Понятие социального факта и «Социологизм» Э.Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

История каждой науки свидетельствует о том, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. Термин социология связан с именем О. Конта, но это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Он лишь сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII — начала XIX столетия.
Между тем, если говорить о социологии, то это теория. И наука не об обществе вообще (общество изучают и другие науки, например как философия, история, политология, юридические науки, и культурология), а об обществе в его социально-человеческом обличии. С чего начинается человек в своем социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать, исходя из определенных ценностей, окружающую действительность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние, как макросреды, так и микросреды.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3
1 Теоретические и мировоззренческие основания социологии
Э.Дюркгейма ………………………………………………………………………. 5
1.1 Биография и жизненный путь Э.Дюркгейма ………………………………... 5
1.2 Формирование взглядов на основе социальных явлений …………………... 7
2 Понятие социального факта. Метод Э.Дюркгейма …………………………… 13
2.1 Концепция социального факта ………………………………………………. 13
2.2 Социальные факты и структурный функционализм Э.Дюркгейма ……….. 15
3 «Социологизм» Э. Дюркгейма ………………………………………………… 17
3.1 Особенности «социологизма» Дюркгейма …………………………………. 17
3.2 Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма …………… 19
3.3 Нормальное и патологическое в развитии общества. Аномия …………….. 21
Заключение ………………………………………………………………………… 23
Глоссарий ………………………………………………………………………….. 25
Список использованных источников ……………………………………………. 29
Список сокращений ………………………………………………………………. 30
Приложения ……………………………………………………………………….. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Н.Б. Здоренко Курсовая работа Понятие социального факта и социологизм Э.Дюркгейма.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, с одной стороны, это метод обоснования самой науки как самостоятельной, со своими понятиями, предметом; с другой - собственно способ подхода к социальной реальности, ее понимания и объяснения. Сама социальная реальность включена в универсальный мировой порядок, как и другие виды реальности, и так же развивается в соответствии с определенными законами. Но социальная реальность - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она не только основательна и автономна, но и имеет примат по отношению к индивидуальной, биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. "Коллективные представления", "коллективное сознание" господствуют над индивидуальными. 
          Специфика социальной реальности определяет и специфику социологии как науки. Поскольку социальная реальность, по Дюркгейму, является высшей реальностью, постольку происходит социологизация всех способов и средств исследования общества, т.е. социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология, таким образом, выступает у Дюркгейма не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли сознания: философию, логику, этику, историю, экономику и др. социология превращается в "систему, в корпус социальных наук". В этом смысле "социологизм" из базовой социологической концепции превращается в широкое философское учение. И в самом деле, те реальные глобальные проблемы природы, морали, религии и т.д., которые Дюркгейм стремился разрешить в своих исследованиях, часто выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке.11

3.2 Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма

Что понимал Дюркгейм под термином "разделение труда"? с его точки зрения, это - сила, объединяющая людей в обществе. В  отличие от Г. Спенсера, считавшего фактором, объединяющим людей, свободную  игру индивидуальных интересов, или О. Конта, указывавшего на государство, Э. Дюркгейм видел именно в разделении труда объединяющее начало, фактор преодоления разобщенности и борьбы с центробежными тенденциями. При анализе этого явления он ставил перед собой двоякую цель: 
           а) исследование функций разделения труда, т.е. определение, какой социальной потребности оно соответствует и раскрытие причин и факторов его развития; 
          б) выявление не только позитивных последствий разделения труда, но и патологических, "ненормальных" его форм, которые порождают соответствующие явления в социальном организме, приводят его к деградации. 
           Разделение труда, под которым Дюркгейм понимал профессиональную специализацию и кооперацию, является признаком высокоорганизованного, развитого общества. В архаических обществах нет разделения труда, ибо там нет ни социальной связи, ни индивидуализации личности, а следовательно, необходимости соединения обоих этих принципов. только с прогрессом общества вследствие все увеличивающейся специализации труда и индивидуализации личности, разрушения традиционных связей люди вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, объединяясь таким образом в единое целое. Разделение производственных ролей приводит естественным путем к солидарности людей.12 
           В трактовке Дюркгейма солидарность выступает как высший моральный принцип, высшая моральная ценность. По существу, солидарность определяет общественное состояние, социальный порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Первая предполагает сходство индивидов, тождественность исполняемых ими функций, неразвитость личностных качеств; вторая - самостоятельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функций в обществе. 
Механическая солидарность присуща простым, архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности и господстве коллективного сознания (в основном религиозного). Органическая солидарность свойственна сложным, развитым обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. 
          Переход от механической к органической солидарности Дюркгейм рассматривал как общественный прогресс, главным фактором которого выступает разделение труда. В разделении труда, понимаемом как единство профессиональной специализации и кооперации, Дюркгейм видел фактор сплочения людей и преодоления центробежных тенденций. Разделение труда вынуждает людей обмениваться продуктами своей деятельности, совершенствовать свои профессиональные навыки и, следовательно, развивать свои личностные качества. В конечном счете, этот процесс открывает простор для расширения всех сфер "социального бытия".13

Для наглядного понимания  можно воспользоваться общей  схемой дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ. (Приложение А)

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Нормальное и патологическое в развитии общества. Аномия

В связи с постановкой  и анализом теоретических проблем  общества и личности Дюркгейм выдвигает  проблему нормального и патологического. 
Нормальными, по Э. Дюркгейму, являются все отправления социального организма, которые вытекают из условий его существования. Преступления и другие социальные болезни, которые наносят вред обществу и вызывают осуждение, отвращение, являются вполне нормальными, ибо коренятся в определенных социальных условиях и поддерживают полезные и необходимые обществу отношения. Отрицательные последствия преступления, например, нейтрализуются системой наказания, и общество продолжает существовать и функционировать. Внешний, непосредственно воспринимаемый объективный признак, который позволил бы отличить нормальное и патологическое, заключается в его всеобщности, широкой распространенности, что, в свою очередь, является показателем общественного здоровья. Э. Дюркгейм писал: "Мы будем называть нормальными факты, обладающие формами наиболее распространенными; другие же назовем болезненными или патологическими". Отсюда следует, что "нормальный тип совпадает с типом средним и что всякое уклонение от этого эталона здоровья есть болезненное явление".14 
Со временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации. 
       Под термином "аномия" (буквально "беззаконие") Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. Развернутое обоснование концепция социальной аномии получила в фундаментальной работе Дюркгейма "Самоубийство", где на большом статическом материале прослеживалась динамика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов. В данном произведении Дюркгейму удалось органично соединить эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании.15 

 

Заключение

Эмиль Дюркгейм – социолог и философ, основатель французской социологической школы, многочисленные труды которого оказали и продолжают оказывать исключительно сильное влияние на последующее развитие социологической мысли. Он один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей. 
Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию.

Дюркгейм видел в  обществе ту сущность, которая взамен Бога санкционирует и обосновывает моральные ценности и нормы. 
          Дюркгейм был склонен к сакрализации общества (освещению) общества как такового. Но этот изъян зачастую превращался в достоинство. Именно благодаря ему, и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем – науки об обществе – социологии. 
Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.

Главное правило Дюркгейма гласит: "…что социальные факты нужно рассматривать как вещи". А значит что социальные факты (вещи) существуют вне человека и именно они оказывают на него прямое воздействие через определенные механизмы. И только они могут объяснить, почему человек действует так, а не иначе, и почему люди вступают в те или иные отношения, и связи.

Дюркгейм внес крупный  вклад в развитие социологической  мысли. Он заложил основы функционального  подхода к изучению общества, разработал не только общую теорию и методологию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила и процедуры. Введенный им в научный оборот термин "аномия" позволяет дать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоняющегося поведения.16

Таким образом, Эмиль  Дюркгейм являясь продолжателем контовской позитивистской традиции в социологии, внес особенно весомый вклад разработку проблем предмета и метода социологии как самостоятельной науки с позиции структурного функционализма. К числу его наиболее значимых трудов по социологии следует отнести: "О разделении общественного труда" (1893), "Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство" (1897) , "Элементарные формы религиозной жизни" (1912) и многое другое.

В последние десятилетия  наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

  • 1.
  • Аномия

  • (букв. – безнормность) – состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение.  
    Понятие введено в социологию Э.Дюркгеймом.
  • 2.

    Агностици́зм

  • (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — философская позиция, существующая в научной философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание метафизических истин. Проще говоря, агностицизм отрицает возможность познания объективной действительности иначе как через ее объективные проявления.
  • 3.

    Дихотоми́я

  • (греч. διχοτομία: δῐχῆ, «надвое» + τομή, «деление») — раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой. Дихотомическое деление в математике, философии, логике и лингвистике является способом образования взаимоисключающих подразделов одного понятия или термина и служит для образования классификации элементов.
  • 4.

    Индивид

    (от лат. individuum — неделимое):

    1. особь, отдельно существующий живой организм (растение или животное), в том числе отдельно взятый человек как представитель человеческого рода;
    2. Отдельный человек, носитель предпосылок человеческого развития;
    3. в литературе возможно употребление слов «индивид», или «индивидуум» в ироничном смысле.

    5.

    Социоло́гия

    ( от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. 

    6.

    Социологическое исследование

    1. один из основных способов развития социологического знания.

    7.

    Социальный  факт

    единичное, общественно значимое событие  или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы  социальной жизни или характерных  для определенных социальных процессов. Социальный факт обладает независимой реальностью и составляет часть объективного окружения людей. по Э.Дюркгейму - способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются.

    8.

    Структурный функционализм 

    1.  методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог Толкотт Парсонс

    9.

    Социальный  Детерминизм

    1. (лат. determinare - определять) - один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений.

    10.

    Социальная  норма

    1. предписания, служащие общими указаниями для социального действия и выражающие социальные ожидания "правильного" или "надлежащего" поведения. Определенная упорядоченность поведения людей в обществе как раз и является результатом следования общим ожиданиям или нормам, система которых называется нормативным порядком, обеспечивающим сохранение и воспроизводство образца. Социальная норма не обязательно выражает реальное поведение – это скорее "ожидаемое" поведение. Нормы предполагают наличие легитимности. Они осваиваются в процессе социализации индивидов на основе интернализации и обеспечиваются механизмами социального контроля. Отклонение от норм наказывается санкциями. По Парсонсу, нормы являются основой социального порядка, институциализированного в обществе и интернализованного индивидами.

    11.

    Общество

    1. 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически;

  • 2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.
  • 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями)

  •  

    Список использованных источников

  • 1.
  • Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]

  • www.ru.wikipedia.org.
  • 2.
  • Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебник /

    Под ред. канд. Фил. Наук, доц. Д.Г. Лощакова. - М.: ИНФРА-М, 2002.

  • 3.
  • Ж. Т. Тощенко СОЦИОЛОГИЯ Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное - М.: «Прометей» 2001

  • 4.
  • Гофман А.Б. Лекции по социологии 1997. Лекция шестая  [Электронный сайт Библиотека РГИУ]

  • 5.
  • Ценностные и реальные суждения //Дюркгейм Э. Социология /составление  и перевод А.Б. Гофмана М.: Канон 1995 [Электронный текст: Федеральный образовательный портал ЭСМ]

    6.

    "Социология". Учебное пособие. (1995г).

    7.

    Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: Логос, 2000.


     

    Список сокращений

  • лат. – латинский язык
  • др. – греч. – древне – греческий язык
  • т.д. – так далее
  • рус. пер. – русский перевод
  • букв. – буквально
  • Приложения

  • А.

  •  

  •  

  • 1 Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]
  • www.ru.wikipedia.org.

    2 Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебник / Под ред. канд. Фил. Наук, доц. Д.Г. Лощакова. - М.: ИНФРА-М, 2002.

    3 Ж. Т. Тощенко СОЦИОЛОГИЯ Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное - М.: «Прометей» 2001

    4 Гофман А.Б. Лекции по социологии 1997. Лекция шестая [Электронный сайт Библиотека РГИУ]

    5 Ценностные и реальные суждения //Дюркгейм Э. Социология /составление и перевод А.Б. Гофмана М.: Канон 1995 [Электронный текст: Федеральный образовательный портал ЭСМ]

    6 "Социология". Учебное пособие. (1995г).

    7 "Социология". Учебное пособие. (1995г).

    8 Ценностные и реальные суждения //Дюркгейм Э. Социология /составление и перевод А.Б. Гофмана М.: Канон 1995[Электронный текст: Федеральный образовательный портал ЭСМ]

    9 "Социология". Учебное пособие. (1995г).

    10 Гофман А.Б. Лекции по социологии 1997. Лекция шестая [Электронный сайт Библиотека РГИУ]

    11 "Социология". Учебное пособие. (1995г).

    12 "Социология". Учебное пособие. (1995г).

    13 Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: Логос, 2000.

    14 "Социология". Учебное пособие. (1995г).

    15 Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: Логос, 2000.

    16 Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: Логос, 2000.




    Информация о работе Понятие социального факта и «Социологизм» Э.Дюркгейма