Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 15:40, курсовая работа
История каждой науки свидетельствует о том, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. Термин социология связан с именем О. Конта, но это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Он лишь сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII — начала XIX столетия.
Между тем, если говорить о социологии, то это теория. И наука не об обществе вообще (общество изучают и другие науки, например как философия, история, политология, юридические науки, и культурология), а об обществе в его социально-человеческом обличии. С чего начинается человек в своем социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать, исходя из определенных ценностей, окружающую действительность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние, как макросреды, так и микросреды.
Введение …………………………………………………………………………… 3
1 Теоретические и мировоззренческие основания социологии
Э.Дюркгейма ………………………………………………………………………. 5
1.1 Биография и жизненный путь Э.Дюркгейма ………………………………... 5
1.2 Формирование взглядов на основе социальных явлений …………………... 7
2 Понятие социального факта. Метод Э.Дюркгейма …………………………… 13
2.1 Концепция социального факта ………………………………………………. 13
2.2 Социальные факты и структурный функционализм Э.Дюркгейма ……….. 15
3 «Социологизм» Э. Дюркгейма ………………………………………………… 17
3.1 Особенности «социологизма» Дюркгейма …………………………………. 17
3.2 Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма …………… 19
3.3 Нормальное и патологическое в развитии общества. Аномия …………….. 21
Заключение ………………………………………………………………………… 23
Глоссарий ………………………………………………………………………….. 25
Список использованных источников ……………………………………………. 29
Список сокращений ………………………………………………………………. 30
Приложения ……………………………………………………………………….. 31
Таким образом, с одной стороны, это метод обоснования
самой науки как самостоятельной, со своими
понятиями, предметом; с другой - собственно
способ подхода к социальной реальности,
ее понимания и объяснения. Сама социальная
реальность включена в универсальный
мировой порядок, как и другие виды реальности,
и так же развивается в соответствии с
определенными законами. Но социальная
реальность - это реальность особого рода,
не сводимая к другим ее видам. Она не только
основательна и автономна, но и имеет примат
по отношению к индивидуальной, биопсихической
реальности, воплощенной в индивидах.
"Коллективные представления", "коллективное
сознание" господствуют над индивидуальными.
Специфика
социальной реальности определяет и специфику
социологии как науки. Поскольку социальная
реальность, по Дюркгейму, является высшей
реальностью, постольку происходит социологизация
всех способов и средств исследования
общества, т.е. социологический способ
объяснения провозглашается единственно
верным, исключающим другие способы или
включающим их в себя. Социология, таким
образом, выступает у Дюркгейма не только
как специфическая наука о социальных
фактах, но и как своего рода наука наук,
призванная обновить и социологизировать
самые различные отрасли сознания: философию,
логику, этику, историю, экономику и др.
социология превращается в "систему,
в корпус социальных наук". В этом смысле
"социологизм" из базовой социологической
концепции превращается в широкое философское
учение. И в самом деле, те реальные глобальные
проблемы природы, морали, религии и т.д.,
которые Дюркгейм стремился разрешить
в своих исследованиях, часто выходили
за рамки собственно социологической
проблематики, являясь философскими в
самой своей постановке.11
3.2 Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма
Что понимал Дюркгейм
под термином "разделение труда"?
с его точки зрения, это - сила,
объединяющая людей в обществе. В
отличие от Г. Спенсера, считавшего
фактором, объединяющим людей, свободную
игру индивидуальных интересов, или О. Конта,
указывавшего на государство, Э. Дюркгейм
видел именно в разделении труда объединяющее
начало, фактор преодоления разобщенности
и борьбы с центробежными тенденциями.
При анализе этого явления он ставил перед
собой двоякую цель:
а) исследование
функций разделения труда, т.е. определение,
какой социальной потребности оно соответствует
и раскрытие причин и факторов его развития;
б) выявление
не только позитивных последствий разделения
труда, но и патологических, "ненормальных"
его форм, которые порождают соответствующие
явления в социальном организме, приводят
его к деградации.
Разделение
труда, под которым Дюркгейм понимал профессиональную
специализацию и кооперацию, является
признаком высокоорганизованного, развитого
общества. В архаических обществах нет
разделения труда, ибо там нет ни социальной
связи, ни индивидуализации личности,
а следовательно, необходимости соединения
обоих этих принципов. только с прогрессом
общества вследствие все увеличивающейся
специализации труда и индивидуализации
личности, разрушения традиционных связей
люди вынуждены обмениваться своей деятельностью,
выполнять взаимодополняющие функции,
объединяясь таким образом в единое целое.
Разделение производственных ролей приводит
естественным путем к солидарности людей.12
В трактовке
Дюркгейма солидарность выступает как
высший моральный принцип, высшая моральная
ценность. По существу, солидарность определяет
общественное состояние, социальный порядок
общества. Дюркгейм выделял два типа социальной
солидарности: механическую и органическую. Первая предполагает
сходство индивидов, тождественность
исполняемых ими функций, неразвитость
личностных качеств; вторая - самостоятельность
индивидов, развитость их как личностей,
разделение между ними функций в обществе.
Механическая солидарность присуща простым,
архаичным обществам, где коллектив поглощает
индивида, а наличие репрессивного права
свидетельствует о подавлении личности
и господстве коллективного сознания
(в основном религиозного). Органическая
солидарность свойственна сложным, развитым
обществам и основывается на всеобщем
разделении труда, профессиональной специализации,
экономической взаимосвязи индивидов.
Переход
от механической к органической солидарности
Дюркгейм рассматривал как общественный
прогресс, главным фактором которого выступает
разделение труда. В разделении труда,
понимаемом как единство профессиональной
специализации и кооперации, Дюркгейм
видел фактор сплочения людей и преодоления
центробежных тенденций. Разделение труда
вынуждает людей обмениваться продуктами
своей деятельности, совершенствовать
свои профессиональные навыки и, следовательно,
развивать свои личностные качества. В
конечном счете, этот процесс открывает
простор для расширения всех сфер "социального
бытия".13
Для наглядного понимания можно воспользоваться общей схемой дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ. (Приложение А)
3.3 Нормальное и патологическое в развитии общества. Аномия
В связи с постановкой
и анализом теоретических проблем
общества и личности Дюркгейм выдвигает
проблему нормального и патологического.
Нормальными, по Э. Дюркгейму, являются
все отправления социального организма,
которые вытекают из условий его существования.
Преступления и другие социальные болезни,
которые наносят вред обществу и вызывают
осуждение, отвращение, являются вполне
нормальными, ибо коренятся в определенных
социальных условиях и поддерживают полезные
и необходимые обществу отношения. Отрицательные
последствия преступления, например, нейтрализуются
системой наказания, и общество продолжает
существовать и функционировать. Внешний,
непосредственно воспринимаемый объективный
признак, который позволил бы отличить
нормальное и патологическое, заключается
в его всеобщности, широкой распространенности,
что, в свою очередь, является показателем
общественного здоровья. Э. Дюркгейм писал:
"Мы будем называть нормальными факты,
обладающие формами наиболее распространенными;
другие же назовем болезненными или патологическими".
Отсюда следует, что "нормальный тип
совпадает с типом средним и что всякое
уклонение от этого эталона здоровья есть
болезненное явление".14
Со временем Дюркгейм был вынужден признать,
что и в сложных обществах, основанных
на разделении труда, встречаются всевозможные
социальные патологии, связанные с потерей
органической солидарности. Изучая эти
явления, он разработал теорию социальной
аномии, которая давала научное объяснение
процессам социальной дезорганизации.
Под термином "аномия"
(буквально "беззаконие") Дюркгейм
понимал отсутствие четкой системы социальных
ценностей и норм, регулирующих поведение
людей. Подобное явление характерно для
переходных и кризисных периодов жизни,
когда старые ценности и нормы перестают
действовать, а новые еще не утвердились.
Развернутое обоснование концепция социальной
аномии получила в фундаментальной работе
Дюркгейма "Самоубийство", где на
большом статическом материале прослеживалась
динамика самоубийств в европейских странах
в зависимости от различных социальных
факторов. В данном произведении Дюркгейму
удалось органично соединить эмпирическое
и теоретическое в социологическом исследовании.15
Эмиль Дюркгейм – социолог и философ, основатель
французской социологической школы, многочисленные
труды которого оказали и продолжают оказывать
исключительно сильное влияние на последующее
развитие социологической мысли. Он один
из общепризнанных создателей социологии
как науки, как профессии и предмета преподавания.
Влияние его идей присутствует в самых
различных отраслях социологического
знания: от общей социологической теории
до сугубо эмпирических и прикладных исследований.
В самых разных странах мира формирование
социологии происходило под воздействием
дюркгеймовских идей.
Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых
и убедительных онтологических обоснований
необходимости и возможности социологии
как науки. Он доказывал, что общество
– это реальность особого рода, не сводимая
ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал,
что эта реальность обладает столь же
высокой прочностью и устойчивостью, что
и природа, и так же, как природные явления,
она не поддается произвольному манипулированию.
Дюркгейм видел в
обществе ту сущность, которая взамен
Бога санкционирует и обосновывает моральные ценности и нормы.
Дюркгейм
был склонен к сакрализации общества (освещению)
общества как такового. Но этот изъян зачастую
превращался в достоинство. Именно благодаря
ему, и в профессиональном, и в массовом
сознании утверждался высокий онтологический
статус общества, а вместе с тем – науки
об обществе – социологии.
Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал
общество главным образом как сферу солидарности,
сплоченности, согласия. Не случайно изучение
согласия в социологии считается дюркгеймовской
традицией.
Главное правило Дюркгейма гласит: "…что социальные факты нужно рассматривать как вещи". А значит что социальные факты (вещи) существуют вне человека и именно они оказывают на него прямое воздействие через определенные механизмы. И только они могут объяснить, почему человек действует так, а не иначе, и почему люди вступают в те или иные отношения, и связи.
Дюркгейм внес крупный вклад в развитие социологической мысли. Он заложил основы функционального подхода к изучению общества, разработал не только общую теорию и методологию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила и процедуры. Введенный им в научный оборот термин "аномия" позволяет дать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоняющегося поведения.16
Таким образом, Эмиль Дюркгейм являясь продолжателем контовской позитивистской традиции в социологии, внес особенно весомый вклад разработку проблем предмета и метода социологии как самостоятельной науки с позиции структурного функционализма. К числу его наиболее значимых трудов по социологии следует отнести: "О разделении общественного труда" (1893), "Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство" (1897) , "Элементарные формы религиозной жизни" (1912) и многое другое.
В последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
|
Аномия |
Понятие введено в социологию Э.Дюркгеймом. |
2. |
Агностици́зм |
|
3. |
Дихотоми́я |
|
4. |
Индивид |
(от лат. individuum — неделимое):
|
5. |
Социоло́гия |
( от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. |
6. |
Социологическое исследование |
|
7. |
Социальный факт |
единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов. Социальный факт обладает независимой реальностью и составляет часть объективного окружения людей. по Э.Дюркгейму - способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются. |
8. |
Структурный функционализм |
|
9. |
Социальный Детерминизм |
|
10. |
Социальная норма |
|
11. |
Общество |
|
|
Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] |
|
Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебник / Под ред. канд. Фил. Наук, доц. Д.Г. Лощакова. - М.: ИНФРА-М, 2002. |
|
Ж. Т. Тощенко СОЦИОЛОГИЯ Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное - М.: «Прометей» 2001 |
|
Гофман А.Б. Лекции по социологии 1997. Лекция шестая [Электронный сайт Библиотека РГИУ] |
|
Ценностные и реальные суждения //Дюркгейм Э. Социология /составление и перевод А.Б. Гофмана М.: Канон 1995 [Электронный текст: Федеральный образовательный портал ЭСМ] |
6. |
"Социология". Учебное пособие. (1995г). |
7. |
Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: Логос, 2000. |
|
|
www.ru.wikipedia.org.
2 Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебник / Под ред. канд. Фил. Наук, доц. Д.Г. Лощакова. - М.: ИНФРА-М, 2002.
3 Ж. Т. Тощенко СОЦИОЛОГИЯ Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное - М.: «Прометей» 2001
4 Гофман А.Б. Лекции по социологии 1997. Лекция шестая [Электронный сайт Библиотека РГИУ]
5 Ценностные и реальные суждения //Дюркгейм Э. Социология /составление и перевод А.Б. Гофмана М.: Канон 1995 [Электронный текст: Федеральный образовательный портал ЭСМ]
6 "Социология". Учебное пособие. (1995г).
7 "Социология". Учебное пособие. (1995г).
8 Ценностные и реальные суждения //Дюркгейм Э. Социология /составление и перевод А.Б. Гофмана М.: Канон 1995[Электронный текст: Федеральный образовательный портал ЭСМ]
9 "Социология". Учебное пособие. (1995г).
10 Гофман А.Б. Лекции по социологии 1997. Лекция шестая [Электронный сайт Библиотека РГИУ]
11 "Социология". Учебное пособие. (1995г).
12 "Социология". Учебное пособие. (1995г).
13 Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: Логос, 2000.
14 "Социология". Учебное пособие. (1995г).
15 Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: Логос, 2000.
16 Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: Логос, 2000.
Информация о работе Понятие социального факта и «Социологизм» Э.Дюркгейма