Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:57, практическая работа
Целевая аудитория: газета массовая; позиционирует себя как «газета для всей семьи», основная часть читателей – ядро целевой аудитории газеты составляют высокообразованные работающие люди среднего возраста со средним и высоким доходом; 17% читателей- руководители предприятий и владельцы собственного бизнеса;
каждый выпуск газеты доставляется всем депутатам Госдумы РФ, членам Совета Федерации, в администрацию президента, Правительство России, десятки государственных учреждений в Москве и регионах
Министерство образования и науки РФ
Новосибирский
государственный университет
Институт менеджмента
Кафедра социальных коммуникаций и социологии управления
Индивидуальное задание
по дисциплине «Контент-анализ»
на тему: «Портрет издания «Аргументы Неделi»»
Выполнила: Таскаева Ю.М.
Проверила: Ровбель С.В.
Новосибирск
2012
Каталог публикаций.
Исследовалась выборочная совокупность публикаций газеты «Аргументы Неделi» за период с 2006 года по 2012 год, начиная с №1, заканчивая №331. Шаг выборки составил 10 единиц совокупности. Проанализировано 34 газетных издания.
Программа исследования.
Проблема:
редакция имеет долгосрочные госконтракты с Министерством регионального развития РФ, Постоянным Комитетом Союзного государства;
газета также является постоянным информационным партнером ведущих театров, концертных площадок, выставочных комплексов России
17% читателей- руководители предприятий и владельцы собственного бизнеса;
каждый выпуск газеты доставляется
всем депутатам Госдумы РФ, членам
Совета Федерации, в администрацию
президента, Правительство России,
десятки государственных
Многие публикации еженедельника становятся резонансными и имеют высокий индекс цитируемости на телевидении, радио и в Интернете
наука, книги, тема номера, политика, экономика, общество, соцпакет, армия, спорт, культура, шоу-бизнес, кино, туризм, расследования, криминал, шпионаж, город М, история, сад-огород, здоровье, образование, в мире, говорят что…, психоанализ.
Цель: создать портрет издания (газета «Аргументы Неделi»).
Задачи:
- Выявить рубрику, которая
является самой постоянной, в
рамках которой публикуется
- Проследить по годам динамику рубрик, которым отдается предпочтение в издании.
- Выявить преимущественное
содержание нетематических
Объект: газета «Аргументы Неделi» за период с 2006 года по 2012 год
Предмет: содержание, наполнение газеты.
Гипотезы:
- Самые популярные рубрики издания - «Политика», «Экономика» и «Общество», следовательно они занимают сравнительно большую часть площади газеты.
- Изначально в газете
преобладают рубрики «Политика»
- Нетематические рубрики будут освещать прежде всего события мировой политики.
Категории и синонимичные группы.
Категориям в данной работе соответствуют различные сферы общественной жизни, которые затрагиваются в публикациях газеты «Аргументы Неделi». Синонимичные ряды выстраиваются из конкретных рубрик издания, соответствующих определенной общественной сфере.
Сфера |
Рубрика |
Общественно-политическая |
Политика |
Общество | |
Соцпакет | |
Нетематические рубрики |
Тема номера |
Говорят что… | |
В мире | |
Город М | |
Досуг |
Спорт |
Сад-огород | |
Здоровье | |
Шоу-бизнес | |
Туризм | |
Культура |
Культура |
История | |
Образование | |
Наука | |
Кино | |
Книги | |
Экономика |
Экономика |
Закон |
Криминал |
Расследование | |
Оборона и гос.безопасность |
Армия |
Шпионаж | |
Психология |
Психоанализ |
Таблицы контент анализа.
Таблица 1. Содержание издания (по рубрикам)
Таблица 2. Содержание рубрики «Тема номера»
Количественный анализ.
Общее число рубрик, содержащихся в издании, колеблется от 12 до 20. Проанализируем диаграмму «Динамика наполненности издания рубриками». Резкого изменения в количестве рубрик на протяжении всего времени издания газеты не наблюдается. Но заметна тенденция к увеличению их числа.
По итогам подсчетов, можем выстроить иерархию рубрик в соответствии с частотой появления их в газете.
Наиболее часто публикуемые рубрики:
Кол-во номеров газеты, в которых присутствует рубрика |
Название рубрики |
34 |
Политика, Общество, Экономика, Спорт, Здоровье, История |
33 |
Тема номера, Культура |
32 |
Сад-огород |
Наименее часто публикуемые рубрики:
Кол-во номеров газеты, в которых присутствует рубрика |
Название рубрики |
6 |
Туризм, Образование, Наука |
3 |
Кино, Книги |
Также мы можем проанализировать содержание рубрики «Тема номера». Чаще всего в этой рубрике обращаются к темам «Расследование» (десять номеров газеты) и «Наука» (восемь номеров газеты). Общественная и политическая тематика прослеживается в четырёх и пяти номерах газеты соответственно. К теме «Криминал» можно отнести только два выпуска издания. Всего один раз публиковалась эта рубрика на темы «Образование», «История», «Здоровье», «Спорт». На основании этих данных составлена гистограмма:
Качественный анализ:
На основании тенденции к увеличению числа рубрик в издании, можно сделать несколько выводов:
Таким образом, в зависимости от интеллектуальных возможностей читателя, формируется либо многомерное, всестороннее восприятие действительности, либо «мозаичное» знание – множество разнородной информации, несоединенной воедино в сознании человека.
Следует отметить также такую тенденцию – современный человек живёт в быстром темпе, и информацию он поглощает так же. Поэтому ему нужно, чтобы СМИ (в данном случае газета «Аргументы Неделi») давали им самое главное, «концентрированные» идеи, короткие, но содержательные описания. Из этих потребностей читателей и вытекает то, что газета всё больше наполняется информацией, различной по содержанию, увеличивается число рубрик. Но не всегда с этим разнообразием сочетается богатство и насыщенность информации.
Из вышесказанного следует, что гипотеза, о том, что расширяется тематика рубрик газеты подтверждается, но дополняется так же причинами такого расширения и последствиями.
Гипотеза, о том, что самыми популярными рубриками издания являются «Политика», «Экономика» и «Общество», подтвердилась. Однако она не является исчерпывающей. По итогам исследования становится ясно, что тематика газеты несколько шире. Журналисты обращаются так же к спортивной, исторической, культурной тематике, множество статей посвящено здоровью. Здесь прослеживается двухстороннее действие. С одной стороны, в обществе наметилась тенденция к сохранению здоровья человека, можно сказать мода на спортивный образ жизни. И естественно, что издание стремится быть современным, пытается улавливать желания и потребности читателей. Следовательно, публикует ту информацию, которая интересует читателей. С другой же стороны, газета может выступать инструментом формирования представлений её читателей. Она оказывает на них влияние, например, просвещает культурно, стремится выработать интерес к истории, искусству. Таким образом, газета не является пассивным исполнителем желаний читателей.
Также необходимо отметить и тот факт, что такие рубрики как «Кино», «Книги» и «Образование» значительно отстают по популярности. Но важен тот факт, что данное отставание связано не с упадком интереса к данным областям, а с тем, что раньше им не уделялось внимание. Сейчас же наблюдается постепенное возрастание интереса к таким важным темам. Общественность начинает приходить к мысли, что образование (а неразрывно с ним и книги) является неотъемлемой частью становления успешного, востребованного человека.
Теперь перейдём к анализу нетематической рубрики «Тема номера». Эта рубрика является довольно важной составляющей газеты и освещает самые актуальные и важные события, интересующие общественность. На первое место по частоте появления в издании вышла тематика «Расследование». Это можно объяснить тем, что зачастую проблемы, ситуации, волнующие читателей, являются довольно сложными, «многослойными», в них сложно разобраться без подробного анализа и специальной разработки темы. Расследование же подразумевает подобный подход к проблеме. Журналист, работая в рамках данной рубрики, полностью погружается в тему, разбирает её на части, выделяет главное, второстепенное, описывает причины и следствия, основные действующие лица, и уже в таком, упрощенном виде представляет читателям. Таким образом, современный читатель получает интересующие, волнующие его ответы, не прилагая при этом усилий. При этом существует закономерность – расследования чаще всего касаются внутригосударственных вопросов, не выходят за рамки страны. Следовательно, можно сказать, что российское общество всё еще ориентировано на решение внутренних проблем, они являются более существенными и важными, нежели проблемы межгосударственного, мирового масштаба.
К таким же, сложным, требующим специального образования, но крайне важным для общественности темам относится наука. Её достижения, новые возможности вызывают неослабевающий интерес читателей.
Так же довольно часто с помощью данной рубрики делается акцент на политической и общественной темах, так как данная тематика интересует определенный, довольно широкий слой общества.
Тем не менее, выдвинутая гипотеза о том, что данная нетематическая рубрика будет освещать в первую очередь события мировой политики, не подтвердилась. Межгосударственные отношения, проблемы, происшествия для значительной части читателей остаются второстепенными по сравнению с внутригосударственными проблемами, которые напрямую отражаются на жизни каждого человека.