Практическая деятельность социального работника при оказании социально-медицинских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определение специфики оказания социально-медицинских услуг населению;
На основании данной цели ставим следующие задачи:
 изучить научную, популярную, методическую и специальную литературу по теме исследования;
 определить специфику и условия оказания социально-медицинских услуг населению;
 составить технологическую карту: «практическая деятельность социального работника при оказании социально-медицинских услуг населению».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
I. Социально-медицинские услуги населению……………………………….8
1.1. Социально-медицинские аспекты социальной работы………………..8
1.2. Перечень медико-социальных услуг согласно ГОСТ Р 52143-
2003………………………………………………………………………15
1.3. Условия предоставления социально-медицинских услуг
населению……………………………………………………………...18
II. Практическая деятельность социального работника при оказании
социально-медицинских услуг………………………………………………21
2.1. Характеристика медицинского учреждения……………………….….21
2.2. Индивидуальный план оказания социально-медицинских
услуг клиенту в медицинском учреждении…………………………2

Вложенные файлы: 1 файл

Доиплом Таня.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                      Практическая деятельность социального работника при оказании социально-медицинских услуг

2.1. Характеристика медицинского учреждения

Социальная направленность данного учреждения – это, прежде всего больница, где пребывают пациенты с различными заболеваниями и проблемами с социальным окружением. Сроки пребывания пациентов в стационаре варьируются от полутора недель до нескольких месяцев в зависимости от тяжести заболевания и возрастной категории.

Больница состоит из семи отделений, каждое из которых имеет свою специфику. Второе и третье отделение включает в себя мужчин и женщин и носит название «острое». Поскольку больница не имеет достаточных средств для расширения своей материальной базы, нет возможности создать на основе данных двух отделений ещё одно, куда можно было бы перевести мужчин и женщин с заболеваниями, перешедшими в стадию хронических. Это, как замечают сотрудники больницы, значительное упущение. В остром отделении ведётся по большей части диагностическая работа.

Четвёртое отделение – геронтологическое – предполагает в основном уход за пожилыми людьми, заключающийся в удовлетворении их бытовых и физиологических потребностей.

Пятое и шестое отделение – детское и подростковое. Там весьма успешно ведётся большая коррекционная работа. Дети и подростки проходят обучение под руководством специальных педагогов.

В каждом из этих отделений деятельность социального работника имеет свои особенности. Вообще, специфика работы данного учреждения в том, что специалисты работают в командах по 4 человека на каждое отделение. В этот состав входит лечащий врач, медицинская сестра, социальный работник и психолог. Когда поступает очередной клиент, собирается консилиум, на котором решается характер последующей работы с клиентом.

Деятельность больницы отображена и в официальных запросах, которые могут носить межбольничный характер (когда пациента переводят из одного учреждения в другое), могут быть направлены в администрацию (районную, городскую), в паспортный стол, суд (решение жилищных и иных правовых вопросов пациента), в пенсионный фонд (когда, например, решается вопрос о переведении пенсии пациента не по месту жительства, а по месту пребывания).

В учреждении ведётся регистрационный журнал учёта лиц БОМЖ. Таких пациентов регистрируют по месту нахождения

Также на каждого клиента ведутся истории болезни. Этот документ находится под строгим контролем, хранится 50 лет в архиве больницы и выдаётся на руки пациенту только при наличии запроса, либо переводится в то учреждение, куда вновь поступает пациент.

Основными службами, с которыми работает больница, являются:

- правовые органы;

- пенсионные фонды;

- другие медицинские учреждения;

- отделы социальной защиты населения;

- службы занятости.

Если говорить о планах по улучшению условий существования пациентов больницы, то здесь планируется создание психотерапевтического кабинета (или кабинета психосоциальной коррекции), который предполагает сотрудничество социального работника и психолога. Это будет центр досуга, релаксации и социализации пациентов, их подготовки к самостоятельной жизни.

Статус социального работника, как отмечают сами сотрудники больницы, в настоящее время достаточно низок. Каждый отдельный работник зарабатывает его на протяжении многих лет службы. Здесь немаловажное, если не сказать первостепенное, значение имеют связи. Ведь многие проблемы клиента (в данном случае – пациента) можно решить только благодаря личным знакомствам. Не всякая организация или социальная служба возьмётся помочь социальному работнику в разрешении тех ситуаций, которые не входят в их компетенцию. Социальному работнику очень важно наладить отношения с коллегами из других подразделений учреждения. Личные и профессиональные качества соц. работника играют также огромную роль в ежедневных делах. Индивидуальный подход, коммуникабельность, культура общения, глубокое понимание жизненной ситуации человека, образованность – вот те качества, которые я выделила в социальном работнике за время прохождения практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Индивидуальный план оказания социально-медицинских услуг  клиенту в медицинском учреждении.

 

Социальный работник работает в постоянном контакте с лечащими врачами и выполняет следующие функции.

1.        Знакомство с клиентом (приложение 1);

2.        Проведение первичной социально-психологической диагностики (приложение 2);

3.        Помощь в заполнении личной карточки клиента (больного);

4.        Ежедневная диагностика психологического состояния больного;

5.        Работа с родственниками больного (Приложение 3);

6.        Работа с медицинским персоналом, работающим непосредственно с клиентом с целью консультирования об его эмоционально-психологичесских особенностях;

7.        Для решения тех или иных социальных вопросов посещает родственников больных на дому.

8.        Изучение потребности больных в тех или иных покупках в соответствии с их доходами. Составление списка необходимых покупок.

9.        Получение денежных средств по доверенности больных для осуществления покупок.

10.   Осуществляет получение пенсий по доверенности больного.

11.   Осуществление оформления документов при выписке клиента.

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Приложение 1

 

Информационная карта

Первая встреча с клиентом

 

1.                           Время первой встречи должно быть удобным для клиента, и об этом нужно договориться заранее.

2.                           Наметить вопросы, которые необходимо задать клиенту, чтобы встреча была более эффективной.

3.                           Необходимо продумать манеру своего поведения – она должна быть достаточно деловой, спокойной и доброжелательной, но ни в коем случае не сухой.

4.                           Одежда не должна привлекать к себе внимание, так как это сделает общение малоэффективным.

5.                           Беседу с клиентом нужно начинать с приветствия и представления.

6.                           При  первой встрече социальный работник должен оставаться пассивным слушателем,  внимательно слушать и внимательно наблюдать за поведением и эмоциональными реакциями клиента.

7.                           Сидеть необходимо так, чтобы клиенту были видны ваше лицо, жесты, мимика, движения губ и эмоции. При этом лицо социального работника должно быть хорошо освещено.

8.                           Говорить лучше медленно, простыми, доступными словами.

9.                           Необходимо предложить пожилому человеку совместно обсудить время следующей встречи.

 

 

 

 

 

             

 

Приложение 2

 

Первичная социально-психологическая диагностика

 

Ответьте на представленные вопросы, подчеркивая нужный вариант ответа

 

Вопрос анкеты

Вариант ответа

1.                                                                                                            

Укажите Ваш пол

 

Мужской

Женский

2.                                                                                                            

 

 

Укажите ваш возраст

20-29 лет;

30-39 лет;

40-49 лет;

50-59 лет;

60-70 лет;

Более 71 года

3.                                                                                                            

Уровень Вашего образования

Основное общее;

Начальное профессиональное;

Среднее профессиональное;

Высшее профессиональное;

Неоконченное высшее;

Более одного высшего.

4.                                                                                                            

Какие из видов социальных услуг Вы получаете:

материальная помощь

социальное обслуживание на дому

социально-реабилитационное обслуживание

срочное социальное облуживание

консультативная помощь

5.                                                                                                            

Какие виды   

социальных услуг Вы бы хотели получать:

 

материальная помощь

социальное обслуживание на дому

социально-реабилитационное обслуживание

срочное социальное облуживание

консультативная помощь

6.                                                                                                            

Как Вы оцениваете работу специалистов медицинского учреждения

Доброжелательность

Внимательность

Квалифицированность

Грамотность и оперативность в решении вопроса

Ваш вариант ____________________________

______________________________________

7.                                                                                                            

Какая работа на Ваш взгляд должна вестись с пациентами  мед. учреждения?

Религиозные отправления

Досуговые мероприятия

Спортивные мероприятия

Ваш вариант ___________________________

______________________________________

8.                                                                                                            

К какой категории граждан Вы относитесь:

 

трудоспособный гражданин

инвалид

пенсионер

 

 

Спасибо, что приняли участие в опросе.

Приложение 3

Информационная карта

Работа с родственниками больного

 

В процессе общения социального работника следует руководствоваться следующими правилами и рекомендациями:

1)                          Создание благоприятной обстановки, располагающей к общению (не следует вести беседу между делом в коридоре, на лестнице и т.д.), родственников необходимо пригласить в кабинет;

2)                          Для установления психологического контакта имеет значение: внешний вид, голос, внешний вид, мимика, жесты и т.д. (не следует говорить между прочим, смотреть на время, показывать свое безразличие и пр.).

3)                          Внимательно выслушать проблемы, связанные с больным родственником.

4)                          Устанавливать партнерские взаимоотношения с родственниками, так как преследуется общая цель – оказать помощь клиенту и родственнику.

5)                          Оценить ситуацию с точки зрения родственника.

6)                          При необходимости привлечение специализированного психолога.

7)                          Проводить информационные консультации по особенностям ухода за больным родственником при том или ином заболевании.

8)                          Выявить причины беспокойств родственников и не оставлять их без внимания.

9)                          При желании родственников или пациента проводить патронаж и после выписки из больницы.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.      Григорьев С.И., Гусляков Л.Г., Ельчанинов В.А. Теория и методология социальной работы.  М.: 2008.

2.      Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением. М., 2011

3.      Павленок П.Д. Основы социальной работы. М., 2010.

4.      Холостова Е.И.  Социальная работа: теория и практика. М., 2011.

5.      Черносвитов Е.В..   Прикладные методы социальной медицины. Спб, 2010.

6.      Черносвитов Е.В. Социальная медицина. Спб, 2011.

7.      Шмелева С.В., Татарина В.Г. Соледжание и методика социально-медицинской работы. М., 2009.

8.      http://www.ivszn.ru/ сайт Департамента социальной защиты Ивановской области.

 

27

 



Информация о работе Практическая деятельность социального работника при оказании социально-медицинских услуг