Понятие стереотипов и их функционирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:59, доклад

Краткое описание

Как известно, восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов. Встречаясь с представителями других народов и культур, люди обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры, мерить их на свой аршин.

Содержание

Понятие и сущность стереотипа............................................................3
Виды стереотипов………………………………………………………5
Функции стереотипов………………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по стереотипам.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Стереотип общественного  сознания всегда социально организован, функционирует на основе какого-то определенного социального заказа. Смена стереотипов, как и проблема стереотипизации общественного  сознания, всегда связана со сменой коллективных убеждений, которые в свою очередь являются результатом коллективных действий, определяющих качественное изменение жизни целого социума.

К социальным стереотипам относятся  как более частные случаи этнические, гендерные, политические и целый  ряд других стереотипов.

Этнокультурные стереотипы (этнические) – это особая разновидность  социального стереотипа, это обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ.

Д. Кац и К. Брейли дают следующее определение: «Этнический  стереотип – это устойчивое представление, мало согласующееся с теми реалиями, которое оно стремится представить, и вытекающее из присущего человеку свойства сначала определить явление, а потом уже его пронаблюдать».

Психолог О. Кленберг определил понятие «этнический  стереотип» следующим образом: «Это картина в умах людей, относительно их собственной или других национальных групп. Подобные образы или представления  обычно широко распространены в обществе; как правило, они чрезвычайно примитивны и невосприимчивы к обьективной реальности».

Этнические стереотипы – это образы типичных представителей определенной нации, наделенных национальными  чертами внешности и особенностями  характера. Например, существуют стереотипные представления о педантичности англичан, пунктуальности немцев, эксцентричности итальянцев, трудолюбие японцев. Стереотипы являются инструментами предварительного восприятия, позволяющие человеку облегчить процесс перцепции, и каждый стереотип имеет свою социальную сферу применения. Стереотипы активно используются для оценки человека по социальным, национальным, или профессиональным характеристикам.

Стереотип мышления понимается многими авторами как определенное представление о действительности или ее элементе с позиции «наивного», обыденного создания. В когнитивной лингвистике и этнолингвистике термин стереотип относится к содержательной стороне языка и культуры, т.е. понимается как ментальный стереотип, и согласуется с наивной картиной мира. При соотнесении стереотипа с наивной картиной мира соответствие между представлением и реальными свойствами объекта картины мира, а также мотивированность этого представления не являются обязательной составляющей возникновения и функционирования стереотипа. Культурный источник того или иного свойства реалии (суеверия, фольклорная литература, философские, исторические и т.д. традиции) неизвестен обычным носителям языка. Более того, использование стереотипов происходит автоматически: говорящий, как правило, не только совершенно не задумывается об истории мотивировки, но даже не обращает внимания на то, что некоторые эталонные свойства противоречат эмпирической картине мира.

Мы живем в мире стереотипов, навязанных нам культурой. Совокупность ментальных стереотипов этноса известна каждому его представителю. Стереотипами являются, например, выражения, в которых представитель сельской, крестьянской культуры скажет о светлой лунной ночи: светло так, что можно шить, в то время как городской житель в этой типовой ситуации скажет: светло так, что можно читать. Подобные стереотипы используются носителями языка в стандартных ситуациях общения. Причем доминирующим в стереотипе может стать практически любой, а не только логически главный признак.

Любая языковая личность представляет собой некие алгоритмы стереотипных моделей поведения. Выделяют три вида стереотипов в речевом поведении:

1) речевой стереотип  – отрезок высказывания, включенный  в контекст, представленный «свободными»  компонентами высказывания, т. е.  это – чужая речь в речи говорящего;

2) коммуникативный стереотип  – в одних и тех же ситуациях  употребляются одни и те же  обороты, клише, т. е. это  – этикетные формулы, клишированные  обороты делового общения и  т.д.;

3) ментальный стереотип  – стремление мыслить дуальными или градуальными категориями, т. е. это – определенные установки и привычные реакции, облекаемые в языковую и неязыковую форму и характеризующие языковую личность.

Многие исследователи  подчеркивают ассоциативную природу  стереотипа. Стереотип определяют как единицу языка, вызывающую на психовербальном уровне в сознании представителей определенной национально-культурной общности некоторый минимум сходных ассоциативных реакций по ряду семантических признаков оценочного характера. Эти рассуждения позволяют не согласиться с мнением ряда исследователей, что главную роль в формировании стереотипа играет частота встречаемости определенных объектов, явлений в жизни людей, нередко выражающаяся в более продолжительных контактах именно с данными объектами, что и приводит к их стереотипизации. Это только одна из причин возникновения и закрепления в сознании стереотипов. Стереотипы могут создаваться и увековечиваться за счет коммуникативной передачи вербальных «ярлыков» из поколения в поколение, без фактического взаимодействия с людьми, являющимися объектом стереотипа. Стереотипы могут создаваться и подкрепляться телевидением, кино, журналами другими СМИ. Стереотипы могут формироваться через ограниченные контакты с членами объекта. Иногда стереотип оказывается продуктом собственного наблюдения за объектом. Характеристики наблюдаемого человека идентифицируются, например, по цвету кожи, затем обобщаются в сознании, а затем активизируются в речи для описания всех людей, обладающих этим признаком.

Необходимо четкое различение между социальными стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация стала рассматриваться как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации. Стереотипы – почти неизбежное последствие категоризации. Создавая социальные категории, мы фокусируемся на характеристиках, благодаря которым люди, принадлежащие к этой категории, похожи друг на друга и отличаются от других людей. Однако стереотипизация не тождественна категоризации. Мы можем идентифицировать индивида – на основе объективных свойств – как члена категории, но не приписывать ему ни одного стереотипного качества. Человека могут характеризовать по его профессиональной или этнической принадлежности. Он учитель, так как преподает в школе, или он русский, так как у него русские родители и он живет в России. Но воспринимать его могут нетипичным, «нестереотипным» учителем или русским. Следует учитывать, что стереотипизация есть последствие категоризации социальных объектов, которая отличается от категоризации объектов физического мира воздействием на нее отношений между группами.

Сложное взаимодействие этих внешних факторов с нашими собственными культурными и психологическими процессами делают стереотипы интересными для исследования. Будь то позитивные или негативные стереотипы, они, как правило, ограниченны. Причина этого в том, что стереотипы как ментальные категории людей имеют свойство жить собственной жизнью. Вместо того чтобы использовать стереотипы в качестве обобщений, в отношении какой-то группы людей и затем уточнять их на основании интеракций с конкретными индивидами, мы зачастую используем стереотипы как набор жестких допущений, относящихся ко всем людям этой группы, независимо от индивидуальных различий или свидетельств обратного. Данные (т.е. фактически наблюдаемое поведение), которые могут ставить стереотип под сомнение, будут обрабатываться до такой степени, что их можно будет использовать для поддержания стереотипа. Данные, которые нельзя истолковать по-новому в пользу стереотипа, будут просто отброшены как случайности. Стереотипы, используемые таким образом, укореняются все больше и больше, поскольку весь наш опыт служит подкреплению этого стереотипа, независимо от того, верен он или ошибочен.

 

  1. Функции стереотипов  

    По своему  характеру стереотипы представляют  собой чувственно окрашенные  образы, аккумулирующие в себе  социальный и психологический  опыт общения и взаимодействий  индивидов. Имея такую природу, стереотипы обладают целым рядом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, консерватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др.   Благодаря этим качествам стереотипы выполняют свои разнообразные функции и задачи, из которых для процесса межкультурной коммуникации особое значение имеют следующие:                       
• объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и простой информации об их специфических социокультурных особенностях;  
• предвидение различных форм поведения от партнеров по коммуникации;  
• формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам;                         
• защита традиций, обычаев, привычек, своей культуры, апология собственной сокультурной группы;                             
• обеспечение членов общества соответствующими эталонами, моделями, стандартами поведения;                                 
• стабилизация и интеграция отношений между социокультурными группами в обществе. 

 Из функций для процесса межкультурной коммуникации особое значение имеют следующие:

• передача относительно достоверной информации;

• ориентирующая функция;

• влияние на создание реальности.

Функция передачи относительно достоверной информации основана на процессах «глобального» обобщения, происходящих при наблюдении неординарного, бросающегося в глаза, необычного поведения и образа мыслей членов другой культурной группы. Попадая в чужую культуру, люди склонны к обобщению и упорядочиванию всего, что они видят. Уже с первых контактов с чужой культурой всегда начинается классификация новой информации и формируется относительно четкая модель этой культуры. Это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе всего многообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры, и дается характеристика ее представителей по определенным признакам. Например, в основе стереотипов практичности и пунктуальности немцев или гостеприимства и склонности к выпивке у русских во многих случаях лежат наблюдения за их действительным поведением.

Ориентирующая функция заключается в том, что с помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружающего мира, в ячейки которой, опираясь на стереотипы, «расставляются» определенные социальные группы. Такой прием позволяет довольно быстро дифференцировать людей по группам на основе стереотипных признаков, ожидая от них определенного поведения. Например, если спросить у любого человека, для членов какой этнической группы характерно предсказывать судьбу по линиям руки, то, скорее всего, у него возникнет образ цыганки. И, наоборот, увидев на улице цыганку, которая заговаривает с прохожими, довольно точно можно предположить, что она предлагает услуги гадалки. Если такие же действия будут исходить, например, от женщины, ничем не отличающейся по внешнему облику от членов вашей культурной группы, то такого предположения не возникнет. Таким образом, стереотипы помогают распределить социальное окружение на обозримые и понятные группы и тем самым позволяют упростить сложность незнакомого культурного окружения.

Функция влияния  на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипизация позволяет дать оценочное сравнение чужой и своей групп и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы. В связи с этим стереотипы являются своего рода защитным механизмом, служащим для сохранения позитивной идентичности собственной культурной группы. Такое разграничение связано также с понятием ингруппового фаворитизма, подразумевающего формирование более позитивного образа собственной культуры по сравнению с другими. Здесь стереотипы, создавая определенную реальность, консолидируют собственную культурную группу и обозначают ее границы. Примером этого могут служить стереотипы-поговорки или анекдоты, существующие в каждой культуре. «Незваный гость — хуже татарина», «Что русскому хорошо, то немцу — смерть». В этих поговорках можно увидеть вполне конкретный образ другой группы. Как уже говорилось, носителями и создателями стереотипов являются те или иные социальные группы. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают по отношению друг к другу определенные социальные стереотипы. Наиболее известными из них являются этнические стереотипы — представления о членах одних этнических групп с точки зрения других. Поэтому стереотипы проецируются в основном на большие социальные группы. Личный опыт общения с представителями чужой культуры, как правило, не приводит к корректировке стереотипа, даже в том случае, если отклонение от уже имеющегося представления очевидно. В таких обстоятельствах наш опыт интерпретируется как исключение, а существующий стереотип продолжает рассматриваться как норма. Поскольку стереотип является порождением группы, то адекватно он может использоваться только при межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определения этнической или культурной принадлежности представителей различных групп. Ориентировка и определение происходит практически мгновенно — по знакам групповой принадлежности срабатывает психологический механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий стереотип. Причем для срабатывания этого механизма совершенно неважно, что в действительности происходит, каков личный опыт носителя стереотипа; главное — не ошибиться в ориентировке. 
  Г. Тэжфел выделяет четыре функции стереотипов, две из которых реализуются на индивидуальном уровне, две – на групповом. 
    Значение стереотипа на индивидуальном уровне: 
 –   когнитивная (селекция социальной информации, схематизация, упрощение); 
 –  ценностно-защитная (создание и поддержание положительного                 «Я-образа»). 
    На групповом уровне: 
– идеологизирующая (формирование и поддержание групповой идеологии, 
объясняющей и оправдывающей поведение группы); 
 – идентифицирующая (создание и поддержание положительного группового 
«Мы-образа»). 
         Исследование двух последних функций позволит, по мнению Тэжфела, 
создать теорию социальных стереотипов. Он  подчеркивает, что социальной 
психологией, историей и просто житейским опытом уже накоплен большой эмпирический материал, свидетельствующий о том, что на уровне группы социальные стереотипы действительно выполняют указанные функции. 
Немецкий исследователь У. Квастгоф выделяет следующие функции стереотипов: 
    – когнитивная – генерализация (иногда  чрезмерная) при упорядочении 
информации – когда отмечают что-либо  бросающееся в глаза. Например,  при усвоении чужой культуры на занятиях иностранным языком приходится  одни стереотипы (регулирующие интерпретацию речи) заменять другими; 
    –  аффективная  –  определенная мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»; 
       –  социальная  –  разграничение «внутригруппового» «внегрупповому»: 
приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур,  на которые активно ориентируются в обыденной жизни.

В рамках лингвистических  исследований стереотипы трактуются как 
особые формы хранения знаний и оценок, т.е. концепты ориентирующего 
поведения. В стереотипизации исследователи видят ядро механизма традиции и этническое своеобразие культуры. Ментальные стереотипы фиксируются языком или иным семиотическим кодом (например, зрительными образами). Они имеют:  

•  когнитивную  функцию,  состоящую  в  генерализации   при   обработке 
информации; 
 • аффективную функцию – противопоставление «своего» и «чужого»; 
 • социальную функцию – разграничение внутригруппового и  внегруппового, что ведет к социальной категоризации  и  образованию  структур,  на  которые люди ориентируются в обыденной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Бергер П. Социальное  конструирование реальности / Бергер  П., Лукман Т. - М., 1997.

2. Дейкер X., Фрейда Н. Национальный характер в национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979

3. Демьянков В.З. Стереотип / Демьянков  В.З. // Краткий словарь когнитивных  терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков  В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. - М.: Филологич. фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

4. Ерофеев Н.А. Туманный Альбион.  М., "Наука", 1982

5. Липпман У. Общественное мнение. М., "Институт фонда Общественное  мнение", 2004

6. Э. Ноэль-Нойман. Спираль молчания. -- М., 1996.г.

7. Washington ProFile, 2005

8. http://psyfactor.org/lib/stereotype4.htm

9. http://slovari.yandex.ru/dict/azbuka/article/azbuka/ps7-084.htm&stpar1=1.7.1

10. http://psylist.net/hrestomati/00018.htm


Информация о работе Понятие стереотипов и их функционирование