Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:46, контрольная работа
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.
Введение………………………………………………………………………1
1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности………………………………………………………………..2
2. Теории развития личности……………………………………………4
3. Основные факторы формирования личности, ее социализации…..10
Заключение……………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………..15
Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестаёт существовать, когда они на него не смотрят. Существование данной стадии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой.
Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.
В возрасте от семи до одиннадцати лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из 6 палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, ещё не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.
В возрасте примерно от двенадцати до пятнадцати лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а так же размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умение и навыки, усвоенные на этой стадии.
Фрейд считал, что Суперэго осуществляет нравственную функцию, поощряет и наказывает Эго за его поступки. Гарвардский психолог Лоренс Колберг (1963), придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в которой чувствуется сильное влияние теории Пиаже.
Колберг выделил шесть стадий
нравственного развития личности, которые
сменяют друг друга в строгой последовательности
аналогично познавательным стадиям у
Пиаже. Переход от одной стадии к другой
происходит в результате совершенствования
когнитивных навыков и способности к сопереживанию
(эмпатии). В отличие от Пиаже Колберг не
связывает периоды нравственного развития
личности с определенным возрастом. В
то время как большинство людей достигают,
по крайней мере, третьей стадии, некоторые
на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.
Две
первые стадии относятся к детям, которые
еще не усвоили понятий о хорошем и плохом.
Они стремятся избежать наказания (первая
стадия) или заслужить поощрение (вторая
стадия). На третьей стадии начинают формироваться
собственные понятия о хорошем и плохом,
люди в основном стремятся приспосабливаться
к окружающим, чтобы заслужить социальное
одобрение. На четвертой стадии люди осознают
интересы общества и правила поведения
в нем. Именно на этой стадии формируется
нравственное сознание: человек, которому
кассир дал слишком много сдачи, возвращает
её, потому что это «правильно». Как считает
Колберг, на последних двух стадиях люди
способны совершать высоконравственные
поступки независимо от общепринятых
ценностей.
На пятой стадии люди
осмысливают возможные противоречия между
различными нравственными убеждениями.
На этой стадии они способны делать обобщения,
представлять себе, что произойдет, если
все будут поступать определенным образом.
Так формируются собственные суждения
личности о том, что такое «хорошо» и что
такое «плохо». Например, нельзя обманывать
налоговое управление, ведь если бы все
так поступали, наша экономическая система
развалилась бы. Но в некоторых случаях
может быть оправдана «ложь во спасение»,
щадящая чувства другого человека.
На шестой стадии у людей
формируется собственное этическое чувство,
универсальные и последовательные нравственные
принципы. Такие люди лишены эгоцентризма;
они предъявляют к себе такие же требования,
как и к любому человеку. Наверное, Махатма
Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг
и были мыслителями, достигшими этой высшей
стадии нравственного развития.
Экспериментальные исследования
выявили некоторые недостатки теории
Колберга. Поведение людей часто не вполне
соответствует той или иной стадии: даже
находясь на одной и той же стадии, они
могут вести себя по-разному в сходных
ситуациях. Кроме того, возникли вопросы
относительно шестой стадии развития
личности: правомерно ли считать что несколько
выдающихся деятелей в истории человечества
достигли какого-то особого уровня развития
своей личности? Быть может, дело скорее
в том, что они явились на определенном
историческом этапе, когда их идеи обрели
особое значение. Однако, несмотря на критику,
труд Колберга обогатил наше понимание
развития нравственности.
Психолог Роджер Гоулд (1978) предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной нами.
Он считает, что социализация
взрослых не является продолжением социализации
детей; она представляет собой процесс
преодоления психологических
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» – бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт социально – исторического и онтогенетического развития человека.
А.Н. Леонтьев подчёркивал
невозможность поставить знак равенства
между понятиями «личность» и
«индивид» ввиду того, что личность
– это особое качество, приобретаемое
индивидом благодаря
Личность невозможна вне
социальной деятельности и общения.
Только включаясь в процесс
Человек более универсален, его биологическая организация позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в социально - сконструированной реальности. Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него “жилище”. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу). Ведь социализация-это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм. У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и "не-собой", между «Я» и «не-я». Овладение прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве – это стадии одного процесса, а именно – осознания своего «Я».
Проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки дозволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательство ровесников? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?
Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже проклёвывается личность. Развитая индивидуальность рождает пока ещё не развитую личность. Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественных границ. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения. Процесс социализации объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, общественное, становиться личностью.
Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.
Социализация – это
процесс усвоения индивидом образцов
поведения, ценностей, необходимых
для его успешного
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.
Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.
Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса.
В XX веке в социологии запада
утвердилось понимание
Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.
Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества.
Процесс социализации личности
- это процесс превращения
В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.
Заключение
Понятие «личность» показывает,
как в каждом человеке индивидуально
отражаются социально значимые черты
и проявляются его сущность как
совокупность всех общественных отношений.
Социология стремится выявить социальные
основы формирования личностных качеств,
социальное содержание и социальные
функции существующих в обществе
типов личности, т.е. изучить личность
и как источник общественной жизни,
и как ее реальный носитель. Конечно
же, личность с точки зрения социологии,
обозначает единичного человека, проявляющего
социально значимые черты индивидуальной
жизнедеятельности благодаря
Таким образом, социология личности – отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов; 2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.
Список литературы
1. Бельский В.Ю. Социология для юристов / Под ред. В.Ю.Бельский. – Москва Проспект, 2005.-c.506
2.Боровик В.С., Кретов Б.И. Основы политологии и социологии // В.С. Боровик, Б.И. Кретов. – М.: Высшая школа, 2004.-c.414
3. Лавриненко В.Н. Социология: Учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-c.267
4. Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов (экспресс-справочник для студентов вузов)// Под ред. С.И. Самыгин, Г.О. Перов.- издательский центр «МарТ», 2004 г.-c.518
5. Кравченко А.И. Социология: Учебник/ Под ред.А.И. Кравченко – М.: Проспект, 2005.-c.378
Информация о работе Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»