Постмодернистское видение культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 15:55, реферат

Краткое описание

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является, прежде всего, культурой постиндустриального, информационного общества. Вместе с тем он выходит за рамки культуры и в той или иной мере проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. В силу этого общество оказывается не только постиндустриальным и информационным, но и постмодерным. Наиболее ярко постмодернизм проявил себя в искусстве.

Содержание

1. История возникновения…………………………………………3
2. Основные черты и особенности культуры постмодернизма…4
3. Массовая культура………………………………………………6
4. Постмодернизм в искусстве…………………………………….7
5. Заключение………………………………………………………10
6. Используемая литература………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

Постмодернистское видение культуры.docx

— 38.08 Кб (Скачать файл)

Массовая культура представляет собой  естественное порождение современной  цивилизации со всеми плюсами  и минусами. Учитывая все вышесказанное, сформулируем ряд ключевых ее особенностей. К ним относятся:

 

  • тиражируемость. Это главная отличительная черта мидкультуры, поскольку традиционно культурная ценность или событие рассматривались как нечто уникальное, неповторимое, обладающее собственной "аурой". Практика технического воспроизводства стирает грань между копией и оригиналом, нивелируя его художественную ценность;

 

  • создание сложного и тонкого  механизма манипулирования потребностями. Человек представлен в этом типе культуры, прежде всего, как потребитель. Потребление становится ключевой формой деятельности, завершенной системой ценностей, важнейшим средством социального контроля. Вещь выступает прежде всего в своей знаковой функции, представляя реальность и систему престижа;

 

  • медиативность (от слова "медиа" - средство сообщения). С тех пор, как канадский философ и социолог М. Маклюэн дал одной из своих книг название, ставшее затем афоризмом - "Средство сообщения - это само сообщение", распространилось убеждение, что наибольшее влияние на человека оказывают не столько содержание, сколько способ и форма передачи информации. Перестав быть просто передаточным механизмом, медиа стали основным средством производства культуры. Безусловный лидер в этом - телевидение. Масс-медиа через создаваемый ими набор образов определяют наше восприятие реальности: от идеологических и политических пристрастий до форм и ритуалов интимных отношений, от стиля жизни, одежды и жилья до выбора увлечений;

 

  • акцент на всех проявлениях телесности, даже самых интимных. Идеология массовой культуры формирует отношение к  собственному телу как к эстетическому  объекту - самоценной красивой вещи

 

  • интеграция в повседневную жизнь, стремление "давать людям то, что  они хотят". Массовая культура использует  естественное стремление человека компенсировать эмоциональную монотонность будней. Она работает с "вечными" темами (желание любви, страх перед неведомым, жажда успеха, тяга к экзотике и чуду), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию - как в сериале или детективе. Для массовой культуры характерен точный выбор адресатов-потребителей (возраст, пол, социальный статус, национальность и т.д.) и соответствующих предполагаемой аудитории художественных и технических приемов;
  • создание новых условий для самовыражения и самореализации человека. Безграничные технические возможности, способность репродуцировать и популяризировать искусство, создавать на стыке традиционных, классических творческих методов и форм образной системы массового искусства талантливые произведения, по-новому насыщать культурой среду обитания (дизайн, сложная бытовая техника, пропаганда различных техник и средств "окультуривания" тела) позволяют объединить "преисподнюю быта" с целостностью культуры. Обратной стороной этого процесса является неизбежная адаптация, усреднение, профанация содержания высокой культуры, игра с культурными традициями. В частности, в искусстве возникает жанр интеллектуального китча.

 

Таким образом, массовая культура, превращая  общезначимые ценности и маргинальные художественные эксперименты в часть  массового "наивного" сознания, способствует его обогащению и развитию. В то же время, фиксируя иллюзии, надежды и настроения, массовая культура оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество, в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции.

 

Признание за массовой культурой роли посредника стало сигналом начала нового этапа  культурного развития, который окрестили "постмодерном" ("постсовременностью").

 

 

 

Постмодернизм в искусстве

 

 

В настоящее  время уже можно говорить о  постмодернизме как о сложившемся  стиле искусства со своими типологическими  признаками.

 

  • использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение  этих готовых форм не имеет принципиального  значения: от утилитарных предметов  быта, выброшенных на помойку или  купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна. По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания.

 

Таким странным образом постмодерн демонстрирует  свою крайнюю традиционность и противопоставляет  себя нетрадиционному искусству  авангарда. «Художник наших дней — это не производитель, а апроприатор… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс). Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) — демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность» (Ж. Бодрийяр).

 

При этом в  постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается  из естественного окружения или  контекста, и помещается в новую  или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая

 

  • маргинальность.Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек).

 

Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и Барокко, звуки современной электронной музыки, представляющей из себя сплошной поток соединённых между собой так называемыми «ди-джейскими сводками» [смиксованных] готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и проститутка(вариант — Ленин и Микки-Маус) в произведении соц-арта — все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского дискурса.

 

Эти вышеназванные  свойства позволяют некоторым исследователям ставить знак равенства между  посмодернизмом и китчем. Трудно согласиться с такой радикальный интерпретацией. Китч, как стилистическая основа массовой культуры, мэйнстрима, безусловно заимствует, но не из лона мировой традиции и классики, а фактически из самого себя, опираясь при этом исключительно на сиюминутную массовую моду. Кроме того, в китче подражание высокой культуре (без использования при этом ее достижений и духовного потенциала) носит принципиально серьёзный, можно сказать, пафосный и высокопарный характер, несомненно придающий китчу явный налёт пошлости (являющейся его неотъемлемым стилистическим признаком).

 

Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.

 

  • ирония  — вот следующий типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской  установке на новизну противопоставлено  устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире.

 

Отмечается  сходство постмодернизма не только с  массовой культурой и китчем. Гораздо  более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции. Таким  образом, постмодерн наследует

  • синтетичность как типологический признак. Причем, если в соцреалистическом синтезе различных стилей сохраняется их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это

 

  • сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте.

 

В настоящее время посмодернизм рассматривается как новый художественный стиль, отличающийся от авангарда возвратом к красоте вторичной реальности, повествовательности, обращением к сюжету, мелодии, гармонии вторичных форм.

 

Между тем, критика постмодернизма носит  тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую  тотальность) и принадлежит как  сторонникам современного искусства, так и его неприятелям. Уже  заявлено о смерти постмодернизма (подобные эпатирующие высказывания после  Р. Барта, провозгласившего «смерть Автора», постепенно принимают вид расхожего штампа), постмодернизм получил характеристику культуры second hand.

 

Принято считать, что в постмодерне нет  ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как строительный материал все какие угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек) , а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая из положения, что «искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения» (Турчин).

 

Принимая  во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, хочется обратить внимание на его  бесспорные обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего  ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению  прошлого культуры с ее настоящим.

 

Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой  культурой, и отрицает любую тотальность  в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур».

Заключение

 

Постмодернизм представляет собой исключительно сложное  явление. Поэтому в одном из определений  Ж.-Ф. Лиотара он понимается как «неуправляемое возрастание сложности». Такое определение отражает важный аспект постмодернизма, но является слишком общим и широким. Более существенные моменты данного феномена затрагиваются при его сопоставлении с модернизмом. В этом плане наиболее адекватным и удачным выглядит определение, которое дает постмодернизму американский социолог 3.Бауман. В несколько измененном виде его можно сформулировать так: постмодернизм - это модернизм, признавший свое поражение и свою невозможность.

Модернизм поставил перед  собой грандиозные и глобальные цели. Бросая вызов богу, он вознамерился перетворить человека, общество, природу и Вселенную. В соответствии с поставленными задачами природа должна была быть преобразованной и покоренной, в обществе должны установиться подлинно справедливые межчеловеческие отношения, а сам человек должен стать в высшей степени совершенным существом, в полной мере обладающим сознанием и самосознанием.

Таков был проект модернизма. Его осуществление продолжалось примерно два столетия. К середине XX в. стало ясно, что значительная часть проекта оказалась невыполненной, а не менее значительная часть - вообще невыполнимой.

Все это вызвало глубокий кризис модернизма, следствием которого стал постмодернизм. Он выражает глобальный ценностный кризис. Постмодернизм указывает  на то, что весь предшествующий путь развития человечества оказался в значительной степени ошибочным и требует  существенных корректив. В то же время он означает переходное состояние и переходную эпоху, оставляя вопрос о будущем открытым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Дженкс Ч. А. Язык архитектуры постмодернизма. – М. 1985.
  2. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. -М.: Интрада, 1998.
  3. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000.
  4. Силичев Д.А. Постмодернизм: экономика, политика, культура. Уч. пос. М., 1998.
  5. Постмодернизм и культура. М., 1991.
  6. На путях постмодернизма. М., 1995.

 


Информация о работе Постмодернистское видение культуры