Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:53, курсовая работа
Цель работы – исследование культурных интересов молодого поколения, а в частности студентов Российского Государственного Торгово-Экономического Университета, в плане проведения досуга.
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, однако, не всегда культурно – досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Предисловие 3
1. Методологический раздел 4
1.1. Обоснование актуальности 4
1.2. Проблемность ситуации 5
1.3. Научная разработанность 6
1.4. Логический анализ основных понятий 9
1.5. Цель исследования 10
1.6. Задачи исследования 10
1.7. Предмет исследования 11
1.8. Объект исследования 11
1.9. Гипотезы исследования 11
2. Методический раздел программы 12
2.1. Методы сбора эмпирической информации 12
2.2. Место и время проведения исследования. Название инструментария 12
2.3. Характеристика инструментария 12
2.4. Выборка 13
2.5. Метод обработки эмпирических данных 13
2.6. Практическая значимость исследования 13
2.7. Рабочий план исследования 14
3. Аналитический раздел 14
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 26
Министерство образования и науки
Российский государственный
Факультет Ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг
Кафедра социологии
Социологическое исследование на тему:
«Предпочтения студентов Российского Государственного Торгово-Экономического Университета в проведении досуга»
Научный руководитель:
к.с.н., доц. Седельников Сергей Сергеевич
Выполнили: студенты группы РГБ-24
Гревцева А.В., Агаева Э.Э.
Москва, 2010
Содержание
Досуг является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Он непосредственно влияет на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психологические нагрузки.1
Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую.
Для значительной части
Цель работы – исследование культурных интересов молодого поколения, а в частности студентов Российского Государственного Торгово-Экономического Университета, в плане проведения досуга.
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, однако, не всегда культурно – досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.2
Актуальность темы данной работы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.
Существование огромного количества свободного времени заставляет молодых людей самим себе его организовывать. Социальная незадействованность провоцирует развитие антисоциального поведения. «От нечего делать» сегодня совершаются большинство хулиганских выходок и посягательств; употребление алкогольных, наркотических и токсических средств. Таким образом, молодые люди, «принадлежащие сами себе», склонны к поведению, не согласующемуся с нормами и ценностями общества, в большей степени, чем включенные в общественные процессы. Не нужда, не потребность в предметах первой необходимости заставляют молодых людей вступить сегодня на путь криминала. Вседозволенность, распущенность, желание позабавиться, «оторваться», продемонстрировать свою силу и мощь, «крутизну», зачастую проявляемые сами по себе – просто так, «от нечего делать», подкрепленные иждивенческой установкой к жизни, являются основными причинами небывалого роста правонарушений среди людей молодого возраста.
Молодежь нуждается, чтобы для нее были созданы доступные центры досуга: клубы, дискотеки, спортивные и культурные центры, кинотеатры
Данная проблема в первую очередь касается сёл, малых городов. Уровень преступности здесь достаточно высокий: драки, разбой, кражи и.т.д.
Вывод: «Нечего делать» приводит к пьянству, наркомании, хулиганству, дракам и другим преступлениям.
В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.
Социологический анализ молодежного досуга требует предварительного уточнения ряда важнейших понятий, связанных в первую очередь с его предметом.
Поскольку понятие «досуг» является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности молодежи, то возникает потребность в его детальном рассмотрении. Важно уточнить его содержательную сторону и те подходы, которые существуют к его определению.
Прежде всего, необходимо рассмотреть, вопрос, связанный с историей употребления термина «досуг». Большой интерес представляет и то, какое понимание вкладывали в данное понятие представители различных народов в разное время. Теория досуговой деятельности неотделима от исторического аспекта.
Этимологически слово «досуг» (от англ. leisure) означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре.3
Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.4
Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для греков - другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынешних россиян - четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.
Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя цивилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд - вторичен.
Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель. «Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг.., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное...» Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Отсутствие досуга Аристотель связывал со свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества - землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности.
Римляне отошли от идеальных представлений
о досуге, свойственных грекам. В
латинском языке досуг
Представление, которое формируется в любой культуре о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать это время, прежде всего на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития.
1.4.1. Интерпретация понятий
Рассмотрим основные понятия, используемые в данном исследовании.
«Студент» – (от лат. studens, родительный падеж studentis — усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентом называли любых лиц, занятых процессом познания.
«Досуг» – часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Деятельность, входящую в сферу Д., можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учёба и самообразование в широком смысле слова, т. е. различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач. Другую, наиболее интенсивно развивающуюся группу в структуре Д. представляют различные формы любительской и общественной деятельности: самодеятельные занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д. Важное место в сфере Д. занимает общение с другими людьми: занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.). Часть Д. расходуется на пассивный отдых. Социалистическое общество ведёт борьбу за вытеснение из сферы Д. различных явлений "антикультуры" (алкоголизм, антиобщественное поведение и др.).5
1.4.2. Операционализация понятий
1. Из определения «студента» можно выделить следующие структурные элементы: в зависимости от пола – девушки, юноши.
– учёба и самообразование (различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач);
– различные формы любительской и общественной деятельности (самодеятельные занятия и увлечения, физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д.);
– общение с другими людьми (занятия и игры с детьми, товарищеские встречи);
– пассивный отдых (отдых дома).
Цель работы – исследовать культурные интересы молодого поколения, а в частности студентов Российского Государственного Торгово-Экономического Университета (РГТЭУ), в плане проведения досуга.
1. Выявить основные направления
проведения досуга студентов
РГТЭУ на основании
2. Изучение структуры досуга студентов.
3. Бюджеты времени, отводимые студентами на проведения досуга.
4. Выяснить, что хотелось бы изменить студентам в собственном досуге.
5. Выяснить причины того, что мешает студентам сделать свой досуг, таким как хотелось бы.
Предметом исследования являются предпочтения студентов РГТЭУ в проведении досуга.
Объектом исследования в данной работе являются студенты.
1. Большинство студентов не проводят свое свободное время в библиотеках.
2. Большинство студентов считают, что для того, чтобы хорошо провести время, не нужно тратить много денег.
3. Большинство студентов уделяют занятиям за компьютером от 1 до 2-3 часов в день.
4. Большинству студентов хотелось бы заняться саморазвитием в свободное время.
5. Большинству студентов не
хватает времени, чтобы
Методом сбора эмпирической информации будет являться опрос, а в качестве его подвида – анкетирование.
Исследование будет
11 ноября 2010 года, с 12:00 до 17:00.
Инструментарий: анкета.
Всего в анкете студентам будет задано 9 вопросов.