Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 21:19, реферат
Социология - молодая наука, которая активно развивается, в ней появляются все новые направления. Социология - слово, состоящее из латинского "социо" и греческого "логос", то есть наука или учение об обществе. Конечно, есть и другие науки об обществе, но у социологии свой предмет исследований. Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. О. Конт придерживался принципа "порядок и
Социология - молодая наука, которая
активно развивается, в ней появляются
все новые направления. Социология
- слово, состоящее из латинского "социо"
и греческого "логос", то есть наука
или учение об обществе. Конечно, есть
и другие науки об обществе, но у
социологии свой предмет исследований.
Термин "социология" ввел в научный
оборот Огюст Конт в работе "Курс
позитивной философии" в 1842 г. О. Конт
придерживался принципа "порядок
и прогресс", который он понимал
по аналогии с физикой как симметричность
и уравновешенность всех структурных
элементов общества, а социологию
- как источник знаний об обществе, которая
необходима, прежде всего, для оптимизации
отношений между людьми. О. Конт считал,
что новая наука должна рассматривать
общество как структурный организм,
в котором каждую клеточку нужно
исследовать с точки зрения общественного
блага. В связи с этим всю социологию
он разделил на социальную статику
и социальную динамику. О. Конт полагал,
что можно законы механики использовать
в изучении общества. Для него был
характерен эмпирический подход к социологическому
знанию. Большого научного следа в
социологии О. Конт не оставил, но чрезвычайно
важна его мысль о том, что
наука об обществе должна основываться
на позитивных фактах, строиться по
примеру наук естественных. Не случайно
социологию вначале называли социальной
физикой. Становление социологии как
науки об обществе ведется с середины
прошлого века и связывается с
именами Карла Маркса, Макса Вебера
и французского ученого Эмиля
Дюркгейма. С такой точкой зрения
согласны представители практически
всех основных направлений современной
социологии. В настоящее время
социология - одна из самых быстроразвивающихся
наук. Ее методы, инструментарий берут
на вооружение другие науки об обществе
- экономика, право, демография. Среди
них социология начинает играть примерно
ту же роль, которую выполняет математика
в естественных науках, так как
социологические методы позволяют
давать точные количественные оценки
многих процессов общественного
развития. Социология - наука о закономерностях
становления и развития социальных
систем, общностей, групп, личностей, то
есть она изучает социальную специфику
развития общества. Смелзер считает,
что социология - способ изучения людей.
Социологи стремятся выяснить, почему
люди ведут себя определенным образом,
объединяются по разным признакам и
основаниям в группы, поклоняются
чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют
и т. п. Социологию можно определить
как научное изучение специфики
общества и социальных отношений. Это
обстоятельство крайне важно подчеркнуть
еще и потому, что есть экономическая,
политическая, идеологическая специфика
развития общества и соответствующие
отношения в обществе. В последнем издании
Вебстеровского словаря социология определяется
так: "Изучение истории развития, организации
и проблем совместной жизни людей как
представителей определенных социальных
групп, общностей". Что такое социальная
общность? Это группа людей, которые объединены
благодаря исторически сложившимся устойчивым
связям. Не всяким, а именно устойчивым.
К ним можно отнести такие социальные
группы, как семья, нация, государство,
классы, профессиональные и возрастные
группы, трудовые и учебные коллективы.
Закономерности их формирования, функционирования,
отношения между отдельными людьми и есть
предмет изучения социологии. Социология
как наука может быть рассмотрена с позиций
объекта социологии и предмета социологии.
Объектом социологии являются:
? общество как целостная социальная реальность;
? социальные организации;
? социальные институты;
? социальные взаимодействия;
? социальные явления;
? социальные процессы;
Предыстория и социально-философские
предпосылки социологии как науки.
Платон. Первые в истории европейской
мысли теории общества возникли в рамках
античной философии. Наиболее значительные
из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим
философам - Платону (428/427-348/347 до н.э.) и
Аристотелю (384-322 до н.э.).
Социальные взгляды Платона наиболее
полно отражены в диалоге “Государство”.
Главная его мысль заключается в том, что
человеческое общество должно воплотить
в жизнь идеальную общественную систему,
сознательно построенную и управляемую
интеллектуальной элитой в соответствии
с принципами разума и целесообразности.
Общество пребывает в состоянии хаоса,
социальной напряженности и смуты до тех
пор, пока в нем не устанавливается твердый
порядок, при котором каждый гражданин
занимается своим делом (разделение труда),
но не вмешивается в дела других граждан,
сословий, классов (социальное разделение).
Стабильным следует считать общество,
поделенное на три класса (сословия): высший,
состоящий из мудрецов, управляющих государством;
средний, включающий воинов, охраняющих
его от смуты и беспорядка; низший, состоящий
из ремесленников и крестьян.
Принадлежность к интеллектуальной элите,
согласно Платону, обусловлена только
происхождением. Платон считал, что люди
от природы не равны и управлять могут
только те, кто от рождения наделен высшими
качествами души, - мудрецы и философы.
Они должны сохранять нравственную высоту
и быть абсолютным образцом поведения
для низших слоев общества.
У Аристотеля опорой порядка выступает
зажиточное среднее сословие. Кроме него,
существуют еще два сословия: богатая
плутократия и, лишенные собственности
бедняки. Государство лучше всего управляется
в том случае, когда масса лишенных собственности
бедняков не отстранена от участия в управлении,
эгоистические интересы богатой плутократии
ограничены, а среднее сословие многочисленнее
и сильнее, чем два других.
Аристотель учил, что несовершенство общества
исправляется не уравнительным распределением,
а моральным улучшением людей. Законодатель
должен стремиться не ко всеобщему равенству,
а к выравниванию жизненных шансов.
Частная собственность развивает здоровые
эгоистические интересы. Когда они есть,
люди не ропщут друг на друга, так как каждый
занят своим делом. Если в обществе есть
такие, кто работает много, а получает
мало, они всегда будут недовольны теми,
кто работает мало, а получает много. Человеком
управляет множество потребностей и стремлений,
но главная движущая сила - любовь к деньгам,
ибо этой страстью больны все. При коллективной
собственности все или большинство бедны
или озлоблены. При частной - появляются
богатство и неравенство, но только она
дает гражданам возможность проявить
щедрость и милосердие. Однако чрезмерное
неравенство в собственности опасно для
государства. Аристотель превозносит
общество, в котором преобладает зажиточное
среднее сословие.
Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей
Нового времени обратился к идеям Платона
и Аристотеля и создал на их основе оригинальную
теорию общества и государства.
В его главном произведении “Государь”
описываются принципы создания сильного
государства в условиях, когда в народе
не развиты гражданские добродетели, но
акцент делается не на структуре общества,
а на поведении политического лидера.
Макиавелли сформулировал законы поведения
правителя, желающего добиться успеха.
Закон первый: действиями людей правит
честолюбие и стремление к власти. Чтобы
добиться стабильности общества, надо
выяснить, какой социальный слой более
честолюбив: желающие сохранить то, что
имеют, или желающие приобрести то, чего
у них нет. Оба мотива одинаково разрушительны
для государства, и для поддержания стабильности
оправдана любая жестокость.
Закон второй: умный правитель не должен
выполнять все свои обещания. Ведь и подданные
не очень спешат с выполнением своих обязательств.
Добиваясь власти, можно расточать обещания,
но, придя к ней, не обязательно их выполнять,
иначе попадешь в зависимость от подчиненных.
Заслужить ненависть за добрые дела так
же легко, как и за злые, но зло - признак
твердости. Отсюда совет: чтобы завоевать
власть, надо быть добрым, но чтобы ее удержать,
надо быть жестоким.
Закон третий: творить зло надо сразу,
а добро - постепенно. Наградами люди дорожат,
когда они редки, наказания же нужно производить
сразу и в больших дозах.