Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:55, реферат
Прежде всего надо уяснить, в каком смысле в социологии употребляется понятие «социальные изменения», каково его социологическое содержание. Для этого необходимо сделать два уточнения. Во-первых, понятие «социальные изменения» для нас не очень привычно. Для нас до сих пор более привычным было понятие «социальное развитие». Оно культивировалось у нас многие годы и в общественных науках, и в практической политике. Но понятие «социальное развитие» характеризует лишь определенный тип социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения, совершенствования и т. д.
Модернизация - особый тип социальных изменений. Ю. Хабермас отмечает, что модерн, модерность — это интегральная характеристика европейского общества и культуры, и ее использование связано с обозначением этапа становления и эволюции промышленного общества, приходящего на смену традиционному. В социологии понятие «модернизация» используется для обозначения исторического процесса перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному секулярному обществу. Модернизация общества предполагает прежде всего его индустриализацию. Исторически возникновение современного общества тесно связано с зарождением промышленности. Термины «индустриализм» и «индустриальное общество» имеют не только экономическое и технологическое значения. Индустриализм — это стиль жизни, охватывающий глубинные экономические, социальные, политические и культурные перемены. Общества становятся современными именно в процессе всесторонней индустриальной трансформации. В данном контексте основными чертами современного общества считаются: ориентация на инновации, светский характер социальной жизни, поступательное (нециклическое) развитие, демократическая система власти, массовое образование, преобладание универсального над локальным и т.д.
Исторически сроки модернизации исчисляются столетиями, хотя можно привести примеры ускоренной модернизации. В любом случае модернизация — это не раз и навсегда достигнутое состояние, а непрерывный и бесконечный процесс. Развитие обществ всегда отличается нерегулярностью и неравномерностью. Каким бы ни был уровень развития, в обществе всегда существуют «отстающие» регионы и «периферийные» группы, составляющие источник постоянной напряженности и противоречий. Это явление связано не только с внутренним развитием отдельных государств. Наличие стран с неоднородным и неодинаковым развитием вносит существенный элемент нестабильности в мировую государственную систему.
Представляется, что модернизация
имеет две основные фазы. До определенного
момента своего развития процесс
модернизации сохраняет институты
и ценности общества и вовлекает
их в то, что обычно рассматривается
как прогрессивное движение к
совершенствованию. Начальное сопротивление
процессу модернизации может быть резким
и продолжительным, однако обычно оно
обречено на провал. После достижения
определенной точки в своем развитии
модернизация начинает вызывать все
большее недовольство. Это частично
объясняется завышенными
Концепция рефлексивной модернизации, разработанная немецким социологом У. Беком, — одна из попыток современных социологов осмыслить сущность и направленность модернизации. По мнению Бека, индустриальное общество, основанное на принципе распределения благ, шаг за шагом уступает место «обществу риска», где действует принцип распределения негативных последствий и опасностей. Это явление отражает кризис индустриального общества: люди начинают понимать, что индустриальное общество и процесс модернизации сами порождают бесчисленные опасности. В сравнении с опасностями прошлого риск, связанный с современным уровнем модернизации, имеет качественно иной характер: ситуации риска непредсказуемы, слишком многочисленны, чтобы их контролировать, не воспринимаются органами чувств (например, радиация) и глобальны.
Согласно концепции Бека, настало время перехода от простой модернизации к рефлексивной. Это означает, что доминирующим должен стать принцип социальной рефлексии и самокритики. Общество риска продуцирует потребность в критическом саморассмотрении, становится для самого себя темой и проблемой.
Концепция «латентных структур» современного американского социолога Э. Тириакьяна в чем-то созвучна теории рефлексивной модернизации. В соответствии сего концепцией социальные изменения — это прежде всего трансформация общественного и индивидуального сознания, поскольку и социальные структуры для него представляют собой нормативные образования коллективного сознания. Источник социальных изменений, считает Тириакьян, кроется в латентных, т. е. скрытых, структурах культуры — сокровенных ценностях и смыслах, доминирующих в социальном сознании и тем самым направляющих жизнь общества. В кризисные моменты истории такие структуры проступают на поверхностном плане, проецируясь в форме новых социальных программ. Социальные инновации могут предлагаться только субъектами, сознательно остающимися за рамками существующей нормативной системы отношений. Это члены религиозных движений и сект, различныхассоциаций, квазирелигиозных групп.
Теории запаздывающей модернизации, которые начали создаваться еще в 1960-е гг., стали для западных социологов аппаратным средством анализа современной российской ситуации. Теоретики запаздывающей модернизации исходят из того, что существует линейный прогресс и поступательность стадий развития обществ: непосредственная добыча продуктов природы сменяется аграрной экономикой, а та замещается индустриальной. С этой точки зрения страны, не успевшие «вовремя» пройти путь индустриальной модернизации, могут и должны сделать это «с опозданием», чтобы «догнать» опередившие их в этом отношении общества. Такая концепция получила название догоняющей модернизации.
Понятие рецидивирующей модернизации предложила российский социолог Н.Ф. Наумова. Именно в нашем обществе, часто предпринимавшем попытки «догоняющего» социального развития, идея обновления тесно связана с ностальгическим сожалением о былом имперском могуществе России и обеспечивавшем его социалистическом строе.
Воспринимая советскую историю как историю великой державы, свыше половины российского населения продолжают выражать уверенность в том, что «СССР был первым государством во всей многовековой истории России, которое обеспечило справедливость для простых людей и сделало для них возможной приличную жизнь» (против этой точки зрения высказывались всего 27,1 % опрошенных). Несомненно, все это накладывает отпечаток на модернизационные процессы, протекающие в российском обществе, а также на самоощущения россиян, которые в опросе, проведенном Институтом социологии РАН в 2008 г., показали достаточно высокую степень неуверенности в будущем развитии страны
Глобальные проблемы современности
На рубеже ХХ и ХХI столетий в силу сложившегося неравномерного и несправедливого использования природных, людских ресурсов и капитала, приведшего к небывалому до сих пор социальному и межрегиональному неравенству и, как следствие, к весьма существенным деформациям в историческом процессе, значительно обострились и усилились глобальные проблемы современности. Следует отметить, что глобальные проблемы, характерные для начала третьего тысячелетия, в большинстве своем порождены техногенной цивилизацией. Экологические катастрофы, глобальные кризисы в области политики, мира и войны показывают, что достигнутая ступень прогресса в традиционных техногенных формах фактически исчерпала свой потенциал. Все это обуславливает необходимость критического рассмотрения перспективы развития мирового сообщества с точки зрения глобальных проблем, структурированных в три группы.
Первая группа отношений - между основными социальными общностями - определяет формирование особого класса глобальных мировых проблем современности:
- предотвращение ракетно-
- установление нового
- развитие прогрессивных форм
политической и экономической
интеграции с целью
- управление научно-техническим
развитием и преодоление
Во-первых, на место угрозы мировой
войны, как следствия столкновения
двух противоположных общественно-
Во-вторых, в отсутствие противостояния
противоположных общественно-
Ко второй группе проблем относятся глобальные проблемы, связанные с проблемами оптимизации, гармонизации и гуманизации отношений общества с природой (экологическая, демографическая, энергетическая, продовольственная и т. д.).
- проблема рационального и
- проблема предупреждения
- проблема защиты окружающей
среды и механизма ее
- проблема управления ростом
и качеством народонаселения
для гармонизации
- проблема предотвращения
Третья группа глобальных проблем - это общечеловеческие (субглобальные) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые связаны с процессом демократизации многообразных отношений общества и личности, проблемы ликвидации неграмотности, нищеты и других форм социального неравенства, проблемы образования, здравоохранения, планирования и регулирования роста уровня и качества жизни и т. д. Глобальный характер приобретают угрозы, возникающие из-за больших различий в уровне благосостояния отдельных стран и регионов, вынуждающие миллионы людей покидать свои дома в поисках лучшей жизни, вне зависимости от того, нужны ли они той или иной стране. Голод, этнические конфликты, социальное противостояние, терроризм, загрязнение окружающей среды, торговля наркотиками и оружием не могут более удерживаться государственными границами.
Одним из наиболее явных последствий
роста населения и
Глобализация - это объективный интеграционный процесс взаимодействия и взаимопроникновения различных обществ в мировом масштабе. Процесс интеграции различных этносов, наций, народов шел на протяжении всей истории человечества. Тенденция интеграции в мире имела место всегда. Эта тенденция проявлялась в этнических, национальных, государственных рамках. В самой практике исторического движения утверждалась идея, что мир многообразен, но един, что он имеет объединительную силу и действие. Политика интеграции связывается нами с развитием сотрудничества, сохранением государственного суверенитета, соблюдением принципа невмешательства во внутренние дела государств, уважением национальных особенностей и традиций, диалогом культур, многополярным мироустройством. В условиях объективно идущих процессов глобализации действуют тенденции, ведущие к единообразию мировой экономики и культуры. Формируются не только глобальные экономические сети, подчиняющие деятельность субъектов общим принципам, но и происходит соответствующая социокультурная адаптация, приводящая к расширению общемировой культуры. Важнейшее значение в этих условиях приобретает проблема выявления возможностей и перспектив позитивного диалога культур и установления механизмов налаживания устойчивого взаимоотношения между цивилизационными полюсами.