Понятия «общность» и «личность» в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:39, реферат

Краткое описание

Одной из центральных задач социологии личности является разработка личностной типологии. Для социологии важно не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в форме определенных признаков, присущих определенному множеству. Общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности, поэтому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятия «общность» и «личность» в социологии. 4
2. Структура личности. 5
3. Разновидности общностей и характерные черты массовых общностей. 6
4. Взаимоотношение личности и общества. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
Список Литературы 11Одной из центральных задач социологии личности является разработка личностной типологии. Для социологии важно не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в форме определенных признаков, присущих определенному множеству. Общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности, поэтому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат(социалогия).docx

— 30.31 Кб (Скачать файл)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятия «общность» и «личность» в социологии. 4

2. Структура  личности. 5

3. Разновидности общностей и характерные черты массовых общностей. 6

4. Взаимоотношение личности и общества. 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

Список Литературы 11

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из центральных задач  социологии личности является разработка личностной типологии. Для социологии важно не столько конкретное поведение  отдельного человека, обусловленное  его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в форме определенных признаков, присущих определенному множеству. Общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем  ему типе личности, поэтому предъявляет  свои требования к формированию социального  характера. Это находит воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации.

Различными проблемами теории личности были посвящены труды таких  мыслителей, как H. A. Бердяев, B. B. Розанов, M. M. Рубинштейн,

B. C. Соловьев и др. M. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, K. Маркс — формационную и классовую принадлежность. Свою типологию личности разработал и Л. Н. Гумилев, которую можно назвать теорией пассионарности. Широко распространены типологии,  в которых рассматриваются типы личностей в качестве носителей признаков определенных общностей – классов, социальных групп (рабочие, студенты, военнослужащие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятия «общность» и «личность» в социологии.

Личность – системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В повседневном и научном языке понятие «личность» очень часто употребляется наряду с такими терминами, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Однако эти слова далеко не синонимичны, между ними существуют немаловажные смысловые различия. Человек – понятие общее, родовое. Индивид – отдельный, конкретный человек как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Что касается понятия «личность», то оно служит для определения человека как социального существа.

Общество как  целостная социокультурная система  состоит из множества подсистем  с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности.

Социальная  общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. В данном определении следует подчеркнуть ряд моментов.

  • Во-первых, что социальные общности не являются умозрительными абстракциями, вычленяемыми учеными в целях удобства анализа общественной жизни или экспериментальными искусственными образованиями, а существуют реально, в самой деятельности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить.
  • Во-вторых, социальные общности — это не сумма индивидов, социальных групп или иных социальных образований, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем.
  • В-третьих, социальные общности являются объектами социального взаимодействия. Это значит, что они сами являются источником своего развития, самодвижения. Становление и функционирование социальной общности происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношений.
  1. Структура  личности.

В структуре личности можно  выделить биогенные, психогенные и  социогенные компоненты.

Биогенный компонент – физические данные, состояние здоровья. Этот компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека.

Психогенный компонент – эмоции, переживания, волевые устремления, память, способности и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.

Социогенный компонент:

а) объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже); б) способности к творчеству, знания, навыки;

в) степень овладения культурными  ценностями общества;

г) нравственные нормы, принципы;

д) способ реализации социальных качеств (семейная жизнь, труд, общественно-политическая, культурная деятельность, досуг).

 

 

 

 

  1. Разновидности общностей и характерные черты массовых общностей.

Значительно более существенным в классификации социальных областей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности.

Социальная  общность – реально существующее, относительно целостное множество индивидов, которое выступает самостоятельным субъектом социального и исторического действия (народность, нация, социальный слой, класс и т. д.);

Групповая общность (социальная группа) – разновидность, подкласс социальной общности и представляет собой определённый тип целостного объединения индивидов, который имеет внутреннюю и внешнюю структуру, характеризуется устойчивостью временных и пространственных границ, относительно высокой стабильностью существования; осуществляет совместную деятельность, устанавливает и регулирует формы межличностного общения; входит в более широкую общность в качестве структурного образования;

Массовая  общность – разновидность, подкласс социальной общности, которая существует наряду с групповой общностью и представляет собой множество индивидов, природа которого носит аморфный, неупорядоченный и случайный характер с неопределённым количественным и качественным составом; это экологические, политические и другие движения, массовые спортивные, фотолюбительские, филателистические и иные общественные объединения;

Территориальная общность – совокупность людей, обладающих единством отношений к определённой территории; это система экономических, коммерческих, технико-технологических, административно-управленческих, социокультурных связей между людьми определённого региона, области, города, села и т. д.

Сложная совокупность признаков позволяет делить все  общности на два наиболее широких  подкласса: массовые и групповые  общности.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

  1. Представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;
  2. Для них характерен ситуативный способ существования;
  3. Им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы;
  4. Вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц.

Типичным образцом массовых общностей являются участники  широких политических или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.).

Наиболее яркой  формой массовых общностей является толпа. Г.Тард определял толпу как «множество лиц, собравшихся в одно и то же время и в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием». Критиковать ее нельзя, обращаться к разуму бесполезно. Толпа делает из человека животное, ослабляя или уничтожая его индивидуальность.

 

 

 

 

  1. Взаимоотношение личности и общества.

В самом общем виде развитие личности можно представить как  процесс ее вхождения в социальную среду. Этот процесс включает в себя три стадии:

1. Адаптация – предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами и средствами деятельности.

2. Индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, как все в группе, – и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой стадии начинается поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации.

3. Интеграция – детерминируется противоречиями между стремлением субъекта проявить свою индивидуальность, с одной стороны, и потребностью общности культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые ей импонируют, способствуют успеху совместной деятельности, – с другой стороны. На стадии интеграции складываются и закрепляются новообразования личности, которые отвечают потребностям, ценностям и стандартам социальной группы. Если противоречие между индивидом и группой не разрешается, то наступает стадия дезинтеграции: личность либо вытесняется из группы, либо изолируется внутри группы, либо заново проходит стадию индивидуализации.

В результате развития своих  членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена  коллектива, тем более дееспособным является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма  не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели, к общности социальных и производственных интересов. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным. Высшая цель коллектива – создание условий для раскрытия индивидуальности и полноценного развития каждого члена группы.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого невозможно существование  группы как единого целого. А. В. Петровский считает необходимым при классификации  групп учитывать характер межличностных  отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия реальных контактных групп:

1. Диффузная группа – группа, в которой взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями;

2. Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;

3. Корпорация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;

4. Коллектив – группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно и общественно значимым содержанием групповой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждое общество ценит  определенные личностные качества выше других. Любое новое поколение  проходит свой путь освоения культуры общества, в котором ему приходится жить. Процесс, обучающий нас быть членами общества, в котором мы родились, разделять и понимать его  культуру, вследствие чего происходит становление индивида, называется социализацией. B течение жизни меняются сам человек, его вкусы, привязанности, статусы, роли и т. д. Общество тоже постоянно развивается, меняются его структура, цели, задачи, ценности, нормы и т.д. Социализация помогает людям строить свои отношения c другими членами общества, обществом в целом. Это позволяет им чувствовать себя уверенно в этом обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы

  1. Волков, Ю. Г. Социология [Текст] / под общей ред. док. философ. наук, проф. В. И. Добренькова. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 576 с.
  2. Кончанин, Т. Л. Социология [Текст] / Т. Л. Кончанин,

С. Я. Подопригода, С. Н. Яременко. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – 480 с.

  1. Мачурова, Н. Н. Социология [Текст] : метод. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / Н. Н. Мачурова. – Сыктывкар : СЛИ, 2006. – 73 с.
  2. Радугин, А. А. Социология [Текст] : курс лекций / А. А. Радугин,

К. А. Радугин. – М. : Центр, 2001. – 223 с.

 


Информация о работе Понятия «общность» и «личность» в социологии