Приоритетные направления деятельности социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление и определение приоритетных направлений деятельности социального государства.
Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить характеристики современного социального государства;
2) выявить приоритеты социального государства;
3) определить сущность, содержание и значение приоритетных национальных проектов.

Содержание

Введение 3
Характеристика социального государства 5
Российская модель социальной политики как главная составляющая социального государства 7
Общая характеристика приоритетов социального государства 12
Приоритетные направления деятельности государства: сущность, содержание и их значение 14
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, государственные  расходы на социальные цели следовало  бы законодательно установить на уровне не ниже минимальных стандартов (не менее 20% ВВП), рекомендованных конвенциями и рекомендациями МОТ, Европейской социальной хартией, подписанной Россией в 2000 г.

В-третьих, необходимо разработать  общенациональную (структурированную  по основным направлениям) программу  развития систем образования, здравоохранения и жилищно-коммунальной сферы, которая включала бы федеральную и согласованные с ней региональные программы.

Таким образом, российская модель имеет свои особенности и  вполне реальные цели и задачи, реализация которых в условиях кризиса усложняется, но необходимость их растёт, так как население всё больше подвергается социальным рискам.

 

ОБЩАЯ      ХАРАКТЕРИСТИКА     ПРИОРИТЕТОВ     СОЦИАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВА

На каждом этапе своего развития социальное государство определяет приоритеты в реализации установленных принципов. Приоритеты определяются исходя из:

– степени остроты важнейших социально-экономических и политических проблем;

– проблемного видения самых значительных противоречий сложившейся исторической ситуации, разрешение которых будет способствовать переходу общества на качественно новый уровень социально-экономического развития, опирающегося на демократические принципы и правовые нормы.

Приоритеты социального  государства нашей страны - то, чему государство отдает предпочтение в развитии социально-экономических отношений. Они определяются на макроуровне (для решения сверхприоритетных проблем), мезоуровне (для решения задач в среднесрочной перспективе) и микроуровне (для решения ближайших приоритетных задач).

Приоритеты России в реализации социальной политики и укреплении социально-экономических основ социального государства меняются в зависимости от внутренней и международной политической и социально-экономической ситуации. В условиях всеобщего обнищания масс на первый план выдвигается борьба с нищетой и бедностью, ставятся задачи создания дополнительных рабочих мест, усиливаются страховые принципы социальной защиты населения.

Даже некоторое оживление  экономики меняет расстановку приоритетов. При сохранении прежних ориентиров на первый план выдвигаются инвестиции в человека, в образование – непременное условие конкурентоспособности нашей страны в мировой  экономике, а также в здравоохранение.

Основные приоритеты современного этапа развития России1:

– обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшение их дифференциации на основе увеличения заработной платы, повышения доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте, улучшения пенсионного обеспечения;

– значительное сокращение социальной и экономической бедности, в первую очередь, минимизации крайней бедности в местах ее наибольшей концентрации;

– обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское, социальное обслуживание и общее образование;

– безусловная приоритетность инвестиций в человека и, прежде всего, в образование, а также в здравоохранение;

– осуществление максимально эффективной защиты социально уязвимых слоев населения, которые нуждаются в государственной поддержке;

– усиление страховых принципов социальной защиты населения при выходе на пенсию, в случаях болезни, а также при несчастных случаях на производстве;

– осуществление мероприятий по социальному развитию села;

– создание для трудящихся экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА:

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И  ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Повышение качества жизни  граждан России – ключевой вопрос государственной политики. В настоящее  время к приоритетным направлениям деятельности государства относятся: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России, «Развитие агропромышленного комплекса».

Основными приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на ближайшую среднесрочную перспективу являются:

- обеспечение роста денежных  доходов населения и уменьшения их дифференциации на основе увеличения заработной платы, повышения доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте, улучшения пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки населения (перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам);

- значительное сокращение социальной  и экономической бедности, в первую очередь минимизация крайней бедности в местах ее наибольшей концентрации, укрепление социальной безопасности граждан, подверженных риску существенного ухудшения материальной обеспеченности и наступления бедности;

- обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего медицинское, социальное обслуживание и общее образование;

- безусловная приоритетность инвестиций  в человека, и прежде всего  в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике, а также в здравоохранение. В этих целях предусматривается опережающий рост ассигнований на цели социального развития по сравнению с большинством других направлений государственных расходов;

- осуществление максимально эффективной  защиты социально- уязвимых граждан, которые не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке;

- усиление страховых принципов социальной защиты населения при выходе на пенсию, в случае болезни, а также при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

- создание условий  для эффективной занятости населения,  обеспечение баланса спроса и  предложения на рынках труда,  в том числе на основе повышения  качества и конкурентоспособности  рабочей силы, развития миграционных  процессов; 

- осуществление мероприятий по социальному развитию села;

- улучшение демографической  ситуации на основе осуществления  мероприятий по снижению уровня  смертности населения и создания  предпосылок для стабилизации  показателей рождаемости; 

- реформирование трудового законодательства, приведение его в соответствие с требованиями рыночной экономики.

Рассмотрим подробнее  основные приоритетные направления  деятельности Российского государства. Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения и создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости. В связи с этим основными задачами правительства в области демографической политики являются:

- разработка на долгосрочную  перспективу конкретных мер по реализации демографической политики с учетом перспектив социально-экономического развития Российской Федерации и региональных особенностей демографических процессов;

- разработка механизмов  материальной поддержки семьи  при рождении детей, в том числе увеличение размеров единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередного рождения, пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;

- улучшение качества  медицинской помощи, развитие профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний;

- разработка мер, предусматривающих  аттестацию рабочих мест с  целью выявления неблагоприятных  факторов, воздействующих на здоровье  работников, а также порядка экономического  стимулирования работодателей в  улучшении условий и охраны труда;

- разработка и реализация  мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании;

- совершенствование системы  мер медико-социальной реабилитации  категорий населения, которые  в силу жизненных обстоятельств  попали в сложные условия существования (освободившихся из мест лишения свободы, бездомных, не имеющих постоянного места жительства и работы).

Большое значение для  получения наиболее полной и достоверной  информации о населении страны, проведения широкого круга исследований по формированию и корректировке демографической политики имеет Всероссийская перепись населения, а также создание Государственного регистра населения Российской Федерации.

В области создания условий  жизнедеятельности семьи, дающих возможность  воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе:

- поддержание системы  жилищных стандартов, обеспечение  режима благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми;

- содействие развитию  рыночных форм обеспечения доступности  жилья, наилучшим образом удовлетворяющих  жилищные потребности семей, находящихся  в активной фазе репродуктивного  цикла; 

- учет количества детей  в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при определении размера помощи со стороны государства (безвозмездные субсидии на приобретение жилья и т.п.).

Реализация политики в сфере образования будет  строиться исходя из приоритетности развития этой отрасли как неотъемлемого условия модернизации российского общества и обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

Процесс модернизации системы  образования будет осуществляться с учетом реально складывающейся экономической ситуации, результатов, полученных в ходе экспериментов и реализации основных мероприятий в этой области, а также с учетом складывающихся демографических тенденций.

Среди основных задач, стоящих перед системой образования, остаются:

- содействие успешной  адаптации молодежи в обществе и на рынке труда; противодействие негативным социальным процессам, таким, как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде, борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних;

- развитие специального  образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- создание условий  вхождения новых поколений в  открытое информационное общество, поддержка повсеместного использования  информационных технологий, компьютеризация  школ и создание единой информационной  среды образования;

- повышение вклада образования в модернизацию экономики, что требует.

В области дошкольного  образования необходимо сформировать минимальные государственные требования к данному виду образования. Предполагается разделить собственно дошкольное образование и содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях на основе гибких программ подготовки к школе, в том числе с индивидуальным графиком их посещения (неполная неделя, неполный день и т.п.).

Стратегическая линия  развития системы общего среднего образования состоит в его адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям в части содержания образования, организационно-экономическом механизме деятельности школ, в управлении ими. В этой связи необходимыми условиями являются личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса; многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ; эффективная поддержка инновационных мероприятий и активное участие общества в развитии образования; усиление социальной и гуманитарной ориентированности общего среднего образования; направленность образовательного процесса на развитие способностей мышления, выработку практических навыков. Необходимо существенно повысить роль коммуникативных дисциплин, прежде всего информационных технологий, русского и иностранных языков.

Механизмы и варианты осуществления реструктуризации сельской школы должны включать: создание образовательных  центров в сельской местности  в различных их вариантах, развитие транспортного обслуживания сельских школ, развитие дистанционного образования (включая Интернет-образование) и соответствующей сети центров дистанционного обучения. Решение о выборе варианта оптимизации сети сельских школ необходимо принимать с учетом местных условий.

На современном этапе увеличивается потребность в специалистах с начальным и средним профессиональным образованием для обеспечения технологической культуры производства, административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.

Информация о работе Приоритетные направления деятельности социального государства