Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:24, доклад
Многие инстинкты человека заложены природой, но в то же время они являются парадоксально неорганичными, какими-то неуместными. Этот вопрос живо интересовал еще Иммануила Канта, писавшего: «Какова же могла быть цель природы в том, что ребенок появляется на свет с громким криком? Ведь в грубом естественном состоянии это было бы чрезвычайно опасно для ребенка и его матери. Волк, даже кабан, привлеченный криком, мог бы, пользуясь отсутствием матери или ее слабостью после родов, сожрать его. Ни одно животное, кроме человека ( в его теперешнем состоянии), не возвещает громко при появлении на свет о своем существовании, это, по-видимому, предусмотрено мудростью природы, чтобы сохранить вид».
Многие инстинкты человека заложены природой, но в то же время они являются парадоксально неорганичными, какими-то неуместными. Этот вопрос живо интересовал еще Иммануила Канта, писавшего: «Какова же могла быть цель природы в том, что ребенок появляется на свет с громким криком? Ведь в грубом естественном состоянии это было бы чрезвычайно опасно для ребенка и его матери. Волк, даже кабан, привлеченный криком, мог бы, пользуясь отсутствием матери или ее слабостью после родов, сожрать его. Ни одно животное, кроме человека ( в его теперешнем состоянии), не возвещает громко при появлении на свет о своем существовании, это, по-видимому, предусмотрено мудростью природы, чтобы сохранить вид».
Размышляя над этой иноприродностью человека, Кант недоумевал по поводу ее причин. Он лишь предположил, что на ранней стадии человеческого развития дети не кричали. Потом же, когда начала складываться культура, такое поведение человеческого чада оказалось возможным. Произошел, следовательно, некий природный катаклизм. Философ не допускает мысли, что человек всегда был иноприродной особью.
У животных все
О человеческой природе
Иногда человек бывает добрым, иногда – злым; порой – дружелюбным, порой – агрессивным. Что более присуще его исконной природе? Это живо интересовало философов всех эпох. В XX столетии в его обсуждение включились и психологи разных направлений.
Зигмунд Фрейд, например, считал природу человека агрессивной. «Люди – вовсе не благородные, дружелюбные существа, жаждущие любви, которые всего лишь защищаются, если на них нападают, напротив, суть в том, - писал он, - что сильно выраженное стремление к агрессии составляет существенную часть человеческих инстинктов». Лишь моральные и культурные установления, считал Фрейд, направляют агрессивные импульсы в более или менее приемлемое русло.
Иные представления о человеческой природе отстаивают приверженцы гуманистической психологии. По их мнению, в человеке изначально нет ничего неизменного. Даже элементарные физиологические потребности, которые роднят его с животными, вовсе не греховны или плохи, поскольку они естественны. Наряду с ними у человека есть и высшие потребности, также естественные для него, - стремления к реализации своего «я», творчеству, добру, любви, истине, красоте, справедливости, единству и гармонии с миром. Эти стремления заложены в человеческой природе, которая изначально гуманна. А соперничество, жадность, враждебность к людям, агрессивность, тяга к разрушению, жажда власти – ненормальные, болезненные проявления психики. Это признаки незрелого, слабого человека, который не в ладу с собой и с другими людьми. Он не знает и боится себя, а значит - и всего мира, считая и себя, и окружающих людей плохими, опасными. Страшась выпустить наружу то зло, которое он видит в себе, человек одновременно подавляет свою природу, свою сущность, свое истинное «я». Тем самым он не дает проявиться лучшим человеческим качествам, которые в нем заложены. По словам Абрахама Маслоу, «эта драма страха и защиты находится внутри человека, но он склонен обобщать ее, проецировать вовне на весь мир и затем воспринимать весь мир соответствующим образом. В действительности он сражается с опасностями, находящимися… внутри него».
Образцом «нормального» человека многие сторонники гуманистической психологии предложили считать не средних, а лучших представителей человеческого рода – интересных, мудрых, замечательных людей, наиболее полно реализовавших свой творческий потенциал.
Где же все-таки искать ответ на вопрос: какова человеческая природа? Философы обычно указывают на какой-то главный, по их мнению, признак, который характеризует человека: разум, социальность, общение, способность к труду. То, что человек отличается от всех представителей природного царства, казалось бы, ни у кого не вызывает сомнений. Вот почему человека определяют как особую форму жизни, которая похожа на другие, но вместе с тем принципиально иная.