Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 13:45, контрольная работа
Проблема социальных конфликтов всегда была, есть и будет. Эта тема волновала и притягивала внимание человечества всегда. Доказательством тому могут служить различные мифы, сказки, былины и т.д. Все слышали греческий миф про «яблоко раздора», все знают историю из библии про Каина и Авеля. Издавна люди сталкивались с конфликтами, издавна величайшие мудрецы и философы (Конфуций, Гераклит, Эпикур и многие другие) размышляли об этой проблеме, пытались понять, из-за чего возникают конфликты, искали пути их разрешения.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Причины возникновения, функции и субъекты социальных конфликтов…………………………………………………………………………..5
2. Типология конфликтов и пути их разрешения…………………………………….9
3. Анализ российского общества с точки зрения социальных конфликтов…………………………………………………………………………13
4. Заключение…………………………………………………………………………20
5. Список источников………………………………………………………………...
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Введение.
Проблема социальных
Не утратила актуальности эта
проблема и в наше время. Каждый человек
за свою жизнь сталкивался с конфликтами
разных родов, даже соглашаясь с поговоркой
«худой мир лучше доброй ссоры», люди,
тем не менее, не могут избежать разногласий,
ссор. Во многих странах, в том числе и
в России, сложилась напряженная социальная
обстановка. А раз так, то значит надо учиться
предупреждать, распознавать конфликты,
предвидеть их последствия, а главное
– управлять ими.
Мне кажется, что если бы каждый человек
имел хотя бы начальные понятия о конфликтах,
то конфликты и возникали бы реже, а если
возникали бы, то люди выходили бы из них
с меньшими потерями. Знание конфликтов
повышает культуру общения и делает жизнь
человека не только более спокойной, но
и более устойчивой в психологическом
отношении. Так же изучать конфликты необходимо
для того, чтобы научиться понимать политическую
жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой
в политических играх, чтобы разбираться
в политических действиях и в политической
жизни, даже если это участие ограничивается
выборами, ведь люди, которых мы выбираем
на высокие посты, такие же смертные и
их многие качества, как человеческие,
так и политические, определяются поведением
в конфликтах.
Задачи изучения конфликтов – многогранны.
Каждый извлекает из этого изучения пользу
для себя: предприниматель получает сведения
о том, как развивается конкуренция в условиях
рынка; профсоюзный деятель узнает о методах
защиты интересов своей профессиональной
группы; политический деятель и юрист
получают сведения о прецедентах, имеющих
для представителей этих родов деятельности
особое значение. А “простому человеку”
изучение конфликтов нужно для того, чтобы
избавиться от своей “простоты” и получить
те сведения, без которых невозможно быть
гражданином своей страны, своего отечества
и действовать сообразно принципам гражданственности
в различных, подчас весьма сложных общественно-политических
ситуациях.
Я выбрала эту тему, чтобы лучше
разобраться и понять, что такое конфликт,
чтобы узнать, как и из-за чего они формируются,
понять какие у конфликтов источники,
каковым может быть их развитие и пути
решения.
Каким образом людям удается
достичь необычайной согласованности
своих действий? Каким образом они могут
координировать свои усилия с высокой
степенью точности? Какими знаниями должно
обладать человечество, чтобы не возникало
опасности хаоса и бедствий? Каким образом
многие миллионы людей разрешают каждодневные
конфликты, возникающие в их жизни? Почему
так сложно найти общий язык и в чем причина
разногласий? Попытаемся ответить на эти
вопросы.
В своем реферате я разберу
структуру социальных конфликтов, раскрою
тему социальных конфликтах в современной
России. Думаю, что полученные мною знания
при написании данного реферата пригодятся
в дальнейшей жизни.
Определение конфликта.
Прежде всего, необходимо разобраться:
а что же есть конфликт? Для этого необходимо
рассмотреть своеобразные свойства, присущие
этому понятию:
1) конфликт — явление
социальное, порождаемое самой природой
общественной жизни; он непосредственным
образом выражает те или иные стороны
социального бытия, место и роль человека
в нем и, следовательно, должен восприниматься
вполне нормальным общественным явлением,
свойством социальных систем, процессом
и способом взаимодействия людей;
2) конфликт – явление социальное действие обдуманное. Он подтверждает ту истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем, что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не «меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые он сам вырабатывает в процессе жизнедеятельности;
3) конфликт — явление широко распространенное, повсеместное и вездесуще; конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни — будь то экономика, политика, быт, культура или идеология; они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека;
4) конфликт - прогнозируемое явление, подверженное регулированию, это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях противоборства.
Если суммировать вышесказанное о конфликте, то наиболее близким и приемлемым будет, вероятно, следующее определение:
конфликт — это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.
Функции конфликта.
Функция конфликта выражает, с одной стороны, его социальное назначение, а с другой — зависимость, возникающую между ним и другими компонентами общественной жизни. В первом случае берутся во внимание последствия конфликта, во втором — направленность отношений конфликтующих субъектов социальных связей. Самые важные и значимые функции конфликтов сведем в следующую таблицу:
Таблица №1. Функции конфликта.
Функции конфликта |
Направленность и последствия конфликтов | |
позитивные |
негативные | |
Интеграция персонала |
- разрядка напряженности в - согласование индивидуальных
и коллективных - образование и консолидация
формальных - углубление и стабилизация общих интересов |
- ослабление организованности и единства коллектива; - нарушение
баланса интересов между личностями и
группами; - потворство
эгоизму, своеволию, |
Активизация социальных связей |
- придание
взаимодействию |
- несогласованность
в действиях - ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; - возведение препятствий на пути к сотрудничеству |
|
- выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; - обнаружение недостатков в условиях и охране труда; - реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива |
- резкое выражение недовольства действиями администрации; - протест
против злоупотреблений отдельных - нарастание неудовлетворенности трудом |
Инновация, содействие творческой инициативе |
- повышение активности и мотивации к работе; - стимулирование роста квалификации; - содействие творчеству, новым и оптимальным решениям |
- создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; - подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы; - уход от альтернативных решений |
Трансформация (преобразование) деловых отношений |
- создание здорового социально-психологического климата; - утверждение уважительного отношения к труду и деловой предприимчивости; - повышение уровня взаимного доверия |
- ухудшение морально психологической атмосферы; - усложнение процесса восстановления деловых отношений и партнерского сотрудничества |
Информация об организации и ее персонале |
- повышение
уровня осведомленности работников о
положении дел в организации; |
- усиление недружественного поведения; уклонение от сотрудничества; - преграды диалогу, обмену мнениями |
|
- урегулирование разногласий на взаимной основе; - ослабление конфронтации в социально - трудовых отношениях |
- нагнетание напряженности и враждебности; - уклонение от примирительных процедур |
Описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими прежде всего связаны с пониманием природы их возникновения.
Причины
социальных конфликтов.
Причины социальных конфликтов можно
разделить на две большие группы. Обозначим
их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы.
Основными социальными предпосылками
конфликтов является:
1) социальное неравенство
— т.е. неравномерное распределение между
членами общества и группами богатства,
влияния, информации, уважения и других
социальных ресурсов;
2) культурная неоднородность
— т.е. сосуществование в обществе различных
систем ценностей, разных представлений
о мире, разных поведенческих стандартов .
Но социальные предпосылки сами по себе
не обязательно приводят к конфликтным
столкновениям. Субъектами конфликтов
в конечном итоге всегда являются конкретные
люди — либо отдельные лица, либо люди,
объединенные в группы. Для того чтобы
социальные предпосылки конфликта действительно
привели к конфликту, необходима личностная
вовлеченность, осознание несправедливости
сложившегося положения.
Основным личностным побудительным мотивом
конфликта является неудовлетворенная
потребность. Существует много разнообразных
и весьма подробных типологий человеческих
потребностей, приведем наиболее простую:
1) потребности физического
существования;
2) потребность в безопасности;
3) социальные потребности
(потребности в общении, любви, уважении
и др.);
4) высшие потребности
(в творчестве, духовном росте, самореализации),
этот тип потребностей проявляется не
у всех людей, но если подобные потребности
заявляют о себе, они способны оттеснить
все остальные потребности, сводя их к
минимуму.
Когда какая-либо потребность не находит
удовлетворения, человек испытывает недовольство,
беспокойство, страх и другие отрицательные
эмоции. Чем дольше длится состояние неудовлетворенности,
тем сильнее эти эмоции, тем тяжелее состояние
человека.
Каким образом действует человек
в ситуации неудовлетворенности? Возможны
три варианта поведения:
1) можно отступить, перестать
стремиться к удовлетворению потребности;
2) поискать обходной путь удовлетворения
потребности;
3) путем агрессии добиться желаемого.
Третий путь чаще всего и ведет к конфликтам
(хотя и второй чреват конфликтом, если
«обходные пути» приводят к столкновению
со сложившимися в обществе нормами). Объектом
агрессии выступает тот объект, который
препятствует удовлетворению потребности.
Это может быть человек, группа, общество
в целом. Тот, на кого направлена агрессия,
в свою очередь, отвечает агрессивным
действием. Так возникает конфликт.
Однако и неудовлетворенные потребности
сами по себе не приводят к конфликтам.
Если человек или группа воспринимают
свое подавленное, ущемленное положение
как нечто обыденное, привычное, заложенное
в самом «ходе вещей», то конфликт может
и не возникнуть. В основе возникновения
конфликта лежит осознание несправедливости
сложившейся ситуации (естественно, с
точки зрения заинтересованной стороны).
Но и в таких условиях конфликт возникает
не всегда. Неопределенность последствий
будущего конфликта, страх возмездия,
неорганизованность (если речь идет об
общностях) препятствуют возникновению
конфликтов.
Роль неудовлетворенных потребностей
в возникновении конфликта очевидна, если
мы имеем дело с конфликтом индивидов
или небольших групп. Но если речь идет
о конфликте государств? Какую роль играют
«неудовлетворенные потребности» в этом
случае? «Государство» само по себе не
может ни принимать решений, ни вступать
в конфликты. Принимать решения, вступать
в конфликты могут лишь люди. Политику
любого государства также определяют
конкретные люди — члены правительства,
президенты и т.д. Именно эти люди и определяют,
что является «потребностью» того или
иного государства в данный момент. Поэтому
даже в таких глобальных конфликтах, как
войны между государствами, значение личных
побудительных мотивов весьма велико.
Но применительно к таким случаям лучше
говорить не об «удовлетворении потребностей»,
а о «защите интересов» субъектов конфликта
.
Общество провоцирует конфликты не только
социальным неравенством. Каждое общество
имеет определенные культурные модели,
которым должны соответствовать его члены.
Системы социальных ролей предписывают
определенные типы поведения. Это ведет
к тому, что люди, не соответствующие сложившимся
стандартам, оказываются либо в изоляции,
либо в состоянии конфликта с социальной
средой.
Схема №1: «Признаки, типы и виды конфликтов».
Типы конфликтов.
Нужно сказать, что подходы к классификации конфликтов могут быть разными. Все зависит от того, кто классифицирует: социологи обращают внимание, прежде всего, на макро- или микроуровень конфликтов; юристы различают внутри- и внесистемные конфликты, сферы их проявления. Мы будем ориентироваться на подход конфликтологов, которые в своей классификации отчетливо представляют как основные элементы конфликтов, так и многообразие способов их проявления, развертывания и регулирования, источники и непосредственные причины происхождения конфликтных ситуаций, интересы и мотивы противостоящих сторон, движущие силы противоборства, функции конфликтов, их роль в жизнедеятельности отдельного человек, социальной группы и общества в целом.
Данная классификация в упрощенном виде представлена в схеме выше. Но следует помнить, что реальная жизнь богаче любой схемы и можно выделить множество иных причин возникновения противоречий, а также выявить тесное переплетение различных факторов в том или ином конфликте.
Способы разрешения конфликтов.
Чтобы понять способы разрешения конфликтов,
необходимо знать пять основных стилей
поведений в конфликте, потому что определение
стратегии разрешения конкретного конфликта
связано с выбором способа действий, равнозначного
стилю конфликтного поведения.
На схеме №2, которая называется «Сетка
Томаса-Килмена» демонстрируется, что
выбор конфликтного поведения зависит
как от интересов участвующих в конфликте
сторон, так и от характера предпринимаемых
ими действий. Сам стиль поведения определяется,
во-первых, мерой осуществления собственных
интересов (личных или групповых) и степенью
активности или пассивности в их отстаивании.
Во-вторых, на стиль поведения существенно
влияют стремление удовлетворить интересы
других сторон, участвующих в конфликте,
а так же то, какие действия приоритетны
для отдельных лиц, социальных групп –
индивидуальные или совместные.
Схема №2: «Стили поведения в конфликтах».
Уклонение как стиль поведения в конфликтах
характеризуется явным отсутствием у
вовлеченного в конфликтную ситуацию
желания сотрудничать с кем-либо и приложить
активные усилия для осуществления собственных
интересов, равно как пойти навстречу
оппонентам; стремлением выйти из конфликтного
поля, уйти от конфликта.
Приспособление как стиль пассивного поведения
отличается склонностью участников конфликта
смягчить, сгладить конфликтную ситуацию,
сохранить или восстановить гармонию
во взаимоотношениях посредством уступчивости,
доверия, готовности к примирению. В отличие
от уклонения этот стиль предполагает
в большей мере учитывать интересы оппонентов
и не избегать совместных с ними действий.
Конфронтация по своей направленности ориентирована
на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно,
добиваться осуществления собственных
интересов без учета интересов других
сторон, непосредственно участвующих
в конфликте, а то и в ущерб им. Применяющий
подобный стиль поведения стремится навязать
другим свое решение проблемы, уповает
только на свою силу, не приемлет совместных
действий.
Сотрудничество, как и конфронтация, нацелено
на максимальную реализацию участниками
конфликта собственных интересов. Но в
отличие от конфронтационного стиля сотрудничество
предполагает не индивидуальный, а совместный
поиск такого решения, который отвечает
устремлениям всех конфликтующих сторон.
Компромисс занимает срединное место в
сетке стилей конфликтного поведения.
Он означает расположенность участника
(участников) конфликта к урегулированию
разногласия на основе взаимных уступок,
достижения частичного удовлетворения
своих интересов. Этот стиль в равной мере
предполагает активные и пассивные действия,
приложение индивидуальных и коллективных
усилий. Стиль компромисса предпочтителен
тем, что обычно преграждает путь к недоброжелательности,
позволяет, хотя и отчасти, удовлетворить
притязания каждой из вовлеченных в конфликт
сторон.
Основная задача
в урегулировании любого конфликта
состоит в том, чтобы по возможности придать
ему функционально-положительный характер,
свести к минимуму неизбежный ущерб от
негативных последствий противостояния
или острого противоборства. Такой результат
достижим, если участники конфликта проявят
честный и доброжелательный подход к улаживанию
своих разногласий, общую в этом заинтересованность,
если они приложат совместные усилия к
поиску положительного решения на основе
устойчивого, стабильного согласия всех
сторон.
Возможен двоякий исход конкретного конфликта
— его полное или частичное разрешение.
В первом случае достигается исчерпывающее
устранение причин, вызвавших конфликтную
ситуацию, а при втором варианте происходит
поверхностное ослабление разногласий,
которые со временем могут вновь обнаружить
себя.
При полном разрешении конфликт прекращается
как на объективном, так и на субъективном
уровнях. Конфликтная ситуация претерпевает
кардинальные изменения, ее отражение
в сознании оппонентов означает трансформацию,
превращение «образа противника» в «образ
партнера», а психологическая установка
на борьбу противодействие сменяется
ориентацией на примирение, согласие партнерское
сотрудничество. Частичное же разрешение
не искореняет причины конфликта. Оно,
как правило, выражает только внешнее
изменение конфликтного поведения при
сохранении внутреннего побуждения к
продолжению противоборства. Сдерживающими
факторами выступают либо волевые, идущие
от разума аргументы, либо санкция сторонней
силы, воздействующей на участников конфликта.
Предпринимаемые меры направляются на
то, чтобы убедить или заставить конфликтующие
стороны прекратить враждебные действия,
исключить чье-либо поражение, указать
на средства, способствующие взаимопониманию.
Отдельное лицо или социальная группа,
соотнося интересы конфликтующих сторон
и параметры их поведения, выбирают приоритетный
для себя способ разрешения конфликта,
наиболее доступный и приемлемый в данных
условиях. Необходимо понимание того,
что не всякий стиль, следовательно, и
способ подходят к конкретной ситуации.
Каждый из способов эффективен лишь при
разрешении определенного типа конфликтов.
Широко распространенным способом разрешения
конфликтов является ныне компромисс.
В частности, это связано с тем, что наше
время отличается повышенным динамизмом
событий и тесным сопряжением общественных
сил. Требуются определенное равновесие
и баланс, непременный учет как того, что
ведет к сближению к сотрудничеству, так
и того, что нарушает партнерские отношения,
порождает конкуренцию, противоборство
и обострение конфликтов.
Социальные конфликты в современном российском
обществе органически связаны с его переходным
состоянием и противоречиями, которые
лежат в основе конфликтов. Корни некоторых
из них лежат в прошлом, но свое основное
обострение они получают в процессе перехода
к рыночным отношениям.
Образование новых социальных групп, класса
предпринимателей и собственников, растущее
неравенство, становятся базой возникновения
новых конфликтов. Формируется новое социальное
противоречие в обществе между элитой,
представляющей различные группы новых
собственников и огромной массой народа,
которого отстранили от собственности
и от власти.
Конфликты в современных условиях
отличаются остротой и частым применением
насилия. На основе углубления кризисного
состояния общества, приводящего к столкновениям
различных сил и общностей, обостряются
социальные противоречия и их результатом
становятся социальные конфликты.
Конфликты формируются в различных сферах
жизни общества и обычно именуются как
политические, социально-экономические,
духовные, национальные и т.п. Все они относятся
к категории социального конфликта, под
которым понимается любой вид борьбы и
противоборства между общностями и социальными
силами.
§1. Социально-политические
конфликты.
Конфликт Социально-политический - высшая
ступень в развитии социальных и политических
противоречий в обществе, характеризующаяся
сравнительно острым столкновением сторон
(людей, социальных и политических групп,
сил, институтов и т.д.), тенденцией усиления
их сознательного противоборства в ходе
реализации противоположных интересов.
Социально-политические конфликты могут
охватывать все или только отдельные сферы,
стороны общественной жизни.
Эти конфликты могут развиваться и протекать
то спокойно, сглажено, то могут разгораться
до формы ожесточенных схваток. Потенциальным
источником ожесточенной борьбы за власть
являются новые социальные группы, претендующие
на более высокое положение в политической
жизни, на обладание материальными благами
и властью. В 1993 году победила исполнительная
власть, в руках которой сейчас сосредоточена
вся полнота реальной власти. Но эта борьба
носила верхушечный, элитарный характер
и разрешилась не компромиссом, а силовым
методом с вооруженным столкновением
и кровопролитием.
Можно проследить три аспекта проблем
политической власти в конфликтах российского
общества:
1) конфликты в самой власти,
противоборство между различными политическими
силами за обладание властью;
2) роль власти в конфликтах
в других сферах жизни общества, которые
как то влияют на основы существования
самой власти;
3) роль государственной власти
во многих случаях как посредника.
Функция социально-политических противоречий
и конфликтов в обществе оставалась одной
из самых неразработанных теоретических
проблем социальной философии. Их влияние
является одновременно и положительным,
и отрицательным. Задача социального философа
заключается в выявлении не только положительных
сторон такого конфликта, но и отрицательных.
XX и XXI века были для России периодом нескольких
системных кризисов и социальных революций
- высших форм социального конфликта: война
и революция 1905 года; февральская буржуазно-демократическая
революция 1917 года; пролетарско-социалистическая
революция (ставшая контрреволюцией по
отношению к февральской буржуазно-демократической
революции), которая закончилась созданием
в России пролетарско-социалистической
формации; августовская (1991 года) номенклатурно-
Кризис современной России вызван, прежде
всего, теми революционными процессами,
которые продолжились после августа 1991
года. Сначала казалось, что в стране, развернулась
буржуазно-социалистическая (социал-демократическая)
революция, к которой Россия в принципе
была готова вследствие своего советского
(пролетарско-
Опыт ельцинского и путинского этапов
в развитии России демонстрирует обострение
старых и возникновение новых социально-политических
конфликтов между политическими партиями,
между ветвями власти, между центром и
регионами, между центром и национальными
регионами, между центром, регионами и
местным самоуправлением и т.п. Зачастую
эти конфликты ведут не к улучшению жизни
и развитию страны, а к ухудшению жизни
народа и страны.
Информация о работе Причины возникновения, функции и субъекты социальных конфликтов