Практическое задание по "Конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:48, практическая работа

Краткое описание

Работа содержит задачи по дисциплине "Конфликтология" и ответы на них

Вложенные файлы: 1 файл

ПЗ Конфликтология.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

Кафедра социальной психологии и педагогики

 

 

 

 

Практическое задание

по дисциплине: Конфликтология

 

 

 

Выполнил:

  студент 5 курса, ФММ

      

Проверил:

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое  задание № 1 по теме «Конфликтные ситуации»  
(решение ситуационных задач)

Задача 1

Вы недавно  назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.

Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Подойти к курящим, представится, узнать их имена и должности, сказать, что в мои должности входит слежение за соблюдением порядка в рабочее время за работниками, оценивать их ценность для фирмы, что они произвели не самое хорошее впечатление на меня и во избежание дальнейших конфликтов лучше будет, чтобы они были на своих рабочих местах, а не в курилке. И если они еще будут замечены в нарушениях дисциплины, мне придется действовать уже другими методами, а не разговорами. Сказать, что надеюсь, что мы поняли друг друга, и в будущем будем разговаривать только на приятные темы.

Задача 2

Вы – начальник  отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Поздороваться, поинтересоваться, кого она ждет в  аэропорту. Сказать, что немедленно жду ее на работе, что она ценный сотрудник и если она завтра выйдет на работу и будет старательно работать, то ее поведение закончится этим выговором. Если же нет, то придется искать другого сотрудника.

Объяснение: в  обычной ситуации следовало бы  применить более жестокие меры, вплоть до увольнения, но поскольку срываются сроки работ, сотрудница нужна коллективу.

Задача 3

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся  ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии  за оскорбление. Между ними возникает  конфликт.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Причина конфликта  – одна сотрудница делает слишком  много ошибок из-за которых страдает вторая сотрудница, которой приходится их исправлять.  Личностно-функциональная конфликтная ситуация.

Задача 4

Руководитель  принял на работу специалиста, который  должен работать в подчинении у его  заместителя. Прием на работу не был  согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого  работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...

Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.

Взвесить, ценен  ли принятый сотрудник, если ценен, поговорить с заместителем, что его не устраивает в его подчиненном. Постараться урегулировать отношения заместителя с новым работникам, сказать получше присмотреться к нему еще некоторое время. Послать работника на курсы повышения специализации, если нужно. Если работник не очень ценен позвать его себе, указать на недостатки и не профессиональность, указанные в записке заместителя. Дать срок влиться в коллектив и исправить свои ошибки. Если не справится – уволить.

 

Задача 5

В ответ на критику  со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник  начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Причина конфликта  в неприязни друг к другу на основе несовпадения ценностей, установок, норм и принципов. Ситуативно-управленческие конфликтная ситуация.

Практическое  задание № 2 по теме «Формулы конфликта» 
(на примере решения ситуационных задач)

Цель задания: развитие у студентов навыков анализа конфликтов между субъектами социального взаимодействия на основе формул (А, Б и В) и поиска вариантов разрешения конфликтных ситуаций.

Порядок выполнения задания

Для выполнения задания студентам необходимо самостоятельно изучить материал, представленный ниже. После усвоения этого материала  каждому студенту предлагается индивидуально решить семь предложенных ниже задач с конкретными ситуациями. Для решения задач необходимо ответить на один и тот же вопрос: «По какой формуле (А, Б или В) возможно разрешение конфликта в каждой из ситуаций?» Заполните бланк.  

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

 

Фамилия Имя Отчество ___________________________________________________

Факультет, специальность _________________________________________________

№ потока _____________

Адрес представительства __________________________________________________

 

№ Задачи

Тип конфликта

Примечания, краткие комментарии

1

А

КФГ1 – Записка заместителя

КФГ2 – Порванная записка

2

Б

КС – Не смог объяснить причины

И – Не дали премию

3

В

КС - постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности

4

А

КФГ – Отправка на курсы подчиненного

КФГ – Отказ подчиняться

5

В

КС – Жалобы одного и отрицание другого подчиненного

6

Б

КС – Отказ подчиненного

И – Не повышают разряд

7

А

КФГ1 – Нажим на подчиненного

КФГ2 – Шутка подчиненного

КФГ… Жесткое поведение начальника


 

 

Информационный материал к практическому заданию №2

Формулы конфликтов

Один из исследователей в области конфликтологии В.П. Шейнов в своей книге «Конфликты в  нашей жизни и их разрешение» приводит 3 формулы конфликтов (А, Б и В). Практическое значение формул конфликтов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить анализ многих конфликтов и находить пути их решения. При этом следует помнить, что приводимые ниже формулы не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов. Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами.

Первая  формула конфликта отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ).

_______________________________________________________________

Конфликтогены – это  слова, действия (или отсутствие действий),  
которые могут привести к конфликту.

__________________________________________________________________________________________________

Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном  восприятии и негативной реакции  личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции  она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.

Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно  выразить следующим образом:


…. 

 

где КФГ1 – первый конфликтоген;

КФГ2 – второй конфликтоген, ответный на первый;

КФГ3 – третий конфликтоген, ответный на второй, и т.д.

При этом важно иметь  в виду, что КФГ2 > КФГ1, КФГ3 > КФГ2 и т.д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).

Конфликты, возникающие  по первой формуле, условно будем называть конфликтами типа А. Важно отметить, что по наблюдениям специалистов, 80% конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует помнить два правила бесконфликтного взаимодействия.

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте  конфликтогеном на конфликтоген.

Для успешного применения сформулированных правил важно знать  конкретные проявления конфликтогенов. В таблице дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми.

Типы конфликтогенов

 

Характер  
конфликта

Форма проявления

Прямое негативное  
отношение

Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка, издевка, сарказм

Снисходительное  
отношение

Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание

Хвастовство

Восторженный рассказ  о своих реальных и мнимых успехах

Менторские  
отношения

Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание  своих советов, своей точки зрения; напоминания о неприятном; нравоучения и поучения

Нечестность и  
неискренность

Утаивание информации; обман  или попытка обмана; манипуляция  сознанием человека

Нарушение этики

Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть; не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т.п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека

Регрессивное  
поведение

Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания


 

Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

КС + И = КФ

Данная формула указывает  способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.

Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следующим образом:

КС1 + КС2 + ... + КСn = КФ, при этом n > 2. Словами эту формулу можно выразить так:


 

 

 

 

 

Конфликты, возникающие  по третьей формуле, условно будем  называть конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.

 

ЗАДАЧИ

Задача 1

Определите природу конфликта (тип  А, Б, В) в следующей ситуации.

Руководитель принял на работу неподготовленного  работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого  работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную записку.

Задача 2

Определите природу конфликта (тип  А, Б, В) в следующей ситуации.

При распределении премии начальник  не выделил ее одному из подчиненных. Оснований для депремирования не было. На вопрос подчиненного руководитель не смог объяснить причины, сказал только: «Это я вас учу».

Задача 3

Определите природу конфликта (тип  А, Б, В) в следующей ситуации.

Беседуя с претендентом на вакантную  должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности.

Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства... Назревает конфликт.

Задача 4

Определите природу конфликта (тип  А, Б, В) в следующей ситуации.

Начальник сообщает подчиненному, что  в следующем месяце отправляет его  на курсы повышения квалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии ему осталось полтора года.

Задача 5

Определите природу конфликта (тип  А, Б, В) в следующей ситуации.

Работник, достигший пенсионного  возраста, жалуется начальнику, что  мастер выживает его с работы. Мастер клянется, что ни малейшего повода для этого не дает. Работник же продолжает жаловаться.

 

Задача 6

Определите природу конфликта (тип  А, Б, В) в следующей ситуации.

Начальник участка дает задание  рабочему. Тот отказывается, мотивируя  свой отказ тем, что эта работа требует более высокого разряда и, добавляя при этом, что ему уже пять лет не повышают разряд.

Информация о работе Практическое задание по "Конфликтологии"