Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:26, реферат
Понятие "потребность в браке" охватывает поведение индивидов уже на этапе выбора брачного партнёра (даже если речь идёт только о фактическом браке), а также на этапе вступления в брак. Сюда же относятся внутренняя и внешняя мотивировка и субъективная оценка собственного брачного поведения. Необходимо чётко разграничивать потребность в браке и потребность в брачном партнёре. На современном этапе развития общества всё более доминирует потребность в брачном партнёре, но не в браке. Именно из-за ослабления потребности в браке происходит постоянное увеличение числа разводов. При этом на уровне отдельной распадающейся брачной пары могут быть ссылки на различного рода несовместимость со своим брачным партнёром.
Понятие "потребность в браке"
охватывает поведение индивидов
уже на этапе выбора брачного партнёра
(даже если речь идёт только о фактическом
браке), а также на этапе вступления
в брак. Сюда же относятся внутренняя
и внешняя мотивировка и
Прежде, чем давать определение понятию
"потребность в браке", необходимо
уточнить, что такое брак. С.И. Голод определяет
брак как "санкционированную и регулируемую
общественно-историческую форму отношений
между мужчиной и женщиной, устанавливающую
их права и обязанности по отношению друг
к другу и к детям". Подобное определение
с незначительными расхождениями широко
распространено в отечественной и зарубежной
научной литературе; по этому вопросу
не существует серьёзных разногласий.
Брак, иными словами, является формой институционального
закрепления отношений между супругами.
Супружество же выступает важнейшей подструктурой
семьи, ответственной за воспроизводство
поколений. Поэтому потребность в браке
это - потребность социализированного
индивида в санкционировании обществом
его отношений с брачным партнёром, т.е.
в приобретении определённого социального
статуса (брачного) со всеми вытекающими
из этого положительными для индивида
последствиями. Следовательно, потребность
в браке имеет социальную природу.
Другое дело - потребность в брачном партнёре
(или потребность в отношениях супружества,
что - одно и то же), имеющая индивидуальную
природу, поскольку это - потребность в
определённых отношениях с представителем
противоположного пола (причём не обязательно
только сексуальных), а также в определённой
поддержке с его стороны (материальной,
эмоциональной и др.), но без изменения
брачного статуса.
Таким образом, потребности в брачном
партнёре и в браке соотносятся как индивидуальная
и институциональная стороны единой брачной
потребности. Брак это - санкционируемая
форма длительных отношений между мужчиной
и женщиной, налагающая на обе стороны
определённые обязательства и дающая
обеим сторонам ряд преимуществ.
В традиционном обществе внебрачные отношения
осуждались; к детям, появлявшимся в результате
таких отношений, применялись, как правило,
негативные санкции. Отношение к расторжению
брака и отказу от вступления в него (кроме
случаев по религиозным мотивам) также
было отрицательным. Развод допускался
только в случае грубых нарушений правил
семейной жизни любым из супругов, т.к.
брак с девиантным партнёром не давал
другому супругу тех преимуществ, которые
давал нормальный брак. Развод в таком
понимании приравнивался к наказанию
за преступление и считался событием чрезвычайным,
к разведённым также применялись негативные
санкции. Возможно было расторжение брака
против воли обоих супругов.
В современном обществе, в том числе российском,
наблюдаются высокая разводимость, рост
внебрачной рождаемости, увеличение числа
нерегистрируемых брачных союзов и т.д.
Характерной особенностью отношений в
сфере брака и семьи в современном обществе
выступает переход от объективных причин
для развода (пьянство, супружеская измена,
бесплодие, неспособность материально
обеспечить семью и т.д.) к субъективным
(например, отсутствие любви друг к другу).
Отсутствие любви друг к другу является
одной из наиболее распространённых причин
для развода в настоящее время, хотя разводы
и по причинам объективного характера
всегда были и будут широко распространены.
Воспроизводство населения это - непрерывная
смена поколений. Воспроизводство населения
называется также его естественным движением.
Оно включает в себя рождаемость, смертность
и естественный прирост. Различают три
основных режима воспроизводства населения:
расширенное, простое и суженное. При расширенном
воспроизводстве численность последующих
поколений больше, чем численность предыдущих,
при простом - численность последующих
поколений равна численности предыдущих,
при суженном - численность последующих
меньше численности предыдущих.
Для оценки воспроизводства населения
применяются следующие показатели:
суммарный (общий) коэффициент плодовитости
(или фертильности), он же - показатель
суммарной общей плодовитости;
повозрастные коэффициенты плодовитости
(фертильности), или же - показатели возрастной
плодовитости;
валовой показатель воспроизводства (т.
н. "брутто-коэффициент);
чистый показатель воспроизводства (или
т. н. "нетто-коэффициент).
Рождаемость это - процесс возобновления
новых поколений, в основе которого лежат
биологические и социальные факторы, в
первую очередь способность человеческого
организма к воспроизводству потомства,
а также социальные нормы и ценности, в
том числе религиозные. Интенсивность
рождаемости обычно измеряется показателями,
отражающими частоту рождений в определённой
группе населения. Наиболее широко используется
общий коэффициент рождаемости. Кроме
общего коэффициента рождаемости за год,
пяти - или десятилетний интервал, рассчитываются
показатели рождаемости за период меньше
1 года, например, за месяц, квартал, полгода
и т.д.
На численное значение общих коэффициентов
рождаемости непосредственно влияют характеристики
половозрастной структуры населения,
т.е. распределение проживающих на данной
территории по полу и возрасту. Например,
если при прочих равных условиях в структуре
населения увеличится либо удельный вес
лиц репродуктивного возраста, либо доля
женщин, то возрастут и общие показатели
рождаемости. Поэтому общие коэффициенты
ещё называют грубыми коэффициентами
рождаемости. Чтобы снять влияние возрастной
структуры населения, используют повозрастные
(частные) коэффициенты рождаемости, которые
рассчитываются как соотношение числа
рождений, произошедших в определённой
возрастной группе, и средней численности
данной группы за рассматриваемый период.
При измерении уровня рождаемости используют
также коэффициенты суммарной интенсивности
рождаемости, отражающие число рождений,
произошедших в реальном поколении к определённому
возрасту, в расчёте на 1 или на 1000 человек.
Обычно рассчитывают среднее число рождений
на 1 или 1000 женщин определённого года
рождения к возрасту 20, 25, 30, 35, 40, 45 и 50 лет.
Данный показатель также рассчитывается
для поколений (или когорт) женщин, выделенных
по другим социально-демографическим
характеристикам, например, по году вступления
в брак, по длительности нахождения в браке,
по типу населённого пункта и т.д.
Показатель суммарной рождаемости реального
поколения, рассчитанный к возрасту 50
лет, называют также коэффициентом исчерпанной
рождаемости когорт, поскольку к этому
возрасту исчерпываются биологические
возможности деторождения вне зависимости
от того, как варьировался уровень рождаемости
в течение всего репродуктивного периода
(15-49 лет). Коэффициенты рождаемости по
когортам (особенно коэффициент исчерпанной
рождаемости) вообще не зависят от влияния
структурных факторов.
Уровень рождаемости, складывающийся
на определённой территории (стране или
регионе), в определённый период времени
и измеряемый принятыми в демографии показателями
(различные коэффициенты рождаемости),
зависит от двух факторов. Первый это -
демографическая структура, под которой
понимается распределение населения по
полу и возрасту, брачному статусу и другим
параметрам. Второй - репродуктивное поведение,
количественными показателями которого
выступают среднее число детей в семье
или среднее число детей, рождённое женщиной
за всю её жизнь. Число детей в семье, а
также величину протогенетического и
интергенетического интервалов определяет
система социального контроля.
Репродуктивное поведение это - система
действий и отношений, опосредующих рождение
определённого числа детей в семье, а также
вне её (вне брака). Репродуктивное поведение
в значительной степени определяется
репродуктивными социальными нормами.
Репродуктивные нормы это - существующие
в общественном мнении образцы и стереотипы
подобающего (или должного) поведения,
относящегося к рождению определённого
числа детей в семье, и принятые в тех общностях,
к которым принадлежит или хотел бы принадлежать
индивид.
Подобно любым другим социокультурным
нормам, репродуктивные нормы (или нормы
детности) усваиваются личностью в качестве
средств регуляции поведения и образуют
основу внутреннего социального контроля,
обеспечивающего согласованность целого
ряда действий и поступков, имеющих отношение
к рождению детей. Выделяется два типа
репродуктивного поведения: рутинное
и проблемное.
При рутинном репродуктивном поведении
выбор отсутствует, процесс принятия решений
не включается, а его результаты соответствуют
ожидаемым, т.е. определяются действием
социальных норм. В этом случае события
развиваются машинально, не встречая никаких
неожиданностей и препятствий. Поведение
машинально и рутинно, когда результат
соответствует ожиданиям.
Проблемным репродуктивное поведение
становится в том случае, когда в естественный
ход событий вмешивается нечто неожиданное,
когда результат не соответствует ожиданиям,
когда на пути рутинного репродуктивного
цикла возникают барьеры. В этом случае
возникает проблемная ситуация, т.е. проблема,
которую необходимо разрешить, использовав
свободный выбор. Проблемные ситуации
представляют наибольший интерес для
социологического анализа.
А.И. Антонов выделяет 7 рутинных и 7 проблемных
типов репродуктивного поведения. Основной
критерий выделения рутинных и проблемных
ситуаций - чередование применения и неприменения
контрацепции в зависимости от соотношения
между величиной потребности в детях и
их фактическим числом. При совпадении
этих двух величин супруги во всех типах
репродуктивного поведения будут стремиться
предотвратить беременность, а при наступлении
последней - к её прерыванию. Если же фактическое
число детей в семье меньше величины потребности
в детях, то поведение может быть как рутинным,
так и проблемным.
В условиях многодетности основной проблемой
оказывается отсутствие зачатия и родов,
т.е. нарушения плодовитости. Аналогичная
ситуация может иметь место и в условиях
малодетности, когда нарушения плодовитости
мешают удовлетворить потребность даже
в одном или двух детях. В условиях малодетности,
когда преобладает потребность в одном
или двух детях в семье, чаще всего встречаются
проблемные ситуации, связанные с неэффективной
контрацепцией. Эти ситуации приобретают
особую значимость, когда фактическое
число детей больше величины репродуктивной
потребности.
По поводу понятия "репродуктивная
потребность (потребность в детях)"
только в отечественной научной литературе
существует значительное число различных,
зачастую прямо противоположных точек
зрения. Ряд авторов, в частности Л.Е. Дарский,
П.А. Эглите, вообще отрицают наличие такой
специфической потребности. А.И. Антонов,
С.И. Голод, А.Г. Вишневский существование
репродуктивной потребности признают,
но придерживаются мнения, согласно которому
её удовлетворение в условиях конкуренции
с другими потребностями может быть отложено
или вообще никогда не осуществиться.
Условия жизни способствуют либо препятствуют
достижению полной реализации этой потребности,
но не в состоянии ни усилить, ни ослабить
её. Всеми исследователями признаётся,
что репродуктивная потребность не связана
с физиологической сексуальной потребностью,
поскольку в современном обществе сексуальные
отношения всё в меньшей степени выступают
средством деторождения.
Таким образом, репродуктивная потребность
это - устойчивое социально-психологическое
состояние социализированного индивида,
проявляющееся в том, что без наличия детей
и подобающего их числа он испытывает
затруднения в своей личностной самореализации,
в достижении внешней и внутрисемейной
интеграции /А.И. Антонов, В.В. Бойко/. Социологи,
демографы, социальные психологи, специализирующиеся
в области репродуктивного поведения
населения и признающие наличие репродуктивной
потребности, единодушно подчёркивают
её социальную природу. Это - существующие
в культуре или субкультуре и усвоенные
человеком в процессе социализации социальные
нормы детности.
Если обычно ценностные ориентации и потребности
соотносятся как интернализованная институциональная
и индивидуальная основы социального
действия, то репродуктивная потребность
(потребность в детях) это - скорее репродуктивные
ценностные ориентации, поскольку у человека
отсутствует как таковая индивидуальная
репродуктивная потребность. Однако, согласно
сложившейся в отечественной социологии
и демографии семьи традиции, в настоящее
время повсеместно используется термин
"репродуктивная потребность" или
"потребность в детях", что - одно
и то же.
Количественной составляющей потребности
в детях являются репродуктивные установки,
которые А.И. Антонов и В.М. Медков определяют
как "психические состояния личности,
обусловливающие взаимную согласованность
разного рода действий, характеризующихся
положительным или отрицательным отношением
к рождению определённого числа детей".
Репродуктивные установки разделяют на
две группы:
установки на применение контрацепции
и искусственное прерывание беременности;
установки детности, регулирующие достижение
определённого числа детей (в т. ч. установки
на благополучные исходы беременности,
на протогенетические и интергенетические
интервалы, на пол ребёнка, на усыновление
или удочерение).
Репродуктивные установки это - количественная
составляющая репродуктивной потребности,
тогда как репродуктивные мотивы - качественная.
Репродуктивные мотивы (мотивы рождаемости)
это - психические состояния личности,
побуждающие индивида к достижению разного
рода личных целей через рождение определённого
числа детей. Репродуктивные мотивы подразделяются
на экономические, социальные и психологические.
Экономические мотивы побуждают к рождению
того или иного числа детей в семье благодаря
тому, что посредством этого события достигаются
(или предполагается, что достигаются)
какие-то экономические цели, связанные
со стремлением приобрести материальные
блага, а также сохранить или повысить
свой материальный статус.
Социальные мотивы побуждают к рождению
определенного числа детей в пределах
существующих социокультурных норм детности
и являются индивидуальной реакцией на
эти нормы. Социальные мотивы существуют
в том случае, если действуют стимулы,
сохраняющие или повышающие социальный
статус или престижа в глазах окружающих.
Соответственно, если нет таких стимулов,
то нет социальных мотивов рождения определённого
числа детей. Например, в современной городской
малодетной среде родители трёх или более
детей могут подвергаться негативным
санкциям в виде морального давления и
других проявлений негативного общественного
мнения.
Психологические мотивы побуждают к рождению
определённого числа детей благодаря
тому, что посредством этого достигаются
личностные, т.е. внутренние цели индивида.
Они отражают только личную заинтересованность
в рождении определённого числа детей
в семье. Психологические мотивы подразделяются
на два класса в зависимости от того, в
каком качестве выступают родители в отношениях
с детьми: как субъекты или как объекты.
Первый класс психологических мотивов
(где родители - субъекты) связан с теми
чувствами и стремлениями, которые обращены
от родителей к детям, т.е. желание проявлять
заботу о ребёнке, любовь к нему, желание
его опекать и определять его развитие.
Второй класс мотивов (где родители - объекты)
объединяет всё то, что через общение с
детьми удовлетворяет потребность родителей
быть объектами чувств, идущих к ним от
детей - потребность в любви и уважении,
в смысле жизни (в виде детей), стремлении
продолжить себя в детях и т.д.
Соотношение в структуре репродуктивной
мотивации экономических, социальных
и психологических мотивов постоянно
меняется, отражая общемировой процесс
исторического отмирания многодетности.
Генеральная тенденция состоит в том,
что постепенно ослабевают и исчезают
экономические и социальные мотивы рождения
детей, а на первый план выходят мотивы
психологические, т.е. внутренние.
Самосохранительное поведение это - поведение
человека, ориентированное на поддержание
индивидуального здоровья. Повсеместное
снижения уровня здоровья во всех категориях
населения является одним из факторов
депопуляции в современной России. Это
проявляется в высоких показателях младенческой
и детской смертности, смертности мужчин
трудоспособного возраста, частоты осложнений
во время беременности и родов. Низкий
уровень здоровья населения в значительной
степени обусловлен характером ценностных
ориентаций индивидов на поддержание
здоровья (т.е. самосохранительных ценностных
ориентаций).
При сохранении в дальнейшем современного
повозрастного уровня смертности каждый
третий из сегодняшнего поколения шестнадцатилетних
юношей не доживет до 60 лет. Положение
с доживаемостью до пенсионного возраста
у российских мужчин самое неблагоприятное
даже среди стран СНГ. В развитых странах
мира (и у нас в том числе) больше всего
жизней уносят хронические болезни (сердечно-сосудистые,
рак, инсульт). Уровень смертности характеризует
общественное здоровье и качество жизни
населения.
Приближённую оценку уровня смертности
даёт её общий коэффициент. Показатели
смертности рассчитывают не только за
год, но и за более короткие или более длительные
периоды. Уровень смертности населения
существенно различается в отдельных
половых и возрастных группах. Поэтому
сравнивать общие показатели смертности
в странах и регионах, имеющих различный
половозрастной состав, - некорректно.
Для этой цели используются более точные
специальные показатели, рассчитываемые
не для всего населения, а для выделенной
по определённым признакам статистической
группы. Такими признаками выступают прежде
всего пол, возраст, место жительства,
причины смерти, а также сочетания этих
и других признаков.
Возрастные коэффициенты смертности имеют
следующую закономерность. Наиболее высокий
риск гибели ребёнок имеет в первые часы
жизни, чуть меньший - в первые дни, ещё
несколько меньший (но всё же высокий)
- в первые недели жизни. Чем старше ребёнок,
тем меньше вероятность его смерти. Наиболее
низкие показатели смертности наблюдаются
в возрастах от 5 до 20 лет. После 20-летнего
возраста происходит постепенный рост
показателя. Максимальных значений он
достигает после 60 лет. Ещё одной закономерностью
показателя смертности является более
высокий его уровень в большинстве возрастных
групп у лиц мужского пола и сельских жителей.
В статистике детской смертности выделяют
следующие группы показателей.
1. Младенческая смертность (смертность
на первом году жизни):
неонатальная (в первые 4 недели жизни);
ранняя неонатальная (в первые 7 дней жизни);
поздняя неонатальная (на 2, 3, 4-й неделях
жизни);
постнеонатальная (с 29-го дня жизни и до
1 года).
2. Смертность детей в возрасте до 5 лет.
3. Смертность детей в возрасте от 1 года
до 15 лет.
Уровень младенческой смертности является
индикатором здоровья и социального благополучия
общества. Подъём этого уровня означает
ухудшение состояния здоровья населения
страны или региона. Младенческая смертность
в России в настоящее время самая высокая
среди экономически развитых стран мира
(примерно в 2 раза выше, чем в США, Канаде,
Великобритании, Германии, Франции и в
3 раза выше, чем в Финляндии, Норвегии,
Швеции, Японии).
В международной практике принято рассчитывать
коэффициент смертности детей в возрасте
до 5 лет. Эксперты ООН выбрали этот показатель
как наиболее важный с точки зрения положения
детей в различных странах и как принципиальный
индикатор благополучия детского населения.
В России уровень смертности детей в возрасте
до 5 лет значительно превышает этот уровень
в экономически развитых странах. По данному
показателю Россия занимает 30-е место
в мире.