Прикладное социологическое исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 06:18, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение принципов прикладного социологического исследования.

Содержание

Ведение
1. Понятие и виды социологических исследований
2. Подготовка социологического исследования
3. Методы социологических исследований
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

конрол.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Сравнительные данные могут  быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведённых последовательно  через определённые промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называют повторными. По сути дела, они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.

В зависимости от выдвигаемых  целей повторный сбор информации может проходить в два, три  и более этапа. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования - после завершения приёма в вузы или поступления на работу.

Особый вид повторного исследования - панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по её величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.

Помимо названных в  социологии используются - хотя значительно реже - специальные виды социологических исследований.

Один из них - монографическое исследование, которое нацелено на всестороннее, "глобальное" изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов. Очень часто монографическое социологическое исследование дополняется использованием методов других наук - истории, экономики, культурологии, лингвистики и т.п.

Значительный интерес  представляют когортные исследования, которые изучают специфические совокупности людей в течение определённого времени, например года, переживших одно и то же событие( вступивших в брак, призванных в армию, поступивших в вуз и т.д.). Когорту, образованную по году рождения, называют поколением.

В наступившей поре открытости всему миру всё чаще стали проводиться международные, кросскультурные исследования, которые основаны на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах. При всей их значимости, привлекательности следует отметить одну методологическую сложность - трудности в интерпретации как задач и стратегии исследования, так и полученных результатов, ибо накладываются на них такие специфические особенности, которые обусловлены различным менталитетом, культурным опытом, традициями, способами исследования и решения назревших социальных проблем.

Такова в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация  видов социологического исследования.

социологический исследование

2. Подготовка  социологического исследования

 

Подготовка  социологического исследования — процесс, насыщенный различными видами научно-организационной деятельности.

Во-первых, необходима разработка надежной теоретической основы исследования.

Во-вторых, необходима разработка программы исследования, обеспечивающей логическую последовательность этапов научно-аналитической работы творческого коллектива ученых.

В-третьих, необходима разработка методических документов для сбора и измерения эмпирической информации об изучаемом объекте.

Выделение этапов программы — это не только проблема исследовательской практики (что за чем должно проводиться), но и проблема теоретико-методологической обоснованности научной деятельности социологов.

Сложность обоснованного  выделения научно-исследовательских  этапов заключается, прежде всего, в том, что значительная часть научной деятельности социолога плохо поддается учету, регистрации, находится как бы в уме исследователя, т.е. в непроявленной форме. Естественное стремление ученого — завершить теоретико-методическую работу созданием системы документов, обеспечивающих высокое качество полученной информации, — приводит нередко к совмещению в разделах программы частных и общих познавательных задач.

 

3. Характеристика методов социологического исследования

 

При проведении социологических  исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы.

Анализ документов. Этот метод позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно.

Изучение документов помогает выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т.п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристики конкретно-исторического контекста развития изучаемого процесса или явления. Важной особенностью большей части статистических данных является их агрегированный характер, что означает их соотнесённость к некоторой группе как целостности. Так доступность "потребительской корзины" может быть оценена как ко всему населению, так и ко всем социальным группам.

Не менее важное значение приобретает контент-анализ, который  активно применяется в исследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методом группировки текстов. Анализ основан на использовании единообразных стандартизированных показателей (индикаторах) для поиска, учёта и подсчёта массовости тех или иных характеристик текста. Задачи, решаемые этим методом, подчиняются простой схеме: кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом.

Опрос - самый распространённый метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идёт об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определённых условиях и ситуациях.

Две основные разновидности  социологического опроса: анкетирование  и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетёра или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при  котором исследователь (или его  полномочный представитель) сам  задаёт вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым и опосредованным, например по телефону.

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической  информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда ещё одно широко распространённое в социологии название таких опросов - экспертные опросы и оценки.

Одна из сложных проблем  интервьюирования - не подтолкнуть опрашиваемого к желательной для социолога как личности информации; не трактовать рыхлые и неточные ответы как близкие к своему собственному мнению; избежать того, чтобы его отождествляли с представительством властных и других влиятельных структур; воздержаться от личных ценностных оценок в процессе опроса и максимально сохранить "нейтралитет".

Наблюдение представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие изучаемого процесса или явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приёмы фиксации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, теле или киноаппарат и другие технические средства.

Особенность наблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации - способность анализировать и воспроизводить жизненный процесс во всём его богатстве, поставлять разносторонние, порой весьма "обнажённые" впечатления об исследуемом объекте. Здесь могут фиксироваться характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов (групп). Нередко наблюдение используется наряду с другими методами сбора информации, одухотворяя бесстрастные колонки цифр - результаты различных опросов.

Наблюдение рекомендуется  при изучении степени активности людей на собраниях, митингах, интересов  слушателей в процессе обучения и  т.д.

Развитие социологии приводит к появлению всё новых  методов изучения социальной реальности.

Среди них - фокус-группы, методика проведения которых сводится к проведению интервью по заранее  подготовленному сценарию в форме  обсуждения с небольшой группой "обычных людей" (в отличие  от экспертов при экспертном опросе, "мозгового штурма" и т.д.). Основным методическим требованием к составу этой дискуссионной группы является её однородность, что устраняет возможность прямого или косвенного давления одних членов группы на других. Поэтому социологи, сопровождающие, например, избирательные кампании, подбирают фокус-группы из незнакомых друг другу людей примерно одинакового возраста, одного пола, схожего уровня доходов. Формирование этих групп должно охватить основные группы населения, чтобы можно было представить преобладающие ориентации в сознании и поведении людей. Немаловажным требованием является величина этой группы, которая позволяет поддержать дискуссию (при 4-5 участниках она может быстро затухнуть, а при значительном числе - 20-25 человек она не даёт возможности в полной мере высказаться всем участникам).

В заключение следует  отметить, что в практике социологических  и особенно социально-психологических  исследований достаточно широко используются такие методы как социометрический и экспертный опросы, тестирование, шкалы приемлемости, и ряд других приёмов, пригодных для специфических форм анализа.

 

 

Заключение

 

Таким образом, социологическое  исследование является инструментом для  получения достоверных данных об изучаемом явлении для последующего их использования в практике социального  управления. С помощью исследования социолог пытается узнать, так сказать «рассмотреть» проблему «изнутри», чтобы разобраться в её «истоках» и найти способы её решения. Проведение исследования требует высокой квалификации и тщательной подготовки.

 

 

Список литературы

 

  1. Андреева Г. - М., Донцов А.И. Межличностное восприятие в группе. - М.- МГУ,2009.
  2. Асп Э. Введение в социологию. - СПб: Алетейя,2006.
  3. Бауман З. Мыслить социологически. - М.: Аспект Пресс,2007.
  4. Битянова JU.P. Социальная психология. - М.: Межд. пед. академия,2007.
  5. Борисов В.А., Козина И.М. Социальная справедливость и права человека в массовом сознании (Теория и метод исследования) // Российское сознание: психология, феноменология, культура. Самара, 2007.
  6. Волошинов, В. Философия и социология гуманитарных наук. Изд-во АСТА ПРЕСС LTD., СПб,2008.
  7. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2006. №6.- C.13 - 16.
  8. Ковалевский М.М. Соч. в 2-х т. - Т.1. Социология. - СПб: АЛЕТЕЙЯ,2008.
  9. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2008. - 134c.
  10. Методы сбора данных: анализ документов, наблюдение, эксперимент. - М.- ИСРАН,2007.
  11. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. - 251c.
  12. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс, 2005. -156c.
  13. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. - 324c.
  14. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2008. -543c.
  15. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. -320c.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Прикладное социологическое исследование