Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 23:02, контрольная работа
Социальная философия – это философия общества. Она выявляет природу общества, его специфику, струк¬туру, механизмы функционирования и развития, т. е. предметом анализа социальной философии являются проблемы социального (общественного) бытия, соци¬альной онтологии.
Центральным понятием социальной философии яв¬ляется «общество» в различных его измерениях.
1 Общая характеристика философии общества: основные проблемы, понятия, основные исследовательские программы………………………… 3
2 Понятие социального института. Основные социальные институты и их предназначение……………………………………………………………. 6
3 Формы современных государств…………………………………………... 9
Список использованных источников……………………………………...... 12
3) социализация – передача социального опыта;
4) интегративная – сплочение, взаимосвязь и взаимоответственность членов групп под воздействием институционных норм, правил, санкций и системы ролей;
5) коммуникативная – распространение информации внутри института и во внешнюю среду, поддержание взаимосвязи с другими институтами;
6) автоматизация – стремление к самостоятельности.
Деятельность любого социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить его деятельность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение определенных функций [4].
Существуют главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частные) социальные институты [5]. Вторые входят в состав первых, являясь их частью как более мелкие образования. Кроме того, социальные институты можно классифицировать по времени возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), по жесткости применяемых санкций за нарушение правил, условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.
В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты [4]:
– институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию – биологическое воспроизводство населения;
– экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);
– политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т. д.);
– социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).
Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества. Отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообразные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рассматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздействие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.
Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выделяют пять групп таких общих признаков [4]:
– установки и образцы поведения (для института семьи – привязанность, уважение, доверие; для института образования – стремление к знанию);
– культурные символы (для семьи – обручальные кольца, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн; для бизнеса – фирменная марка, патентный знак; для религии – крест, иконы);
– утилитарные культурные черты (для семьи – дом, квартира, мебель; для бизнеса – магазин, фабрика, оборудование; для образования – классы, библиотека);
– устные и письменные кодексы поведения (для государства – конституция, законы; для бизнеса – контракты, лицензии);
– идеология (для семьи – любовь, совместимость; для бизнеса – свобода торговли, расширение дела; для религии – православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).
Таким образом, если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:
– ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;
– совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
– формальную и неформальную организацию;
– совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
– обособленный комплекс социальных действий.
3 Формы современных государств
Основным институтом политической системы общества является государство – организация, образуемая социальной общностью на определенной территории и располагающая монопольным правом на применение легитимного принуждения. Как универсальная организация общества государство обладает тремя минимальными признаками (основными элементами): территорией, населением, властью [6].
Государства различны в соответствии с принципами их внутренней организации, которые в совокупности составляют форму государства. Форма государства состоит из трех элементов [7]: формы правления, формы государственного устройства и политического режима, представленных в таблице 1.
Таблица 1 – Структура формы государства
Форма правления |
Форма
государственного |
Политический |
структура и порядок формирования и полномочия высших органов государственной власти |
территориально-организационная структура государства, выражающаяся в соотношении полномочий центральных и местных органов власти |
совокупность средств и методов реализации политической власти в государстве |
Примечание − Источник: собственная разработка.
Форма правления означает структуру, порядок формирования и полномочия высших органов государственной власти. Традиционно сложились две основные формы правления: монархия и республика.
Монархия – форма правления, в которой источником власти является одно лицо, как правило, получающее пост главы государства по наследству. Монархии делятся на абсолютные (Саудовская Аравия, Катар, Оман) и конституционные, которые, в свою очередь, бывают дуалистическими (Иордания, Кувейт, Марокко, Тайланд, Непал) и парламентскими (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Монако, Лихтенштейн, Япония).
В абсолютной монархии исполнительная и законодательная власть полностью сосредоточена в руках монарха, а для его воли нет правовых ограничений. В дуалистической конституционной монархии глава государства наделен преимущественно исполнительной властью (назначение правительства) и лишь частично – законодательной (например, право отлагательного вето на решения парламента или назначение некоторых членов верхней палаты парламента). В парламентской конституционной монархии главой государства считается монарх, но фактически он обладает лишь представительскими и частично исполнительными функциями. Иногда ему принадлежит право вето на решения парламента. Правительство же формируется парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.
Республика представляет собой форму правления, в которой источником власти является народ (народное большинство), а высшие органы власти являются избираемыми и сменяемыми. Республики бывают трех видов: парламентские, президентские и смешанные.
В парламентской республике (Германия, Италия, Австрия, Греция, Республика Беларусь до 1994 г.) правительство формируется парламентом и подотчетно ему. Парламент утверждает бюджет, контролирует правительство и может выразить ему вотум недоверия, влекущий за собой отставку правительства, а иногда и роспуск парламента с последующим проведением досрочных выборов. Правительство может обладать правом законодательной инициативы и возможностью ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. Президент, как правило, избирается парламентом. Глава правительства имеет больше полномочий, чем президент.
Президентская республика (США, Бразилия, Аргентина, Мексика, Республика Беларусь с 1994 по 1996 г.) характеризуется четким разделением властей. Президент в ней избирается независимо от парламента и является главой государства и правительства, которое формирует по собственному усмотрению. Правительство подотчетно только президенту. В президентской республике правительство обладает большей стабильностью, чем в парламентской республике. Здесь не возможен ни роспуск парламента, ни вотум недоверия правительству. Возможен лишь импичмент (англ. impeachment – порицание, обвинение) – законодательно установленный порядок привлечения высшего должностного лица государства к ответственности за нарушение конституции и совершение преступления. Тем не менее процедура импичмента в президентской республике затруднена.
В смешанной республике и президент, и парламент избираются непосредственно народом. Сильная президентская власть сочетается с двойной ответственностью правительства (перед президентом и перед парламентом). С учетом расстановки политических сил в парламенте президент назначает премьер-министра, ответственного за работу правительства. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, а президент может распустить парламент и назначить досрочные выборы. Классический образец смешанной республики – Франция. Примеры смешанных республик – Финляндия, Румыния, Венесуэла, Армения, Украина, Россия, Республика Беларусь.
Беларусь является унитарным государством [8]. По форме правления Беларусь – смешанная (президентско-парламентская) республика с сильной президентской властью. Система органов государственной власти белорусского государства включает институт Президента, а также органы исполнительной, законодательной и судебной власти. К исполнительной власти относятся Совет министров (правительство) и система органов местного управления, к законодательной власти – Национальное собрание (парламент) и местные Советы, к судебной власти – суды.
Форма государственного (государственно-
Унитарное государство концентрирует
основные государственные функции в руках
центра. Как правило, унитарные государства
образуются в странах с мононациональным
населением (Беларусь, Дания, Испания,
Франция, Польша, Швеция, Португалия, Украина
и др.). Государство в них выступает как
единая политически однородная организация,
состоящая из административно-
Федеративное государство представляет собой политическую организацию, в которой власть разделяется между центром и регионами таким образом, что каждый имеет область принятия окончательных решений. Источниками власти в федеративном государстве являются как весь народ, так и отдельные территориальные образования (штаты, земли, кантоны). Федерации могут образовываться по территориальному признаку (США), а также по национальному (Индия) и смешанному (Россия) признакам. Субъекты федерации могут иметь отдельные конституции, а также законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Они могут иметь собственные конституции, и собственное гражданство, которое дополняет гражданство федерации.
Конфедерация – это временный союз суверенных государств, образованный для осуществления определенных целей. Чаще всего такие цели бывают военными и внешнеполитическими. Единые органы власти и управления в них отсутствуют. Примерами конфедераций являются Швейцария (1291–1798 гг. и 1815–1848 гг.), Германия (1815–1867), США (1776–1787).
К разновидностям конфедеративных объединений относятся:
– кондоминиумы – политические союзы, осуществляющие правление внешними территориями (Андорра);
– ассоциированные государства, образованные на основе договорных союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Маршалловы острова и США);
– договорные союзы – политическое устройство, при котором крупное государство в одностороннем порядке воздействует на управление территорией меньшего государства (Индия и Бутан).
Таким образом, форма государства раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какими методами осуществляется власть. Форма государства отражает исторические, географические, национальные, экономические и прочие особенности становления и развития различных государств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Яскевич, Я.С. Основы философии: учеб. пособие / Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин, Х.С. Гафаров. – 3-е изд. – Минск: Вышэйшая школа, 2009. – 268 с.
2. Давыдов, С.А. Социология: конспект лекций / С.А. Давыдов. – М.: Эксмо, 2008. – 85 с.
3. Кравченко, А.И. Социология: учеб. пособие / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – М.: Изд-во «Питер», 2003. – 432 с.
4. Кухарчук, Д.В. Социология: конспект лекций / Д.В. Кухарчук. – М.: 2010, 57 с.
5. Малиновская, О.М. Социология: практикум / О.М. Малиновская. – Минск: БГЭУ, 2007. – 93 с.
6. Адамюк, О.И. Политология: учеб. пособие / О.И. Адамюк, А.Н. Городниченко, И.И. Екадумова. – Минск: Изд-во УО «ВА РБ», 2008. – 315 с.
7. Политология: учеб. для вузов / С.В. Решетников [и др.]; под ред. С.В. Решетникова. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 448 с.
8. Мельник, В.А. Политология: учебник / В.А. Мельник. – Минск: Вышэйшая школа, 2006. – 488 с.
Информация о работе Понятие социального института. Основные социальные институты и их предназначение