Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:18, доклад
В данном докладе рассмотрены основные направления, а также принципы социального государства.
1. Введение.........................................................................................................................3
2. Социальное государство...............................................................................................4
3. Условия существование социального государства....................................................5
4. Принципы социального государства.........................................................................11
5. Заключение...................................................................................................................13
6. Список используемой литературы.............................................................................
Демократические преобразования современных российских реформаторов очень быстро вылились в установление авторитарной формы правления при полном господстве исполнительной власти над законодательной, отсутствии всякого контроля общества над деятельностью власти исполнительной на всех ее уровнях и сращивании ее с криминально-мафиозными структурами.)
5) Правовое развитие государства,
6) Существование гражданского
общества, в руках которого государство
выступает инструментом
7) Ярко выраженная социальная
направленность политики
8) Наличие у государства
таких целей, как установление
всеобщего блага, утверждение
в обществе социальной
9) Наличие развитого социального
законодательства (законодательства
о социальной защите населения,
Естественно, что Россия
- не Германия, не Швеция и не Япония.
Социальное государство в России
должно иметь свои специфические
черты. Поэтому, выработка и реализация
именно российской модели социального
государства является оптимальным
вариантом общественного
Создание социального государства в России сопровождается некоторыми трудностями:
1. Россия еще не обрела
опоры в праве, в правах
2. в России не создан
«средний слой» собственников:
подавляющему большинству
3. отсутствует мощный
экономический потенциал,
4. не ликвидированы монополии
в важнейших видах
5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
6. снижен уровень нравственности
в обществе, практически потеряны
привычные духовные ориентиры
справедливости и равенства. В
общественном сознании
Несмотря на перечисленные
проблемы, развитие социальной государственности
- единственно возможный путь для
свободного общества, которым хочет
стать Россия. Каковы же долгосрочные
последствия социального
Возьмем в порядке мысленного
эксперимента простейший случай социальной
помощи - пособие бедным. Предположим,
что изначально в данной стране не
платят пособий, и все живут на
доходы от участия в производстве,
за счет родственников или частной
благотворительности. Однако всегда существует
группа людей, которые в случае получения
небольшой государственной
Аналогичный эффект имеет
место в случае частной благотворительности,
а также при объединении рисков
в системе частного страхования.
Иное дело - государственная
Политическая поддержка получателей пособий ==> увеличение государственных обязательств ==> увеличение налоговой нагрузки ==> увеличение пособий ==> политическая поддержка получателей пособий и так далее.
Исходя из вышеизложенного
можно сделать вывод о том,
что для создания в России социального
государства необходимо использовать
опыт создания и функционирования социального
государства в развитых странах
Запада, опираясь на многовековой опыт
государственного строительства России,
учитывая исторические традиции и менталитет
русского и других коренных народов
России, а также геополитическое
положение и природно-
При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.
В плане своего социально-политического назначения как института российское социальное государство должно стать общенародным государством большинства и для большинства, при этом гарантирующего и соблюдающего установленные законом права и свободы каждого отдельного гражданина.
Государство обязано и
за счет собственных ресурсов, и
путем создания необходимых условий
для частного отечественного и зарубежного
капитала обеспечить дальнейшее развитие
наукоемких и высокотехнологических
производств, модернизацию промышленности
и агропромышленного
Принципиально важное значение имеет прекращение пропаганды насилия, жестокости, аморализма, индивидуализма, внедрения в массовое сознание иллюзий о широких возможностях случайного счастливого обогащения.
Интересам общества и традициям народов России в гораздо большей степени отвечает воспитание молодежи в духе гуманизма, нравственности, коллективизма и взаимопомощи, служения людям и Отечеству.
Большие задачи перед государством и обществом стоят и в области формирования правовой культуры населения и борьбы с преступностью.
4. Принципы социального государства
Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:
-экономическая свобода человека и признание права предпринимателей и их объединений, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;
-доверие к регулирующей
роли рынка через спрос,
-социальная справедливость и солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и загрузки трудоспособных, чтобы помочь уже нетрудоспособным;
-участие работников в
управлении производством и
- гендерное равенство мужчин и женщин;
Система социального страхования
государства всеобщего
Развитие национальных моделей
государства всеобщего
Пониманию природы социального
государства способствовало и развитие
в этот же период иных его моделей,
не подпадающих под определение
"государство всеобщего
Исторически обусловленный акцент на либеральные ценности протестантской морали, абсолютизация гражданских прав и свобод привели к приоритету принципа возмещения ущерба относительно принципа солидарности. В этом случае справедливость понимается как компенсация и возмещение ущерба; социальные риски подменяются понятием "жертва". Только добившись признания себя жертвой, человек получает право на компенсацию. Практика реализации данного принципа обусловила возникновение тенденции к переориентации индивидуального подхода в социальной поддержке на групповой. Представляя себя в качестве жертвы, отдельные социальные группы добиваются социальной помощи и бюджетных трансфертов. При этом распространена практика расширенного представления об ущербе, к которому может относиться и несправедливость, допущенная по отношению к прошлым поколениям.
С 1989 г. этот принцип широко внедряется и в российское социальное законодательство, вступая в сложные коллизии с системой социальной защиты, базирующейся на принципах солидарности, и подрывая ее.
С точки зрения функций
государства, и принцип солидарности,
и принцип возмещения ущерба одинаково
реализуются через принятие государством
на себя определенной социальной ответственности.
Однако различная природа этой ответственности
и, соответственно, разные способы перераспределения
общественного богатства
Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции -- расценивать как программную установку.
Принципы управляющей
системы социального