудового законодательства, законодательства
о занятости населения, об альтернативной
гражданской службе, функции по оказанию
государственных услуг в сфере содействия
занятости населения, трудовой миграции
и урегулирования коллективных трудовых
споров.
Помимо федеральных служб и агентств в
ведении Министерства здравоохранения
и социального развития РФ находятся три внебюджетных
фонда: Пенсионный, Социального и Медицинского
страхования.
Управление в области культуры и массовых коммуникаций
Конституция РФ гарантирует каждому
гражданину право на участие в
культурной жизни и пользование
учреждениями культуры, на доступ к
культурным ценностям.
Под культурой в широком
смысле слова принято понимать социально-культурный
облик общества — состояние в нем науки,
искусства, образования, просветительской
работы и т.д. Содержание культуры составляют
культурные ценности: нравственные и эстетические
идеалы, нормы и образцы поведения; языки,
диалекты и говоры; национальные традиции
и обычаи; фольклор, художественные промыслы
и ремесла; произведения культуры и искусства;
имеющие историко-культурную значимость
здания, сооружения, предметы и технологии;
уникальные в историко-культурном отношении
территории, объекты и др.
При организации государственного управления
в понятие «культура» вкладывается более узкий смысл, означающий
одну из отраслей социально-культурного
строительства. Значение последней заключается
в том, что, как свидетельствует мировой
опыт, не может быть сильного государства
без уважения и сохранения исторических
традиций и культурного наследия, поощрения
и развития искусства, свободы творческой
деятельности, без обеспечения возможностей
для граждан широко пользоваться культурными
благами.
Государственная
культурная политика (политика в области
культурного развития) представляет собой
совокупность принципов и норм, которыми
руководствуется государство в деятельности
по сохранению, развитию и распространению
культуры, а также собственно деятельность
государства в области культуры.
Управление культурой —
это исполнительная и распорядительная
деятельность компетентных государственных
органов в целях реализации политики государства
в области культурного развития, практического
осуществления культурно-воспитательной
функции государства.
Его содержание охватывает: организацию
создания и популяризации высокохудожественных
произведений искусства, подготовку и
обеспечение распространения информации
и пропаганды, организацию охраны произведений
искусства, памятников истории и культуры,
а также иную деятельность, в результате
которой сохраняются, создаются, распространяются
и осваиваются культурные ценности.
Задачами законодательства РФ о культуре
являются:
1. Обеспечение и защита конституционного
права граждан РФ на культурную деятельность;
2. Создание правовых гарантий для свободной
культурной деятельности объединений
граждан, народов и иных этнических общностей
Российской Федерации;
3. Определение принципов и правовых норм
отношений субъектов культурной деятельности;
4. Определение принципов государственной
культурной политики, правовых норм государственной
поддержки культуры и гарантий невмешательства
государства в творческие процессы.
Нормативно-правовой
основой в данной сфере управления
являются Конституция РФ, Законы РФ «Основы
законодательства РФ о культуре» и «Об
объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов РФ», указы
Президента РФ «Вопросы структуры федеральных
органов исполнительной власти», «О системе
и структуре федеральных органов исполнительной
власти», постановления Правительства
РФ «О Министерстве культуры и массовых
коммуникаций РФ», «О Федеральной службе
по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций и охране
культурного наследия», «О Федеральном
агентстве по печати и массовым коммуникациям»,
«О Федеральном агентстве по культуре
и кинематографии», «О Федеральном архивном
агентстве», законодательные акты РФ и
ее субъектов, иные акты государственных
органов, принятые по вопросам управления
культурой.
Предметы ведения Министерства культуры
и массовых коммуникаций РФ включают,
помимо собственно культуры, искусство,
историко-культурное наследие и кинематографию,
средства массовой информации и массовых
коммуникаций (телерадиовещание и др.),
архивное дело. Этот федеральный орган
исполнительной власти осуществляет в
указанной сфере ведения выработку государственной
политики и нормативно-правовое регулирование.
Министерство осуществляет координацию
и контроль деятельности находящегося
в его ведении Федерального архивного
агентства, а также федеральных агентств
по культуре и кинематографии, по печати
и массовым коммуникациям. Министерство
уполномочено устанавливать своими нормативными
актами:
ü перечень перемещенных культурных ценностей,
не подлежащих передаче иностранным государствам,
международным организациям и вывозу
из Российской Федерации;
ü положение о национальном фильме;
ü положение о федеральной конкурсной
комиссии по телерадиовещанию;
ü порядок формирования, учета, сохранения
и использования Музейного фонда, а также
деятельности музеев в Российской Федерации;
ü правила и условия деятельности государственных,
муниципальных и других архивов Российской
Федерации;
ü перечни документов, образующихся в процессе
деятельности федеральных органов государственной
власти и подведомственных им организаций,
с указанием сроков их хранения, а также
примерные номенклатуры дел и др. в установленной
сфере согласно Положению о Министерстве
культуры и массовых коммуникаций РФ,
утвержденного Правительством РФ 17 июня 2004
г.
Федеральное
архивное агентство, оказывая государственные
услуги в архивном деле, организует:
ü исполнение запросов российских и иностранных
граждан, а также лиц без гражданства,
связанных с реализацией их законных прав
и свобод, оформление в установленном
порядке архивных справок, направляемых
в иностранные государства;
ü информационное обеспечение граждан,
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, организаций
и общественных объединений на основе
документов Архивного фонда РФ и других
архивных документов, а также публикацию
и экспертизу документов Архивного фонда.
Федеральное
агентство по печати и массовым коммуникациям осуществляет
функции по оказанию государственных
услуг и управлению госимуществом в сфере
печати, средств массовой информации и
массовых коммуникаций, в том числе компьютерных
сетей общего пользования, в области электронных
средств массовой информации, издательской
и полиграфической деятельности. Оно ведет
также единые общероссийские реестры
средств массовой информации и массовых
коммуникаций.
Федеральное
агентство по культуре и кинематографии осуществляет
функции по управлению государственным
имуществом и оказанию государственных
услуг в сфере культуры и кинематографии.
Оно организует:
ü сохранение и реставрацию музейных предметов
и музейных коллекций, включенных в состав
Музейного фонда РФ, находящихся в федеральной
собственности библиотечных фондов и
фильмофонда;
ü хранение исходных материалов национальных
фильмов, осуществляет ведение единого
государственного реестра объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры)
народов РФ, Государственного свода особо
ценных объектов культурного наследия
народов РФ, Государственного каталога
Музейного фонда РФ, Государственного
регистра фильмов;
ü проводит экономический анализ деятельности
подведомственных государственных унитарных
предприятий и утверждает экономические
показатели их деятельности.
Надведомственный надзор в данной отрасли
осуществляется Федеральной
службой по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций и охраны
культурного наследия, которая в последнее
время была выведена из системы Министерства
и теперь подчиняется непосредственно
Правительству РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной контрольной
работе мы выявили, что административно-правовое
регулирование социальной сферы
включает управление образованием, наукой,
культурой, в сфере труда и
социальной защиты граждан. Каждая отрасль
социальной сферы имеет свое содержание,
функции, нормативно-правовые основы и
государственный контроль.
За последнее время органы государственного
управления в нашей стране претерпели
многочисленные реорганизации. В настоящее
время идет поиск оптимального соотношения
отраслевых, межотраслевых и региональных
начал в управлении. Основными управленческими
звеньями выступают: федеральные министерства
и Государственные комитеты Российской
Федерации.
Основы конституционного статуса территориальных
министерств и ведомств закреплены в части
1 статьи 78 Конституции РФ, в соответствии
с которой они создаются в субъектах федерации
по инициативе соответствующего федерального
органа исполнительной власти. Однако
в федеральном законодательстве и законодательстве
субъектов федерации нет общих подходов
к пониманию юридической природы их деятельности.
Не урегулирована проблема компетенции
территориальных органов, их взаимоотношений
с властями субъектов федерации, порядок
их создания и ликвидации, назначения
и освобождения от должности руководителей.
Договорная форма взаимоотношений центра
и регионов является в настоящее время
доминирующей в урегулировании существующих
проблем.
) В чем заключается
эффективность социальной
Как утверждает Дж.Маджоне, - «... политический курс и институты можно считать эффективными, если они ставят своей целью улучшение существующего положения всех или почти всех индивидов и общественных групп. Что же касается перераспределительного политического курса или институтов, то их цель состоит в улучшении положения одних групп населения за счет других. Идеи играют роль главным образом тогда, когда стоит вопрос о принятии коллективных решений по проблемам, касающихся эффективности (относительно того, как увеличить совокупное благосостояние), но не в тех случаях, когда речь идет о перераспределении ресурсов одной общественной группы в интересах другой.
И наоборот, аргументы бессильны в тех случаях, когда политика воспринимается как игра с нулевым результатом. Когда одна группа выигрывает за счет проигрыша другой, то в расчет принимаются лишь интересы и торг властью. Для того чтобы отличать политику эффективности от перераспределительной политики, необходимо доказать, что политика одновременно может быть и сотрудничеством, и игрой с положительным результатом, в которой все члены общества получают общие преимущества. Независимые организации и другие институты, не представляющие мнения большинства, являются важными акторами в проведении эффективной политики. Политика, ориентированная на эффективность, представляет собой процесс, при котором разрозненные, слабо организованные и разделяемые многими людьми стремления иногда одерживают верх над стремлениями отдельных хорошо организованных групп интересов. Значение институтов, не опирающихся на мнение большинства, определяется их способностью привлекать внимание общественности к определенной проблеме, распространять политические идеи и претворять эти идеи в конкретные решения».
Из смысла приведенной цитаты можно сделать следующие выводы.
Во-первых, вырабатывать идеи, в том числе заниматься формированием моделей социальной политики, (чему и посвящена настоящая работа) следует в контексте парадигмы ее эффективности. Существующая на сегодняшний день перераспределительная социальная политика не принимает в расчет результатов интеллектуального творчества, а представляет собой лишь арену борьбы интересов. При этом в качестве доминирующей функции социальной политики выступает обеспечение стабильности, а имеющиеся ресурсы идут в первую очередь на помощь тем слоям населения, от которых можно ждать реальных протестных действий.
Во-вторых, эффективной социальной
политикой является только такая
политика, которая дает и экономический,
и социальный эффект. Использованные
автором понятия теории игр о
результате с положительной суммой
прямо указывают на то, что эффективная
социальная политика неизбежно вызывает
рост социально-экономических
Может ли современное общество существовать без социальной политики
Каковы принципиальные отличия социальной политики от других видов государственной политики?