Приоритетные направления деятельности социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:51, реферат

Краткое описание

Идейная основа социального государства восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан.
Впервые социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в статье 20 Конституции ФРГ 1949 года, провозгласившей Германию «демократическим и социальным федеративным государством». В последующие годы практика конституционного закрепления статуса социального государства получила дальнейшее распространение. В настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или отсутствия в их Основных законах соответствующих положений, в большей или меньшей степени являются социальными государствами.

Содержание

Введение…………………………………………………………..
1. Сущность, содержание и принципы социальной политики………..
2. Приоритетные направления социальной политики государства……..
3. Социальная защита, гарантия и поддержка населения………………
4. Главные цели и приоритеты социальных реформ в РФ…………..
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Приоритетные направления деятельности социального государства.docx

— 45.82 Кб (Скачать файл)

Приоритетными направлениями миграционной политики являются:

- защита прав и интересов граждан РФ, проживающих в республике и за ее пределами;

- регулирование въезда  и выезда мигрантов, оказание  помощи беженцам и внутренним  переселенцам;

- создание законных и  гуманных условий приема и  размещения семей беженцев;

- формирование у населения  понимания вынужденной миграции  в Россию.

Основным принципом в работе с вынужденными мигрантами становится развитие инициативы и самостоятельности в собственном обустройстве на новом месте жительства, привлечение их средств, полученных в качестве компенсации за оставленное жилье и недвижимое имущество, предоставление им льготных кредитов, а также финансовых средств и материальных ресурсов в порядке оказания помощи.

Главные акценты в демографической политике должны быть сделаны в отношении обеспечения здорового потомства, увеличения продолжительности активной жизни, сохранения здоровья и других качественных характеристик развития населения.

Если не выделить демографические  проблемы в число приоритетных, то создается угроза для генофонда нации.

 

 

 

 

  1. Социальная защита, гарантия и поддержка населения

Социальная защита — система мер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое и моральное благополучие уязвимых, незащищенных слоев населения, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот:

- по налогообложению и  выплате пенсий и пособий;

- по строительству и  содержанию жилья, а также его  получению и приобретению;

- по коммунально-бытовым  услугам и торговому обслуживанию;

- по медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными средствами;

- по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;

- по трудоустройству,  обучению, переподготовке и условиям труда;

- по пользованию услугами  учреждений связи и спортивно-оздоровительных учреждений;

- по получению услуг социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

В широком смысле социальная защита заключается в том, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (ст. 25 Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. на Генеральной Ассамблее ООН)..

На каких же основных принципах должно происходить формирование новой системы социальной защиты?

1. Дифференцированный подход  к различным слоям и группам  населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности.

Для нетрудоспособных (престарелых, детей, инвалидов) главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение уровня потребления важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежных гарантий, размера индивидуальных доходов и т.д.

Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, включая и большинство благ, которые ранее предоставлялись бесплатно.

2. Механизм социальной защиты должен формироваться не на основе государственной благотворительности, а как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий.

Система социальной защиты не должна строиться на основе эпизодического принятия разрозненных разовых решений по улучшению материального положения отдельных групп населения, оказавшихся в тяжелой ситуации. 

3. Система социальной  защиты должна быть интегрированной,  действовать на всех уровнях:  федеральном, республиканском, областном, региональном.

Наиболее целесообразен путь создания многоуровневой системы, в которой гарантии, установленные на вышестоящем уровне, на нижестоящих дополнялись бы и развивались. Так, на федеральном уровне следует сохранить установление минимального уровня гарантий для всего населения страны независимо от места проживания.

Система социальной защиты (защищенности) населения существует в единстве и комплексности с системой социальных гарантий.

Социальные гарантии государства являются основой, базисом для реализации системы социальной защиты населения.

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых условий для поддержания его достоинства и для свободного полного развития его личности.

Каждый человек имеет  право на труд, на свободный выбор  работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд (ст. 22 и 23 Декларации прав человека).

В самом общем виде социальные гарантии государства — это защита прав человека на свободный труд, обеспечение  личной безопасности граждан в обществе, создание системы жизнеобеспечения, соответствующей жизненным стандартам, сформированным к настоящему моменту.

К наиболее важным элементам, например, жизнеобеспечения относятся:

1) материальная обеспеченность  и создание условий, при которых  доходы всех членов общества  могут быть реализованы;

2) возможность получения образования, медицинской помощи и т.д.;

3) обеспечение безопасности  окружающей среды и поддержание  экологии на необходимом уровне;

4) улучшение материального положения пенсионеров, сокращение численности малообеспеченных семей и граждан;

5) расширение льгот работающим  женщинам; создание необходимых  условий для воспитания подрастающего поколения.

Поскольку полная социальная защита всего населения нереальна, постольку следует более правильно  и обоснованно говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения. Такие категории населения принято называть слабо защищенными, а более точно социально уязвимыми слоями населения. К социально уязвимым следует относить тех, кто лишен возможности самостоятельно, собственными усилиями улучшить свое  благосостояние, поддерживать необходимые условия жизни и существования. Это, как правило, многодетные и малообеспеченные семьи, пенсионеры и инвалиды, а также безработные люди.

В сложившейся практике социально  уязвимыми считаются семьи с  низким денежным доходом на члена  семьи; семьи, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в одиночку; лица, пострадавшие от репрессий и от стихийных бедствий. Студентов также можно отнести к слабо защищенных категориям населения.

Все перечисленные слои и  группы населения нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, государства, правительства, крупных предпринимателей, общественных, частных и благотворительных организаций.

Несколько слов о социальной благотворительности как о массовом и повседневном явлении демократического общества.

Для нашего общества такая  функция общества необычна и нова. Хотя издавна принципы благотворительности заложены во многих христианских заповедях. Высший смысл и назначение человека состоит в том, чтобы сделать счастливыми как можно больше других людей.

Социальная благотворительность  проявляется в том, что одни люди (или группы людей) бескорыстно, по внутреннему  душевному зову помогают другим: деньгами, вещами, услугами, советом, заботой, лечением, уходоми утешением. В этом мы должны усматривать проявление благородства и достоинства таких людей.

 

 

 

 

 

 

.

 

  1. Главные цели и приоритеты социальных реформ в РФ

Стратегическими целями социальной политики являются:

— достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

— обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

— гарантия конституционных  прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

— переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

— нормализация и улучшение  демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской  и граждан трудоспособного возраста;

— существенное улучшение  социальной инфраструктуры.

Для достижения  этих целей потребуется:

- восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;

- обеспечить справедливое  распределение доходов на основе  совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижения налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения;

- стимулировать использование  доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования;

- обеспечить взвешенность в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой — не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;

- усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;

- создать полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;

- повысить роль социального  страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;

- обеспечить стабильное  финансирование отраслей социальной  сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам  доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.

В последующем, предстоит создать прочные предпосылки для устойчивого социального развития, формирования общества, открытого для широкой социальной интеграции, позволяющего людям в максимальной степени реализовать свой потенциал.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев  данную тему, можно сделать следующее заключение. Основная цель социального государства - максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания. При этом социальное государство должно отвергать любые формы достижения цели, нарушающие права других граждан, сообществ, государств. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 6 марта 1997 г. Раздел 3, п .3.2.
  2. Закон РФ "Об основах социального обслуживания населения в РФ".
  3. Программа социальных реформ в РФ на период 1996—1997 годы.
  4. Среднесрочная программа Правительства РФ на 1997—2000 годы. "Структурная перестройка и экономический рост".
  5. Основы социального государства: Учебник для вузов, Гриценко Н.Н. 2004 г.
  6. Социальная политика: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. /Под общ. ред. Н.А.Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 408 с.
  7. Мир России (журнал) (режим доступа) http://www.ecsocman.edu.ru /
  8. Журнал исследований социальной политики (режим доступа) http://www.jsps.ru/
  9. Денисова И.П., Клиновенко Л.Р. Социальная политика: Учебник для вузов. М.:ФЕНИКС, 2009 г. – 347 с.
  10. Власова Т.В., Сущинская М.Д. Социальная экспертиза: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 152 с.

Информация о работе Приоритетные направления деятельности социального государства