Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 20:44, реферат
Человеческая способность к общению, особенно с помощью языка, является гораздо более обширной, чем у любого другого животного. Способность общаться во времени и пространстве чрезвычайно расширилась в последнее время с приобретением письменности, печати, электронной связи – телеграфа, телефона, радио и средств массовой коммуникации, а так же механизации транспорта. Сокращение того, что географы называют «трудности расстояния», особенно очевидно в нынешнем столетии, давая возможность посылать сообщения на длинные расстояния с большой скоростью. Это имеет множество и не в последнюю очередь увеличение способности современного государства осуществлять социальный контроль.
Введение………………………………………………………………….....3
1. Понятие, сущностные характеристики социологии коммуникации...…………………………………………………4
2. Истоки изучения социологии коммуникации ...………………..16
Заключение………………………………………………………...……...21
Список используемых источников……………………………….….…..22
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ГУММАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Социология коммуникации»
на тему: «Понятие, сущностные характеристики социологии коммуникации. Истоки изучения социологии коммуникации»
Выполнила:
студентка 3 курса группы СОЦ12-1
А.А. Бирюкова
Научный руководитель: к. п.
н. доцент
Е.Е. Насонова
Липецк 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………….….…..22
Введение
Человеческая способность к общению, особенно с помощью языка, является гораздо более обширной, чем у любого другого животного. Способность общаться во времени и пространстве чрезвычайно расширилась в последнее время с приобретением письменности, печати, электронной связи – телеграфа, телефона, радио и средств массовой коммуникации, а так же механизации транспорта. Сокращение того, что географы называют «трудности расстояния», особенно очевидно в нынешнем столетии, давая возможность посылать сообщения на длинные расстояния с большой скоростью. Это имеет множество и не в последнюю очередь увеличение способности современного государства осуществлять социальный контроль.
Коммуникационный процесс делает возможной связь между поколениями, обеспечивает накопление и передачу социального опыта, его обогащение, трансляцию культуры. С его помощью выстраивается организация совместной деятельности. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет в добавление ко всему сказанному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.
Таким образом, целью данной работы является показать многообразие понятия «коммуникация».
Для этого передо мной стоят следующие задачи:
Объектом данного
Предметом исследования является
специфика взаимодействия, определяемая
социальными фактами.
Коммуникация - а) способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию; б) социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств ( вербальных, невербальных и тд.)
Коммуникация является объектом изучения многих наук - не только гуманитарных, но и точных. Каждая наука вычленяет из коммуникации как объекта исследования свой предмет изучения. Например, технические дисциплины изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации, создание специальных кодов - систем определенных символов и правил, при помощи которых можно представить необходимую информацию.
В прикладных исследованиях особое значение приобретают задачи, связанные с коммуникацией - разработка диалоговых систем типа "человек - компьютер", совершенствование статистических методов обработки и анализа информационных данных, создание искусственного интеллекта, реализация машинного перевода. Эти задачи разнообразны - от создания обучающих программ для овладения коммуникативными навыками на иностранном языке до методов преодоления нарушения речи как медицинской проблемы.
Этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации как общения в этнических ареалах.
Психология и психолингвистика рассматривает факторы, способствующие передаче и восприятию информации, причины, затрудняющие процесс межличностной и массовой коммуникации, а также мотивированность речевого поведения коммуникантов.
Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации - нормативным и ненормативным употреблением слов и словосочетаний в речи - устной и письменной, диалогической и монологической.
Паралингвистика специализируется на способах невербальной коммуникации - жестах, мимике и других несловесных коммуникативных средствах.
Социолингвистика исследует проблемы, связанные с социальной природой языка и особенностями его функционирования в различных социумах, а также механизм взаимодействия социальных и языковых факторов, обусловливающих контакты между представителями различных социальных групп.
Если для лингвиста, рассматривающего различные функции языка как средства общения, изучение получателя информации отходит как бы на второй план, поскольку относится к так называемым экстралингвистическим факторам коммуникации, то для социолога важно исследование коммуникации прежде как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения. Вот почему в социологии коммуникации, наряду с межличностной коммуникацией, всесторонне изучается массовая коммуникация. Основной задачей социолога при этом является исследование социальных факторов, обусловливающих влияние массовой коммуникации на формирование общественного мнения - отношения к социальным реалиям ценностям.
Социальная коммуникация - это такая коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе [1,c.1-3].
Социальная коммуникация решает четыре взаимосвязанных задачи:
1) интеграция отдельных индивидов в социальные группы и общности, и далее - в единую систему общества;
2) внутренняя дифференциация общества на группы, общности, социальные организации и институты;
3) отделение и обособление
общества и различных групп
общностей и организаций друг
от друга через взаимодействие,
что приводит к образованию
специфических социальных
4) создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения [2].
Социальная коммуникация, или социокоммуникация является предметом социологии коммуникации - специальной отрасли социологии, изучающей функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия - передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение асоциальным ценностям данного общества и Социума в целом. Помимо взаимодействия социальных и коммуникативных в межличностной, внутригрупповой и массовой коммуникации, эта дисциплина изучает уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, а также социально значимые категории и частные функции социальной коммуникации.
Между терминологическими вариантами "социология коммуникации" и "социокоммуникация" имеется определенное различие. В социологии коммуникации акцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее в русле социологических исследований, во взаимосвязи с собственно социологическими категориями. В социокоммуникации внимание концентрируется на коммуникации как процессе общения, механизм и закономерности которого обусловлены многими факторами, среди которых социальные факторы занимают центральное место. Тождество и различие в интерпретации содержания сопряженных областей исследования (ср. социологию языка, социологию лингвистики и социолингвистику, социологию психологии и социопсихологию) неизбежны [1,c.3].
Важно подчеркнуть, что
коммуникацию можно понимать
с разных сторон. Во-первых, коммуникация —
это деятельность. В этом смысле говорят
о речевой деятельности или вербальной
коммуникации, которая может быть устной
(говорение, слушание) и письменной (письмо,
чтение). При этом говорение и письмо является
более активными видами речевой деятельности,
т.к. это процесс создания высказываний,
а слушание и чтение — менее активными
видами, т.к. это процесс восприятия высказываний.
Поскольку речевая деятельность направлена
на высказывание (текст), ее можно определить
как текстовую деятельность: текстовоспринимающую,
текстовоспроизводящую, текстообразующую.
Если понимать
коммуникацию как деятельность, то важным
аспектом становится модель коммуникативного
деятеля, как субъекта этой деятельности
(коммуникативной личности). В этой модели
можно выделить следующие компоненты:
а) мотивационный — потребность (установка, интенция) в общении: коммуникативный деятельность должен не только хотеть вступить в общение, но и демонстрировать это желание в явном виде; при отсутствии данного компонента говорят о псевдокоммуникации или видимости общения;
б) когнитивный компонент: это познавательный и социальный опыт личности, образованность, общая и речевая культура;
в) функционально-технологический
— практическое владение
Важно подчеркнуть, что речевая
деятельность пронизывает все другие
виды человеческой деятельности: чем более
активную (субъектную) позицию занимает
человек в деятельности (трудовой, исследовательской,
художественной, игровой и т.д.), тем активнее
он проявляет себя и как коммуникативный
деятель. В этом смысле можно перефразировать
выражение: «Каков человек, таковы и речи»
в выражение: «В какую деятельность вовлечен
человек, такова и его речь».
Во-вторых, коммуникацию можно
понимать как действие. Речевое действие
имеет в своей структуре четыре фазы: ориентировка,
планирование, реализация, контроль. «Прохождение»
говорящим или пишущим всех этих фаз —
залог успешной коммуникации. Например,
недоработка на фазе ориентировки (когда
не учитываются особенности собеседника
(аудитории), нечетко продумывается замысел
высказывания), ведет к тому, что речь становится
неинтересной, а иногда и бесполезной.
«Проскакивание» фазы планирования ведет
к нарушению логики и целостности высказывания.
Отсутствие речевого самоконтроля тормозит
накопление позитивного речевого опыта
и заставляет человека наступать снова
на те же грабли.
Понимание коммуникации как
речевого действия актуализирует внимание
к этапам его реализации, на каждом из
которых коммуникативный деятель выступает
в особой роли (позиции). Вначале он является
концептуализатором, который занят общей
подготовкой высказывания, продумываем
его концепции (замысла). Затем переходит
в позицию формулировщика, который структурирует
высказывание в плане внутренней речи:
конструируется синтаксическая схема
предложения с установлением слотов (ячеек)
для слов, а затем происходит выбор (извлечение)
слов из лексикона и помещение их в слоты.
После этого осуществляется переход к
внешней речи в устной или письменной
форме: «Облако мысли проливается дождем
слов» (Л. Выготский): это позиция артикулятора.
Что является результатом речевого действия?
С одной стороны, это понимание реципиентом
сообщения и его интерпретация («Понятно
то, что может быть иначе выражено», —
писал А. Леонтьев). С другой стороны, -
это недопонимание, чтобы коммуникация
не остановилась, а продолжалась.
В-третьих, коммуникация — это процесс (акт). Одну из первых моделей коммуникативного процесса предложил американский математик Клод Шеннон в конце 40-х годов 20 века. Это так называемая линейная модель: источник → кодирующее устройство → сообщение → декодирующее устройство → приемник. В лингвистике идеи Шеннона проявились в интерпретации Р. Якобсона, а наиболее известной и удобной стала модель Г. Лассвелла, американского исследователя коммуникации в политической среде: «Who says what to whom in which channel with what effect»: Кто? (коммуникатор) → Что? (сообщение) → Кому? (реципиент) → Как? (канал, средства) → С какими последствиями? (результат воздействия). Понимание коммуникации как процесса и соответствующее его моделирование помогает четко структурировать, систематизировать это понятие.
Коммуникацию можно понимать и как компетентность — степень удовлетворительного владения нормами общения (речевого поведения). С точки зрения компонентного состава коммуникативная компетентность включает в себя языковую компетенцию как потенциал, владение базовыми языковыми знаниями и речевую компетенцию как способность к формулированию мысли и эмоционального состояния в процессе речевой деятельности; эта способность у каждого человека индивидуальна.
Выделяют :
- базовый уровень коммуникативной компетентности, определяющийся адекватностью речевого поведения, требованиями социальных канонов;
- высокий уровень, который характеризуется способностью проявлять позитивный вербальный имидж (этот уровень может быть соотнесен с речевой культурой) [3]
Таким образом коммуникация представляет собой сложный процесс, основными компонентами которого являются:
1) субъекты коммуникационного процесса- отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент);
2) средства коммуникации- код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картинки, ноты и т. д.), а также каналы, по которым передается сообщение от коммутатора к реципиенту (письмо, телефон, радио, телеграф и т.д.);
3) предмет коммуникации (какое-то явление, событие и т.п.)отражающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.);
4) эффект коммуникации- последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.
Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:
1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних- в единую и целую систему общества;
Информация о работе Понятие, сущностные характеристики социологии коммуникации