Принципы и особенности технологизации работы учереждений службы занятости
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 14:59, контрольная работа
Краткое описание
Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть), работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы). Государство реализует стратегическое управление занятостью
Содержание
Введение........................................................................................................... Глава 1. Служба занятости: основные принципы, задачи и функции........ Глава 2. Особенности технологизации работы учреждений службы занятости........................................................................................................... Глава 3. Основные направления совершенствования деятельности организаций службы занятости...................................................................... Заключение....................................................................................................... Библиографический список............................................................................
Глава 1. Служба занятости: основные
принципы, задачи и функции........
5
Глава 2. Особенности технологизации
работы учреждений службы занятости...........................................................................................................
8
Глава 3. Основные направления
совершенствования деятельности организаций
службы занятости......................................................................
Управляющее воздействие на
сферу занятости и рынок труда оказывают
три основных субъекта: государство (прежде
всего через законодательную, а также
исполнительную власть), работодатели
(предприниматели, администрация предприятий
и организаций), государственная служба
занятости (прежде всего ее местные органы).
Государство реализует стратегическое
управление занятостью, т. е. формирует
общую политику занятости, под которой
понимается совокупность мер прямого
и косвенного воздействия на социально-экономическое
развитие общества и каждого его члена.
Существует два основных варианта выбора
средств политики занятости: активный
и пассивный. Активная политика занятости
— это совокупность правовых, организационных
и экономических мер, проводимых государством
с целью снижения уровня безработицы.
Она предусматривает мероприятия, связанные
с предупреждением, профилактикой увольнений
работников для сохранения рабочих мест;
обучение, переобучение и повышение квалификации
лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор
рабочих мест; финансирование создания
новых рабочих мест через систему общественных
работ. Пассивная политика занятости предусматривает
выплату пособий безработным и предоставление
услуг по подбору рабочего места через
государственную службу занятости.
Государство осуществляет нормативно-правовое
обеспечение трудовых отношений и отношений
занятости.
Работодатели как второй субъект
управления занятостью осуществляют меры
по сохранению и повышению уровня и качества
занятости на предприятиях и в организациях
через формирование спроса на рабочую
силу посредством создания и предложения
рабочих мест на рынке труда, а также решают
другие проблемы занятости в рамках управления
персоналом.
Служба занятости, действуя
в установленных законом рамках, осуществляет
комплексное регулирование занятости
населения.
Федеральная служба занятости
России была создана в 1991г. в соответствии
с Законом РФ «О занятости населения в
Российской Федерации» и является организационно
самостоятельной службой на территории
РФ.
Территориальные органы службы
занятости являются структурными подразделениями
соответствующих органов исполнительной
власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления.
Глава 1. Служба занятости:
основные принципы, задачи и функции
Регулирование рынка труда
в стране осуществляет служба занятости,
призванная содействовать найму, подготовке
и переподготовке кадров,
оказывать помощь безработным.
Государственная система службы
занятости имеет три уровня подчиненности:
I уровень — федеральная служба
занятости;
II уровень — региональные
организации службы занятости;
III уровень — местные
организации службы занятости, в
том числе городские, районные
организации, их филиалы, бюро, центры
и т. д.
Основными принципами в работе службы занятости
являются: децентрализация; гибкость и
мобильность; демократизм; рациональное
сочетание в управлении вертикальных
и горизонтальных связей.
Перед службой занятости поставлены
следующие задачи:
учет свободных мест и граждан,
нуждающихся в трудоустройстве;
информирование о возможностях
трудоустройства;
содействие гражданам в выборе
подходящей работы и работодателям в подборе
необходимых работников;
сохранение и организация новых
рабочих мест путем прямого инвестирования
и кредитования;
организация общественных работ;
организация профессионального
обучения и профессионального консультирования
незанятых граждан;
оплата обучения, включая содержание
(аренду) помещений и выплату стипендий;
регистрация безработных;
выплата пособий по безработице
и других видов материальной помощи;
оформление досрочного выхода
на пенсию;
разработка программ занятости;
мероприятия по социальной
защите различных групп населения.
Для решения перечисленных
выше задач каждый уровень системы службы
занятости выполняет как общие, так и частные,
присущие только ему функции.
Общими функциями служб занятости всех уровней
являются:
- анализ и прогнозирование
спроса и предложения на рабочую силу;
- оказание помощи в выборе работы;
- организация подготовки и
переподготовки кадров.
Для федеральной службы частными
являются функции:
- разработка целевых программ
занятости, в том числе межрегиональных
и региональных;
- поиск и разработка механизма
финансирования этих программ;
- определение основных направлений
профессионального обучения;
- создание правовой и нормативной
базы функционирования;
- координация работы региональных
и местных служб занятости.
Для местных организаций службы
занятости частными являются функции,
связанные с работой непосредственно
с гражданами: регистрация безработных,
поиск свободных мест, трудоустройство,
выявление актуальных профессий, переобучение
и выбор курсов, а также учебных программ.
Много внимания уделяется социально незащищенным
слоям населения. Предусматриваются специальные
меры по профессиональной реабилитации
инвалидов, адаптации военнослужащих
в гражданской среде, содействию развития
малого бизнеса, трудоустройству подростков,
организации профессионального консультирования
различных групп населения, включая школьников,
участию в решении региональных проблем
рынка труда, таких, как миграция работников
за рубеж, работа на дому, работа неполный
рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных
из мест заключения, и др.
Основными источниками финансирования
служб занятости являются обязательные
отчисления работодателей и средства
обязательного страхования.
Службы занятости организуют
обучение и переобучение безработных
на базе своих учебных центров, которые
бывают многофункциональными, многоуровневыми,
общеобразовательными и предоставляющими
дополнительное образование. Источниками
финансирования учебных центров являются
средства, привлекаемые из республиканских
и местных бюджетов, а также из государственного
фонда занятости.
Деятельность учебных центров
служб занятости строится на основе
следующих принципов:
- опережающее обучение;
- содействие самозанятости
населения;
- формирование социального
заказа на обучение;
- предоставление различных
услуг в выборе профессий и специальностей;
- предоставление преимуществ
в обучении для граждан, нуждающихся в
социальной защите, т. е. для лиц, долгое
время не имеющих работу, молодежи, инвалидов,
одиноких, многодетных, беженцев, женщин
и др.
Центры оказывают как платные,
так и бесплатные услуги, в том числе такие:
- методическая помощь в организации
профессионального обучения;
- организация обучения и переобучения
рабочих и специалистов на предприятиях
в районе;
- подготовка граждан для предпринимательской
деятельности;
- стимулирование деловой активности
населения;
- консультирование и предоставление
информационных услуг, в том числе работодателям
и гражданам.
Глава 2. Особенности
технологизации работы учреждений службы
занятости
На сегодняшний день деятельность
службы занятости регламентируется Законом
«О занятости населения в РФ» от 19.04.1991
№ 1032-1, определяющим правовые, экономические
и организационные основы государственной
политики содействия занятости населения,
в том числе гарантии государства по реализации
конституционных прав граждан Российской
Федерации на труд и социальную защиту
от безработицы.
В данный момент технологии деятельности
службы занятости включают в себя
регистрацию безработных граждан по месту
жительства в следующей последовательности:
1. первичная регистрация
безработных граждан;
2. регистрация в целях
поиска подходящей работы;
3. регистрация граждан
в качестве безработных;
4. перерегистрация безработных
граждан;
5. снятие граждан с
регистрационного учета по безработице.
Первичная регистрация осуществляется
в целях общего учета численности безработных.
Основная цель технологии
- информирование об имеющихся вакансиях,
а если таковых нет, то информации о перечне
документов, необходимых для регистрации
в качестве безработного. Кроме того, граждане
имеют право получить следующую информацию:
- о состоянии рынка
труда;
- о наличии вакантных
мест, об оплате и других условиях
труда с целью выбора работы;
- о возможностях профессиональной
подготовки, переподготовки, повышения
квалификации;
- о порядке и условиях
регистрации в целях поиска
подходящей работы, регистрации
и перерегистрации в качестве
безработных;
- о правах и ответственности
в области занятости населения
и защиты от безработицы.
Информацию граждане могут
получить без предъявления каких-либо
документов. Регистрация безработных
граждан в целях поиска подходящей работы
осуществляется со дня их личного обращения
со всеми необходимыми документами. Для
этого они представляют в органы службы
занятости справку о среднем доходе за
последние 3 месяца по последнему месту
работы и предъявляют следующие документы:
1) паспорт или иной
документ, удостоверяющий личность;
2) трудовую книжку или
иные документы, подтверждающие
трудовой стаж;
Впервые ищущие работу (ранее
не работавшие), не имеющие профессии (специальности)
предъявляют паспорт и документ об образовании.
Инвалиды в дополнение к указанным документам
предъявляют трудовую рекомендацию, заключение
о рекомендуемом характере труда и условиях
труда, ИПР инвалида. Органы по вопросам
занятости имеют право проверять подлинность
предоставленных документов. Как уже говорилось,
обратившемуся гражданину в органы службы
занятости населения должна быть предложена
подходящая работа.
Таким образом, использование
вышеназванных технологий в деятельности
службы занятости позволяет упорядочить,
структурировать работу органов службы
занятости с целью наибольшей эффективности
оказания помощи безработному.
Глава 3. Основные
направления совершенствования деятельности
организаций службы занятости
В условиях сохраняющегося
в большинстве регионов дефицита средств
фонда занятости населения эффективность
работы территориальных органов службы
занятости по трудоустройству населения
достигается в большинстве случаев за
счет совершенствования основных направлений
их деятельности, отработки и внедрения
более эффективных методов, новых форм
работы. Наиболее важными из них являются
следующие:
1. Внедрение в деятельность
органов службы занятости современных
технологий, позволяющих сокращать период
безработицы граждан, обращающихся к услугам
службы занятости, продолжительность
участия граждан в активных и пассивных
программах содействия занятости населения,
предоставлять более качественные услуги,
что предусматривает:
— совершенствование технологий
работы специалистов органов службы занятости
с незанятыми и безработными гражданами
в части их приема, создания и использования
банков вакансий и банков безработных,
поиска работы, профориентационной работы;
— использование интенсивных
технологий обучения;
— проведение мероприятий по
развитию системы информационного обеспечения
органов службы занятости;
2. Оптимизация структуры и численности
работников органов службы занятости
исходя из возможностей бюджета и обеспечения
предоставления в полном объеме услуг
населению, имея в виду:
— проведение инвентаризации
территориальных органов службы занятости,
центров занятости и учебных центров и
приведение их структуры и численности
в соответствие с потребностями региональных
рынков труда;